Тема №8. Научное познание. Место и роль науки в жизни общества.
План лекции:
1. Наука как социально-исторический феномен.
2. Наука: понятие, сущность, функции, критерии.
3. Структура научного познания, его уровни и формы.
4. Роль философии в научном познании.
5. Общество, наука, техника. Сциентизм и антисциентизм.
8.1.Основной формой познавательной деятельности, главным её «носителем» является наука. Как форма познания, наука возникла в Новое время, в 16-17вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от неё импульсы для своего развития, и сама воздействует на ход практической деятельности и материализуется в ней.
В античности и в средние века в основном происходило философское познание мира. Объединялись знания и сведения о «первых причинах и всеобщих началах», формировалась определенная совокупность логических и математических знаний. Но зачатки этих знаний не сформировались как автономное, самостоятельное целое. Первые ростки науки создавались в древневосточных цивилизациях – Египте, Индии, Вавилоне, Китае. Это были лишь отдельные ветви науки, но не наука в целом. Причина такого положения кроется в общественно-исторических и социально-культурных факторах, они не создавали объективных условий для формирования науки как особого целостного духовного феномена и социального института.
В античный и средневековый периоды существовали элементы, предполсылки науки, но не сама наука как целостная система знаний, которая возникла только в Новое время, в процессе отделения науки от традиционной философии.
Буржуазные революции в Англии и Нидерландах дали мощный толчок для развития новых производственных и социальных отношений. Важным фактором для этих изменений оказывается наука, прежде всего, эксперементально-математическое естествознание, астрономия, механика, физика, химия и др. Понятия наука и естествознание в те времена практически отождествлялись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание. Но различные отрасли наук были еще слаборазвиты.
Ограниченность и недостаточность знаний в большинстве направлений частных наук приводило к необходимости рассуждать о многих сторонах природы и общества без достаточной базы знаний, и, следовательно, строить чисто умозрительные предположения. Достижение истины было невозможно без философии.
Наука – явление конкретно-историческое. Прошедшее в своем развитии ряд этапов, которые можно разделить по разным категориям. Категорией (обоснованием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется стиль мышления, специфический понятийный аппарат и т.д.
Классическая наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась устранить все, что относится к субъекту познания, средствам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получение объективного знания о мире. Господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения.
Неклассическая наука (первая половина 20 в.) – учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение этих связей рассматривается в качестве необходимого условия объективно-истинного описания и объяснения мира.
Постклассическая наука (вторая пол. 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Каждая стадия имеет свою совокупность теоретико-методологических и иных установок, свои фундаментальные идеи и свою картину мира:
- классическая – механика, построение мира основывается на принципе
жесткого детерминизма;
-неклассическая – строится на идеях относительности, дискретности,
квантования, вероятности, дополнительности;
-постклассическая – стадия становления и организации, ориентирование на «синергетическое движение» и глобальный эволюционизм.
8.2.Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Наука – культурная форма и социальный институт, в рамках которых осуществляется коллективная деятельность ученых по производству, хранению и трансляции нового объективного значения.
Суть науки – исследование. Содержанием науки является познание-способность человека к постижению истины и дальнейшее развитие познания через применение теоретического знания на практике.
Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание; обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика - это язык науки.
Основные особенности научного познания (критерии научности):
1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать", и не только в настоящем. но и будущем.
4. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическая символика, химические формулы).
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование". Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы.
6. Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.
7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т.е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.
В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. О некоторых из них уже ранее шла речь - обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые "оккультные науки" и т.п. А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.
В современной теоретико-методологической литературе (Т.Г. Лешкевич, Л.А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания:
-ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
-донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
-паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. пара - около,при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;
-лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;
-квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим;
-антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»;
-псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
Наука как форма общественного сознания диалектически связана с другими формами (политическим, правовым, религиозным, философским, нравственным, эстетическим) сознания.
Основные функции науки в обществе:
-мировоззренческая;
-позновательная (гносеологическая);
-аксиологическая;
-прогностическая;
-социальная;
-культурно-воспитательная;
-коммуникативная;
-критическая;
-методологическая.
К особым специфическим функциям науки относятся:
-функция ведущей производительной силы общества;
-социально-преобразующая функция;
-функция получения объективной истины.
8.3. Научное знание своеобразно. Научное познание, во-первых, руководствуется принципом объективности; оно должно отразить объект таким, каков он есть, без воздействия на него каких-либо духовных сил (субъектных, человеческих или божественных). Во-вторых, научное знание обладает таким признаком, как «рационалистическая обоснованность»; оно подчиняется, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, логике и закону (или принципу) достаточного основания. Этот принцип гласит: Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение - справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе; судьей в вопросах истины является разум, а способом ее достижения - критичность и рациональные средства познания. В-третьих, эссенциалистская направленность (от лат. essentia – сущность), т.е. нецеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели). В-четвертых, особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность – упорядочено и обыденное знание, но упорядоченность по осознанным принципам, упорядоченность в форме теории или развернутого теоретического понятия. В-пятых, проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.
Структура научного познания может быть рассмотрена в различных ее срезах и совокупности составляющих ее элементов. Ее можно представить как сумму следующих ее элементов:
- фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
- результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракциях;
- основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);
- законы, принципы и теории;
- философские установки;
- методы, идеалы и нормы научного познания;
- социокультурные основания;
- стиль мышления.
Научное познание – развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных, но качественно различных уровня – эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, систематизация, классификация или иная фактофиксирующая деятельность – признаки эмпирического познания.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мыслительной деятельности. Живое созерцание не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познавание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем обобщений данных эмпирического знания.
Важнейшая задача теоретического познания – достижение истины во всей ее конкретности.
Метод научного познания сводится к совокупности определенных правил, приемов, норм познания в действии. Он является системой предписаний, принципов, требований, которые ориентируют исследователя в решении конкретной задачи. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет выбрать кратчайший путь в поиске результата. Основная функция метода- регулирование познавательной и иных форм деятельности. Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов, который классифицируется по различным критериям.
Все методы научного познания разделяются по степени общности и сфере действия:
1. Философские методы - диалектический, метафизический, аналитически, интуитивный и т.д.
2. Общенаучные подходы и методы исследования, выступающие в качестве промежуточной методологии, между философией и фундаментальными теоретико-методологическими принципами специальных наук. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, такие как системный и структурно-функциональный, кибернетический и др.
3. Частнонаучные методы- совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяя их в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики и др.
4. Дисциплинарные методы- система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки.
5. Методы междисциплинарного исследования.
Метод считается научным при условии его соответствия объекту познания, целям и задачам исследования. Метод должен соответствовать ряду требований: ясность, детерминированность, направленность, плодотворность, способность давать сопутствующие результаты, надежность, экономичность. Чем совершеннее метод, тем в большей степени он отвечает этим требованиям.
К числу основных компонентов отражающих структуру теоретического познания относится проблема, гипотеза и теория.
Проблема- форма знания, содержание которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Другими словами- это знание о незнании, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Проблема- это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания- ее постановку и решение.
Гипотеза - хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте выполнить проблемы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока она не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется фактами опыта, приобретая характер истины. Гипотеза становится плодотворной, если может привести к новым знаниям или новым путям познания. Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему догадка находит подтверждение.
Теория - система основных идей в той или иной отрасли знаний. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В теории факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. в такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. Всякому теоретическому познанию присущ момент неуверенности, в силу этого она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности. Считается, что, чем проще теория, тем она ближе к истине.
Любая теория- это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.
В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:
1. Исходные основания - фундаментальные понятия. Принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
2. Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело» и т.п.
3. Логика теории- формальная, нацеленная на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалектика- направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и других форм теоретического знания.
4.Совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.
5. Философские установки, ценностные, социокультурные основания.
Ключевой элемент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности. (О законе шла речь выше.)
К числу основных функций теории можно отнести следующие:
1. Синтетическая- любая теория объединяет, синтезирует отдельные достоверные знания в единую, целостную систему.
2. Объяснительная- на основе познанных объективных законов теория объясняет явления своей предметной области. А именно: выявляет причинные и иные зависимости, многообразие связей данного явления, его существенные характеристики и свойства, его происхождение и развитие, систему его противоречий и т.п.
3. Методологическая - теория является средством достижения нового знания во всех его формах. На ее базе формулируются многообразные методы, способны и приемы исследовательской деятельности.
4. Предсказательная - на основании теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие о тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5. Практическая - конечное предназначение любой теории- быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том. Что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:
1. Теория- это не отдельно взятые научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.
2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно: когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины, противоречия и закономерности явлений
3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.
4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.
5. Характер теории зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.
6. Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию.
8.4. В вопросе о месте и роли философии в научном познании следует выделить две крайние модели:
1. Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого- прямое выведение исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.
2. Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется, либо понижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях достигнуты определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена. История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах:
- Интегративная (синтетическая) функция философии- системная, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры- всего опыта человечества в целом. Философское обобщение- это не просто механическое, эклектическое соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.
-. Критическая функция философии, которая в этой своей функции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом критика должна быть конструктивной «с удержанием в старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социальной действительности. Отсутствие конструктивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой- предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.
-. Философия разрабатывает определенные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.
- Философия вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому конкретно историческую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.
- Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу с самого верхнего уровня.
- От философии ученый получает определенные мировоззренческие ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.
- Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей» функции. Речь идет о том,что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики.
- Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от того, какой философией- «хорошей» или «плохой» - руководствуется ученый и какие именно философские принципы он использует. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построения научной теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную (отборочную) функцию.
- Философско-методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.
Воздействие всеобщих философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем- через методы, формы и концепции нижележащих методологических уровней.
Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».
Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации функций философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.
8.5. Будучи важнейшим элементом общества и « внедрившись» буквально во все его сферы, наука (особенно начиная с XVII в.) наиболее тесно была связана с техникой. Тем более это характерно для современной науки и техники.
Техника (греч. Techne - исскуство, мастерство) – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства.
Основное назначение техники- облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности, освобождение человека (частичное или полное) от работы в условиях, опасных для здоровья.
Средства техники применяются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности.
Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией и стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической и биологической технологии, широким использованием компьютерных технологий, робототехники и т.п.
Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и достижениях. Взаимосвязь и взаимодействие науки и техники - одни из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического прогресса и общественного развития в целом.
Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в.
Сторонники сциентизма (от лат. Scientia - наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и автономной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки, как якобы не имеющие познавательно значения, и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой.
«В пику» сциентизму возник антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений – абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники – обострение экологической ситуации, военная опасность и др.
Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволяет более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее.
Тема № 8
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, сущность, функции науки.
2. Специфика научного познания.
3. Какова роль философии в науке?
4. Структура и уровни научного познания.
5. Основные этапы развития науки.
6. Научные революции в истории развития науки.
7. Сциентизм и антисциентизм: две позиции в оценке места и роли науки.
8. Методология и методы научного познания.
9. Особенности развития современной науки.
10. Системность, диалектичность, всеобщий эволюционизм и историзм как универсальные принципы науки XXI века.
Литература по теме № 8
1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: учебник – М.: “Проспект”, 2007. – с.300-321.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2010. – с.356-380.
3. Лавриненко В.Н. Философия:учебник.-М.: Юрист, 2007.-с.295-305.
4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.168-171.
5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.292-433.
6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.188-191.
Дополнительная литература
1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.
2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.
3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.
4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.
|