Модуль6. Социальная философия Тема 6.1. Общество как предмет философского анализа
Вопросы:
1. Эволюция представлений об обществе в истории культуры и философии.
2. Природа и общество.
3. Специфика социальной реальности. Исследовательские программы в обществознании.
4. Общество как система. Современные теоретические модели общества.
5. Проблема источника общественного развития. Эволюция и революция в динамике общества.
6. Проблема направленности исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации истории.
Тема 6.2. Развитие общества как цивилизационный процесс
Вопросы:
1. Понятие цивилизации. Исторические типы цивилизации и их особенности.
2. Понятие социальной структуры. Классовая, стратификационная и социально-этническая структура общества.
3. Экономические процессы в жизни общества. Социокультурная детерминация системы хозяйствования.
4. Феномен техники в развитии цивилизации.
5. Феномен власти в жизни общества. Власть и политика.
6. Государство как социальный институт. Государство и гражданское общество.
7. Право как цивилизационный феномен. Право и закон
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Бородич, А.А. История философии: учебник для филос. и соц.-гуманит. спец. вузов / А.А. Бородич [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск: Новое знание, 2001.
2. Харин, Ю.А. Философия: учебник для вузов / Ю. А. Харин [и др.]; под общ. ред. Ю. А. Харина. – Минск: ТетраСистемс, 2006.
3. Философский словарь студента / под общ. ред. В.Ф. Беркова, Ю.А. Харина. – Минск: ТетраСистемс, 2003.
4. Философия: учеб. пособие для вузов / В. С. Степин [и др.] ; под ред. Я.С. Яскевича. – Минск: РИВШ, 2006.
Дополнительная
1. Введение в философию. В 2–х ч. / под общ. ред. И.Т. Фролова. 2–е изд. – М.: Высшая школа, 2002.
2. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке. – Изд.3–е, перераб. и доп. – Москва: Логос, 2006.
3. Козел, А.А. Философская мысль Беларуси: учеб. пособие / А.А. Козел. – Минск: ТетраСистемс, 2004.
4. Сербиненко, В.В. Русская философия: курс лекций / В.В. Сербиненко – М.: Высшая школа, 2005
5. Скирбекк, Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк. – М.: Амфора, 2000.
6. Спиркин, А.Г. Основы философии: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Высшая школа, 1998.
7. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Просвещение, 1998.
8. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3–е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2004.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Модуль 0.
Темы:
1. Философия и жизненный мир человека
2. Предмет, структура и функции философии.
3. Роль философии в системе социально-гуманитарного образования
Модуль 1.
Темы:
1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения.
3. Философия как мировоззренческая и методологическая основа туристической деятельности.
Модуль 2.
Темы:
17. Древнеиндийская философия: основные школы.
18. Философские учения Древнего Китая.
19. Возникновение, особенности и периодизация античной философии.
20. Натурфилософия досократического периода.
21. Философия Сократа.
22. Философия Платона.
23. Философия Аристотеля.
24. Философия эллинизма.
25. Патристика. Философия А. Августина.
26. Схоластика. Философия Ф. Аквинского.
27. Социополитические идеалы Н.Макиавелли, Т.Кампанеллы, Т.Мора.
28. Западноевропейская философия XVII в.
29. Философия эпохи Просвещения XVIII в.
30. Особенности немецкой классической философии. «Критическая философия» И. Канта.
31. Философия Г.Гегеля и Л. Фейербаха.
32. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба.
33. Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии. Особенности неклассической философии.
34. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
35. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
36. Аналитическая философия.
37. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология.
38. Религиозная философия, ее основные направления.
39. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
40. Философия постмодернизма.
41. Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
42. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья.
43. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский).
44. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в.
45. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.
46. Основные философские положения идеологии современного белорусского государства.
Модуль 3.
Темы:
1. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
2. Материя, пространство, время.
3. Движение и развитие. Диалектика как теория развития.
4. Бытие природы. Природа как предмет философского анализа.
Модуль 4.
Темы:
1. Человек как предмет философского анализа. Образы человека в истории культуры.
2. Проблема антропогенеза в современной философии и науке.
3. Человек как биосоциальное существо. Соотношение природного и социального в человеке.
4. Проблема свободы в жизни человека. Свобода и отчуждение.
5. Проблема сознания в философии. Сознание, бессознательное и человеческое поведение.
6. Мышление и язык. Сознание и знаковые структуры.
Модуль 5.
Темы:
1. Проблема познаваемости мира и варианты ее философской интерпретации. Многообразие форм познания.
2. Чувственное и рациональное в познании.
3. Проблема истины и ее критериев в теории познания.
4. Наука как социальный институт. Историческая динамика и социокультурные функции науки.
5. Специфика научного познания и его структура.
6. Понятие метода и методологии науки. Основные методы и формы научного познания.
Модуль 6.
Темы:
1. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
2. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
3. Материально-производственная сфера жизни общества.
4. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство.
5. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества.
6. Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества.
7. Человек в системе общественных отношений.
8. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры.
10. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.
Форма работы –написание рефератов, эссе, составление текстов докладов, подбор материалов для слайдов или мультимедиа-презентаций.
1. ТЕМЫ ФИЛОСОФСКИХ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ В РАМКАХ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Тема 1. Философия как тип мировоззрения и феномен культуры
1. Философия и ее место в культуре.
2. Философская культура в профессиональной деятельности.
3. Мифология и религия: общее и особенное.
4. Философия и искусство.
5. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.
6. Философия как личный опыт.
7. Каковы задачи философской рефлексии сегодня?
8. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.
9. Реферирование работы Х.Ортега-и-Гассета «Что такое философия?»
10. Реферирование работы М.Хайдеггера «Что такое философия?»
Тема 2. Философская мысль Древнего Востока
1. Веды и учение Упанишад.
2. Учение о Брахмане в философии веданты.
3. Ранний буддизм.
4. Джайнизм: легенды и история.
5. Китайская философия и традиционная медицина.
6. Учение даосов и боевые искусства Востока.
7. Конфуцианство и легизм.
8. Восток – Запад: сравнительный анализ стиля философского мышления.
Тема 3. Древнегреческая философия
1. От мифа к логосу: становление философского мышления в Древней Греции.
2. Учение пифагорейцев о музыкально-числовой гармонии Космоса.
3. Сократ и мы. Духовное наследие Сократа.
4. «Познай самого себя» (философское эссе).
5. Реферирование работы Платона «Апология Сократа».
6. «Платон мне друг, но истина дороже!» (философское эссе).
Тема 4. Статус и основные проблемы философии в эпоху средневековья
1. Средневековая философия – история и современность.
2. Римская цивилизация и феномен раннего христианства.
3. Астрология и алхимия в контексте средневековой культуры.
4. Концепция «двух истин» в арабо-мусульманской философии средних веков.
5. Августин Аврелий (Блаженный) – крупнейшая фигура периода патристики.
6. Фома Аквинский – центральная фигура схоластической философии в Западной Европе.
7. Дилемма разума и веры в средневековой философии.
Тема 5. Основные философские идеи в культуре Возрождения
1. Гуманистические идеалы философской мысли Ренессанса и феномен индивидуализма.
2. Ренессансный неоплатонизм.
3. Философия ренессансного естествознания.
4. Натуралистическая философия человека (Мишель Монтень).
5. Натуралистический пантеизм (Джордано Бруно).
6. Реферирование тезисов «Речь о достоинстве человека» (Джованни Пико делла Мирандола).
Тема 6. Новоевропейская философия XVII – XIX вв
1. Принцип автономии разума и формирование классического рационализма в философии Нового времени.
2. Р.Декарт «Правила для руководства ума» и зарождение новой науки.
3. Френсис Бэкон и основные принципы его философии.
4. Дилемма эмпиризм или рационализм в философии Нового времени.
5. Идея прогресса и проблема закономерностей исторического процесса в философии Просвещения.
6. Нравственные императивы практической философии И.Канта.
7. Философское сочинение по высказыванию Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно».
8. Любовь как основа человеческого существования в антропологической концепции Людвига Фейербаха.
Тема 7. Философия ХХ века: основные школы и направления
1. Антиномии человеческого существования в философии экзистенциализма.
2. Структурализм и его роль в становлении методологии гуманитарных наук.
3. Современная философия в ситуации постмодерна.
4. Марксизм и его роль в становлении социально-критической стратегии современного философствования.
5. От С.Кьеркегора к Ф.Ницше: становление иррационалистических ориентаций в философии конца XIX века.
6. Проблема демаркации философии и науки в классическом позитивизме.
Тема 8. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
1. Ад Францыска Скарыны да Сімяона Полацкага.
2. Філасоўская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі.
3. Онтологические, гносеологические и научные идеи в творчестве Ф.Скорины.
4. Философская мысль в Белоруссии эпохи Просвещения.
5. Философский взгляд на становление и развитие белорусской национальной идеи.
6. «Философские письма» П.Чаадаева – проблема России.
7. Православие и судьбы России.
8. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской культурной традиции.
Тема 9. Метафизика и онтология
1. Бытие как проблема философии.
2. Категория небытия в культурной традиции Востока.
3. Понятие материи в философском и научном сознании.
4. Материализм и реализм в философии: общее и особенное.
5. Пространство и время как категории культуры.
6. Понятие вечности и идея космического цикла.
7. Специфика социально-исторического пространства и времени.
8. Диалектика как философская теория и метод мышления.
9. Диалектика как аналитика человеческого бытия.
Тема 10. Философия природы
1. Природа в религиозно-мифологической картине мира.
2. Диалог человека и природы: смысл и назначение.
3. Экологическая этика: генезис, принципы, проблемы.
4. Философия природы в художественной литературе.
5. От «прав человека» к «правам природы».
6. Беларусь: наследство Чернобыля.
7. Концепция природы в философии П.Тейяра де Шардена.
8. Идея ноосферы в творчестве В.Вернадского.
Тема 11. Сознание как предмет философского анализа
1. История теорий сознания.
2. Фрейдизм и неофрейдизм о природе сознания.
3. Эрос и Тонатос.
4. Сознание и самосознание. Проблема «Я».
5. Интенциональная природа сознания.
6. «Коллективное бессознательное» и феномен тоталитарного сознания.
7. Феномен массового сознания.
8. Настоящее и будущее «искусственного интеллекта».
9. Духовное общение и его символика.
10. Сознание и личность.
Тема 12. Проблема человека в философии и науке
1. Проблема философского определения человека и исторические версии ее решения.
2. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
3. Человек как «образ и подобие»: аргументы «за» и «против».
4. Проблема «сверхчеловека» в философии Ф.Ницше.
Тема 13. Познание как предмет философского анализа
1. Познание, практика, коммуникация: опыт сравнительного анализа понятий.
2. Что я могу знать?
3. Марксистская теория познания в контексте классического и постклассического типов рациональности.
4. Соблазны и границы человеческого разума.
5. Знание и виртуальная реальность.
6. Интернет как механизм и средство познания мира.
7. Феномен гносеологической веры: возможности философской и религиозной интерпретации.
8. Что есть истина? (Версии Аристотеля и Пилата).
9. Истина и релятивизм в философии и культуре ХХ века.
Тема 14. Наука и ее социокультурный статус
1. Наука на Востоке и на Западе: возможен ли диалог?
2. Наука и здравый смысл.
3. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.
4. Наука и вненаучное знание в современной культуре.
5. Типы рациональности. Рациональность научного знания.
6. Наука и мир человека.
7. Научный прогресс: проблема критериев и социальных последствий.
8. Все ли может наука?
9. Наука и власть в постиндустриальных обществах.
10. Феномен научной революции.
Тема 15. Общество как предмет философского анализа
1. Разум и история в европейской философской традиции.
2. Концепция этногенеза Л.Гумилева.
3. Общество как духовная реальность в философии С.Франка.
4. Марксизм об обществе как системе отношений.
5. Понятие социального действия в социологии М.Вебера.
6. Общество как суперсистема в концепции П.Сорокина.
7. Социопсихологическая программа в гуманитарных науках: основные идеи и представители.
Тема 16. Общество как развивающаяся система
1. Социальный конфликт и его статус в историческом процессе.
2. Личность и массы в современных формах социодинамики.
3. Проблема единства и многовариантности исторического процесса.
4. Феномен элиты в современной социальной философии.
5. Единство исторического процесса и понятие осевого времени в философии истории К.Ясперса.
6. Философская концепция истории Н.Бердяева.
7. «Вызов» – «Ответ» как движущая сила истории (А.Дж.Тойнби).
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ по обязательному модулю «Философия»
|