Романский стиль в искусстве: идея и признаки художественного стиля, влияние романского стиля на культуру других государств стиль в культуре
| идея стиля
| признаки стиля, объекты
| Романский
| Безграничное и грозное могущество Бога
Завоевания во имя Христа
Замковый или монастырский стиль
| – массивные стены, окна-бойницы,
– круглые или крестообразные в основе храмы, башни и базилики,
– в изображениях – многочисленные отклонения от реальных пропорций тела,
– стенные росписи и монументальные рельефы
| Характерные черты романского стиля:
Преобладающие и модные цвета
| Коричневый, красный, зеленый, белый
| Линии
| Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные
| Форма
| Прямоугольная, цилиндрическая
| Характерные элементы интерьера
| Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру
| Конструкции
| Каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом
|
Готика – вершина культуры средневековья: характеристика стиля
стиль в культуре
| идея стиля
| признаки стиля, объекты
| Готика
| Материнство, нравственное страдание, мученичество, душевная стойкость человека – жертвы насилия, стремление к свету
| – устремленность конструкций вверх, вертикальность композиции,
– стрельчатая ярка,
– сложная каркасная система опор и ребристый свод,
– витражи,
– круглое окно-роза, подвижность
– скульптурных фигур, скульптурные группы
| Характерные черты стиля готика
Преобладающие и модные цвета
| Желтый, красный, синий
| Линии стиля готика
| Стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии
| Форма
| Прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы
| Характерные элементы интерьера
| Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру
| Конструкции стиля готика
| Каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций
|
Вопросы для групповой рефлексии:
1. В чем двойственность идеи культуры средневековья: каноны для знати и каноны для простолюдинов?
2. Какой из стилей средневековой культуры наиболее привлекателен для культурного туризма? Каковы его основные достоинства?
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Народная культура – контркультура средневековья: ее мировые образцы.
2. Рыцарство как субкультура средневековья.
Темы эссе:«Признаки стиля средневековой культуры в современной архитектуре»,«Готика – возвращение стиля», «Мое восприятие средневековой культуры».
Темы рефератов и мультимедиа-презентаций:
1. Готика – вершина средневековой архитектуры.
2. Памятники рыцарской субкультуры: замки, ристалища, монастыри.
3. Памятники византийской культуры.
4. Византийский стиль в архитектуре и изобразительном искусстве России.
5. Памятники романской культуры.
6. Памятники готической культуры.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1. К признакам византийского стиля в памятниках средневековой культуры не относятся:
1) приземистость и основательность храмов
2) ярусность строений
3) яркая смальтовая мозаика
4) витражи и статуи
5) иконопись
Вопрос 2. Появление канонических, плоскостных и иератичных изображений человека характерно для стиля:
1) романского
2) готического
3) древнеримского
4) византийского
Вопрос 3. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
1) романский
|
| А – устремленность конструкций вверх, витражи, украшение статичными скульптурами
| 2) византийский
|
| Б – возврат к античной классике, палаццо и виллы, реалистичность изображений и скульптур
| 3) готический
|
| В – иератичность изображений, яркость мозаик, кубоватая капитель, аркада на колоннах
| 3) ренессанс
|
| Г– окна-бойницы, круглые или крестообразные в основе храмы, башни и базилики,в изображениях – многочисленные отклонения от реальных пропорций тела
| Вопрос 4.Основные признаки готического стиля в архитектуре:
1) устремленность храмовых строений вверх, вертикальность
2) стрельчатая арка и стрельчатое окно
3) приземистость и основательность храмовых строений
4) украшение фасада и крыши фигурами или фигурными группами
Вопрос 5. Для какого стиля в архитектуре средневековой культуры характерно использование витражей:
1) готический
2) романский
3) византийский
Вопрос 6.В основе романского стиля средневековой культуры лежат идеи:
1) страшного суда и карающего Бога
2) завоеваний во имя Господня
3) жертвы и мученичества человека в земной жизни
4) милосердного и любящего Бога
Вопрос 7.В архитектуре каких стран представлен в большей мере готический стиль:
1) Франция
2) Россия
3) Иран
4) Германия
5) Чехия и Словакия
6) Польша
Вопрос 8. Появление смиренных и страдающих изображений грешного человека характерно для стиля:
1) романского
2) готического
3) древнеримского
4) византийского
Вопрос 9. Для какого стиля в архитектуре средневековой культуры характерно использование керамических «блюд»:
1) готический
2) романский
3) византийский
Вопрос 10.Для какого стиля в памятниках культуры средневековья характерно изображение непропорциональных фигур людей:
1) готический
2) романский
3) византийский
Методическое обеспечение лекционного занятия:
мультимедиа-презентация №8 «Памятники культуры средневековья»;
Литература к теме:
1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.
2. Карсавин, Л.П. Культура Средних веков / Л.П. Карсавин. – М.: Книжная находка, 2003.
3. Качановский, В.В. История культуры Западной Европы / В.В. Качановский. – Минск: Экоперспектива, 1998.
4. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.
Тема 2.6. Памятники Культуры эпохи Возрождения
(2 часа)
Цель занятия:сформировать представления об основных особенностях памятников культуры эпохи Возрождения (Ренессанса).
Задачи:
1. Формировать представления о культурной эпохе и стилях Ренессанса (ХХIV – ХVI вв).
2. Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей эпохи Возрождения.
3. Создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры эпохи Возрождения.
Вопросы к лекционному занятию:
Возрождение и расцвет культуры: архитектура, скульптура и живопись от дученто до маньеризма.
Иллюстративный материал:
Памятники архитектуры Проторенессанса: церковь Санта Кроче и дворец Палаццо Веккио во Флоренции (Арнольфо ди Камбио), купол собора Санта Мария дель Фиоре и церковь Сан Лоренцо во Флоренции (Филиппо Брунеллески); фасады церквей Санта Мария Новелла во Флоренции, Сан Франческо в Римини и Сант Андреа в Мантуе (Леон Баптиста Альберти).
Скульптура и живопись Проторенессанса: творения Никколо Пизано, Пьетро Каваллини, Джотто.
Культура Раннего Возрождения. Творчество Лоренцо Гиберти. Фрески Сикстинской капеллы в Ватикане и живописные полотна Сандро Боттичелли. Полиптих в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции и росписи капеллы Бранкаччи Мазаччо и пр.
5. Памятники архитектуры эпохи Высокого Возрождения: собор Святого Петра и монастырь Сан-Пьетро ин Монторио в Риме, двор бельведера в Ватикане, церковь Санта-Мария делле Грация в Милане (Донато Браманте).
6. Архитектура эпохи Позднего Возрождения: творения Андреа Палладио.
7. Памятники культуры Северного возрождения: живопись и графика Альбрехта Дюрера, М. Грюневальда, Лукаса Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, Г. Гольбейна Младшего, Ганса Бальдунга, скульптура Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта и пр.
|