Рациональное использование возможностей исторических городов: новые подходы и технологии Предпосылки и условия. В малых городских поселениях Беларуси сохранилось большое количество историко-культурных ценностей. Однако многие из них разрушаются, находятся в плохом техническом состоянии. Поэтому вопросы сохранения, восстановления и рационального использования памятников истории и культуры особенно актуальны и требуют незамедлительного решения.
Критерием благоприятности поселений для развития туризма является наличие в них объектов, отвечающих следующим требованиям:
1) уникальность, необычность, отсутствие аналогов в других регионах;
2) широкая известность;
3) познавательная ценность, связь с важными историческими событиями, выдающимися личностями мировой истории;
4) высокая художественная ценность самого объекта и его окружения;
5) сохранность и подготовленность к показу;
6) удобство и доступность расположения.
Развитие туристской инфраструктуры. Эффективное функционирование туристских центров невозможно без развитой инфраструктуры. Она включает объекты проживания, питания туристов, развлечений, проведения досуга, информационного, туристско-экскурсионного обслуживания, связи, банковских, страховых услуг, торговли, бытового, транспортного обслуживания, спорта, оздоровления, оказания медицинской помощи, охраны и поддержания правопорядка.
Организация ландшафтно-рекреационных территорий. В качестве мест отдыха туристов могут использоваться исторические или современные парки, другие природные ландшафты с благоприятными условиями – естественными и искусственными водоемами, лесами, озелененными пространствами.
Организация транспортных и пешеходных связей. Увеличение людских и транспортных потоков с развитием туризма в малых исторических городах неизбежно потребует развития улично-дорожной сети и совершенствования транспортных связей. Это значит – организации удобных подъездов, рассчитанных на проезд крупногабаритных туристских автобусов к основным объектам туристского показа, гостиницам, кратчайшего сообщения между ними и железнодорожными и автобусными вокзалами; создания транспортных обходов зон концентрации историко-культурных ценностей и объектов обслуживания туристов; максимально возможного разделения транспортных и пешеходных путей сообщения; размещения автостоянок необходимой емкости вблизи мест массовых посещений.
Формирование культурно-туристских зон. В малых исторических городах – перспективных центрах туризма целесообразно формирование культурно-туристских зон. Они должны обеспечивать охрану и поддержание в надлежащем состоянии историко-культурных и природных ценностей, рациональное использование их в качестве объектов туризма, развитие сервисной сети. Это в свою очередь активизирует социально-экономические процессы в поселениях, приведет к созданию новых рабочих мест, повышению уровня доходов и улучшению условий жизнедеятельности местного населения.
Вопросы для групповой рефлексии:
1. Историческая зона города, исторический город и историческое поселение: равноправны ли их статусы и степень вмешательства с целью сохранения?
2. Приведите примеры исторических городов и поселений Беларуси, которые представляют интерес в историческом контексте.
Вопрос для самостоятельного изучения:
Использование инновационных технологий в презентации исторических городов в контексте развития культурно-познавательного туризма.
Тема эссе:«Мой город в истории и история моего города»
Тематика рефератов (мультимедиа-презентаций):
1. Исторические города и поселения на территории Беларуси: Туров, Несвиж, Мир, Полоцк и др.
2. Замки (храмы и костелы, фольварки и замки) Беларуси.
Контрольные вопросы:
1. Каковы признаки исторического города или поселения.
2. Назовите категории исторических городов и поселений в контексте ценности их архитектурно-градостроительного наследия.
3. Какие из исторических городов и поселений Беларуси известны за пределами нашей страны и в связи с чем?
4. Назовите основные направления развития исторических городов и поселений в контексте культурно-познавательного туризма.
Методическое обеспечение лекционного занятия:
мультимедиа-презентация № 13 «Исторические города и поселения Беларуси в контексте культурно-познавательного туризма»;
Литература к теме:
4. Кулагин, А.Н. Католические храмы Беларуси / А.Н. Кулагин. – Минск: Белорусская энциклопедия, 2001.
5. Кулагин, А.Н. Православные храмы Беларуси / А.Н. Кулагин. – Минск: Белорусская энциклопедия, 2001.
6. Ткачев, М.А. Замки Беларуси / М.А. Ткачев. – Минск: Беларусь, 2002.
Тема 3.2. Музейный туризм (2 часа)
Цель занятия:сформировать представления об основных особенностях музейного туризма, его характеристиках, возможностей развития.
Задачи:
1. Формировать представления о значении музейного туризма для сохранения и продвижения объектов мирового и национального культурного наследия.
2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении проблемы сохранения национального культурного наследия.
3. Создавать условия для развития чувства сопричастности к благородной миссии сохранения объектов мирового и национального культурного наследия посредством музея и музейного туризма.
Вопросы к лекционному занятию:
1. Музей как феномен культуры.
2. Музейный туризм как составляющая культурного туризма и деятельность.
3. Стратегические ресурсы для развития музейного туризма в туроператорской деятельности.
4. Специализированный программный туризм.
Музей как феномен культуры
Историческое формирование понятия «музей»:
– святилище муз, место для занятия литературой, наукой и научного общения (Др.Грец.);
– коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины» (Ренессанс);
– учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ (Просвещение).
В наши дни в изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как:
– научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов;
– «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды» (ИКОМ).
Музейный туризм как составляющая культурного туризма
И деятельность
Музейный туризм это:
– путешествие, в основе которого лежит посещение музеев, разновидность познавательного;
– разновидность туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий;
– специфическая деятельность музеев в сфере познавательного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера (создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, музейных магазинов и т.д.), а также в ряде случаев по организации туристского цикла (размещение, питание, трансфер, информационное обеспечение и др.).
Аспекты, влияющие на развитие музейного туризма:
– переход общества в постиндустриальную фазу;
– рост мобильности современного человека;
– глобализация процессов, идущих в современном обществе.
В современном туристском комплексе музей выступает в нескольких качества, таких как:
– способ производства символических ценностей, в основе которого лежат интерпретационные и коммуникационные техники;
–символический ресурс, обладающий значительным созидательным потенциалом;
– своеобразный культурный продукт, непрерывно генерируемый региональным сообществом;
– инструмент организации многостороннего продуктивного взаимодействия в региональном экономическом пространстве.
|