Обратная связь
|
Третий вопрос. Проблема истины в познании Понятие истины. Истина и заблуждение.
Проблема истины является ведущей в гносеологии, поскольку непосредственной целью познания является достижение истины. Все проблемы теории познания тесно связаны либо со средствами и путями достижения истины, либо с формами выражения истинного знания. В гносеологии истина характеризует не предметы, процессы объективного мира, но знание об этих предметах. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания – заблуждение. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны.
Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Первым и исходным признаком истины считается объективность. Будучи объективной, по своему внешнему материальному содержанию, истина – субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди и выражают ее в субъективных формах (понятиях, законах, теориях). Наряду с объективностью, важнейшим атрибутивным свойством истины является ее конкретность.
Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути – это искаженное отражение действительности, главным источником которого является ограниченность, неразвитость или ущербность практики и самого познания.
Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах – и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.
К критерию истинности знания, позволяющего отличить истину от заблуждения, относят:
- данные ощущений и восприятий человека: истинно все то, что выводимо из чувственного опыта;
- ясность и отчетливость мышления: истинно то, в чем наше мышление не сомневается, что для него самоочевидно;
- логическую непротиворечивость мысли;
- практическую деятельность человека;
- общезначимость: то, во что верит большинство;
- соглашение, договор;
- пользу, эффективность
Исторически первой является классическая концепция истины (теорией соответствия), согласно которой истина – это соответствие мыслей - действительности. Авторами данной концепции выступают Платон и Аристотель.
Классическая концепция истины столкнулась с рядом проблем и парадоксов. Это стимулировало, с одной стороны, попытки усовершенствовать классическую концепцию истины. К таким попыткам относится семантическая концепция истины и марксистская концепция истины.
Автором семантической концепции истины (греч. semanticos – значение, обозначающий) является польско-американский логик А.Тарский. Тарский трактовал истину как соответствие предложения опытному факту и подчеркивал, истинность или ложность какого-либо предложения естественного языка следует обсуждать не в рамках этого языка, а с помощью формализованного языка.
Согласно марксистской концепции истины, истина – это адекватное отражение действительности по принципам изоморфизма (зеркальное отражение) и гомоморфизма (масштабно-схематическое отражение по типу карты и местности). Характерной чертой истины является наличие в ней субъективных и объективных моментов. Истина по содержанию объективна, то есть не зависит от человека, а по форме выражения истина субъективна, то есть зависит от строения органов чувств и мышления людей.
С другой стороны, проблемы, с которыми столкнулась классическая концепция истины, стимулировали создание неклассических концепций истины, к которым относятся конвенционализм, когерентная концепция истины и прагматическая концепция истины.
Согласно конвенционализму (лат. conventio – соглашение) истинное знание является набором произвольных соглашений между учёными, выбор которых регулируется лишь соображениями удобства и целесообразности. Представители конвенционализма - А. Пуанкаре (Франция), Р. Карнап (Австрия), Айдукевич (Польша).
Когерентная концепция истины (лат. cohaerentia – связь, сцепление) предполагает, что истинно то знание, которое внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво. Представители: И. Кант, О. Нейрат.
В соответствии с прагматической концепцией (греч. pragma – дело, действие) истина – это знание функциональное, эффективное и полезное для практической деятельности человека. Представители: Ч.Пирс, У.Джеймс.
Истина как процесс. Догматизм и релятивизм – альтернативные подходы в понимании истины как процесса.
Истина есть процесс, а не акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса используются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения.
Понятие - абсолютная истина выражает полное, исчерпывающее знание о действительности в целом. Это гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Абсолютная истина – это также тот элемент знаний, который не может быть опровергнут: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т.д.
Понятие - относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, понятие о теплороде). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.
Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине: догматизм и релятивизм. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента. Для догматика – это истина в «последней инстанции», вечная и неизменная, в которой нельзя даже усомниться. Релятивизм – это абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня может признаться заблуждением.
Гносеологический статус практики, ее виды и функции.
Познание неразрывно связано и с материально-практической деятельностью, практикой. Практика этоактивная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе еёизменения познаёт её.В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Важнейшие виды практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие – преобразование общественного бытия, изучение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т.п.); научный, лабораторно-технический эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира. Основные функции практики в процессе познания:
1.Креативная функция. Практика является источником познания, ибо все значениявызваны к жизни потребностями практики. 2. Детерминирующая функция. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Онапронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства истороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. -3. Целеполагающая функция. Практика является целью познания, поскольку служит дляпреобразования мира и регулирует деятельность людей4. Критериальная функция. Практика представляет собой решающий критерий истины.Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания. Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющимотличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.
|
|