История становления музееведения Музей – это средство сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия. Музей, как и любой социальный институт, в ходе исторического развития претерпел определенные трансформации.
Теория и методика музейного дела исследует происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и т.д.
Первой попыткой сформулировать некую «музейную теорию» исследователи считают книгу Й.Д. Майора «Ничего не предрешающие общие рассуждения о художественных и естественно-научных собраниях» (Киль, 1674).
В конце XIX в. доктор Й.Г. Грассе вводит в обращение термин музеология в статье "Музеология как наука" (Дрезден, 1883), в которой был обозначен исследовательский потенциал этой области знания и сделана попытка утвердить ее как новую научную дисциплину.
В конце XIX века складывается учение философа-утописта, русского космиста Н.Ф. Федорова – единственного философа, в учении которого значительное место уделено концепции музея. Н.Ф. Федоров значительно расширил представление о значении и возможностях музея.
Значительные достижения в развитии теории были сделаны советскими музееведами 1920-х годов (Н. Романов, Ф. Шмит, И. Грабарь, А. Зеленко и др.), заложившими основу советской музееведческой школы. Современный этап становления музееведения как научной дисциплины начинается в 1960-е гг. и связан с деятельностью ученых из СССР и стран Восточной Европы.
Основные понятия музееведения
Общее музееведение изучает закономерности, характерные для любого музея как института социальной памяти. Специальноемузееведение, связанное с профильными дисциплинами, изучает эти закономерности применительно к особенностям и функционированию музея определенного профиля.
Объект музееведения – музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях.
Предмет музееведения – объективные закономерности, относящиеся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством музейных объектов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея.
Метод музееведения. Музееведение пользуется методами, заимствованными из арсенала различных гуманитарных и естественных наук:
– методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, педагогики, психологии, социологии;
– рентгенография, спектрография и др.
– методы полевого исследования, непосредственного наблюдения;
– экспериментальные методы, в т.ч. исторический эксперимент;
– метод моделирования и др.
Разделы (составляющие) музееведения
Выделяют следующие разделы (составляющие) музееведения:
Историческое музееведение
1.2. Историография
Теоретическое музееведение
2.1. Общая теория музееведения
2.2. Теория документирования
2.3. Теория тезаврирования
2.4. Теория коммуникации
Прикладное музееведение
3.1. Научная методика. Общие методики разрабатываются применительно ко всей совокупности музеев независимо от типа, вида и профиля, специальные ориентированы на конкретные типы и профили музеев.
3.2. Техника
3.3. Организация и управление
Музейное источниковедение
Музеография
5.1. Научные методы музееведческого исследования.
История музееведения. Периодизация истории музейного дела
Образная схема истории отечественного музейного дела:
– в 18 в. в России появился музей,
– в 19 в. – музейное дело,
– в 20 в. – музееведение.
Периодизация музейных процессов, в основу которой положено представление о музее как некой культурной форме, выработанной человечеством на определенном этапе развития:
1. Протомузейный период – до начала 18 в.
2. Генезис музея как культурной формы:
– возникновение музеев в России и адаптация новой культурной формы к российским условиям (18 в.);
– развитие музея и превращение его в национальную культурную форму. На этом этапе происходит формирование музейного мира как особой сферы культурной жизни (начало-конец 19 в.);
– приобретение музеем статуса "культурной нормы" (1890-е -1920-е гг.)
3. Включение музеев в отечественную культурную традицию:
1. Музеи советской эпохи (1930-е - 1980-е гг.);
2. Музеи постсоветского времени (1990-е гг.).
Понятие музеефикации
Музеефикация – направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности.
Две формы музеефикации:
– «под музей», т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы,
– «как музей», то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа.
Сегодня все чаще используется частичная (или «мягкая») музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины).
Критериями музеефикации являются:
– частота встречаемости предмета или объекта, т.о. музеефикации предназначены наиболее редкие, единичные или уникальные экземпляры.
– ценность предмета или объекта (художественная, историческая, материальная);
– разрушаемость, исчезаемость, раритетность предмета или объекта.
Последовательность музеефикации
Последовательность музеефикации предмета или объекта:
1) детальное описание (фото, видео, параметры и пр.)
2) воспроизведение «истории» предмета или объекта
3) каталогизирование (присвоение номера, классифицирование и поиск места среди аналогов и придание статуса («жемчужина», один среди других, в фонд и пр.)
4) подготовка к экспонированию.
В настоящее время выделяют шесть типов музейных предметов, или источников:
– вещественные,
– изобразительные,
– письменные,
– фонические источники,
– фото- источники,
– кино-источники.
Вопросы для групповой рефлексии:
1. Какова историческая необходимость в организации и развитии музеев?
2. В чем их современное предназначение?
3. Какое из учреждений культуры выполняет функции подобные музею, но не может подменить его эстетическое назначение?
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Понятие музеефикации. Последовательность музеефикации.
2. Музеефикация ландшафтов и памятников.
Вопросы к лекционному занятию №2:
1. Систематизация музеев. Принципы систематизации.
2. Профильные группы музеев.
3. Гуманитарные профильные группы.
4. Отраслевые музеи, их характеристика и перечень возможных.
5. Типы музеев.
Систематизация музеев. Принципы систематизации
Систематизация музеев – разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам. Необходимость систематизации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев и появляется разнообразие форм музейных учреждений.
В настоящее время наиболее употребимо деление на следующие группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея.
– Профильные группы музеев
– Группы музеев по типу хранимого наследия
– Группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев)
– Живые музеи
Профильные группы музеев
Музеи по типам и профилям делятся по принадлежности к определенной отрасли производства, науки, искусства на:
– исторические
– естественнонаучные
– искусствоведческие
– литературные
– технические
– исследовательско-научно-просветительские (публичные)
– исследовательские (при НИИ)
– учебные.
К музеям исторического профиля относятся общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические.
К искусствоведческим – музеи изобразительного и прикладного искусства – художественные музеи и галереи, а также театральные и музыкальные.
К техническим – политехнические, технические, отраслевые, транспорта и т.д.
К музеям естественнонаучного профиля – зоологические, ботанические, геологические и т.п.
Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства.
Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности.
Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию – вплоть до музеев одного объекта.
|