Власть всегда выступает как явное или скрытое насилие? A) Да.
B) Нет.
7. Формой социальных отношений, отличающей общество от общины, является:
A) труд,
B) частная собственность,
C) государство.
8. Позиции социального детерменизма придерживался:
A) Платон,
В) Ж.-Ж. Руссо,
С) К. Маркс,
D) О. Конт,
9. Превращенная форма идеи, когда устремления, выраженные одним индивидуумом, выдаются за всеобщие, есть:
A) религия,
B) утопия,
C) идеология.
10. Характер совместной человеческой деятельности определяется:
A) правителями,
B) обычаями,
C) социальными институтами,
D) природными инстинктами.
11. Развернутый во времени событийный план общественного развития, который выступает одновременно как реальное действие, так и предание о нем, есть:
A) легенда,
B) история,
C) эволюция.
12. Легитимной называется та форма отношений, которая выходит за рамки социальных норм (легитимное означает «внезаконное»):
A) да,
B) нет.
13. Безличностная совокупность людей, в которой «все равны», называется:
A) народ,
B) масса,
C) толпа.
14. В работе «Восстание масс» проявления «массового общества» проанализировал:
A) М. Вебер,
B) П. Сорокин,
C) X. Ортега-и-Гассет.
15. Учение об «идеальном государстве» было создано:
A) Демокритом,
B) Платоном,
C) Д. Локком,
D) Ж.-Ж. Руссо.
16. Основным принципом идеального государства, по Платону, является:
A) мужество,
B) мудрость,
C) справедливость,
D) благоразумие.
17. Найдите верное, согласно Платону, утверждение:
A) благо целого (государства-общества) превыше всего;
B) важнее всего интересы и потребности отдельного индивида;
C) природные задатки у всех людей одинаковы;
D) экономика, в конечном счете, определяет всю человеческую жизнь.
18. «Хорошими» формами правления Аристотель считал:
A) монархию,
B) аристократию,
C) олигархию,
D) политию
19. Идею идеального утопического государства первым в истории европейской мысли выдвинул:
A) Платон,
B) Аристотель,
C) Т. Мор,
D) Ф. Вольтер.
20. Философско-исторической концепции Августина Блажен.......
соответствует положение:
A) решающая роль в осмыслении истории принадлежит материальному производству и производственным общественным отношениям;
B) решающая роль в осмыслении истории принадлежит изучению смысла истории, законов истории, направленность исторического развития, а также возможностей предвидения будущего;
C) история - это длительный целенаправленный процесс «спасения» человечества, обретение им утраченного единства с Богом;
D) история есть совокупное существование локальных, изолированных друг от друга цивилизаций.
21. Автором книги «Об общественном договоре» является:
A) Августин Блаженный,
B) Ф. Аквинский,
C) Ж.-Ж. Руссо,
D) К. Маркс.
22. Теория общественного договора была создана:
A) Платоном, Аристотелем;
B) Т. Гоббсом, Д. Локком;
C) К. Марксом, Ф. Энгельсом;
D) Д. Бэллом, О. Тоффлером.
23- По мнению Т. Гоббса, нормальным состоянием первобытного человечества было:
A) желание жить в обществе;
B) тотальная вражда;
C) всеобщее благоденствие;
D) демократическое общество.
24. Согласно Г. Гегелю, история есть:
A) смена одной общественно-экономической формации другой;
B) саморазвитие мирового духа;
C) подчинение естественному порядку: одно состояние в обществе сменяется другим;
D) реализация воли божественного Провидения.
25. Философско-историческим взглядам Г. Гегеля соответствует следующее положение:
A) в историческом развитии отсутствует закономерность, поскольку любое историческое явление уникально и неповторимо;
B) история - это длительный целенаправленный процесс «спасения» человечества, обретение им утраченного единства с Богом;
C) история есть саморазвитие мирового духа;
D) история есть совокупное существование локальных, изолированных друг от друга цивилизаций.
26. Автором теории общественно-экономических формаций является:
A) Аристотель,
B) Т. Гоббс,
C) К. Маркс,
D) М. Вебер.
27. По К. Марксу, общественное сознание:
A) абсолютно не зависит от материального производства;
B) всецело зависит от материального производства;
C) исторически связано с общественным бытием при их относительной самостоятельности;
D) все вышеперечисленное.
28. Автором концепции, согласно которой исторический процесс представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций, является:
A) Л. Фейербах,
B) Г. Гегель,
C) К. Маркс,
D) М. Вебер.
29. Немецким социологом, автором работы «Протестантская этика и дух капитализма», в которой отстаивается мысль о связи зарождения капитализма в Европе с протестантизмом, является:
A) О. Шпенглер,
B) М. Вебер,
C) О. Конт,
D)Э.Дюркгейм.
30. Концепции индустриального и постиндустриального общества были созданы:
A) К Марксом;
B) Г. Гегелем;
C) Т. Гоббсом, Д. Локком;
D) Д. Бэллом, О. Тоффлером.
31. С точки зрения Г. Спенсера, сущность общественного прогресса заключается:
A) в переходе «от однородного к разнородному»;
B) в духовном совершенствовании;
C) в развитии человеческого разума;
D) в том, что сама природа, ее внутренний порядок содержит в себе зародыш всякого прогресса.
32. Согласно философской концепции О. Конта:
A) сама природа, ее внутренний порядок содержит в себе зародыш всякого прогресса;
B) прогресс есть результат развития индивидуальных способностей человека;
C) прогресс есть результат развития человеческого разума;
D) прогресс есть лишь матрица с прогресса органического.
33. Согласно концепции К. Ясперса, «ось» мировой истории - это:
A) единое мировоззрение;
B) кульминационный пункт мирового исторического процесса;
C) основа и смысл существования общества;
D) философская вера.
34. Движущей силой истории, согласно концепции А Тойнби, является:
A) творческое меньшинство;
B) пролетариат;
C) производительные силы и производственные отношения;
D) народные массы.
35. В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи общественно-экономических формаций. Так считал:
A) К. Маркс,
B) М. Вебер,
C) А. Ростоу,
D) А. Тойнби.
36. Автором учения о «мировой теургии» является:
A) К. А. Сен-Симон,
B) В. С. Соловьев,
C) С. Л. Франк.
ТЕСТ (к теме №10)
1. Объединение государств для координации деятельности, называется:
А. федерация;
В. конфедерация;
С. союз;
D. коалиция.
2. Политика, это вид отношений, которые возникают между людьми по поводу:
А. материальных ценностей;
В. проявления воли (власти);
С. лидерства;
D. научных знаний;
3. Теория лидерства XX в. это теория:
А. элит;
В. харизмы;
С. черт;
D. ситуаций.
4. Первой классической формой демократического государства явилась:
А. Древний Египет;
В. Африканская республика;
С. Римская империя;
D. Персидская держава.
5. Автором системной трактовки власти является:
А. Т. Парсон;
В. Г. Моска;
С. М. Вебер;
D. Р. Михельс.
6. Политические ценности относятся к подсистеме общества:
А. социальной;
В. политической;
С. духовной;
D. всем подсистемам.
7. Основной элемент политической системы общества:
А. профсоюзные организации;
В. государство;
С. политические партии;
D. политические отношение.
8. Что не относится к свойствам власти?
А. всеобщность;
В. присутствие во всех сферах деятельности;
С. объективность;
D. объединение людей.
9. Исследованием всеобщих фундаментальных проблем политики занимается:
А. социология;
В. психология;
С. философия;
D. обществоведение.
10. Первыми представителями политической философии были:
А. Сократ и Софокл;
В. Платон и Аристотель;
С. Марк Аврелий и Сенека;
D. Демокрит и Левкипп.
11. Политическая философия как особая область философского знания сформировалось в:
А. V – IV вв. до н.э.;
В. XVII – XVIII вв.;
С. XIX в.;
D. XX в.
12. Любая общественная проблема обретает политический характер, если прямо или косвенно связана с проблемой:
А. экономических отношений;
В. познания;
С. функционирования предприятий;
D. власти.
13. Политика – это:
А. одна из форм общественного сознания;
В. отрасль научного знания;
С. форма устройства общества;
D. совокупность норм и правил.
14. Трактат Аристотеля о государстве называется:
А. «Политика»;
В. «Государь»;
С. «Левиафан»;
D. «Государство и революция».
15. Политика ближе всего, теснее всего взаимодействует:
А. духовной сферой;
В. правом;
С. экономикой;
D. наукой.
16. Политическая система является:
А. самостоятельной изолированной системой;
В. подсистемой конкретной общественной системы;
С. растворяется в системе общества;
D. надстойной над общественной системой.
17. Первые государства, как главный элемент политической системы возникли:
А. III тыс. до н.э.;
В. V в. до н.э.;
С. XV в. н.э.;
D. XVII в. н.э.
18. Сфера общественной деятельности, связанная с участием в управлении государством это:
A. экономика;
B. политика;
C. право творчества;
D. формирование структуры.
19. Человека как «политическое животное» определил:
A. К. Маркс;
B. Н. Макиавелли;
C. Ж.Ж. Руссо;
D. Аристотель.
20. Идею «общественного договора», как предпосылки возникновения государства обосновали:
A. просветители XVIII в.;
B. Конфуций;
C. К. Маркс, Ф. Энгельс;
D. Т. Гоббс.
21. Государство как «Воля, возведенная в закон» определяя:
A. Г. Гегель;
B. В. Ленин;
C. К. Маркс;
D. Г. Плеханов.
22. По территориальному устройству выделяют форму государства:
A. монархия;
B. диктатура;
C. федерация;
D. республика.
23. Социальной причиной политического действия выступают прежде всего:
A. нравственность;
B. духовные интересы;
C. этические отношения;
D. экономические интересы.
24. Политическая власть в обществе реализуется через:
A. политические партии;
B. политические нормы, принципы;
C. политическую систему;
D. общественные организации.
25. К основным ветвям государственной власти не относится власть:
A. исполнительная;
B. судебная;
C. информационная (СМИ);
D. законодательная.
26. Политические режимы подразделяются на:
A. диктаторский и демократический;
B. монархический и парламентский;
C. авторитарный и тоталитарный;
D. федеративный и унитарный.
27. Основной формой легитимации власти является:
A. политический строй;
B. право;
C. общественное управление;
D. традиции и обычаи.
28. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
A. государству;
B. нации;
C. экономике;
D. науке.
29. Гегель полагая, что развитое общество – это:
A. нравственная реальность;
B. общество всеобщего благоденствия;
C. царство божие;
D. правовое государство.
30. По Гоббсу, государство – это «великий Левиафан», началом рождения которого стало:
A. захват вождем власти в племени и силой покорение остальных;
B. старейшины убеждали всех покориться власти одного человека;
C. жрецы обманом устанавливают власть богатых;
D. каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.
31. По Гоббсу государство законы природы:
A. развивает и совершенствует;
B. дополняет;
C. заменяет законами общества;
D. непосредственно использует.
32. По мнению Локка свобода человека:
A. абсолютна и никем не контролируема;
B. относительна, зависит от условий жизни;
C. ограничена свободой других;
D. ограничена силой государства.
33. Локк впервые в философии политики предлагает идею:
A. демократического централизма;
B. просвещенной монархии;
C. разделения властей;
D. общественного договора.
34. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали нередко определяется как:
A. гуманизм;
B. объективизм;
C. цинизм;
D. анархизм.
35. Гуго Гроций обосновал теорию:
A. абсолютного (божественного) права;
B. естественного права;
C. государственного права;
D. элитного права.
36. Государство – это:
A. социальный институт;
B. общественная организация;
C. добровольный союз граждан;
D. корпоративное объединение.
Тест ( к теме №11)
1. Общественным животным, наделенным разумом, считал человека:
A) Сократ,
B) Аристотель,
C) Эпикур.
2. Для учения о душе Аристотеля характерны утверждения:
A) душа человека бессмертна;
B) в человеке бессмертен только разум;
C) разум человека не находится в зависимости от тела;
D) человеческая душа состоит из двух частей: высшей - разумной, низшей - чувственной;
3. Для этики Эпикура характерны утверждения:
A) индивид - первичен, все общественные связи и отношения зависят от отдельных лиц;
B) знание само по себе уже есть добро;
C) цель человеческой жизни - счастье, понимаемое как удовольствие;
D) высшее удовольствие - невозмутимость духа;
4. Философия эпохи Возрождения:
A) мыслила человека звеном в природной цепи;
B) рассматривала человека с позиций гуманизма и антропоцентризма;
C) открыла нравственный императив;
D) выделяла в человеке чувственно-эмоциональную природу в качестве определяющей.
5. Понятие личности впервые было сформулировано:
A) в средние века;
B) в эпоху Возрождения;
C) в Новое время.
|