Понятие метода и методологии науки. Наука (с лат. – знание) – это особый вид познавательной деятельности людей, направленный на получение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире. Непосредственной целью науки является достижение истины и открытие законов мира. К основным задачам науки относятся описание объектов и процессов окружающего мира; объяснение их; предсказание их поведения в будущем.
Наука возникает в эпоху Нового времени в XVII – XVIII вв.
Современная наука понимается в трех основных значениях:
1. Наука как деятельность, обеспечивающая производство, накопление знания, а также его использование в практике. Наука разделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. Выделяются естественные (изучают процессы изменения природного мира), гуманитарные (постигают процессы изменения общества и человека), и технические науки (изучают мир искусственных объектов), науки фундаментальные (направлены на получение знаний об основных законах строения и функционирования объективной действительности) и прикладные (направлены на получение знания для решения практических задач).
2. Наука как система знаний, представляющая собой совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной действительности. В философии науки выделяют два направления по вопросу о развитии научного знания:
- Кумулятивизм утверждает непрерывный процесс накопления знания на основе уже имеющегося (О. Конт).
- Антикумулятивизм отрицает непрерывность и преемственность в развитии знания и считает, что наука развивается путем революционных изменений (К.Поппер, Т.Кун). Научная революция – процесс коренных изменений в определенной области знания или в отдельной дисциплине, предполагающий появление новые средств и методов изучения объектов, новых теорий, новых картин мира.
3. Наука как социальный институт включает в себя научные институты, научные школы, экспериментальные лаборатории, систему по подготовке научных кадров и т.д. Как социальный институт наука начала оформляться в XVII – XVIII ст., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы.
Исторически первой осуществила переход к научному познанию мира математика (в эпоху античности), затем естествознание (эпоха Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения). Третьей вехой в развитии науки было формирование технических наук, а затем пошло становление социальных наук.
Научное познание по сравнению с обыденным, художественным и философским видами, имеет свои специфические черты, к которым относят:
- Предметность: науку интересуют конкретные стороны исследуемых объектов.
- Объективность: наука описывает реальность такой, какой она существует сама по себе не зависимо от воли и сознания человека.
- Наука изучает не только объекты, которые можно познать сегодня, но пытается открыть новые объекты, которые можно будет изучать только в будущем.
- В качестве критерия истинности научного знания выступает эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте, остальные связываются между собой логическими связями.
- Обоснованность, доказанность.
- Наличие особых средств научно-познавательной деятельности (измерительные приборы, инструменты).
- Наука для описания изучаемых объектов нуждается в специальном языке с четкими понятиями, терминами и определениями.
- Для организации научного познания необходим и профессионально подготовленный субъект познания, который должен овладеть средствами, приемами, методами и ценностями научно-познавательной деятельности.
Пятый вопрос. Основные методы и формы научного познания. Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.
Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность, т.е методологическое пространство плюралистично. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины – методологии.
Методы могут быть разделены на несколько основных групп:
1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.
2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция – на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез – на заключительной и т. д.
3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.
4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.
Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных методов исследования. Обратимся, прежде всего, к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания – к наблюдению и эксперименту.
Среди общенаучных методов выделяют наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.
Эксперимент в отличие от наблюдения – это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты – фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.
Методы познания, используемые на теоретическом уровне научного познания. Это такие методы как абстрагирование, аналогия, моделирование, идеализация. Абстрагирование – метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.
Аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Метод моделирования основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.
Идеализация – мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т. д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки – идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т. д.
Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход.
Системный подход – это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем.
1. В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а, прежде всего, структуры объекта и места элементов в ней.
Особое место в методологии науки занимают методы построения и обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:
а) структурным, например, как устроен двигатель внутреннего сгорания;
б) функциональным: как действует двигатель внутреннего сгорания;
в) причинным: почему и как он работает.
При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.
На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.
Теперь встает на очередь следующая задача – воспроизвести объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т. е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. При этом само построение теории может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой.
При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.
Логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Так, учащийся начинает изучать математику с того, с чего начиналась ее история – с арифметики, а Маркс рисует логическим методом картину капитализма, начиная с того, откуда капитализм берет свое начало исторически – с товара.
В свою очередь исторический метод, в конечном счете, дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой.
Основное назначение и общие целевые установки научного познания сводятся к решению трех задач – описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем.
В структуре научного познания, выделяют два уровня – эмпирический и теоретический. Эти уровни не следует смешивать со сторонами познания вообще – чувственным отражением и рациональным познанием. В первом случае речь идет о различных типах познавательной деятельности ученых, а во втором – имеются в виду типы психической деятельности индивида в процессе познания вообще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания.
Уровни научного познания различаются:
– по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое – на сущность;
– по средствам и инструментам познания;
– по методам исследования. На эмпирическом применяются такие методы как наблюдение, эксперимент, на теоретическом – системный подход, идеализация и т. д. ;
– по характеру добытых знаний. В одном случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором – законы, раскрытие существенных связей, теории.
Научная теория и ее структура.Начальная ступень научного познавательного цикла – постановка проблемы. В постановке проблемы необходимо, во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного.
Второе звено цикла – выработка гипотезы (или ряда гипотез) с целью решения проблемы. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса теории предполагает ее подтверждение, доказательство, осуществляемое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом.
Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание.
Научная теория – это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т. д.
Основные черты научной теории:
1. Научная теория – это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.
2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.
3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.
4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.
5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.
Основные методы и формы научного познания. Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.
Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность, т.е методологическое пространство плюралистично. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины – методологии.
Методы могут быть разделены на несколько основных групп:
5. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.
6. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция – на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез – на заключительной и т. д.
7. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.
8. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.
Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных методов исследования. Обратимся, прежде всего, к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания – к наблюдению и эксперименту.
Среди общенаучных методов выделяют наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.
Эксперимент в отличие от наблюдения – это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты – фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.
Методы познания, используемые на теоретическом уровне научного познания. Это такие методы как абстрагирование, аналогия, моделирование, идеализация. Абстрагирование – метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.
Аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Метод моделирования основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.
Идеализация – мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т. д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки – идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т. д.
Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход.
Системный подход – это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем.
2. В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а, прежде всего, структуры объекта и места элементов в ней.
Особое место в методологии науки занимают методы построения и обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:
а) структурным, например, как устроен двигатель внутреннего сгорания;
б) функциональным: как действует двигатель внутреннего сгорания;
в) причинным: почему и как он работает.
При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.
На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.
Теперь встает на очередь следующая задача – воспроизвести объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т. е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. При этом само построение теории может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой.
При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.
Логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Так, учащийся начинает изучать математику с того, с чего начиналась ее история – с арифметики, а Маркс рисует логическим методом картину капитализма, начиная с того, откуда капитализм берет свое начало исторически – с товара.
В свою очередь исторический метод, в конечном счете, дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой.
|