Тема №5. Проблема сознание в философии, подходы к ее сущности. План лекции:
1. Отражение как всеобщее свойство материи.
2. Основные философские подходы к проблеме сознания.
3. Сознание: понятие, сущность, свойства, функции, уровни.
4. Индивидуальное и общественное сознание, самосознание.
5.1 Одним из важнейших свойств материи ( при субстанциональном ее рассмотрение) является сознание. Некоторые философы полагают, что сознание может выступать даже как атрибут материи, подобно Б.Спинозе, считавшему мышление на ряду с «протяжением» атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства матери, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответствующим содержанием (т.е информацией и смыслом).
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведение в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения является взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе него адекватные внешним взаимодействиям изменения (отпечаток, след т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явление структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.
Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяются три основных уровня: Отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.
В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий ( нагревание проводника, гистерезис, химические реакции.) В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительные реакции организма на внешние взаимодействия – безусловные и условные(инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую – слова.
Социальное отражение (сознание) – высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.
Понятие отражение тесно связано с понятием «информация». Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим: 1) сообщение, описание фактов; 2) новости, новые сведения; 3)уменьшение неопределенности в результате сообщения; 4) передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью.
Представители кибернетики утверждают, что все процессы управления и связи в живой природе, обществе и машинах представляют собой процессы получения, хранения и передачи информации. Часто информацию называют «упорядоченным отражением».
5.2 Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ ( например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания ( механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.
В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что сознание существует;
Оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
- Физикализм;
- Солипсизм;
- Объективный идеализм;
- Умеренный материализм.
Физикализм– крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознание как самостоятельная субстанция не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно- научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
- головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
- человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
- медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознание (например, применение психотропных веществ).
- единственная проблема, на которую наталкиваются ( и зачастую при этом разрушаются логические доводы физикалистов), - это идеальность сознания;
- образы, существующие в уме человека не имеют материальных характеристик – массы , запаха, четких размеров, формы;
- сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
- никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:
- «Теория тождества» ( Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
- теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);
- теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень - желчь»).
Солипсизм– другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм – признает наличие как сознание, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя ( хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождение сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
- сознание присуще всем живым организмам;
- сознание – свойство исключительно человеческое.
Согласно космической (божественной) точке зрения сознания существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
- теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Д.Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц , в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основной сознания и порождаемой им материи;
- теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознания – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
- теория Шардена, согласно которой сознание – нечеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
- теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
- теория гилозоизма, согласно корой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство материи;
- теория «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам;
- теория «человеческой» точке зрения сознание- продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознание, а инстинктами.
Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природы в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.
5.3 Сознание – основное свойство (атрибут) человеческого бытия, состоящие в способности «быть сознанием», иными словами, «знать о своем знании».
Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие “душа” шире понятия “сознание”. Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Сознание — это выевшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.
Понятие “сознание” неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание структурно организовано, оно представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.
Главными свойствами человеческого сознания являются:
- Идеальность;
- Интенциональность;
- Идеаторность.
Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:
- Противоположно материальному миру;
- Независимо от материи;
- В некоторых случаях первично по отношению к материи;
- Неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств.
Интенциональность– направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.
Интенциональность сознания подразумевает наличие:
- Предмета сознания (что «видит» сознание);
- Формы ( как оно воспринимает предмет).
Основными формами сознания являются:
- Восприятие;
- Осмысление;
- Оценка;
- Воспоминание;
- Фантазирование;
- Жизненный опыт.
Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в многообразных связях. Одним из важных элементов структуры сознания является знание — результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов. Знание и познание как таковые — предмет изучения теории познания (гносеологии). Необходимым компонентом сознания является внимание. Обширную сферу сознания составляют эмоции, эмоциональные состояния человека. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие — веселое, подавленное и т.д.) и аффекты.
Чувства (эмоции в узком смысле) — переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к другим людям, к каким-либо явлениям. Чувства бывают кратковременными (радость, печаль и т.п.) и длительными, устойчивыми (любовь, ненависть и т.п.).
Настроение — длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства — чувства долга, чести, эстетические, интеллектуальные и др.
Аффект (душевное волнение) — сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, оцепенение, сильные голосовые реакции (плач, крик и т.п.).
Еще одним важным элементом сознания является воля — созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля — созидательное преодоление внешних ивнутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели: это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления действия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.
Фрустрация — психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемы ми) трудностями на пути к решению значимых для человека задач. Это состояние возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, попотребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п.
Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память. Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений. В психологии воображение классифицируют по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное), активности (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (абстрактное и конкретное), по видам творческой деятельности(научное, изобретательное, художественное, религиозное и т.п.).
Память — закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. В зависимости от материала, который запоминается, выделяют образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память. Кроме того, говорят о памяти произвольной и непроизвольной, кратко- и долговременной, зрительной и т.п.
Сознание выполняет ряд определенных функций, среди которых выделяются:
1. Активно отражательная функция – это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправленный обобщенный процесс отражения действительности человеком как социальным существом.
2. Объяснительная функция — сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.
3. Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая функция— сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает — технику, технологию, строительные сооружения, т. е. «вторую природу» — весь мир материальной и духовной культуры.
4. Коммуникативная, регулятивная функция, в ходе реализации, которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людьми, для чего они создают нормы, принципы права, морали, религии, науки и т.п.
5. Целеполагающая функция — способность к целеполаганию — кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель как идеальный образ направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Как справедливо отмечал Гегель, человек в своих целях подчинен внешней природе, но в своих орудиях он господствует над ней.
6. Конструктивно-критическая, полемическая функция.
5.4 Выделяется индивидуальное, общественное и самосознание.
Индивидуальное сознание — сознание отдельного конкретного человека, личности. Общественное сознание—духовная (идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивидуального сознания — их тесная связь, взаимодействие и — в определенных условиях — взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного сознания, которое в свою очередь в той или иной форме воздействует на наше индивидуальное сознание, впитывается им.
Диалектика общественного и индивидуального сознания — проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположностей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопустимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолютизация, возвеличивание одной и них — либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непререкаемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).
Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то, и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно-исторический характер.
Самосознание определяется как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне — и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.
Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом этого субъекта — его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. «Познай самого себя!» — говорил Сократ. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморегулирование.
Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впадая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самообладании; ответственности за свои поступки.
Особенно важна роль рефлексии в формировании самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысление собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия может иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк — от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозными и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления человека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.
Таким образом, самосознание — оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. — это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта.
Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:
- обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины;
- общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.
- общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.
Таким образом, общественная идеология — систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.
Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:
- по предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).
- по формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов.
- по выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познавательные, мораль — нравственные и т.п.
-по общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.
Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом.
Тема № 5
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, сущность, структура, функции сознания.
2. Материалистический подход к проблеме сознания.
3. Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность.
4. Общественное, индивидуальное сознание и самосознание.
5. Основные формы и уровни сознания.
6. Язык как способ существования сознания.
7. Сознание и бессознательное, как “своё, другое” сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное).
8. Представление о душе. В каком соотношении находится душа и сознание?
9. Как соотносятся объективное и субъективное в нашем сознании при отражении объектов реальности?
10. Историческо – философский подход к проблеме сознания.
Литература по теме № 5
1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2007. – с.156-194.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2010. – с.287-301.
3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. – М.: Юристъ, 2007. – с.246-262.
4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.154-158.
5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.141-163.
6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.153-161..
Дополнительная литература
1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.
2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.
3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.
4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.
|