Аристотель полагал, что каждая вещь имеет четыре причины (на- пишите какие):
24. Второй ступенью иерархии бытия в неоплатонизме является:
A) ум,
B) душа,
C) материя,
D) единое-Благо.
Основоположником «креационизма» считается-.
A) Аристотель,
B) Плотин
C) Августин,
D) Фома Аквинский.
26. Основным идеям «креационизма» соответствуют суждения:
A) бытие есть жизнь, сущностной чертой которой является творческая эволюция;
B) бытие есть сущность каждой индивидуальной вещи;
C) бытие есть воплощение (опредмечивание) некоего божественного замысла;
D) сущность мира исчерпывается принципом предустановленной гармонии - в нем нет случайных элементов и присутствует всеобщая их взаимосвязь и согласованность.
27. Фоме Аквинскому принадлежит следующая онтологическая концепция:
A) учение о сущности и существовании;
B) учение о предустановленной гармонии;
C) учение о тождестве Бога и природы;
D) учение о творении мира.
28. Положение, что мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, высказывал:
A) Дж Бруно,
B) Н. Коперник,
C) Н. Кузанский;
D) И.Кеплер.
29. Согласно Декарту, субстанция - это:
A) эмпирически данный предмет;
B) вещь, которая не нуждается ни в чем, кроме самой себя;
C) сгусток материи;
D) первооснова сущего.
30. На дуализм Декарта указывает положение:
A) протяженность и мышление - это две равнозначные, независимые друг от друга субстанции;
B) мир существует вне сознания людей;
C) основа мира - число и гармония;
D) Я мыслю, следовательно, существую.
31. Учение о множественности субстанций было создано:
A) Ф. Бэконом,
B) Г. Лейбницем,
C) Б. Спинозой;
D) Д.Юмом.
32. Простые и неделимые субстанции, обладающие внутренней активностью, Лейбниц называет... (напишите, как).
33. Пантеизм и монизм Спинозы раскрываются в следующем положении:
A) Я не так отделяю бога от природы, как это делали все известные мне мыслители.
B) Мир сотворен Богом, однако в дальнейшем он развивается самостоятельно, без участия последнего.
C) Но самый этот мир всецело обусловлен познающим субъектом, то есть интеллектом и, следовательно, вне познания совершенно немыслим как таковой.
34. Позиции Канта соответствует утверждение:
A) Пространство и время суть упорядоченные системы ощущений;
B) Абсолютное пространство, по самой своей сути безотносительное к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным;
C) В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени;
D) Пространство и время - это априорные формы созерцания.
35.Онтологическое учение, в основе которого лежит идея абсолютного духа) принадлежит:
A) Ф. Шеллингу,
B) Г.В. Гегелю,
C) К. Марксу,
D) И. Канту.
36. Представителем «философии жизни» является:
A) А. Камю,
B) О. Шпенглер,
C) Ф. Ницще,
D) К. Ясперс.
Тест (к теме №3)
1. Начальным этапом средневековой религиозной философии является:
A) томизм;
B) патристика;
C) рационализм;
D) схоластика.
2.Номинализм в средневековой европейской философии противостоит:
A) натурализму;
B) эмпиризму;
C) реализму;
D) скептицизму.
3.Фома Аквинский - это:
A) основоположник английского эмпиризма;
B) видный представитель эпохи Возрождения;
C) средневековый европейский философ;
D) основатель школы киников.
4.Возникновение русской религиозной философии второй половины XIX века связано с именем:
A) В. Соловьева;
B) С. Булгакова;
C) Ф. Достоевского;
D) Л. Толстого.
5.Учение о сотворении мира Богом называется:
A) Креационизм;
B) Теоцентризм;
C) Субстанциолизм;
D) Теодицея
6.Номинализм - это учение о:
A) общих понятиях как именах реально существующих единичных сущностей;
B) человеческих именах;
C) единичных сущностях;
D) об общих понятиях как единственно реально существующих сущностях.
7.Основным принципом средневековой религиозной философии был:
A) космоцентризм;
B) антропоцетризм;
C) теоцентризм;
D) гелиоцентризм.
8.В основе средневековой европейской философии было:
A) христианство;
B) язычество;
C) ислам;
D) иудаизм.
9.Религия — это:
A) форма познания всеобщих оснований бытия;
B) название секты;
C) определенное мировоззрение и действие, основанное на вере;
D) социальный институт.
10.Центральной идеей философии В.Соловьева является:
A) богоизбранность русского народа;
B) теодицея;
C) мессианизм;
D) всеединство.
11.Представителями русской религиозной философии второй половины Х1Х в. были:
A) западники;
B) словянофилы;
C) народники;
D) декабристы.
12.К мировым религиям не относится:
A) буддизм;
B) иудаизм;
C) христианство;
D) ислам.
13. Деизм - это:
A) творение мира богом из ничего;
B) творение мира пассивным богом;
C) творение мира и всего в этом мире богом;
D) бог первооснова всего сущего.
14.Ветвью христианской религии является:
A) синтоизм;
B) конфуцианство;
C) протестантизм;
D) индуизм.
15.Какие идеи иудаизма имели большого влияния на процесс формирования христианства:
A) о мессии божьем посланнике;
B) о необходимости обрезания;
C) о принципиальной непознаваемости бога;
D) о богоизбранном еврейском народе.
16.Исторической личностью считали Иисуса Христа:
A) манихеи;
B) неоплатоники;
C) фарисеи;
D) саддукеи.
17.Теоретическую критику основных положений Библии и христианского вероучения дал в своем произведении «Против христиан»:
A) Порфирий;
B) Прокл;
C) Плотин;
D) Маркион.
18.К апологетам не относится:
A) Юстина Мученика;
B) Татиана;
C) Цельса;
D) Афиногора.
19.В важнейшем догмате христианского монотеизма, догмате о троичности единого бога - дух святой:
A) ассоциировался с Логосом;
B) религиоведами истолковывался в качестве модификации языческой религии;
C) в развитии христианства иногда подменялся культом Богоматери;
D) представал абстрактным выражением Бога - отца, начиная с Филона Александрийского.
20.Первый из христианских писателей Ориген был официально осужден церковным собором за то, что:
A) обосновывал тезис о нематериальности бога, его совершенстве и вечности;
B) доказывал бесконечность Бога на основе положений апофатического богословия;
C) писал о сотворении богом - еще до сотворения мира - бессмертных и бестелесных духов (ангелов и человеческих душ), которые обладают свободной воли (свободой выбора);
D) рассматривал бога-отца, бога-сына и святого духа как реальность.
21.К отцам церкви, деятельность которых характеризуется и с богословской и с философской точек зрения, живших в IV в. на Востоке, в Каппадокии (Малая Азия), не относится:
A) св. Иероним Блаженный;
B) Григорий Назианзин;
C) Василий Великий, епископ Кессарийский;
D) Григорий Нисский.
22.Аврелий Августин не является автором:
A) «Шестоднев»;
B) «О блаженной жизни»;
C) «Исповедь»;
D) «О Граде Божием»;
23.Для «Ареопагитик» Псево-Дионисия понимание отношений бога и мира строится на:
A) Эманационизме;
B) Пантеизме;
C) Эволюционизме;
D) Креационизме.
24.На воззрение Иоанна Скота Эриугены не оказали решающее влияние:
A) Максим Исповедник;
B) Амвросий-Дионисий;
C) Псевдо-Дионисий;
D) Алкуин.
25.Основные цели схоластики:
A) создать философский метод по изучению природного мира;
B) с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить ее к мыслящему духу;
C) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;
D) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин.
26.Иоанн Росцелин из Компьени решительно выступал:
A) против платоновского реализма;
B) за платоновский реализм;
C) против понятия общих субстанций;
D) за то, что существуют единичные вещи.
27. К произведениям Фомы Аквинского не относятся:
A) «О Граде Божием»;
B) «Сумма теологии»;
C) «О предопределении»;
D) «Об обосновании веры против сарацинов, греков и армян».
28. Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики:
A) схоласты недостаточно хорошо знают Библию;
B) схоластический метод - это дедукция, основанная на ссылках на религиозные авторитеты;
C) схоласты не используют мистический метод познания;
D) они не достаточно используют аллегорический смысл Библии.
29. В «Сумме теологии» Фомы Аквинского, что является доказательств существования бога:
A) все в мире случайно, но при этом случайное не зависит от необходимого;
B) в мире существует ряд действующих причин кроме бога;
C) все в мире движется по законам природы;
D) все в мире может рассматриваться как степени качеств, следующих друг за другом. Бог - наивысшая степень качества.
30. Выдающимися работами Пьетро Помпонации являются:
A) «О бессмертии души»;
B) «О достоинстве человека»;
C) «О причинах явлений природы»;
D) «О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном предвидении».
31. Основополагающими произведениями Я. Беме являются:
A) «Наставления в христианской вере»;
B) «Аврора, или Утренняя заря в восхождении»;
C) «О тройственной жизни человека»;
D) «К христианскому дворянству немецкой нации»;
32. За свои новаторские убеждения Джордано Бруно после длительного заточения был сожжен на костре католической инквизиции. Его выдающимися трудами являются:
A) «О скрытом боге»;
B) «О причине, принципе и едином»;
C) «О бесконечности, вселенной и мирах»;
D) «О сущности вещей согласно их собственным принципам».
33. Идеи Дж. Бруно оказали существенное воздействие на последующих философов:
A) Лейбниц;
B) Спиноза;
C) Ф. Бэкон;
D) Декарт.
34. К основным произведениям Ф. Бэкона относятся:
A) «Новая Элоиза»;
B) «Новый Органон»;
C) «Великое Восстановление Наук»;
D) «Новая Атлантида».
35. В «Рассуждении о методе» Р. Декарт приводит следующие правила достижения истинного познания:
A) не признавать никогда любую вещь истинной, если не выполнены условия достоверности и очевидности познания;
B) разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на несколько частей для лучшего разрешения;
C) освободить разум от заблуждений, затеняющих или препятствующих познанию;
D) свои идеи располагать в определенной последовательности, начиная с простого, продвигаясь, как по ступеням, к более сложному.
36. Основными линиями картезианства не являются:
A) Янсенизм;
B) Реализм;
C) Сенсуализм;
D) Номинализм.
Тест (к теме №4)
1.Философское определение материи впервые дал:
А) Демокрит;
В) Платон;
С) Гегель;
D) К.Маркс;
2. «Парадокс времени» впервые сформулировал:
А) Августин Аврелий;
В) И.Ньютон;
С) А.Эйнштейн;
D) Аристотель;
3. В истории философии термин «субстанция» обозначает:
А) эматериальное образование;
В) бытие;
С) материю;
D) предельное основание, первооснову мира;
4. Длительность существования материи характеризуется понятием:
А) время;
В) скорость;
С) бытие;
D) пространство;
5. Объект философии – это:
А) материальное производство;
В) объект реальности;
С) духовная жизнь общества;
D) человеческая психика;
6. Материя – это:
А) одна из философских категорий;
В) свойство объективного мира;
С) реально ощутимый мир;
D) объективно существующая реальность;
7. Душа – это:
А) одна из категорий психологии;
В) понятие, противостоящее материи;
С) нематериальная субстанция независимая от тела;
D) синоним понятия «разум»;
8. Материализм – это:
А) принцип философского исследования;
В) философское направление, утверждающее первичность материи;
С) учение о материальности мира;
D) приоритете чувства;
9. Философское учение о сосуществовании двух независимых начал – материального и духовного:
А) плюрализм;
В) дуализм;
С) монизм;
D) плюрализм;
10. Философская позиция, в соответствии с которой мир имеет единое начало, называется… (вставьте слово)
11. Мысль о том, что все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей, первому в истории философии принадлежала:
А) Фалесу;
В) Анаксимену;
С) Гераклиту;
D) Анаксимандр;
12. Особенная часть сущего – все, что отличает себя от окружающей среды или выделено в качестве объекта познания или действия, называется:
А) субстанция;
В) материя;
С) вещь;
D) процесс;
13. Понятие, которое было выработано философией для характеристики тех процессов, которые влекут за собой изменения, будь это изменения во времени или в пространстве:
А) движение;
В) прогресс;
С) жизнь;
D) эволюция;
14. По определению процессом называется:
А) Последовательность состояний естественных и искусственных систем;
В) Отношение, которое связывает единство в противоположные стороны какой-либо вещи;
С) То, что свойственно самой вещи как ее собственная способность независимо от того, проявляется эта способность или нет;
D) Переход от низших форм к высшим;
15. Понятие, которое выражает единство на основе взаимосвязей некоторой группы элементов, существование каждого из которых обусловлено той функцией, которую он исполняет в данной целостности, это:
А) Природа;
В) Структура;
С) Система;
D) Сущее;
16. Категория, которая позволяет помыслить одновременно различие и единство (различие в едином), называется:
А) отношение;
В) противоречие;
С) противоречие;
D) равенство;
17. Укажите правильное определение принципа причинности:
А) необратимое во времени взаимодействие тел (вещей);
В) обратимое во времени взаимодействие вещей, когда изменение состояния данного тела имеет своим источником некоторое внешнее воздействие;
С) когда изменение состояния данного тела имеет своим источником некоторое внутреннее воздействие;
D) когда внутреннее воздействие является причиной следствия;
18. Понятием «Жизнь» обозначаться:
А) способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, который отличается от бытия тех сущностей, которые нуждаются во внешнем источнике движения;
В) бытие, которое отсутствует; С) сфера разума, которая образуется вслед за биосферой в силу закона эволюции Вселенной;
D) сугубо человеческое бытие;
19. Определение: «одно из «измерений» бытия, характеризующее назначение и определенное им содержание чего-либо (вещи, события, знака) в рамках какой-либо целостности; вся совокупность отношений с целым, позволяющая данному сущему быть», принадлежит понятию:
А) событие;
В) феномен;
С) смысл;
D) эйдос;
20. Основание существование или «суть бытия» вещи, то, благодаря чему вещь есть устойчивое целое, называется:
А) форма;
В) содержание;
С) структура
D) сущность;
21. Понятие «хаос» определяется:
А) первооснова всего сущего;
В) все, что существует;
С) неупорядоченное бытие;
D) неограниченные возможности бытия;
22. Бытие и мышление тождественны, - так из античных авторов утверждал:
А) Гераклит;
В) Парменид;
С) Демокрит;
D) Плотин;
23. Мысль о том, что все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей, принадлежит:
А) Фалесу;
В) Анаксимену:
С) Гераклиту;
24. Взгляды элеатов характеризуют следующие положения:
А) движение может быть мыслимо;
В) движение не может быть мыслимо; С) все связуется в действительности благом и должным;
D) есть только единое и нет многого;
25. Началом всего сущего пифагорейцы считали:
А) огонь;
В) апейрон;
С) число;
D) воду.
26. Согласно учению Демокрита атомы – это:
А) неделимые частицы;
В) делимые мельчайшие частицы;
С) первоначало всего сущего;
D) только физические частицы;
27. Идея вещи существует в самой вещи, - считал:
А) Парменид;
В) Сократ;
С) Платон;
D) Аристотель;
28. Согласно учению Платона:
А) идеи находятся вне (физического) пространства, в «занебесье»;
В) идеи находятся в (физическом) пространстве;
С) идея есть то, что существует само по себе, чувственно не воспринимаемо и даже бесформенно;
D) существование идеи чувственно, ограниченно и подвержено разрушению;
|