Человек, культура и цивилизация Понятия «культура» и «цивилизация» прочно входит в арсенала обществоведческой и гуманитарной мысли. Латинский термин «культура» означает возделывание, обработку, воспитание, развитие, поклонение. Эти понятия относились и к земледелию, и к животноводству, и к человеку.
Необходимо выделить основные исторические типы цивилизации.Собирательная цивилизациявбирает в себя очень длительный период выделения человека из животного стада и постепенного становления его как сущность разумного и деятельного. Она основана на использовании готовых продуктов природы. Человек находится в зависимости от природы.
Аграрная цивилизациявозникла и существовала благодаря использованию людьми простых орудий труда и приручению животных. Она олицетворяла первые проявления власти человека над природой, переход к производящей деятельности. В этот период появляются классы, письменность, государство.
Промышленная цивилизациязародилась в Европе примерно в середине XVIII в. В ее основе лежат научное восприятие и применение точного знания машин и иных технических устройств. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства, ускорил темпы развития истории.
Постиндустриальная цивилизацияв виде отдельных очагов стала формироваться во второй половине XX в. на волне современной научно- технической революции. Она основывается на принципиально новых технологиях – ядерной, информационной, космической и иных. Человек здесь выполняет функции контролера по отношению к машинам и техническим устройствам, а его деятельность постепенно начинает приобретать космические масштабы.
Также выделяют и иные типы цивилизации – западную и восточную. Западная основана на частной собственности и свободе индивида, научном знании и интенсивном промышленном производстве, высоких темпах прогресса. Для восточной цивилизации характерны созерцательность в познании, экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни , большая роль обычаев и традиций, медленное накопление прогрессивных изменений. Эти два типа цивилизации символизируют собой два уклада жизни, характер их общественного сознания и механизмы развития.
Русская цивилизацияявляется специфическим социокультурным организмом. Россия - это огромный мир, находящийся на стыке двух континентов на пересечении различных потоков мировой истории культуры. Н.А. Бердяев писал «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Восток – Запад. Она составляет в себе два начала. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».
Русская цивилизация в своей деятельности – это своеобразный менталитет, традиции, верования, образ жизни, способы хозяйствования, особая роль государства в жизни общества, строение души и мышления человека. Своеобразна и история России. Многие русские мыслители пытались понять место России мировой истории, постигнуть ее судьбу и предвосхитить ее будущее. Этому посвящено творчество П.Я. Чаадаева, А.И, Герцена, В.О. Ключевского, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева.
12.4.Культура как социальный организм развивается под влиянием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.
Культура традиционного общества.Для нее характерны господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление новаций. Здесь имеет место невысокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, существуют мораль ненасилия и гармонии в отношениях с природной средой. Экономика такого общества основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью, свобода индивида здесь фактически отсутствует, будучи подменена его зависимостью от «целого» в виде общины, коллектива или государства. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), он до сих пор преобладает во многих странах « третьего мира». Основные элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида, религиозное сознание) представлены и в истории российского общества, которое на протяжении многих столетий было типично патриархальным, консервативным по существу.
Культура «техногенного общества».Ей присущи динамичное развитие знаний и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу, психология ее покорения . Активная и целеустремленная деятельность рассматривается в рамках данной культуры как высшее предназначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания природы, в отличие от культуры «традиционного» общества. В рамках этого типа культуры природа воспринимается прежде всего как кладовая и мастерская, а человек в ней – как умелый работник. Она рассматривается как кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй» природы, основной силой которого являются знания.
История общества показывает, что «техногенная» культура создала все предпосылки для прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели, породив глобальный экологический кризисы, опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности и нравов. Нынешнее российское общество в результате реформ быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной» культуры. Но надо ясно представлять себе все эти соблазны, опасности и последствия, которые подстерегают нас на этом извилистом и во многом непредсказуемом пути реформирования общества.
Тема № 12
Вопросы для обсуждения:
1. Культура: понятие, сущность, генезис.
2. Культура как объект философского рассмотрения.
3. Культура как система.
4. Основные историко – философские концепции культуры.
5. Исторический подход к проблеме цивилизации.
6. Культура и цивилизация: их соотношение.
7. Какова форма духовной культуры?
8. Интеграция и дифференциация в системе современной культуры.
9. Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?
10. Особенности и отличие Российской цивилизации.
Литература по теме № 12
1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2007. – с.60-64.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2010. – с.24-28.
3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник.-М.: Юристъ, 2007. – с.430-448.
4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.208-237.
5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. -477с.
6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Приориздат”, 2005. – с.191-199.
Дополнительная литература
1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.
2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.
3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.
4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Самостоятельная работа предусматривает:
1. Самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов).
2. Подготовку контрольных работ (рефератов).
3. Подготовку доклада и выступление на конференции.
4. Тестирование.
- Методические рекомендации по написанию контрольной работы (реферата)
Организация работы
1. Выбор варианта. Номер варианта выбирается по последней цифре шифра зачетной книжки студента (Пояснение: если последняя цифра в шифре - «2», то студент на свой выбор может взять варианты 2, 12, 22, 32 и т. д.).
2. Подбор и знакомство с учебной и дополнительной литературой. При подготовке контрольной работы студент должен обращаться как к основной, так и к дополнительной литературе. Кроме того, не возбраняется поиск литературы в интернете. Однако, необходимо помнить, что студент несет ответственность за использование информации, которая была размещена в интернете без согласия правообладателя (соответствующие положения см. в ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации). Преподаватель также имеет право потребовать (в спорных случаях) электронную версию контрольной работы, дабы проверить ее в системе Антиплагиат. Российским законодательством предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность за незаконное использование чужой интеллектуальной собственности.
3. Углубленное изучение литературы предполагает конспектирование источников, работу со статейным материалом, ссылки на действующее законодательство Российской Федерации, а также (если это предполагается темой контрольной работы) на законодательство иностранных государств и международные нормативно-правовые акты.
4. Студент должен помнить, что, раскрывая вопросы контрольной работы, он показывает свое владение не только содержанием дисциплины, но также демонстрирует владение научной методологией, умение использовать научные методы, знание категориального аппарата дисциплины и т.д.
5. Работа над материалом предполагает возможность обращения (по спорным моментам) к преподавателю (в соответствии с графиком консультаций). Студент должен самостоятельно раскрыть тему контрольной работы, используя методические рекомендации преподавателя.
|