Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Культура есть универсальный способ или форма существования человеческого сообщества, основанного на 1) создании искусственных произведений, 2) их накоплении и 3) трансляции их содержания.

Отсюда три аспекта культуры и, соответственно, три подхода к ее исследованию:

1) Культура как процесс созидания и творчества, процесс перехода от идеи к ее предметному воплощению;

2) Культура как совокупность накопленной предметности ( ценностей – книг; произведений искусства, фиксированных знаний, техники и пр.);

3) Культура как процесс передачи (трансляции, копирования) содержания созданных образцов, достигнутого уровня знания (в межличностном общении, в системе массовых коммуникаций, в обучении).

В качестве дополнительного можно отметить этап искажения копии образца, превращения ее в симулятор, возникновения масскульта.Общей чертой всех этих аспектов культуры является то, что каждый из них выражает способ достижения понимания.

Размышление о культуре (философия культуры) – одно из самых характерных явлений современной философии. Если первоначально слово «культура» (лат.Cultura и греч. Paideia, tecbne) не имело всеобщего смысла, но обозначало просто «возделывание» и «воспитание», то с каждой новой эпохой(Средние века, Возрождение, Новое время) оно становилось все более универсальным, так что сегодня все классические философские темы (бытие, познание, общество и пр.) в том или ином виде рассматриваются в связи или в контексте идеи культуры. Эта тенденция выражает то обстоятельство, что масштабы человеческой, культурной по существу деятельности приобрели глобальный характер, а совокупность культурных продуктов соотносима с естественными по своему происхождению вещами. Все это вынуждает задуматься о всеобщем (космическом) смысле культурно-созидательной деятельности человека.



Каково отношение искусственно созданных произведений(техники, научных теорий и моделей, произведений искусства) к миру естественных вещей и процессов? Можно ли считать, что искусственно созданные технические устройства, растения и живые организмы, возникновение и расширение ноосферы(сферы разума) есть дальнейшая творческая эволюция мироздания? Или следует сказать словами Ж.Ж. Руссо: «Все совершенно, что выходит из рук Творца, все портится в руках человека»? Исходный и самый неопределенный (негативный) смысл понятия культуры - оппозиция натуре(естественному, природному).Культура есть все неестественное, искусственное, созданное(возделанное) самим человеком. Определить позитивный смысл культуры это означает выявить онтологические основания существования искусственного. В чем смысл человеческой деятельности, когда берется природный материал и формообразуется в соответствии с некой идеей? В оппозиции культуры и натуры можно узнать отношение бытия и сущего, которое в развитии культуры находит свое выражение в антиномиях(противоречиях) культуры. В своем развитии, в результатах своей созидательной силы культура противостоит себе как цивилизация, культура как творчество находится в оппозиции культуре как значимости, культура как совокупность ценностей-культуре как совокупности норм. Если в природе царствуют необходимость и причинно-следственные зависимости, то в культуре-свобода и смысловые отношения. Если природа представляет собой совокупность локализованного в пространстве сущего, то культура есть континуум событий:

Любая деятельность человека сводится в конечном итоге к производству материальных либо духовных ценностей. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Приятно различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда. Материальная культура охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, быт, уровень образования населения, состояние просвещения, искусство, нравственность, богатство языка, уровень развития интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура воплощается в вещной форме: картины, книги, кино, архитектура, скульптура и т.п. Все эти предметы в отношениях с людьми образуют культуру.

Культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его существования и результаты. Мир культуры пребывает вне сознании отдельных людей, как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.

Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству- они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Культура представляет собой не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Культура-это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека,манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, а также уровень мышления.

К настоящему времени насчитывается множество определений культуры. В истории человеческой мысли термин «культура» понимался как «воспитанность», соответствие идеалом гуманизма и просвещения, следование Разуму. Особое значение это понятие приобрело XVIII в. в трудах французских энциклопедистов. В самом широком смысле слова культура-это то, что создано и создается человеком(материальное и духовное) в отличие от природных вещей и явлений. Культура-это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Но она не сводится к вещам, произведенным человеком, а распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства. Можно, следовательно, говорить о культуре каждого человеческого существа, групп людей, объединенных по возрасту, полу, общественному положению, профессии, религии и т.д., а также о культуре человечества целом. Все это- различные субъекты культуры, соотношение которых исторически изменчиво и подлежит исследованию.

Суть культуры может быть графически представлена в виде треугольника, у основания которого – воспитание и образование (двигатель культуры), а стороны – возделывание, обработка (смысл культуры) и поклонение, почитание (культ как своеобразный тормоз). Культура-это идеал, выполняющий системообразующую роль в технологии общественного производства. Если первый, базовый, слой культуры заключен в предметной деятельности человека, где созидаются вещи, второй ее слой – в процессе общения людей, порождающего идеи и представления, то ее третий пласт представлен системой духовных символов. Они имеют форму религиозных догматов и откровений, философских концепций, а так же реализуются в разнообразных формах искусства.

12.2По своему первоначальному значению понятия «культура» и «цивилизация» являются достаточно близкими по содержанию и во многих случаях могут употреблять как синонимы. Поэтому мы можем, например, одновременно говорить и о греческой культуре, и о греческой цивилизации, имея в виду один и тот же культурный феномен. Однако уже на уровне этимологии данных слов можно заметить отличия, которые используются для обозначения несколько отличающихся друг от друга феноменов.

«Культура» ( от лат. Culture - возделывание, образование, развитие и т.д.) обозначает культивирование (развитие, насаждение) некоторых признаков объекта, которое сознательно осуществляется человеком. Это до сих пор сохраняет свое значение, например, в биологии, где речь может идти о выращиваемых культурах, т.е. сохранении и поддержании в том или ином растении выбранных человеком признаков. В близком к этому значении можно говорить о степени воспитания культуры индивида, то есть привнесения в его сознание некоторых общекультурных норм и традиций, которым он должен следовать в жизни. Относительно общественного развития культура может пониматься более широко, как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и самим к себе. Такое понимание культуры позволяет указать на специфический характер деятельности человека, которая носит сознательный и активный характер.

«Цивилизация» (от лат.Civilis – гражданский, государственный) хотя и может использоваться как синоним культуры, но уже этимологически представляет собой более узкое по содержанию понятие. Можно сказать, что это некоторая особая стадия развития человеческой культуры, которая необходимо связана с обществом и конституируется в форме государства. Именно такое различие цивилизации и культуры было предложено в XVIII в. в философии Просвещения. Цивилизация – это не любое общество, а лишь то, которое строится на разумных началах, т.е. некоторых принципах, сознательно привносимых в его управлении.

Можно выделить две основные линии в трактовке развития культуры, так или иначе связанные с сопоставлением понятий культуры и цивилизации. В универсалистском подходе культура и цивилизация рассматриваются чаще всего как синонимы. Здесь становление человеческой культуры представляет собой единый направленный процесс, что позволяет говорить о ее прогрессе. При этом культура включает в себя результаты как материальной, так и духовной деятельности по созданию совокупности культурных ценностей. В ряде случаев эти два вида деятельности рассматриваются в отрыве друг от друга. В результате появляются концепции, базирующиеся на примате либо духовной, либо материальной деятельности.

Немецкий идеализм (Гердер, Гегель, Гумбольдт, Шеллинг) исходил «из признания множества своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества». Однако объектом исследования здесь становилась прежде всего «сфера духа», и прогресс культуры рассматривался как прирост духовных ценностей и идеалов. Задача философа в этом плане была связана с поиском закономерностей развития духа (духовной сферы), что позволяло выявить все феномены культуры и делать прогнозы ее развития.

Материалистический вариант трактовки развития культуры, напротив, был часто связан с абсолютизацией роли материальной деятельности. Соответственно в некоторых случаях духовная культура здесь сводилась к материальной.

В рамках этого реализуется марксистская модель понимания культуры, для которой характерны большая гибкость и диалектичность, позволяющие объяснять очень многие аспекты развития культуры. Данная концепция базируется на принципе материалистического понимания истории и объясняет культурные феномены и развитие культуры, исходя из определяющей роли производительных сил и производственных отношений. Соответственно вместо чистого (оторванного от общественного бытия) исследования духовной сферы предлагается исследовать ее как определенное отражение тех процессов, которые происходят в самом обществе. Культура здесь выступает как одна из характеристик общества и «выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу». В культуре выделяются два пласта – духовная сфера и сфера материального производства, которые находится в отношении указанной выше субординации и отражают соответствующие виды деятельности производства. К материальной культуре относятся все виды и результаты материальной деятельности. Духовая культура – это сфера сознания.

Поскольку культура представляет собой характеристику некого уровня развития общества, то исторические типы культуры определяется общественно-экономической формацией. Несмотря на относительную гибкость марксистской позиции, признающие относительную самостоятельность развития духовной сферы, тем не менее сама логика данной концепции к целому ряду спорных тезисов.

Противоречие данной концепции заключается в том, что, с одной стороны, декларируется преемственность в развитии культуры и утверждается, что все ценное из прошлого ограничено перейдет в культуру будущего, а с другой – ее жестокость и линейность (неизбежность смены общественно-экономических формаций) фактически разрушает преемственность культурных ценностей.

Цивилизационный подход переосмысливает исторический процесс как становление смену цивилизации.У Н.Я. Данилевского цивилизации, встречающийся во всемирной истории, представляют собой различные культурно-исторические типы, которые внутри себя объединяются единым языком, представляя собой отдельную самобытность. Условием зарождения и развития цивилизации выступает политическая независимость данного народа. Таким образом, не каждый народ способен на данной стадии своего развития выступать в качестве цивилизации. Цивилизация является замкнутым, локальным образованиями. О.Шпенглер закладывает традицию рассматривать цивилизацию как завершающею стадию развития данной культуры, в которой наряду с развитием науки и техники происходят разрушение духовной культуры (литературы, искусства). В результате мир научно-технический, выражающий сущность цивилизации, противопоставляется как нечто бездуховное классической культуре. «Закат Европы» (название главного произведения О.Шпенглера) означает закат классической культуры, основной на античных традициях, и возникновения цивилизации. «Цивилизация – неизбежная судьба культуры… Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они – завершение: они следуют за становлением как ставшие, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение… Они конец, без прав обжалования, но они же в силу внутренней необходимости всегда оказывались реальностью».

Таким образом, для культуры присущ творческий характер деятельности человека, его опора прежде всего на духовные идеалы ценности. Цивилизация – это стадия затухания творчества, когда деятельность людей все в большей степени носит прагматистско-материалестический характер, что «неизбежно ведет к затуханию свободных порывов к вашим ценностям, репродуктивным формам производства, значение приобретает не целостная органичная жизнь, а формализованное, строго упорядоченное и принудительное регулируемое бытие».

Указывается, что одним из проявлений цивилизации (как стадия затухания культуры) выступает тоталитаризм как реализация тенденции на упорядоченность управления, опирающаяся не на духовные ценности, а на ценности, присущие толпе, массе. Не случайно именно в ХХ венке (т.е. в период становление тоталитарных режимов) на базе анализируемой традиции возникает множество концепций, говорящих о «кризисе культуры» (Н. Бердяев, П, Сорокин, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, А. Швейцер и д.р.)

Различные культуры и цивилизации при анализе развития общества носят относительный характер. Как правило, это разделение духовной материальной сфер культуры, которые в зависимости от позиции того или иного философа либо абсолютизируются и противопоставляются друг другу, либо рассматриваются как взаимодополняющие друг друга. В последнем смысле можно, например, говорить, что духовное реализуется через особого рода материальную оболочку – знако-символическую систему. Духовное вступает как содержание, а материальное в знаковой системе – как форма культуры.

При всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия с установкой на беспредельное развитие со сменой целей этого развития. Главное в цивилизации – непрерывная смена технологии для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. Такое представление о цивилизации основано в основном на успехах и достижениях научно-технической революции в странах Запада и на постулатах либеральной демократии.

В понятии цивилизация заключена интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и представляющая качественное своеобразие данного периода мировой истории и человека, находящегося в нем. В понятии»человек цивилизованный» как бы пресекаются два типа исторического времени – линейное и циклическое. Все мы – дети всемирной истории, капельки ее океана, но в тоже время каждый человек – представитель культуры своего народа.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.