Тема №10. Философские проблемы политики. План лекции:
1. Власть как центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики.
2. Категории "политика", "политическая система" как основополагающие категории политической философии.
3. Государство как основной элемент политической системы общества.
10.1. Понятие "власть" одно из центральных в системе социально-гуманитарного знания.
Любая общественная проблема приобретает политический характер, если она прямо (или косвенно) связана с интересами определенного социума по поводу власти.
Власть (в самом общем смысле) есть реальная способность тех или иных социальных сил или личностей осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам (личностям) в обществе посредством экономических, идеологических, организационных, правовых и других механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия.
Единого подхода к определению власти нет. Существуют различные точки зрения в анализе многих ее проблем. Наиболее распространенное определение власти дано политологом Г.Моргентау: "Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль над сознанием и действиями других людей".
Макс Вебер считал, что "власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимости".
Часто власть понимается как возможность и способность одних индивидов управлять процессом принятия решений на локальном или национальном уровне, несмотря на активное или пассивное сопротивление других индивидов или социальных групп данного общества.
В отечественной литературе под властью понимается способность и возможность субъекта оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия.
Социальная власть возникает одновременно с человеческим обществом, является его неотъемлемым и необходимым элементом. Под его воздействием система общественных отношений становится целенаправленнее, приобретает характер управляемых и контролируемых связей, а совместная деятельность людей становится организованной.Таким образом, власть представляется как универсальный регулятор общественных отношений и служит для регулирования интересов различных групп в социуме.
Власть как феномен социальной жизни многовариантна. В обществе мы имеем дело с властью экономической, политической, правовой, военной, семейной и др. Имеют место власть групповая, личная, классовая, которые переплетаются между собой, образуя единую социальную систему власти.
В системе властных отношений экономическая власть играет ничуть не меньшую роль, а даже иногда большую, чем власть политическая, под которой понимают реальную способность данного класса, группы, индивида, проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая система властных отношений не может обеспечить своей стабильности, не опираясь на прочный экономический фундамент. Огромное влияние политики на экономику несомненно. Выявляя отношение между экономикой и политикой, важно обратить внимание и на соотношение власти и политики. Что является первичным, а что производным в этом соотношении? При ответе на данный вопрос сошлемся на такой авторитет, как М.Вебер, который считал первичной власть. Он, в частности, писал: "Политика означает для нас надежду участвовать во власти или влиять на ее распределение между государствами, так и в рамках государства, между группами людей".
Ныне политическая деятельность осуществляется в рамках различных составных частей политических систем: партий, профсоюзов, международных организаций (ООН), однако центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть отличается от других видов политической власти следующими признаками:
- носит социально-классовый характер;
- опирается на специальный аппарат принуждения;
- распространяется на все население той или иной страны;
- добивается своих целей различными средствами: идеологическим воздействием, экономическим стимулированием;
- обладает монопольным правом издавать законы и другие распоряжения, обязательные для всего населения.
Законы – основная форма бытия власти. Как сама власть, так и издаваемые ею законы строго обязательны для государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан.
К основным формам функционирования политической власти можно отнести господство, принуждение, насилие, наказание и поощрение, принятие решений, контроль и управление, соперничество и сотрудничество, руководство. Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. В подлинно демократическом обществе власть в любом ее проявлении не может и не должна существовать лишь как форма принуждения. В этом случае она неизбежно опирается на силу и приобретает чуждое демократии значение. Власть перестает быть сопряженной с ответственностью. Она озабочена лишь тем, чтобы сохранить, упрочить и расширить сферу своего влияния, т.е. принуждения, ограничивая тем самым сферу свободы.
К универсальным свойствам власти относятся:
- ее всеобщность (функционирует во всех сферах общественных отношений);
- способность проникать во все виды деятельности;
- объединять людей, социальные группы.
Власть существует и функционирует на трех уровнях:
- общественном, охватывающем наиболее сложные социальные и политические отношения;
- публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них;
- личностном (частном, приватном).
На всех этих уровнях власть институционализируется, оформляется в специальных учреждениях (аппаратах власти).
10.2. Исследованием фундаментальных проблем политики, политической системы, их наиболее сущностных оснований занимается одна из важнейших областей философского знания – политическая философия. Политическая философия зародилась в глубочайшей древности, в античном мире Европы и Востока как размышление философа о человеке и мире, власти, справедливости и т.д. Первыми значительными представителями политической философии в Европе были Платон и Аристотель.
Историю политической философии дополняют имена Ф.Аквинского, А.Данте, У.Оккама, Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Г.Лейбница, Б.Спинозы, Дж.Локка, Ш.Монтескье, Д.Юма, Ж.Ж.Руссо, И.Бентама, И.Канта, Г.Гегеля, И.Фихте, В.Гумбольдта, Дж.Милля, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.И.Герцена, М.А.Бакунина, целой плеяды современных философов.
Политическая философия как особая область философского знания окончательно сформировалась в ХХ веке.
Центральное место в проблематике политической философии занимают ее собственно философские аспекты исследования политики и власти как основных начал жизни человека и общества и принципов их анализа: общественное бытие политики, в его идеальных и материальных формах, способов и форм функционирования политики и власти; законности политического процесса, его временные и пространственные измерения, взаимосвязь политики с другими формами общественного сознания, организационными и регулятивными сферами общества и др.
Политика это вид общественных отношений, особого рода деятельность по регулированию отношений людей в обществе с целью сохранения (совершенствования) определенной социальной структуры (организации) в интересах управляющего социума или общества в целом. По своей сути, любая общественная проблема приобретает политический характер, если она прямо или косвенно связана с интересами определенного социума (или личности) по поводу власти. Категория политики всегда связана с проблемой власти.
Политика это организация и регулятивно-контрольная сфера общества диалектически связанная со всей совокупностью социальных сфер – экономической, идеологической, правовой, религиозной, культурной и др.
Термин политика (от греч. – politikos – государство, гражданин и др.) получил распространение под влиянием трактата "Политика" Аристотеля о государстве, правлении и правительстве.
Политика выступает как важнейший фактор естественного исторического процесса развития человека и общества. Функционирование политики в обществе, ее общественное бытие определяются как обществом, государством, властью, так и самой политикой, ее исторически сложившимися универсальными и независимыми свойствами или принципами ее существования.
В политике находит свое более полное выражение коренные, и прежде всего экономические, интересы социума, а следовательно эти интересы сознательно защищаются всей системой политической организации общества.
При этом экономические интересы, в конечном счете, выступают как социальная причина политического действия.
Политика это не только особого рода деятельность, не только осуществление системы власти, не только участия в делах государства, но и искусство управления. Роль искусства в политике предопределяется вероятностным характером политического процесса. Политическое искусство включает в себя рациональное, интеллектуальное, интуитивное, подсознательное и чувственное начало.
Важным элементом политики является политическая культура, которая включает в себя исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Политическая культура является особой частью общей культуры, в то же время она связана с конкретной политической системой, ее спецификой и особенностями. Политическая культура, как и сама политика, это динамично развивающийся вместе с ее носителями процесс. Политическая культура является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании, во всей системе политической жизни.
Политическая жизнь это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практически предметных форм политического бытия человека или общества, которая характеризует их отношение к политике. Понятие политическая жизнь используется для обобщения оценки политической и социально-экономической обстановки конкретных эпох, стран, обществ, деятельности и политического поведения социума и отдельного человека, оценки политической системы.
Осуществление политической деятельности невозможно без определенной системы политической власти. Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, ролей, процессов, принципов политической организации общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, протекания политических процессов, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.
Политическая система общества является одной из подсистем совокупной общественной системы, тесно взаимодействует с социальной, экономической, идеологической, этической, нравственной, правовой и др. подсистемами.
Политическая система конкретного общества определяется его социально-классовой природой, социальным строем, формой правления(парламентского, президентского и др.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильные, конфликтные, консенсусные и др.), политико-правового статуса государства(конституционного), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе, исторических и национальных традиций уклада политической жизни.
Структура политической системы общества включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними.
Основными элементами политической системы являются:
1. Государство и государственные органы.
2. Политические партии.
3. Общественно-политические объединения и организации.
4. Общественные организации.
5. Трудовые (производственные) коллективы.
6. Семья.
7. Церковь и др., а также
8. Политические отношения (отношения социальных групп к политической власти, политическая деятельность).
9. Политические и правовые нормы (политические взгляды, политическое сознание, политическая культура).
Все аспекты политической системы диалектически взаимосвязаны, имеют свои функции.
10.3. Основным элементом политической системы общества является государство.
Государство – важнейший шаг на пути эволюции социальных общностей. Первые государства возникли в III тыс. до н.э. Одни рисуют их становление как естественно - исторический процесс объединения племен и народов. Другие считают их продуктами насилия, когда завоеватели "перекраивают" землю и людей как подданных, которые платят дань. Во всяком случае, их создание – одно из величайших достижений человечества, которое часто недооценивается из-за репрессивности государственной формы организации жизни людей. Но в то же время это гигантская и очень сложная социальная машина, позволившая высвободить человеческие ресурсы и использовать их для развития собственного могущества. Конечно, первые государства были чисто экономическими образованиями, например сооружение гигантских пирамид или огромных идолов не имело никакого экономического смысла, а просто демонстрировало власть и могущество как таковые.
Развитие государства привело к радикальному изменению человека. Во-первых, это такая форма общности, в которой кровнородственные связи оказываются недостаточными, и строятся чисто социальные отношения. Во-вторых, для нее необходима строгая дисциплина и исполнительность, так как различные группы людей, занимающиеся различной деятельностью, должны действовать согласованно. В третьих, государство опирается на бюрократический аппарат, передающий приказы сверху вниз, и на военную силу – армию, которая способствует захвату чужих территорий и населения. Кроме того, оно создает внутренние контролирующие и карательные органы, используемые для принуждения к труду и наведения порядка.
Политика (от греч. полис - государство) – это сфера общественной деятельности, связанная с участием в управлении государством. Определение человека как "политического существа", идущее от Аристотеля, вызвано античной демократией, при которой свободные граждане Афин собирались на городской площади для обсуждения общественных дел. К качествам политического человека относились рассудительность, умеренность, ответственность, благоразумие, мужество. Политика – это также искусство вести хозяйство и управлять домашними делами, и наконец, это искусство заботы о себе, понимаемое как подготовка к управлению семьей или государством.
Государство имеет разнообразные устройства. Аристотель выделял среди них три "правильных" (монархия, аристократия и полиция) и три "неправильных" (тирания, олигархия, демократия). Эта классификация не совпадает с нашими современными представлениями о "демократическом государстве", ибо Аристотель считал, что власть должна принадлежать аристократам, "лучшим", то есть наиболее сведущим, рассудительным и ответственным гражданам, а не необразованному и грубому большинству.
Взгляды Аристотеля не столько отражали действительное устройство государственной власти в современных ему Афинах, сколько были своеобразной утопией. К этому разряду следует отнести и взгляды просветителей XVIII века, выдвигавших идею "общественного договора", согласно которой разделение властей и общественных обязанностей осуществляется на рационально-правовой основе, когда люди принимают на себя долг выполнения общественных обязанностей во имя самосохранения. На самом деле отношения властей хотя и не сводятся к чистому насилию, тем не менее, далеки от модели рациональных переговоров и договоров между различными слоями общества. Столь же далекой от действительности оказалась и более поздняя модель бюрократического государства, согласно которой государством управляют чиновники и специалисты, исходящие в своих решениях из общественной пользы, а не из собственных корыстных интересов.
Государство – исторически развивающаяся форма организации государственной жизни. Существует большое разнообразие государственных устройств (унитарное, федеративное), форм правления (монархия, республика), типов рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое) и политических режимов (парламентский, авторитарный, диктаторский). Но при этом выделяются основные признаки: 1) наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; 2) наличие норм, правил, санкционированных в форме права; 3) существование территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Любое государство выполняет некоторый набор функций. Обеспечение стабильного существования сложившейся политической системы, регулирование экономических и социальных отношений, реализация правовых норм, взимание налогов, защита конституции и т.п. относятся к внутренним функциям. Защита интересов страны перед международным сообществом и другие формы сотрудничества составляют внешние функции государства.
Бердяев отмечал "мистическую" природу государства, которое он понимал не только как хозяйственную систему и социальную структуру, а прежде всего как духовную и даже "телесную" общность. Государство не может существовать исключительно на насилии, оно крепнет благодаря духовному единству своих граждан, благодаря значительной жертве, на которую они идут во имя процветания государства. Великие империи прошлого распадались не столько под влиянием более могущественных соседей, сколько в результате разложения "морального духа" людей, уже не желающих жертвовать личным во имя общего. Объединение людей в государство предполагает не только "разумный эгоизм", когда отдельные собственники объединяются в союз с целью расширения рынка и обмена, не только "общественный договор", гарантирующий свободу и справедливость, но и чувство "крови и почвы", основанное на любви к своей стране и готовности принести себя в жертву ради ее сохранения и развития.
Все эти различные теоретические попытки определения природы государства могут быть интегрированы в более сложную и разнообразную картину, в которой должны найти свое место как социально-экономические, так и духовно-нравственные определения. Смысл существования мощного государства в значительной мере заключается в наличии духовной цели, "идеи", которое оно стремится осуществить на земле.
Традиционно политическая власть в обществе реализуется через политическую систему, представляющую совокупность государственных учреждений и политических институтов, а также правовых норм и идеологических целей.
При характеристике политической системы большое значение имеет структура государственных органов, представляющая собой упорядоченную, юридически оформленную совокупность институтов. В основе ее функционирования в современных государствах лежит разделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Органы законодательной власти – парламент и законодательные учреждения – на местах разрабатывают и принимают законы и контролируют их исполнение. Органы исполнительной власти – правительство – реализуют принятые законы и постановления. Органы судебной власти осуществляют функцию судопроизводства.
В зависимости от структуры, правового положения и соотношения правовых полномочий между различными ветвями власти, государства отличаются по формам правления. Прежде всего, различают две разновидности организации верховной власти: республика и монархия. В республике высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно населением, либо формируются общенациональным представительным учреждением. В зависимости от правового положения и соотношения различных ветвей власти выделяется несколько форм республиканского правления:
- президентская республика: а) глава государства – президент – избирается независимо от парламента всеобщим голосованием; б) в его руках сосредоточены полномочия главы государства и правительства; в)правительство назначается президентом и обязано проводить его политику;
- парламентская республика: а) президент избирается, а правительство формируется парламентом; б) ключевую роль в управлении играет премьер-министр, парламент контролирует деятельность президента и правительства;
- полупрезидентская республика: а) глава государства избирается независимо от парламента путем всеобщего голосования; б) правительство несет ответственность перед парламентом; в) президент может проводить политику, не зависимую от правительства.
При анализе государственной системы следует иметь в виду различия не только по форме, но и по типу политического режима. Это понятие включает систему методов осуществления государственной власти, обеспечивающую реализацию прав и свобод граждан и правовой характер действий самой власти. Выделяются диктаторский (тоталитарный и авторитарный) и демократический политической режимы. Последний характеризуется следующими признаками: построение государственного аппарата по принципу разделения властей, наличие представительных органов и их участи е в управлении, многопартийность и представительство партий, одержавших победу на выборах, в органах власти, всеобщее избирательное право, равенство перед законом, плюрализм.
Диктатура как политический режим отличается сосредоточением власти в руках одного или группы лиц, бесконтрольность и неограниченностью власти, отсутствием разделения ее ветвей и, прежде всего, парламента, подавлением оппозиции, нарушением прав и свобод граждан, репрессиям по идеологическим, национальным и иным признакам. При этом авторитарные режимы контролируют преимущественно политическую сферу, а тоталитарные осуществляют всеобъемлющий контроль не только за общественной, но и за частной жизнью граждан, используют при этом различные формы репрессии и даже террора. Установление диктатуры нельзя считать исключительно злонамеренным захватом власти в личных целях. Диктатура может устанавливаться на переходный период. Например, диктатура пролетариата вводилась с целью слома старой государственной системы. Однако эта временная форма правления не должна превращаться в постоянную, то есть тоталитаризм.
Сегодня власть существует в иной форме, чем раньше. Даже если допустить в качестве некой исходной абстрактной ступени государство, основанное на насилии, то нельзя отрицать, что оно вынуждено находить компромисс с традициями и законами, выработанными в ходе совместной жизни людей. Поэтому постепенно в ходе легитимации власти становится право. Это не просто маскировка силы, но и значительное ее ограничение, ведь, пользуясь языком права, сила должна вступить в компромисс со справедливостью и научиться сдерживать и ограничивать себя.
Однако власть в форме права также не представляет собой самую последнюю и совершенную ступень эволюции власти. Сегодня власть существует в форме знания, касающегося управлением жизнью. Если право все-таки реализуется в форме негативных санкций и репрессивности как запрет и наказание за проступок, то управление жизнью предполагает советы и рекомендации, касающиеся здорового образа жизни, рационального труда и отдыха, потребностей и способностей, словом, установление повседневного порядка жизни. Это не означает, что традиционные институты власти – правительство, парламент, политические партии и старые пропагандистские машины – оказываются ненужными. Напротив, они остаются разумными, но действующими в определенных границах формами власти. К ведению политических институтов относятся не все, а только некоторые общественные проблемы. Более того, политика как искусство возможного сама опирается на признание повседневного порядка, которому она не может противоречить, не подвергая себя опасности ниспровержения.
Протекание жизни под сенью государства можно оценивать позитивно и негативно. Очевидно, что государство "железными скрепами" связывает большие массы людей, складывает и направляет их усилия в одном направлении. Но оно может отрицательно относиться к инициативе отдельных групп и личностей. Опасность чрезмерной государственной опеки состоит не столько в подавлении их свободы, сколько в потере собственного, внутреннего иммунитета, позволяющего сопротивляться опасному влиянию чужого. Это происходит, когда государство отрывается от человека, бюрократизируется и начинает работать само на себя.
Тема № 10
Вопросы для обсуждения:
1. Полтика как философская категория: понятие, сущность, функции.
2. Категории “воля”, “власть”, “политика”: общая характеристика.
3. Политическая сфера общества: структура и структурные элементы.
4. Политика в социальной структуре общества.
5. Право как формализованная политика: Философский аспект.
6. Почему философия занимается политикой и экономикой?
7. Почему государство является основным элементом политической системы общества?
8. В чем проявляется нравственность политики?
9. Перечислите и оцените виды политических режимов и их философию.
10. Право это “воля(политика) государства, возведенная в закон”
Литература по теме № 10
1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2007. – 568с.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2010. – с.446-463.
3. Лавриненко В.Н. Философия:учебник.-М.: Юристъ, 2007. – с.364-383.
4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 240с.
5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.259-292.
6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.176-181.
Дополнительная литература
1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.
2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.
3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.
4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.
|