Обратная связь
|
Модуль 6. Социальная философия (2 часа) Вопросы:
1.Место социальной философии в системе философских знаний. Общество как развивающаяся система.
2.Проблемы исторического прогресса. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.
3.Философия власти, права и туризма
4.Философия культуры
Первый вопрос. Место социальной философии в системе философских знаний. Общество как развивающаяся система.
Общество является объектом изучения социальной философии, социологии, политологии, социальной психологии истории. В отличие от других гуманитарных наук, которые изучают какую-либо одну сферу общества, предметом социальной философии является знание об обществе в целом, в единстве всех его сфер и компонентов. Социальная философия как раздел философии изучает сущность, специфику, структуру общества; проблему происхождения и развития общества; судьбы и перспективы общественного развития.
Общество – это выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, для которой характерна системная организация и специфические законы развития.
Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Социальная сфера – это сфера общественной жизни, где решаются проблемы здравоохранения, народного образования и социального обеспечения материальными и духовными благами. Политическая сфера общества является сферой между социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.
В философии можно выделить три концепции общества:
1. Общества как система отношений. Так, согласно Марксу, основу общества составляют производственно-экономические отношения, определяющие политические, правовые, нравственные, религиозные, художественные, философские и другие отношения.
2. Общество как структурно-функциональная система (Т. Парсонс). Согласно Парсонсу, в обществе функционирует четыре подсистемы: экономика (отвечает за адаптацию общества к окружающему миру), политика (отвечает за достижение поставленных целей), право (отвечает за поддержание бесконфликтности и гармонии внутри общества) и социализация (отвечает за воспроизводство существующхй связей и отношений).
3. Общество как совокупность социальных действий индивидов (М. Вебер).Согласно Веберу, социальное действие – это действие осмысленное и ориентированное на другого человека. Вебер выделил четыре вида социальных действий: аффективное (основано на чувствах и эмоциях), традиционное (на традициях, обычаях), ценносто-рациональное и целерациональное действие.
Общество как развивающаяся система.
Общество как развивающаяся система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой структур. В философии выделяют различные типы социальных структур: этническая, демографическая, классовая, профессионально-образовательная и т.д.
Основными элементами этнической структуры общества являются род, племя, народность, нация. Род и племя – это кровнородственное объединение людей, для которых характерно общее происхождение, поселение, язык, обычаи и традиции. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру и зачатки экономических связей. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, для которой характерно наличие единой территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и менталитета.
Демографическая структура общества характеризует народонаселение – совокупность людей, проживающих в определенном регионе. Важнейшими демографическими показателями является численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность.
Поселенческая структура выражает пространственную форму организации общества и характеризует объединение людей по их принадлежности к тому или иному типу поселения (сельские, городские). Данные типы поселений различаются особенностями профессиональной занятости населения, количеством рабочего и свободного времени, доступом к образованию, возможностями удовлетворения духовных потребностей ит.д.
Классовая структура рассматривает общество как совокупность классов, которые различаются социально-экономическими параметрами. Так выделяется бедный, средний и богатый класс общества.
Стратификационная структура (strata – слой) рассматривает общество как совокупность слоев, групп, которые различаются правами, обязанностями, наличием собственности и доступом к власти. Страта – это группа людей, обладающих одинаковым положением в обществе. Согласно концепции социальной мобильности человек может изменить свое положение в обществе. Человек может изменить свой статус или в профессиональной, экономической, политической сферах (вертикальная мобильность), или в в рамках одного и того же социального уровня (горизонтальная мобильность).
Роль личности в истории
Народ – творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его опыт, знания, сознательность. Неуклонный рост влияния народа на жизнь общества в свою очередь обуславливает колоссальное ускорение темпов исторического развития.
В отдельные моменты истории в качестве субъекта социальной динамики может выступать толпа. Толпа – это случайное или почти случайное сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом. Она представляет собой простое множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства. С позиций психологии толпа отличается резкой ослабленностью разумного контроля в своем поведении. Вследствие этого в толпе главным образом проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей. Поведение толпы подвержено сильному воздействию лидера, в качестве которого выступает человек, быстрее и лучше других уловивший настроение толпы или способный возбудить в ней желаемый им настрой. Стихия толпы всегда в конечном счете кончается поражением, выявляя ограниченность и неудачу духа: в психологии толпы нет собственного творческого преодоления стихии.
Народ – творец истории, но решающая роль народных масс, классов в истории не означает отрицания или принижения роли отдельных личностей. Роль личности в истории определяется особым местом, которое она занимает, функцией, которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие ее на историческую сцену, и показывает, что она может сделать в истории, а что не в ее силах. Историческую личность можно определить как личность, вознесенную силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории.
История человечества наполнена огромным множеством событий, и во всех случаях они направлялись различными по своему моральному облику личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, личность может оказать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко бывает, и то и другое. Выдвижение личности обусловливается и потребностями общества, и личными качествами людей.
Историческую личность необходимо оценивать с точки зрения того, как она выполняет задачи, возложенные на нее историей. Прогрессивная личность ускоряет ход событий.
Сам факт выдвижения на роль исторической личности конкретного человека – это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, – чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится. Зачастую в силу исторических условий весьма важную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным.
Следуя утверждению о том, что в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа, как дерево от почвы, на которой оно растет.
Как бы гениальна ни была историческая личность, ее поступки как правило обусловлены сложившейся совокупностью общественных событий. Вместе с тем детерминированный характер и событий, и поведения личности оставляет большой простор для выявления ее индивидуальных особенностей. Своей проницательностью, организационными дарованиями и оперативностью личность может помочь избежать, например, в войне лишних жертв.
Деятельность политического вождя предполагает способность глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умение сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы.
Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменять лишь индивидуальную форму событий и некоторые частные их последствия. Они не могут изменить их общее направление и тем более повернуть историю вспять: это выше сил отдельных личностей, как бы сильны они ни были.
Огромный вклад в развитие исторического процесса вносят гениальные и исключительно талантливые личности, творившие и творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства и религиозной мысли. В духовном творчестве колоссальную роль играют личные дарования, талант и гениальность. Чем одареннее, чем талантливее, чем гениальнее человек, тем больше творчества вносит он в свой труд. Гений – это человек, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении своих целей.
Большую роль в мировой истории играют харизматические личности. Харизматической называют духовно одаренную личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная (божественного происхождения) по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку.Необычность харизматической личности признается всеми, но моральная и историческая оценка их деятельности неоднозначна. И.Кант, например, отрицал харизму, т.е. человеческое величие с позиций христианской морали. А Ф.Ницше считал появление героя необходимым и даже неизбежным.
Таким образом, при любой форме государственного устройства на уровень главы государства выдвигается та или иная личность, которая призвана играть чрезвычайно ответственную роль в жизни и развитии данного общества. От личности руководителя зависит очень многое, но, разумеется, далеко не все. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства.
Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества. Цивилизация и культура.
Термин «цивилизация» (от лат. Civilis – гражданский, государственный) используется в различных смыслах. Во-первых, как историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства и характеризуется образованием классов, государства, урбанизацией и возникновением письменности. В такой интерпретации термин «цивилизация» служит для противопоставления собственно социальной формы организации жизни общества кровнородственным, естественно сложившимся формам. В современной литературе термин «цивилизация» сохраняет свой первоначальный смысл как противопоставление варварству. Во-вторых, понятие цивилизации используется как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство («мировая цивилизация»). В-третьих, как синоним термина «материальная культура»: то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой (жилище, бытовая техника, транспорт и связь). В-четвертых, как характеристика единства исторического процесса. Развитие общества в этом случае характеризуется понятиями «цивилизованность», «низшая ступень развития цивилизации», «промежуточные стадии цивилизации». Однако названное понимание цивилизации не является достаточным, поскольку отсутствует критерий, позволяющий определить степень ее развития.
Важный вклад в понимание сущности цивилизации был внесен этнографами в XIX – XX вв. Э.Тэйлор отождествил культуру и цивилизацию, полагая, что оба эти понятия обозначают весь комплекс знаний, верований, морально-этических концепций, юридических установлений, практических навыков, приобретаемых людьми в ходе истории.
Однако между цивилизацией и культурой имеются различия. И.Кант одним из первых заметил эти различия. По мнению И.Канта, цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни. Культуру он связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.
О.Шпенглер абсолютизировал различие, определив цивилизацию как момент в развитии культуры. В его концепции, а также в концепциях П.Сорокина и А.Тойнби цивилизация определяется как этап вырождения культуры, как царство технико-механических элементов, вытесняющих органически-жизненное начало, сконцентрированное в культуре.
Н.А.Бердяев предполагал, что цивилизация первичнее и старее культуры. Под цивилизацией он понимал всякий социализирующий процесс. Различие между культурой и цивилизацией Бердяев видел в том, что цивилизация является социально-коллективным процессом, а культура – процессом индивидуальным, идущим вглубь. По его мнению, цивилизация означает большую степень объективации и социализации, культура же более связана с личностью и духом.
Таким образом, одни исследователи выделяют в истории общества этапы цивилизации и этапы культуры, другие полагают, что культура и цивилизация возникают и существуют одновременно. Одни авторы отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие – нет. В многообразии мнений общим является почти единодушное признание значимости цивилизации как формы, синтезирующей все многообразие общественных отношений и институтов в некое качественно определенное образование. Если признать, что цивилизация – результат возникновения классового общества и государства, ее возникновение объективно связано с давлением государственных и религиозных институтов на всю общественную жизнь, в том числе на культуру.
Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без своей культуры, не существует и культуры без цивилизации. И культура, и цивилизация имеют нормативную природу. Различие между ними состоит в том, что цивилизация создает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь, культура создает условия развития цивилизации, являясь творчеством нового.Как один из элементов цивилизации культура соответствует ее, но как элемент, способный к самостоятельному развитию, она может вступать в противоречие с цивилизацией. Данное противоречие является источником развития и культуры, и цивилизации, а их тождество означает застой и гибель. Тождество теоретически возможно лишь как полное подавление цивилизацией культуры.
Цивилизация создает общие предпосылки культурного процесса, это явление глобального масштаба, охватывающее огромные регионы и континенты. Культура является конкретным воплощением этих предпосылок, она индивидуализирована, уникальна, имеет ярко выраженный этнический характер. Одна и та же цивилизация создает множество культур. Так, европейская цивилизация включает английскую, немецкую, французскую и др. культуры.
Цивилизация является носителем социальной статики, самоподдерживающейся неизменностью общества. Культура – носитель социальной динамики, она формирует и одновременно формируется сама творческим меньшинством личностей.
Цивилизация представляет собой конструкцию общества с исторически сложившимися и относительно неизменными социальными структурами и нормативно фиксированными отношениями между ними.Она определяет характер и направленность жизненного существования людей, их социальности. Каждая цивилизация вырабатывала особую систему кодирования, хранения и трансляции социального опыта, получавшего специфическое выражение в социальных нормах. Главная роль в трансляции социального опыта принадлежала языку межличностного общения.
В качестве высшего объединяющего начала цивилизации, гарантирующего ее сохранение, выступает верховная власть, представленная государством с его разветвленной системой правовых норм.
Анализ влияния универсальной системы норм, регламентирующих общественные отношения, позволяет объяснить многообразие цивилизаций.
Каждый тип цивилизации характеризуется специфическими особенностями политической системы и характером своих правовых установлений. Цивилизации отличаются также способами кодирования, хранения и трансляции информации.
Выделяют цивилизации европейского и неевропейского типов. Характерными чертами неевропейской цивилизации являются: деспотическая власть, бесправие подданых, общинная структура, невыделенность личности, неразвитость права, приниженность индивида. В духовной сфере традиционной цивилизации господствуют религиозно-мифологические представления.
Европейская цивилизация основана на становлении правового государства, выдвижении в центр общественной жизни личности как высшей ценности с ее инициативой. Для европейской цивилизации характерно доминирование в культуре научной рациональности, постоянное стремление к обновлению.
По времени возникновения и гибели выделяют современные и умершие цивилизации.
По характеру социально-политической жизни выделяют традиционные, либеральные и цивилизации промежуточного типа.Данная типизация цивилизаций по своему содержанию частично совпадает с разделением на европейский и не европейский тип. Так, традиционные цивилизации представляют собой первоначальную форму общественной жизни, для которой было характерно господство аграрно-ремесленного производства, деспотическая организация власти, невыделенность личности. Либеральная цивилизация связана с культурным и политическим плюрализмом и становлением правовой системы. Для нее характерен принцип свободы и самовыражения личности.
Феномен власти. Власть и политика.
Феномен власти сравнительно недавно стал объектом исследования становящейся на ноги отечественной философии политики. До момента самоликвидации СССР, где на протяжении нескольких десятилетий господствовала идеология коммунизма робкие попытки представителей политической науки, социологов и психологов собрать какие-либо эмпирические данные, позволяющие составить хотя бы какое – то объективное представление о политической власти ее носителях, выявить их сущностные характеристики и прогнозировать функциональные возможности – все это решительно пресекалось и блокировалось со стороны управленческого аппарата «власть народная и нечего мол здесь больше заниматься поисками.
Однако необходимость построения правового государства настоятельно требует глубокого научного знания сущности и природы политической власти. Она может быть как мощным средством и механизмом создания такого государства, так и главным непреодолимым препятствием на его пути.
Понятие власти одно из центральных во всех общественных науках. Бертран РАССЕЛ (18 мая 1872 — 2 февраля 1970) - англ. математик, философ, лауреат Нобелевской премии по литературе - считал, что "фундаментальным понятием в общественных науках является власть, в том же смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики", т.е. власть - "социальная энергия общества". ВЛАСТЬ - онтологическое основание социального бытия. Без власти общества нет. Работа "ВЛАСТЬ".
Борьба за власть является генератором всей политической жизни. Оно используется в очень широком смысле, включает в себя власть на семейно-бытовом уровне и власть в обществе, необходимую для упорядочения жизни людей. В общем смысле власть можно определить как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - авторитета, права, насилия. Властные отношения объективно возникают в обществе, где существуют социальные группы, и возникают из несовпадения социальных интересов и ради достижения определенных целей, совокупность которых носит название - управление. Отношения власти диалектично связаны с управлением социальными процессами. Управление - это целенаправленное воздействие на социальную систему для обеспечения ее оптимального функционирования, стабильности и саморазвития. Взаимодействие субъекта управления и объекта управления несут в себе отношения власти, отношения господства и подчинения.
Объективными условиями власти являются:
1. Наличие объекта и субъекта. 2. Наличие приказа, повеления. 3. Наличие подчинения. 4. Нормы, регулирующие эти властные отношения.
Власть – это всегда двухстороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Субъект власти определяет содержание властного отношения через властное повеление – приказ, распоряжение. Для реализации этого повеления он может использовать наказание (санкции) и т.д.
Объект власти в таком контексте представляется как пассивное начало, на которое воздействует субъект. Объекты власти: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д.
Объект должен повиноваться, исполнять приказы, распоряжения. Но это не пассивное повиновение. Власть – это активное взаимодействие субъекта и объекта.
В любом случае властным отношениям имманентно (т.е. внутренне) присущи два аспекта:
1. Конфликтный аспект, обусловленный противоречиями социальных отношений и содержащий механизм разрешения социальных конфликтов, позволяющий принять решение, регулирующее развитие социальной группы, общества в конфликтной ситуации. Власть – главный фактор в процессе разрешения конфликтов.
2. Целевой аспект, который обусловлен целостностью социальной общины. Целевой аспект - включает организацию групповых действий для достижения общей цели.
Властеотношения – это отношения между порядком и свободой.
Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес.
Способность одного индивида влиять на другого связана с наличием у субъекта власти ресурсов.
Ресурсы власти представляют собой совокупность методов и средств, с помощью которых реализуется властная воля. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.
Выделяют следующие ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т. д.
Власть и политика неразрывны. Важность изучения взаимосвязи власти и политики заключается в том, что проблема власти является с одной стороны системообразующим фактором политики, а с другой – онтологическим основанием бытия. Отличительной особенностью политической власти является ее общественный характер. Это значит, политическая власть выражает волю значительной части общества, прежде всего всех тех, кто активно поддерживал на выборах победившую партию. Своеобразие политической власти выражается следующим определением: «Политическая власть есть организованная воля одной группы людей по отношению к другой, на основе которой осуществляется подчинение во имя достижения определенных целей». Политическая власть существовала не всегда. В примитивных обществах власть носила неполитический характер общинной, родоплеменной власти. Политическая жизнь (а следовательно и власть) возникала по мере увеличения социального расслоения общества, по мере увеличения социального неравенства.
Власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за овладение властью и ее удержание - проблема политическая. Она отражает объективную потребность в организации, удовлетворении волевых устремлений, необходимости в саморазвитии и поддержании целостности общества, достижении поставленных целей. Назначение власти проявляется также в поддержании общественного порядка, выявлении и разрешении возможных противоречий, достижении консенсуса в обществе, применении таких слагаемых власти, как принуждение и насилие для стабилизации общества. Следует иметь в виду - государственная власть - это всегда политическая власть, но не всегда политическая власть есть власть государственная (власть фаворитов, временщиков). Государственная власть представляет собой высшую форму политической власти, располагающую обособленным аппаратом управления.
Политическая власть имеет ряд существенных черт: суверенитет, верховенство, неделимость. Сильную политическую власть характеризуют также такие черты, как авторитетность или способность интегрировать общество, уважение граждан, наличие вызывающей доверие общества целостной реалистичной программы решения экономических и социальных проблем.
Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.
Легитимность власти. Важнейшим атрибутом власти является постоянная потребность в ее оправдании, признании законности, полезности для общества Легитимность - это способность власти создавать и поддерживать у населения убеждение в том, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.
Власть, пренебрегающая требованиями легитимности, недолговечна.
Вопрос четвертый Философия культуры
Понятие культуры и основные направления ее философского осмысления.
Феномен культуры представляет собой сложную и многогранную структуру. Об этом свидетельствует существующая в настоящее время расплывчатость представлений о культуре
Если сравнить определения культуры, которых насчитывается более 500, то можно обнаружить существенные различия между ними. Явление культуры многогранно, оно охватывает все сферы жизни личности и общества. Универсального определения понятия «культура» нет. Здесь возможны различные подходы, связанные с теми или иными конкретными целями.
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия.
Слово «культура» появилось свыше 2-х тысяч лет назад и этимологически означало «обрабатывать», «возделывать». Первоначально оно применялось лишь как агротехнический термин «обработка, культивирование почвы».
Цицерон впервые применил слово «культура» применительно к воздействию на человеческий ум. В Древнем Риме понятие «culturа» противопоставлялось другому понятию – «natura», т.е. природа. Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина «культура», исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком в отличие от того, что создано самой природой. К XVIII веку смысл понятия изменился, приобрел новые оттенки. Под культурой стали понимать процессы совершенствования человечества в целом, очищение нравов, развитие общества в соответствии с потребностями "естественной" природы человека. И.Г.Гердер обращает внимание на внутреннюю целостность культуры, наличие различных типов культур. Его идеи положили начало сравнительно-историческому изучению культур, конкретному анализу традиций, обычаев, нравов. В немецкой классической философии (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель) сфера культуры лежит за пределами социального в узком смысле, сферы межличностных связей; она - область свободы человеческого духа, подчиняющаяся единым внутренним законам развития. В XVIII веке формируется критический подход к культуре, противопоставление культуры чистоте нравов "естественного" человека (Ж.-Ж.Руссо), которое затем перерастает в противопоставление культуры и жизни. Культура начинает рассматриваться как притворство (А.Шопенгауэр), как средство подавления творческих витальных инстинктов человека (Ф.Ницше). Возникают идеи культурной самобытности (Н.Данилевский, О.Шпенглер), авторы которых отрицают единый исторический процесс культурной преемственности. В XX веке в рамках фрейдизма и неофрейдизма складывается представление о репрессивности культуры по отношению к человеку (Г.Маркузе). С конца XIX века культура стала объектом внимания социологов, антропологов, этнографов. От понимания культуры как совокупности традиций, обычаев того или иного народа исследователи переходят к пониманию культуры как системы образцов, парадигм деятельности, скрытых в жизни этноса..
Исходя из вышеизложенного, представляется правомерным определить культуру как качественную характеристику общества с точки зрения его эволюции, как достижения человеческого разума на каждой конкретной ступени общественного прогресса, проявляющиеся через способы деятельности людей, результаты этой деятельности, и их перспективы. Характеристиками культуры в этом смысле служат и общественные отношения, общественное сознание, предметы, идеи, нормы поведения, человеческие способности, вкусы, язык. Мерой качества при этом является «человечность» деятельности и ее результатов, где под «человечностью» понимается, прежде всего, степень осознания человечеством своего «божественного» созидательного предназначения.
Культура является свойством, компонентом, стороной всех сфер жизнедеятельности общества, несет в себе качественный аспект, предполагает высокий уровень знаний, поведения, мастерства исполнения, имеет ценностный характер. В этом смысле говорят о культуре экономики, культуре материального производства, духовной культуре, наконец, о политической культуре, культуре поведения, общения и т.д.
Указанные особенности культуры, при всем различии подходов к ней, позволяют рассматривать культуру как универсальную форму человеческих коммуникаций: культура является механизмом преемственности различных этапов развития общества и индивида, формой взаимосвязи различных элементов социума. Вне культурной сферы невозможны межличностное общение, становление и развитие личности.
Диалог культур в современном мире. Традиции и новации в динамике культуры.
Взаимообмен знаниями, опытом, оценками является необходимым условием бытия культуры. Бытие культуры возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление культуры. Диалог культур является формой взаимодействия, понимания и оценки культурной предметности и находится в центре культурного процесса.
По мере развития торговли, миграции населения взаимодействие культур неизбежно расширяется. Оно служит источником их взаимообогащения и развития. Современное общество не является замкнутым с жесткими перегородками внутри. Каждый человек является членом многих групп, ему приходится гибко менять свое поведение в соответствии с репертуаром ролей в каждой из его групп. И он начинает понимать все яснее, что внешние различия групп часто не столь существенны, как их «корневое» сходство, во всех группах презирают предателей, разработаны правила «честной игры», способы поддержания личного достоинства, свои награды и наказания и т.п. при всей разнице перьевого покрова павлин и ворона остаются птицами. Так и люди все больше проникаются идеей общечеловеческого единства - и не только биологического, но и культурного.
Наиболее продуктивным и безболезненным является взаимодействие культур, существующих в рамках общей для них цивилизации. Взаимодействие европейских и неевропейских культур может осуществляться по-разному. Оно может происходить в форме поглощения западной цивилизацией восточных, проникновения западной цивилизации в восточные, а также сосуществования обеих цивилизаций. Бурное развитие науки и техники европейских стран, потребность в обеспечении нормальных условий жизни для населения земного шара обострили проблему модернизации традиционных цивилизаций. Однако попытки модернизации имели катастрофические последствия для традиционных исламских культур.
Однако это не означает, что диалог культур в принципе невозможен или что модернизация традиционных цивилизаций несет населению только ценностную дезориентацию и тотальный кризис мировоззрения. При осуществлении диалога необходимо отказаться от представления, будто европейская цивилизация призвана быть стандартом для мирового культурного процесса. Но не должна абсолютизироваться и специфика различных культур. Сохраняя свое культурное ядро, каждая культура постоянно подвергается внешним влияниям, по-разному их адаптируя. Свидетельством сближения различных культур являются: интенсивный культурный обмен, развитие институтов образования и культуры, распространение медицинского обслуживания, распространение передовых технологий, обеспечивающих людей необходимыми материальными благами, защита прав человека.
Любое явление культуры осмысливается людьми в контексте современного состояния общества, который может сильно изменить его смысл. Современная культура ориентирована на динамичность, открытие, творчество. Важен учет личного полезного опыта, который может стать достоянием всех, поэтому критичность мышления начинает цениться. Никакие авторитеты не должны претендовать на абсолютное признание. Можно сомневаться в самых фундаментальных правилах, если они недостаточны для понимания мира. Решительное продвижение в науке, технике, медицине приходится на новое время. Спор и диалог ценится выше самоуверенного монолога. Национальные культуры вступают в плодотворное взаимодействие, начинается эпоха заимствования достижений в других культурах. Древнеегипетская письменность, древнегреческое демократическое устройство, древнеримское право, итальянское Возрождение, западноевропейское Просвещение становятся достоянием мировой культуры. Оно уже определяет дальнейшее развитие культурной жизни тех стран, которые заимствовали названные культурные достижения. Все в большей степени национальная культура становится вариантом мировой. Однако каждая нация состоит из групп, по-разному ориентированных на творчество и репродукцию. Культурные позиции различных социальных групп различаются по степени близости к архаичному или современному культурному типу. Менее образованные слои больше тяготеют к догматическим учениям и шаблонному подходу к культурным явлениям. Эти слои сильнее подвержены влиянию массовой культуры с ее упрощенными художественными формами, а в политической жизни терпимее относятся к диктатуре. Группы активных и предприимчивых людей
|
|