Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для специальности 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство

10 баллов – десять: заслуживает студент, демонстрирующий, систематическое и глубокое знание и понимание учебного программного материала по философии, основам психологии и педагогики, глубоко усвоивший основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой по философии, основам психологии и педагогики, активно работавший на семинарских занятиях, разбирающийся в концептуальных основах важнейших направлений в истории философской мысли и знающий ее ведущих представителей (персоналии), умеющий охарактеризовать специфику философского знания, основные философские проблемы и понятия, роль философского знания в решении глобальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций, способный сформулировать собственную философскую позицию и обосновать критерии ее выбора; демонстрирующий умение анализировать и интерпретировать философские текст, передавать полученные базовые знания по философии, основам психологии и педагогики, демонстрирующий культуру философской аргументации и полемики, системные знания об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; компетентность применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье; обнаруживший способность системного и сравнительного анализа, продуктивного, критического мышления, а также способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере туризма и гостеприимства.



9 баллов – девять: заслуживает студент, демонстрирующий систематическое знание и понимание учебного программного материала по философии, основам психологии и педагогики, усвоивший основную и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой по философии, основам психологии и педагогики, активно работавший на семинарских занятиях, имеющий представление о важнейших направлениях в истории философской мысли и ее представителях, умеющий охарактеризовать специфику философского знания, основные философские проблемы и понятия, роль философского знания в решении глобальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций, способный обосновать собственную философскую позицию; демонстрирующий умение передавать полученные базовые знания по философии, основам психологии и педагогики, культуру философской аргументации и полемики, компетентность применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье; обнаруживший способность к системному и сравнительному анализу, продуктивному, критическому мышлению.

 

8 баллов – восемь: заслуживает студент, демонстрирующий полное усвоение и понимание учебного программного материала по философии, основам психологии и педагогики, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой по философии, основам психологии и педагогики, активно работавший на семинарских занятиях, умеющий охарактеризовать специфику философского знания, знаком с основными философскими проблемами и понятиями, демонстрирующий компетентность применять философские и психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье; обнаруживший способность к самостоятельному пополнению знаний, продуктивному, критическому мышлению. Ответ отличается логичностью, последовательностью, умением анализировать и интерпретировать философские тексты.

7 баллов – семь: заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание по философии, основам психологии и педагогики, не допускающий в ответе существенных неточностей, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой по философии, основам психологии и педагогики, активно работавший на семинарских занятиях, показавший систематический характер знаний по философии, основам психологии и педагогики, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению.

6 баллов – шесть: заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала по философии, основам психологии и педагогики, не допускающий в ответе существенных неточностей, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой по философии, основам психологии и педагогики, отличавшийся достаточной активностью на семинарских занятиях, показавший систематический характер знаний по философии, основам психологии и педагогики,, достаточный для дальнейшей учебы.

5 баллов – пять: заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала по философии, основам психологии и педагогики,в объёме, необходимом для дальнейшей учебы, не отличавшийся активностью на семинарских занятиях, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой по философии, основам психологии и педагогики, однако допустивший некоторые погрешности при ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения.

4 балла – четыре, ЗАЧТЕНО: заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала по философии, основам психологии и педагогики в объёме, необходимом для дальнейшей учебы, не отличавшийся активностью на семинарских занятиях, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой по философии, основам психологии и педагогики, однако допустивший некоторые погрешности при ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя допущенных погрешностей.

3 балла – три, НЕЗАЧТЕНО: заслуживает студент, обнаруживший пробелы в знании основного учебно-программного материала по философии, основам психологии и педагогики, необходимом для дальнейшей учебы, не отличавшийся активностью на семинарских занятиях, не обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя наиболее существенных погрешностей. Не может продолжать обучение без дополнительных занятий по философии, основам психологии и педагогики,.

2 балла – два, НЕЗАЧТЕНО: выставляется студенту, обнаружившему отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала по философии, основам психологии и педагогики, не отработавшему основные семинарские занятия, допускающему существенные ошибки при ответе, и который не может продолжить обучение без дополнительных занятий по философии, основам психологии и педагогики,.

1 балл – один, НЕЗАЧТЕНО: нет ответа (отказ от ответа, представленный ответ полностью не по существу содержащихся в экзаменационном задании вопросов).

Баллы 1, 2 и 3 выставляются только в экзаменационной ведомости, а соответствующий экзамен сдается повторно в соответствии с Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

 

Программные требования к экзамену по дисциплине «Философия» обязательного модуля «Философия»

1. Понятие мировоззрения, его структура и функции.

2. Исторические типы мировоззрения, их содержательные и функциональные особенности.

3. Соотношение мифологии, религии и философии.

4. Философия и религия: общее и особенное в духовном освоении действительности.

5. Духовность как изначальное свойство философствования

6. Специфика философского мировоззрения.

7. Философия как феномен культуры. Статус и роль философии в современной культуре.

8. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.

9. Сравнительный анализ содержательных и функциональных особенностей философии и искусства.

10. Универсалии культуры и философские категории.

11. Генезис философии.

12. Философия как наука: проблемное поле, структура, и основные функции философии.

13. Методы философии.

14. Своеобразие философской мысли Древнего востока (Индия, Китай)

15. Основные этапы, проблематика, специфические черты и основные школы древнеиндийской философии.

16. Проблематика, специфические черты и основные школы древнекитайской философии

17. Возникновение и становление философии в Древней Греции (Фалес Милетский, Гераклит Эфесский, Пифагор Самосский).

18. Сократ, Платон, Аристотель – «высокая классика» в античной философской культуре.

19. Соотношение веры и разума – основная проблема философии в эпоху Средневековья. Патристика и схоластика.

20. Основные философские идеи в культуре Возрождения (Франческо Петрарка, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский).

21. Западноевропейская философия XVII века. Эмпиризм и рационализм.

22. Философия эпохи Просвещения: специфика и характерные черты. XVIII века.

23. Классическая немецкая философия И.Канта как всемирно-исторический и культурный феномен.

24. Марксистская философия: основные этапы, проблемное поле и значение в истории развития философской мысли.

25. Позитивизм: основные этапы, проблемное поле и основные принципы.

26. Иррационалистическая философия (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

27. Концепция человека и культуры в философии экзистенциализма, фрейдизма и неофрейдизма.

28. Философская мысль Беларуси.

29. Онтология и метафизика. Понятие метафизики. Изменение ее статуса в историко-философском процессе.

30. Понятие бытия, его основные виды, сферы и формы.

31. Категория материи и основные этапы ее исторической эволюции.

32. Структурность и неисчерпаемость – важнейшие свойства материальных объектов в современной научной картине мира.

33. Понятие движения. Движение – атрибут бытия.

34. Диалектика как теория развития, ее основные принципы, законы и категории.

35. Пространство и время как атрибуты бытия.

36. Природа как объект философского анализа. Основные модели и интерпретации отношения «человек – природа» в различных культурных традициях.

37. Биосфера и ноосфера. Проблема коэволюции человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

38. Понятие сознания. Основные подходы к проблеме сознания в философской традиции.

39. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения.

40. Сущность, структура и функции сознания.

41. Мышление и язык.

42. Проблема человека в философии и науке.

43. Основные стратегии осмысления проблемы человека в философии

44. Феномен человеческой телесности.

45. Познавательная деятельность как предмет философского анализа. Проблемное поле и основные принципы теории познания.

46. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм – познавательные программы классической философии.

47. Чувственное познание и его формы.

48. Специфика и формы рационального познания.

49. Понятие истины. Истина и заблуждение.

50. Истина как процесс. Догматизм и релятивизм – альтернативные подходы в понимании истины как процесса.

51. Гносеологический статус практики, ее формы, структура и функции.

52. Понятие науки, ее специфика и роль в обществе.

53. Структура научного познания (уровни, методы, формы).

54. Наука и вненаучное знание.

55. Общество как объект и предмет философского анализа.

56. Общество как развивающаяся система.

57. Роль личности в истории

58. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества. Цивилизация и культура.

59. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.

60. Философия и футурология.

61. Феномен власти. Власть и политика.

62. Государство: его происхождение и сущность. Государство и гражданское общество.

63. Идеология как форма общественного сознания.

64. Главные особенности идеологии современного белорусского государства.

65. Понятие культуры и основные направления ее философского осмысления.

66. Диалог культур в современном мире. Традиции и новации в динамике культуры.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ФИЛОСОФИЯ”:

Контрольные тесты по философии, предоставляют широкие возможности для качественной подготовки студентов к экзамену по предмету. Тестирование может рассматриваться и как форма промежуточного контроля знаний по философии. Полное выполнение студентом предлагаемых в пособии тестов может рассматриваться как необходимое условие, дающее право на допуск к экзамену. Если письменный экзамен по философии проводится в форме тестирования, предлагаемые тесты могут быть использованы для подготовки к нему. Кроме того, предлагаемые тесты дают широкие возможности для работы преподавателя и студента в рамках управляемой самостоятельной работы.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ: ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ А

1. Вставьте пропущенные слова в следующем суждении: «___________ Метод философского познания и мышления исторически сформировался раньше, чем _________ метод».

2. Вставьте в нижеследующий текст пропущенные слова: «Первая форма мировоззрения, (…), была доинтеллектуальной, вторая, (…), надинтеллектуальной, т.е. не нуждающейся в логике и рациональном знании. В свою очередь, (…) выдвинула на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения».

1. искусство;

2. философия;

3. религия;

4. наука;

5. мифология.

3. Термин «философия» означает:

1. рассуждение; 3. профессиональную деятельность;

2. компетентное мнение; 4. любовь к мудрости.

4. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, – это:

1. мировосприятие; 3. мировоззрение;

2. миропонимание; 4. мироощущение.

5. Укажите сферу философского знания, обращенную к изучению человека, фундаментальных основ его бытия:

1. гносеология; 3. философская антропология;

2. онтология; 4. социальная философия.

6. Способ познания окружающего мира, отражающий объективный мир, самого человека, его поступки в конкретно-чувственных художественных образах – это:

1. обыденный опыт; 4. наука;

2. мифология; 5. философия;

3. искусство; 6. мораль.

7. Определите, что изучает онтология:

1. природу; 3. бытие;

2. материю; 4. реальность.

8. Определите, какому философскому учению принадлежит классическое определение материи: «Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им»:

1. марксизм; 3. психоанализ;

2. постпозитивизм; 4. экзистенциализм.

9. Укажите школу античной философии, представители которой отрицали такое свойство бытия, как движение:

1. элеаты; 3. милетская школа;

2. пифагореимз; 4. школа атомистов.

10. Выделите понятие, с которым в рамках классической философии часто отождествлялась категория «развитие»:

1. прогресс; 3. самоорганизация;

2. регресс; 4. связь состояний.

11. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как теории развития:

1. Сократ; 4. Г. Гегель;

2. Ф. Аквинский; 5. Ф. Энгельс;

3. И. Кант; 6. Платон.

12. Укажите, какая модель времени описана в следующих строчках Л. Кара:

«Так же и времени нет самого по себе, но предметы

Сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось,

Что происходит теперь и что воспоследствует позже.

Неизбежно признать, что никем ощущаться не может

Время само по себе, без движения тел и процесса».

1. реляционная;

2. субстанциальная.

ЧАСТЬ Б

1. Определите соответствие, позволяющие охарактеризовать специфику философии Древней Индии и Древнего Китая:

1 Древняя Индия; а) единство с религиозно-мифическим мировоззрением;

2. Древний Китай; б) незначительная роль религии и мифологии;

в) преобладание политико-этических проблем;

г) преобладание психолого-этических проблем;

д) слабая связь с наукой;

е) традиционализм.

2. Упанишады – это философские комментарии к тексту:

1. «Дао Дэ Цзин»; 3. «Веды»;

2. «Книга перемен»; 4. «Лунь-юй».

3. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:

1. слушаться старших по возрасту и званию;

2. исполнять все заведенные в обществе правила поведения;

3. формировать собственный, независимый стиль мышления и жизни;

4. стремиться к мудрости.

4. Укажите черты, присущие древнегреческой философии:

1. теоцентризм; 4. влияние кастово-клановой иерархии общества;

2. космоцентризм; 5. влияние полисного типа организации общества;

3. связь с наукой; 6. незначительная роль религии и мифологии.

5. Выберите мыслителя, которому принадлежат слова: «в одну и туже реку нельзя войти дважды, точно также как нельзя дважды застать природу в одном и том же состоянии»:

1. Фалес; 3. Гераклит;

2. Демокрит; 4. Пифагор.

6. Определите хронологические рамки средневековой философии:

1. 1-10 вв. 3. 2-15 вв.

2. 5-15 вв. 4. 10-18 вв.

7. Познание – это:

1. отражение в форме идеального образа отдельных свойств предмета при непосредственном воздействии предмета на органы чувств;

2. форма мышления, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо предмета и его связь с другими предметами;

3. творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

8. Определите гносеологическую позицию, зафиксированную в высказывании французского философа-материалиста XVIII века К.Гельвеция: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

1. эмпиризм;

2. рационализм;

3. сенсуализм.

9. Формой практики не является:

1. преобразование природы с помощью орудий труда;

2. преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

3. воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

4. научный эксперимент.

10. Наука как социокультурный феномен возник в эпоху:

1. античности; 3. Возрождения;

2. средних веков; 4. Нового времени.

11. Допишите фразу: «Основными уровнями научного исследования являются ________________».

12. Укажите основные формы научного познания: научный факт, схема, проблема, математическое выражение, доказательство, обобщение, гипотеза, теория.

 

ЧАСТЬ В

1. Определите хронологические рамки философии эпохи Возрождения:

1. 14-15 вв. 3. 14-16 вв.

2. 15-16 вв. 4. 13-18 вв.

2. Термин «гуманизм» с латинского языка переводится как:

1. божественный; 3. природный;

2. человечный; 4. животный.

3. Выделите основные особенности философии XVII в.:

1. отделение науки и философии от церкви и теологии;

2. формирование нового облика философии как строгой науки;

3. использование законов механики для объяснения окружающего мира;

4. разработка диалектической концепции развития;

5. формирование техногенной цивилизации;

6. вера в прогресс человечества;

7. ориентация на практическую эффективность и полезность знания;

8. непримиримая борьба против религии, суеверий и невежества.

4. Выделите представителей Нового времени: Н.Кузанский, И.Кант, Р.Декарт, Т.Мор, Ф.Бэкон, Дж.Бруно, У.Оккам, Аристотель, Б.Спиноза, Д.Дидро, Т.Гоббс, Данте, Л.Фейербах, Дж.Локк, Г.Лейбниц.

5. Вставьте пропущенное слово в ниже приведенное высказывание: «Философия Просвещения – это этап в развитии европейской философии, относящийся к ______ веку».

6. Определите хронологические рамки Немецкой Классической Философии:

1. XVII в.; 4. 2-я половина XVIII в. – 1-я половина XIX в.;

2. 2-я половина XVIII в.; 5. 2-я половина XVII в. – 1-я половина XVIII в.;

3. XV в.; 6. XIX в.

7. Назовите основные подходы к изучению сознания в философии:

1. субстанциональный; 4. функциональный;

2. психоаналитический; 5. субстрактный;

3. социокультурный; 6. феноменологический.

8. Выделите формы психического отражения присущие высокоорганизованным животным:

1. раздражимость, 5. представления,

2. чувствительность, 6. понятия,

3. ощущения, 7 суждения,

4. восприятия, 8. умозаключения.

9. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины:

1. разум; 3. мышление;

2. рассудок; 4. ум.

10. Укажите сферу философского знания, обращенную к изучению человека, основ его бытия:

1. гносеология; 3. философская антропология;

2. онтология; 4. социальная философия.

11. Расположите в хронологической последовательности основные этапы антропогенеза:

1. архантропы; 3. неоантропы;

2. австралопитеки; 4. палеоантропы.

12. Вставьте пропущенное слово в следующее предложение: «Диалектика понятий «индивид» – «индивидуальность» – «_______» отражает динамику развертывания биологического и социального в человеке».

 

ЧАСТЬ Г

1. Выделите представителей неклассической философии: Аристотель, Тертуллиан, Т.Мор, Фр.Бэкон, Д.Дидро, Л.Фейербах, Фр.Энгельс, Г.Спенсер, С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Фр.Ницше.

2. Определите, что составляет содержание термина «иррационализм»:

1. отказ от познания мира;

2. отрицание возможности познания мира человеком;

3. сомнение в возможностях научного познания;

4. переориентация познания на различные нерациональные способы постижения мира.

3. Укажите, как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык:

1. «философия сущности»;

2. «философия существования»;

3. «философия существующего».

4. Перечислите элементы в структуре психики, описанные З.Фрейдом.

5. Определите время появления самобытной русской философии:

1. X в.; 4. XIX в.;

2. XII в.; 5. XX в.

3. XVII в.;

6. Назовите имя мыслителя эпохи Средних веков, с которым связано становление философской мысли Беларуси:

1. Иоанн Златоуст; 3. Франциск Скорина;

2. Кирилл Туровский; 4. Лев Сапега.

7. Общество выступает предметом исследования такого раздела философии как:

1. онтология; 3. социальная философия;

2. гносеология; 4. философская антропология.

8. Общество как структурно-функциональную систему трактовал:

1. К.Маркс; 3. Т.Парсонс;

2. М.Вебер; 4. Г.Спенсер.

9. Из приведенного перечня выделите основные факторы социальной динамики:

1. художественная культура; 4. демографический фактор;

2. характер экономического развития; 5. геоклиматический фактор.

3. циклы космических событий;

10. Соотнесите тип цивилизации и ее характеристики:

1. индустриальная а) общество и природа находятся в состоянии

цивилизация; относительного синтеза;

2. традиционное б) главный регулятор общественных отношений – обычай и

общество; традиции;

в) «скачкообразный» характер развития;

г) иерархичность общества;

д) давление общества над природой;

е) регулятором общественных отношений является система

писанных норм, изменяемых в соответствии с

меняемыми условиями.

11. Термин «цивилизация» с латинского языка переводится как:

1. городской; 3. гражданский, государственный;

2. национальный; 4. народный.

12. Какие их признаков характеризуют глобальные проблемы современности:

1. масштабность (общепланетарный характер);

2. неразрешимость усилиями отдельной страны или региона;

3. нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ: ВАРИАНТ 2

ЧАСТЬ А

1. Расположите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры:

1. наука; 3. мифология;

2. религия; 4. философия.

2. Определите, о какой функции философии свидетельствует тот факт, что научное знание базируется на определенных философских представлениях, философских принципах и категориях:

1. мировоззренческая функция; 2. методологическая функция.

3. Укажите характерные признаки перечисленных ниже основным методов философского исследования:

1. диалектический а) принцип развития;

метод; б) принцип локального характера связей между явлениями

2. метафизический действительности;

метод; в) принцип всеобщей связи явлений;

г) констатация устойчивости, неизменчивости предметов и

явлений окружающего мира.

4. Укажите исторические типы мировоззрения:

1. религия; 3. мифология;

2. атеизм; 4. философия.

5. Выберите суждение, характеризующее мировоззрение:

1. мировоззрение – это форма организации самосознания человека;

2. мировоззрение – это представление о мире и о месте человека в нем;

3. мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека;

4. мировоззрение – это система суждений о природе.

6. Укажите черту философского мировоззрения, на которую указывал в следующем высказывании российский мыслитель XX века П.Б. Струве: «Как серьезные попытки ума человеческого уразуметь мир, философские направления рассматривают мир с разных точек зрения. … Рассмотрение мира с этих разных точек зрения является не только возможным, но даже необходимым для его всестороннего и полного уразумения».

1. сакральность; 3. системность;

2. плюралистичность; 4. концептуальность.

7. В истории философской мысли понятие метафизики выступало в качестве синонима:

1. онтологии; 3. гносеологии;

2. диалектики; 4. философии.

8. Назовите имя философа, кому принадлежит первая попытка постановки проблемы бытия в европейской философии:

1. Фалес; 3. И. Кант;

2. Демокрит; 4. Парменид.

9. Назовите важнейшее свойство материи, зафиксированное в ее диалектико-материалистическом определении:

1. существовать в ощущениях человека;

2. быть объективной реальностью;

3. быть фиксируемой физическими методами.

10. Из приведенных высказываний выделите соответствующее современному пониманию движения:

1. движение – это перемещение тел в пространстве и во времени;

2. движение – это любое изменение;

3. движение – это поток сознания;

4. движение – это любая совокупность ощущений человека.

11. Укажите законы, относящиеся к диалектической концепции развития:

1. закон сохранения массы и энергии;

2. закон единства и взаимодействия противоположностей;

3. закон всемирного тяготения;

4. закон сохранения импульса;

5. закон перехода количественных изменений в качественные;

6. закон отрицания отрицания.

12. К свойствам пространства не относятся:

1. трехмерность; 3. изотропность;

2. необратимость; 4. длительность.

ЧАСТЬ Б

1. Установите соответствие между философскими учениями и характерными для них основными категориями:

1. Философия Древнего Китая; а) нирвана;

2. Философия Древней Индии; б) «благородный муж»;

в) сансара;

г) Дао;

д) карма;

е) дэ.

2. Карма в древнеиндийской философии – это:

1. учение о переселении души; 3. запрет на причинение вреда любому живому существу;

2. закон воздаяния; 4. отречение от мира и выход за пределы круга перевоплощений.

3. К основным методам управления государства Конфуций причислял:

1. воспитание в народе культа сыновней почтительности;

2. сила нравственного примера;

3. недеяние;

4. система поощрений и наказаний.

4. Назовите представителей философии Древней Греции: Лао-Цзы, Платон, Конфуций, Сиддхартха Гаутама (Будда), Сократ, Пифагор, Филон Александрийский, Парменид, Гегель, Сенека.

5. Единица в пифагореизме – деятельное начало и форма всех вещей, двойка – пассивное начало вещей, вселенная и все вещи определены через тройку. Первооснова всего сущего в пифагореизме – это ________________.

6. Назовите представителей философии средневековья: Августин Блаженный, Николай Кузанский, Демокрит, Тертуллиан Карфагенский, Эпикур, Галилей, Оккам, Фр.Бэкон, Фома Аквинский, Василий Великий, Фалес Милетский.

7. Установите соответствие между понятием и его определением:

1. гносеологический а) философское учение, утверждающее

оптимизм; невозможность познания истинной сущности вещей;

2. скептицизм; б) безграничная вера в перспективы

3. агностицизм; человеческого познания;

в) философское направление, сущность которого

выражается в словах: «Подвергай сомнению!»

8. Укажите основные формы чувственного познания:

1. суждение; 4. умозаключение;

2. ощущение; 5. представление;

3. восприятие; 6. понятие.

9. Выделите положение, соответствующее корреспондентской концепции истины:

1. Истина – это логическая схема, в которую укладываются данные опыта.

2. Истина – знание, которое соответствует действительности.

3. Истина – идея, руководство которой приводит к успеху.

10. Укажите отличительные особенности научного познания:

1. предметный и объективный способ рассмотрения мира;

2. создание системы абсолютных и вечных нравственных ценностей;

3. использование особого искусственного языка;

4. поиск фундаментальных принципов и начал окружающего мира.

11. Укажите методы эмпирического уровня научного исследования: измерение, идеализация, мысленный эксперимент, формализация, описание, аксиоматический метод, метод математической гипотезы, наблюдение, эксперимент.

12. В чем заключается главное различие между гипотезой и теорией?

1. гипотеза предшествует появлению теории;

2. теория, в отличие от гипотезы, – это знание не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность.

3. гипотеза – это предположение, а теория – достоверное знание.

 

ЧАСТЬ В

1. Назовите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения:

1. пантеизм; 4. деизм;

2. антропоцентризм; 5. космоцентризм;

3. теоцентризм; 6. гуманизм.

2. Эпоха называется Возрождением потому, что:

1. возрождается античные идеалы науки, искусства и философии;

2. возрождаются идеи первоначального христианства апостольского периода;

3. возрождаются христианские представления о изначальной греховности человека.

3. Определите основополагающую тему философии XVII в.:

1. духовный мир человека; 3. устройство космоса;

2. взаимоотношения человека с богом; 4. разработка метода исследования природы.

4. Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования:

1. эмпиризм; а) индуктивный метод;

2. рационализм; б) метод интеллектуальной интуиции;

в) экспериментальное исследование природы;

г) дедуктивный метод.

5. Из приведенного перечня выделите основные идеи Просвещения:

1. культ разума и науки; 4. пантеизм;

2. экзегетизм; 5. деизм;

3. идея исторического прогресса; 6. антропоцентризм.

6. Назовите представителей немецкой классической философии: А.Шопенгауэр, И.Кант, Ф.Шеллинг, И.Гете, И.Фихте, Л.Фейербах, Ф.Шиллер, О.Конт, Г.Гегель, М.Штирнер, Л.Бюхнер.

7. Открытие сферы бессознательного в психике связано с именем;

1. Э.Фромма; 3. К.Юнга;

2. З.Фрейда; 4. К.Хорни.

8. Сознание человека отличается от психики животных:

1. целеполаганием; 5. ориентацией на жизненно-нейтральные

2. избирательно-поисковой активностью; факторы;

3. наличием языка; 6. наличием самосознания;

4. преобладание индивидуального опыта 7. абстрактно-логическим мышлением.

над видовым;

9. «Бессознательное» в современной философии – это:

1. явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

2. рефлекторные процессы в организме человека;

3. все, что не осознается человеком;

4. нечто, присущее только отдельному человеку.

10. Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека и периодами истории, для которых они характерны:

1. космоцентризм; а) средневековье;

2. теоцентризм; б) древний мир;

3. антропоцентризм; в) эпоха Возрождения.

11. Выделите социальный фактор, который, по мнению Ф. Энгельса, сыграл решающую роль в антропосоциогенезе:

1. использование огня; 3. освобождение верхних конечностей;

2. трудовая деятельность в коллективе; 4. вмешательство внеземных цивилизаций.

12. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, – это

1. индивид; 3. личность;

2. индивидуальность; 4. субъект.

 

ЧАСТЬ Г

1. К основным принципам неклассической философии относятся:

4. критическая направленность по отношению к предшествующему философскому наследию;

5. интерес к антропологическим проблемам;

6. интерес к гносеологической проблематике;

7. наличие разумного порядка и гармонии в мире;

8. появлению альтернативных рационализму форм осмысления мира и человека;

9. поиск универсальных методов познания.

2. Выделите представителей иррационалистического направления в философии XIX в.: Гегель, Ницше, Энгельс, Кьеркегор, Дильтей, Конт, Шопенгауэр.

3. Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма:

1. бытие природы; 3. бытие духовное;

2. бытие общества; 4. индивидуальное бытие человека.

4. Согласно психоаналитическому учению З.Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяются:

1. мышлением; 3. сознанием;

2. бессознательным; 4. рассудком.

5. Назовите характерные черты русской философии:

1. панлогизм; 5. подверженность религиозному влиянию, особенно православию;

2. рационализм; 6. ярко выраженный интерес к проблемам человека;

3. наукоцентризм; 7. онтологизм, ориентация на познание подлинного, истинного бытия.

4. европоцентризм.

6. Укажите период жизни и творчества Ф.Скорины:

1. XII в.; 3. 1-я половина XVI в;

2. 2-я половина XIV в.; 4. XVII в.

7. Определение «Выделившаяся из природы, но тесно с ней взаимосвязанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей, а также формы их объединений» относится к понятию:

1. государство; 3. цивилизация;

2. общество; 4. общественные отношения.

8. Кому принадлежит высказывание: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»:

1. Протагору; 3. Г.Гегелю;

2. Аристотелю; 4. К.Марксу

9. Установите соответствие между позициями в анализе проблемы направленности общественного развития и мыслителями, которые их придерживаются:

1. прогрессизм; а) П.Я.Данилевский; г) К.Маркс; ж) Лао-цзы;

2. регрессизм; б) О.Шпенглер; д) Г.Гегль; з) Конфуций;

3. циклизм; в) А.Тойнби; е) А.Тоффлер; и) Ж.-Ж.Руссо.

10. К характеристике постиндустриального общества относится положение о:

1. численном росте класса носителей знания, превращающихся в основную социальную группу населения;

2. формировании иерархически организованного общества, социальные связи в котором освящены религией;

3. натуральном характере производства;

4. количественном росте представителей предпринимательского сословия.

11. Цивилизация понимается как синоним культуры в философии;

1. О.Шпенглера; 3. А.Тойнби и Н.Данилевского;

2. Л.Моргана и Фр.Энгельса; 4. французских просветителей.

12. Глобальные проблемы современности в своей сущности проистекают из отношений и противоречий:

1. между человеком и обществом;

2. между человеком и его микросредой;

3. между обществом и природой;

4. между основными социальными общностями;

5. между работником и средством производства.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ: ВАРИАНТ 3

ЧАСТЬ А






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.