КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКО - ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Абсолют (лат. absolutus безусловный) – вечная, неизменная первооснова мира, первоначало всего сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным и противостоит относительному и обусловленному Бытию. Термин абсолют впервые был применен в конце XVIII века М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории «Бога или Природы» в философии Б.Спинозы; введен в широкое употребление Ф.Шеллингом (1800).
Абсолютный (лат. absolutus безусловный) – характеристика вечного, бесконечного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, содержит в себе все существующее и творит его. В религиозной философии – Бог, в других течениях –абсолютный дух (мировой разум), абсолютное «Я», воля, интуиция.
Абстракция (лат. abstractio отвлечение) – отвлеченное понятие, образуемое в результате отвлечения в процессе познания от несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения свойств, раскрывающих его сущность.
Агностицизм (греч. a отрицание, gnosis знание, недоступный познанию) – философское учение, частично или полностью отрицающее познаваемость мира. Термин введен в середине XIX века английским естествоиспытателем Т.Гексли.
Адекватный (лат. adaequatus приравненный) – соразмерный, соответствующий, согласующийся, равный. Представление, образ, знание считаются адекватными, если они соответствуют вещи, оригиналу, объекту, к которому относятся.
Академия (греч. Akademia) – философская школа, основанная Платоном (IV в. до н.э.) близ Афин (по названию рощи, посвященной герою Академу), в которой преподавал Платон, платоновская Академия может считаться началом базового философского образования в европейской культуре.
Аксиология (греч. axia ценность, logos слово, учение) – учение о ценностях. Теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Развернутое учение о ценностях впервые дал Р.Г.Лотце (1817 – 1881). Аксиология поворачивает философское и социогуманитарное познание к анализу личности и индивидуальности, «человеческого в человеке», к смыслам и оправданию человеческого бытия, его идеалам и требованиям.
Антикумулятивизм – модель развития научного знания, отрицающая его непрерывность и преемственность.
Антиномия (греч. antinomia «противоречие закона самому себе») – сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование. Антиномичность свойственна философской рефлексии как познание истины в споре. Употребление термина антиномия первоначально имело место в юридических документах. Этим термином обозначалось противоречие между двумя юридическими законами или двумя положениями (тезисами) одного и того же закона. Философский статус термин антиномия приобретает в работах И.Канта, который им обозначал глубоко противоречивое состояние человеческого разума («спор разума с самим собой»), стремящегося преодолеть ограниченность рассудочных определений мира.
Антология (греч. anthologia букет цветов) – подборка наиболее представительных сочинений разных авторов.
Антропология(греч. anthrōpos человек, logos учение) – учение о человеке. Раздел философии, в котором вопрос о человеке, его сущности и бытии в мире рассматривается как центральная мировоззренческая проблема. Термин антропология принадлежит Аристотелю.
Антропоцентризм (греч. anthrōpos человек + центр) – характеристика философского учения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Апологетика (греч. apologeomai защищаю) – в традиционно-историческом значении собирательное название трудов раннехристианских писателей философов II века, защищавших в своих трудах основы христианского миропорядка от критических нападок языческих светских властей и ученых. Апологетика обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии. Апологетика – этап в развитии средневековой философии.
Априори (лат. a priori из предшествующего) – философский термин, означающий знание, полученное независимо от опыта («доопытное» знание), присущее сознанию изначально. Противоположность – апостериори (лат. a posteriori из последующего) – философский термин, означающий знание, полученное из опыта.
Артефакт – искусственно созданный человеком объект (явление, процесс).
Архетип– в позднеантичной философии: прообраз, идея. В психологии Юнга: врожденные психические структуры в коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения.
Атеизм – система филос. и науч. взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, к.-л. сверхъестественных сил, существ, религию вообще.
Атомизм– учение о дискретном (прерывистом) строении материи. В шир. смысле дискретность объекта, процесса, свойства.
Атрибут (лат. attribuo придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.
Аутентичный (греч. authentikos) – подлинный, достоверный, соответствующий собственной природе.
Бытие – это общее понятие о существовании, о сущем вообще. В структуре философского знания выступает предметом онтологии.
Вера – эмоционально-личностный способ отношения человека к миру, при котором знание о нем принимается без индивидуальной проверки и независимо от его обоснованности.
Волюнтаризм – идеалистич. направление в философии, рассматр. волю в качестве высшего принципа бытия. (в отл. от рационализма, интеллектуализма, у которых на первом месте разум, интеллект). Введен: Тённис 1883
Генезис (греч. genesis происхождение) – происхождение, возникновение, процесс образования и становления развивающегося явления.
Гносеология (греч. gnosis познание, знание, logos учение) – теория познания в любой философской системе. Она определяет отношение субъекта к объекту. Раздел философии, в котором изучаются природа познания, его всеобщие предпосылки, пути и возможности, отношение знания к реальности и условие его истинности.
Гуманизм – течение общественной мысли и принцип философского осмысления проблем антропологии, социальной реальности, культуры, в основу которого ставится соотнесение общественного развития с целями и задачами развития человека. Гуманизм подчеркивает активность и ответственность человека перед миром и другими людьми.
Даосизм– наряду с конфуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во 2й пол. 1го тыс-я до н.э.
Детерминизм – филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Ядро Д. – положение о существовании причинности (связи явлений, когда одно с необх-ю порождает другое).
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
Дискурс – процесс получения знания путем логического рассуждения.
Дуализм – филос. учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Противостоит монизму.
Иррационализм – принцип философствования, ограничивающий или отрицающий возможности разума адекватно познать окружающую реальность. Тип философского мировоззрения, согласно которому разум не играет существенной роли в познании и поведении человека.
Категория (греч. kategoria высказывание, обвинение признак) – предельно общее понятие.
Квинтэссенция (лат. quinta essentia пятая сущность) – самое главное, важное, наиболее существенное.
Коммуникация – социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальной связи.
Контекст (лат. contextus соединение, тесная связь) – законченный фрагмент текста или устной речи, обеспечивающий понимание его содержания и определение смысла входящих в него слов и фраз. В более широком смысле – окружение, с которым предмет мысли соединен тесной связью.
Концепция (лат. conceptus понятие) – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип.
Космизм (греч. kosmos организованный мир, kosma украшение) – учение, согласно которому все происходящее на земле и с человеком закономерно связано с развитием и процессами в космосе. Согласно ему возможно объединение человечества на разумных началах и общечеловнеческих ценностях, особенно это учение развивалось русскими космистами (М.Федоров, В.Вернадский и др.).
Логос (греч. logos слово, смысл, учение, теория) – термин древнегреческой философии, введенный Гераклитом (VI в до н.э.) и обозначающий разум, закономерность, осмысленное слово. В религиозной философии выступает как одна из ипостасей Божественной Троицы.
Методология (греч. methodos путь к чему-либо, исследование; logos слово, учение) – учение о методах. Форма рефлексивного осмысления предпосылок, средств и методов рационализации и оптимизации деятельности; в узком смысле – учение о методах познания, структуре и динамике научного знания.
Натурфилософия – форма выражения философских взглядов, затрагивающая как общие проблемы бытия, так и вопросы, специально посвященные исследованию природы.
Номинализм (лат. nomina имена, nominalis относящийся к названиям) – философское учение, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а понятия или универсалии – лишь в мышлении.
Ноосфера (от греч. «разум и шар») – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.
Объект (лат. objectum предмет) – то в объективной реальности, на что направлено предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непонятное, в форме, непригодной для непосредственного использования.
Объективная реальность – совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединенных в неживые, живые и социально-организованные системы.
Онтология (греч. on, ontos сущее, logos слово, учение) – философское учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего. Термин онтологиябыл введен в 1613 г. Р.Гоклениусом и параллельно И.Клаубергом, который ввел его как равнозначный понятию метафизика.
Пантеизм (греч. pan все, theos Бог) – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.
Парадигма (греч. paradeigma пример, образец)– теория и модель принятая в качестве образца.
Плюрализм (лат. pluralis множественный) – множественность, многообразие чего-либо, например мнений, взглядов.
Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков. Основная единица логического мышления.
Постмодернизм – понятие, используемое для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца XX века.
Прогресс – такая направленность развития, которая характеризуется восходящим движением от более простого к более сложному, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс относителен, действует не на все явления в целом, а разнонаправленно в его частях, потому и содержит в себе как необходимый момент регресс.
Рационализм (лат. ratio разум) – философское учение, противоположное номинализму и утверждающее реальность существования идеальных объектов, понятий.
Рациональный (лат. rationalis разумный, ratio разум) – разумно обоснованный, целесообразный.
Рефлексия (лат. reflexio отражение) – размышления, рассуждения, оценивание, критический анализ.
Социализация (лат. socialis общественный) – процесс «вхождения» индивида в общество. Связан с воспитанием и образованием, самовоспитанием, становлением человека как личности и подлинного субъекта социальногодействия.
Субстанция (лат. substantia сущность, то что лежит в основе) – предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к какому-то первоначалу к чему-то относительно устойчивому и самостоятельно существующему, раскрывающему суть вещей.
Субъект (лат. subjectus лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель человеческой активности, направленной на адекватное восприятие реальности в форме знаний.
Схоластика (греч. schola ученая беседа, школа, scholastica ученый) – форма существования философии в период средневековья, пытающийся рационально объяснить догматы веры, а на самом деле, стремящийся в этот период выявить предмет и область познания философии как особого рода знания. Утрачивает свое познавательное значение для окружающего мира с развитием научного мышления.
Тантал – персонаж греческой мифологии, жестоко наказанный богами за совершенные им преступления. Сначала он был любимцем богов, допущенным на их пиры, но оплатит за это черной неблагодарностью. Тантал выдал людям тайны небожителей и похитил с их стола священную пищу – амброзию и нектар. Более того, стремясь испытать всеведение богов, он однажды накормил их страшным блюдом – мясом собственного сына Пелопса. Расплата за злодеяния была ужасной. В подземном царстве Тантал стоит по горло в воде и почти касается веток с прекрасными плодами. Но не может ни напиться, ни наесться, так как вода и ветви отступают, лишь только он к ним потянется. Несчастный вечно терпит «танталовы муки» жажды и голода.
Теизм (греч. theos Бог) – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания существования надприродного абсолютного бытия как бесконечной божественной личности.
Толерантность (лат. tolerantia терпение) – терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо.
Феномен (греч. phainomenon являющееся) – 1) явление; 2) нечто необычное выдающийся или исключительное в каком-либо отношении.
Экзистенциализм (позднелат. ex(s) istentia существование), или философия существования – одно из крупнейших направлений философии ХХ века.
Эпистемология (греч. episteme знание, logos учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуются знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания.
Этимология (греч. etymologia = etymon истина, основное значение слова; logos учение) – 1) происхождение слова; 2) раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
[1] Кант И. Соч. В 6 т. – М., 1964. Т. 2, с. 204.
[2] Философия. Учебная программа для высших учебных заведений. Мн., 2000.
[‡] Действительно, если рассудок связан с упорядоченностью мира человеческих отношений, разум – с проникновением в глубинные взаимосвязи окружающих нас предметов, то для такого странного, с точки зрения обычного человека стремления постичь Первоосновы, Первопричины всего мироздания, необходим особый термин. Так в философские учения вошло слово «мудрость».
[§] Теология (греч. Theos Бог, logos учение) – богословие: систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.
[**] Кант И. Соч. В 6 т. – М., 1964. Т. 2, с. 204.
[††] Действительно, если рассудок связан с упорядоченностью мира человеческих отношений, разум – с проникновением в глубинные взаимосвязи окружающих нас предметов, то для такого странного, с точки зрения обычного человека стремления постичь Первоосновы, Первопричины всего мироздания, необходим особый термин. Так в философские учения вошло слово «мудрость».
[‡‡] Теология (греч. Theos Бог, logos учение) – богословие: систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.
[§§] Феномен(гр. phainomenon) – (здесь) то же, что явление.
[***] Рациональный (лат. ratio) – разум, разумный.
[†††] Рефлексия (лат. reflexio отражение) – размышления, рассуждения, оценивание, критический анализ.
[‡‡‡] Миф (гр. mythos – сказание, предание, повествование; logos – слово, учение, наука) – зд. мировоззрение, при котором освоение, осмысление мира осуществляется через миф (мифотворчество).
[§§§] Архаичный (гр. archaios) – древний, старинный.
[****] Мировые (наднациональные) религии: буддизм (VI – V вв. до н.э.), христианство (I в.), ислам (VII в.).
[††††] Абстракция (от лат. abstractio) – отвлечение.
[‡‡‡‡] Субстанция (от лат. substantia) – сущность, нечто, лежащее в основе.
[§§§§] Квинтэссенция (лат. quinta essentia пятая сущность) – основа, самая суть чего-либо, самое главное, важное.
[*****] Айзек Азимов. Вид с высоты. – М., 1995, с. 9 – 10.
[†††††] Плюрализм (от лат. pluralis) – множественный, многообразный. Термин был предложен немецким философом Х.Вольфом в 1712 г.
[‡‡‡‡‡] Ипостась (от гр. hypostasis) – лицо, сущность. В ипостаси кого-либо = в качестве, в роли кого-либо.
[§§§§§] Эмпирическое (греч. empeiria) – опытное, практическое знание.
[******] Триада (гр. trias, triados) – единство трех элементов: лиц, предметов, понятий.
[††††††] Популяция (фр. Population – население) - совокупность особей одного вида, занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющих общее происхождение.
[‡‡‡‡‡‡] Биоценоз – совокупность популяций, населяющий данный участок суши или водоема и характеризующийся определенными отношениями между собой.
[§§§§§§] Биогеоценоз – однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (неживых) компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергии.
|