Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема №5. Проблема сознание в философии, подходы к ее сущности.

План лекции:

1. Отражение как всеобщее свойство материи.

2. Основные философские подходы к проблеме сознания.

3. Сознание: понятие, сущность, свойства, функции, уровни.

4. Индивидуальное и общественное сознание, самосознание.

5.1 Одним из важнейших свойств материи ( при субстанциональном ее рассмотрение) является сознание. Некоторые философы полагают, что сознание может выступать даже как атрибут материи, подобно Б.Спинозе, считавшему мышление на ряду с «протяжением» атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства матери, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответствующим содержанием (т.е информацией и смыслом).

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведение в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения является взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе него адекватные внешним взаимодействиям изменения (отпечаток, след т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явление структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяются три основных уровня: Отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.



В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий ( нагревание проводника, гистерезис, химические реакции.) В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительные реакции организма на внешние взаимодействия – безусловные и условные(инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую – слова.

Социальное отражение (сознание) – высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

Понятие отражение тесно связано с понятием «информация». Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим: 1) сообщение, описание фактов; 2) новости, новые сведения; 3)уменьшение неопределенности в результате сообщения; 4) передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью.

Представители кибернетики утверждают, что все процессы управления и связи в живой природе, обществе и машинах представляют собой процессы получения, хранения и передачи информации. Часто информацию называют «упорядоченным отражением».

5.2 Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ ( например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания ( механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что сознание существует;

Оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

- Физикализм;

- Солипсизм;

- Объективный идеализм;

- Умеренный материализм.

Физикализм– крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознание как самостоятельная субстанция не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно- научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

- головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

- человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

- медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознание (например, применение психотропных веществ).

- единственная проблема, на которую наталкиваются ( и зачастую при этом разрушаются логические доводы физикалистов), - это идеальность сознания;

- образы, существующие в уме человека не имеют материальных характеристик – массы , запаха, четких размеров, формы;

- сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

- никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

- «Теория тождества» ( Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

- теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

- теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень - желчь»).

Солипсизм– другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

объективный идеализм – признает наличие как сознание, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя ( хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождение сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

- сознание присуще всем живым организмам;

- сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознания существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

- теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Д.Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц , в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основной сознания и порождаемой им материи;

- теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознания – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

- теория Шардена, согласно которой сознание – нечеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

- теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

- теория гилозоизма, согласно корой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство материи;

- теория «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам;

- теория «человеческой» точке зрения сознание- продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознание, а инстинктами.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природы в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

5.3 Сознание – основное свойство (атрибут) человеческого бытия, состоящие в способности «быть сознанием», иными словами, «знать о своем знании».

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие “душа” шире понятия “сознание”. Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Сознание — это выевшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

Понятие “сознание” неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание структурно организовано, оно представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Главными свойствами человеческого сознания являются:

- Идеальность;

- Интенциональность;

- Идеаторность.

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

- Противоположно материальному миру;

- Независимо от материи;

- В некоторых случаях первично по отношению к материи;

- Неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств.

Интенциональность– направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

- Предмета сознания (что «видит» сознание);

- Формы ( как оно воспринимает предмет).

Основными формами сознания являются:

- Восприятие;

- Осмысление;

- Оценка;

- Воспоминание;

- Фантазирование;

- Жизненный опыт.

Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в мно­гообразных связях. Одним из важных элементов структуры сознания является знание — результат процесса познания, от­ражение действительности в виде чувственных и рациональ­ных образов. Знание и познание как таковые — предмет изуче­ния теории познания (гносеологии). Необходимым компонентом сознания является внимание. Обширную сферу сознания составляют эмоции, эмоцио­нальные состояния человека. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие — веселое, подавленное и т.д.) и аффекты.

Чувства (эмоции в узком смысле) — переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к дру­гим людям, к каким-либо явлениям. Чувства бывают кратко­временными (радость, печаль и т.п.) и длительными, устойчи­выми (любовь, ненависть и т.п.).

Настроение — длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства — чувства долга, чести, эстетические, интеллектуальные и др.

Аффект (душевное волнение) — сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, оцепенение, сильные голосовые реакции (плач, крик и т.п.).

Еще одним важным элементом сознания является воля — созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля — созидательное преодоление внешних ивнутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели: это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления дей­ствия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.

Фрустрация — психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемы­
ми) трудностями на пути к решению значимых для человека
задач. Это состояние возникает в ситуации разочарования, не­осуществления какой-либо значимой для человека цели, попотребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожнос­ти, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п.

Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память. Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений. В психологии воображение классифицируют по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное), активности (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (абстрактное и конкретное), по видам творческой деятельности(научное, изобретательное, художественное, религиозное и т.п.).

Память — закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. В зависи­мости от материала, который запоминается, выделяют образ­ную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память. Кроме того, говорят о памяти произвольной и непро­извольной, кратко- и долговременной, зрительной и т.п.

Сознание выполняет ряд определенных функций, среди которых выделяются:

1. Активно отражательная функция – это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправленный обобщенный процесс отражения действительности человеком как социальным существом.

2. Объяснительная функция — сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.

3. Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая функция— сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает — технику, технологию, стро­ительные сооружения, т. е. «вторую природу» — весь мир материальной и духовной культуры.

4. Коммуникативная, регулятивная функция, в ходе реализации, которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людь­ми, для чего они создают нормы, принципы права, мора­ли, религии, науки и т.п.

5. Целеполагающая функция — способность к целеполаганию — кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В ка­честве непосредственного мотива цель как идеальный об­раз направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяе­мых средств. Как справедливо отмечал Гегель, человек в своих целях подчинен внешней природе, но в своих оруди­ях он господствует над ней.

6. Конструктивно-критическая, полемическая функция.

5.4 Выделяется индивидуальное, общественное и самосознание.

Индивидуальное сознание — сознание отдельного конкрет­ного человека, личности. Общественное сознание—духовная (идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивиду­ального сознания — их тесная связь, взаимодействие и — в определенных условиях — взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного созна­ния, которое в свою очередь в той или иной форме воздейству­ет на наше индивидуальное сознание, впитывается им.

Диалектика общественного и индивидуального сознания — проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположно­стей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопус­тимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолю­тизация, возвеличивание одной и них — либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непрере­каемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).

Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то, и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно-исторический характер.

Самосознание определяется как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне — и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.

Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом это­го субъекта — его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личнос­тью. «Познай самого себя!» — говорил Сократ. Человек осоз­нает себя не только посредством других людей, но и через со­зданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморе­гулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впа­дая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самооблада­нии; ответственности за свои поступки.

Особенно важна роль рефлексии в формирова­нии самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысле­ние собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия мо­жет иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк — от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозны­ми и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления че­ловека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, самосознание — оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. — это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта.

Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

- обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внеш­ней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины;

- общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируе­мое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфи­ка и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и не­которых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

- общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивает­ся отношение людей к социальной действительности.

Таким образом, общественная идеология — систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идео­логия — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее про­граммы действий и механизмы распространения идеологичес­ких установок в массах.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные крите­рии их разграничения:

- по предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

- по формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов.

- по выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познаватель­ные, мораль — нравственные и т.п.

-по общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса,
религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодей­ствия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом.

 

Тема № 5

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, сущность, структура, функции сознания.

2. Материалистический подход к проблеме сознания.

3. Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность.

4. Общественное, индивидуальное сознание и самосознание.

5. Основные формы и уровни сознания.

6. Язык как способ существования сознания.

7. Сознание и бессознательное, как “своё, другое” сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное).

8. Представление о душе. В каком соотношении находится душа и сознание?

9. Как соотносятся объективное и субъективное в нашем сознании при отражении объектов реальности?

10. Историческо – философский подход к проблеме сознания.

 

Литература по теме № 5

 

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2007. – с.156-194.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. – с.287-301.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. – М.: Юристъ, 2007. – с.246-262.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.154-158.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.141-163.

6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.153-161..

 

Дополнительная литература

 

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.