Тема №7. Диалектико-философское учение о развитии.
План лекции:
1. Диалектика: понятие, сущность, функции.
2. Структура диалектики основные категории, законы и принципы.
3. Детерминизм и индетерминизм.
4. Альтернативы диалектики.
5. Основные модели развития.
7.1. Уже первые натурфилософы стремились выделить процессы развития в ряду других изменений. Философами Древней Греции давалось несколько значений диалектики:
- Диалектика как методологическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);
- Диалектикакак самоцель опровержения в софистике и эристике (искусство вести спор);
- Диалектика как «диа» и «лог» — единство опровержения и майевтики (от Сократа) — заключительной фазы диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и помогает «душе» найти истину»;
- Диалектика — метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта) (по Платону);
- Диалектика это аналитика и логика возможного, сходная с диалектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);
- Диалектика — часть логики по соотношению с другой ее частью — риторикой (стоики и др.).
В философии XX в. понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:
- Диалектика— совокупность объективных закономерностей и процессов,
действующих в мире в ходе его движения и развития — объективная
диалектика. Часть познанного в этом аспекте систематизирована в
философском учении (теории), которое и называется диалектикой;
- Диалектика — это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека.
Данный процесс изучается диалектикой мышления, логикой;
- Диалектика — один из всеобщих методов познания, который используется
не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения
подходов к изучению бытия.
Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внимание обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей — развитие.
Диалектика в философии— учение о всеобщих связях и развитии бытия:природы, общества мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики, что определило ее историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.
В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика—это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, как внешнего мира, так и самого мышления.
Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т.е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.
Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики) Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.
Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: свою структуру, законы, категории, принципы. Главная проблема диалектики – проблема развития.
Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
Диалектика (дословно - «разговор двоих») — необходимый для философии метод развертывания мысли, умение правильно задавать вопросы и ставить проблемы.
Рассматривая, как тот или иной философ ставит вопросы и очерчивает проблему, можно говорить о его собственной диалектике. Важной особенностью диалектического движения мысли является то, что она идет через установление противоположностей (мнений говорящих; мнения и факта; того, что говорится, и того, что имеется в виду. Эта особенность получила приоритетную позицию в гегелевской диалектике и далее в марксизме, которые трактуют диалектику как «учение о единстве (и борьбе) противоположностей, а противоречие рассматривается как источник всякого развития. В этой форме диалектика устанавливает свою собственную противоположность метафизике. Благодаря Г. Гегелю диалектика получила онтологическое значение. Гегель видел в ней не только способ мышления, но и способ мирового существования, т.е. бытия. Этого назначения диалектики придерживается материализм.
Основные функции диалектики:
1. Онтологическая: нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.
2. Гносеологическая: изучение закономерностей познавательного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.
3. Логическая: исследование всеобщих форм мышления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.
4. Методологическая: разработка на основе всеобщих объективных законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), направляющих познавательную и практическую деятельность людей.
5. Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов.
6. Праксеологическая (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» в его изменении - опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нем.
7.2 Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.
Категории диалектики — формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории — материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие и др.
Категории диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических, проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукт познавательной и практической деятельности человечества.
Связь и взаимодействие определенных категорий выражают законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей).
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает сущность развития. Показывает, что любое целое (предмет, явление или процесс) состоят из противоположных частей. Эти противоположности находятся в постоянной «борьбе». В результате «борьбы» противоположностей происходит разрешение противоречий между ними и как результат - дальнейшее развитие (движение). Единство и борьба противоположных начал—внутренний источник движения и развития всего сущего.
Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.).
Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое). Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Закон взаимоперехода количественных и качественных измененийвскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок.
Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.).
Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание». Она выражает: а) процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, т.е. прекращение существования данного предмета, конец его развития (внешнее, «зряшное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль, в конечном счете, играет внутреннее отрицание.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.
Форма циклического развития — триада: исходный пункт — его отрицание — отрицание отрицания (тезис — антитезис — синтез; теория — практика — новая теория, и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль — как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном относительно завершенном процессе развития. Закон отрицания отрицания нельзя представлять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действительность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания.
Важными элементами диалектики являются ее принципы.
Принцип (начало, основа) — фундаментальное теоретическое положение (в диалектике — наиболее общее), отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно системой определенных методологических требований (правил, норм, предписаний), регулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются принципы объективности, системности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детерминизма, всеобщности развития, всеобщих универсальных связей и др.
Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны.
7.3 Детерминизм (лат. determine — определяю): а) система взглядов об объективной закономерной взаимосвязи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира; б) учение о всеобщей причинной обусловленности всех явлений (причинность — главное в детерминизме, но она не исчерпывает данное понятие).
Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный характер взаимосвязи явлений, либо — в крайней форме — вообще отвергают детерминизм как таковой (а значит, и причинность). Они считают, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности, рассуждает о «свободе воли» электрона, о том, что процессы микромира управляются телеологическими силами и т.п. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно, механический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще.
Современный детерминизм включает в себя два основных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых в свою очередь «воплощается» в многообразных формах детерминации.
Первый тип — причинная детерминация, выступающая решающей по отношению к непричинной, все формы которой складываются, в конечном счете, на основе причинности — краеугольного камня детерминизма.
Сущность принципа причинности (каузальности) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие.
Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени:
1. Вычленение предмета исследования как своеобразной целостной системы из многих других взаимодействующих с данной системой.
2. Анализ данной целостной системы в качестве определенного результата некоторого процесса развития, т.е. в качестве следствия.
3. Изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего порождающего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участвовали в порождении данной системы; выявляются многообразные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина.
4. Исследование механизма причинного обуславливания, как процесса самодетерминации данной системы, т.е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность).
5. Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней. Особое внимание здесь должно быть проявлено к движущим силам, источнику развития — к противоречиям (прежде всего внутренним).
Именно взаимодействие противоположностей, противоречие являются, в конечном счете, самым глубоким источником, основной и коренной причиной взаимодействия (самодетерминации), самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам.
Второй тип детерминизма — отношение между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обуславливания:
1. Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую.
2. Связь состояний, т.е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т.п.), при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект.
3. Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов.
4. Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и другие, рассматриваемые в рамках общенаучных подходов.
5. Взаимоотношения между определенными «парными» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа).
В современной науке происходит переход к более глубокому осмыслению детерминизма — с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.
7.4 Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике. К альтернативам диалектикиотносятся: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, «негативная» диалектика.
Метафизика является, как и диалектика, развитой теорией, которая рассматривает всё сущее движение, но вне развития, вне связей, односторонне, замкнуто, обособленно.
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим. "Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905- 1980).
Можно выделить главные идеи "негативной "диалектики, отличающие ее от обычной "консервативной":
- диалектика может быть только "негативной” - критической, диалектика не
должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;
- диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для
критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
- новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергать
ся критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и
вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);
-"негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она
имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует
только сознание;
- отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение
идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления
действительности.
Релятивизм - интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика - выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм - восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательных, но абсолютно истины; негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
7.5 Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего, это всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается «как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее».
И наконец, направленность изменений означает, что любые, даже кажущиеся случайными, изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность «между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей».
Таким образом, можно сказать, что развитие — это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы деятельности человека, развития общественной структуры, направления развития мира, космоса и т.д.
В модели развития, выдвинутой Г. Спенсером, обосновывалось положение о всеобщей постепенной эволюции природы. В ее основе «лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности». Недостатки и ограниченность такой модели имеют историческое оправдание и связаны с абсолютизацией эволюционного подхода в биологии и его переноса на общество или природу в целом.
Суть моделей «творческой эволюции», или «эмерджентизма», (Л. Морган, А. Бергсон) заключалась, наоборот, в абсолютизации момента скачков, характерного для развития общества. Возникающее при этом новое качество объявлялось не сводимым к предшествующему и выступало «результатом внутренней творческой силы, по-разному называемой и по-разному истолковываемой». Человек не может предсказать наступление нового качества, в результате оказывается, что действительность функционирует как система спонтанно образованных уровней.
Натуралистская модель, характерная для второй половины XIX в., иногда обозначается как стихийная диалектика естествоиспытателей. Она основана на абсолютизации частнонаучного понимания эволюции (например, биологической), которое затем распространяется на объяснение мира в целом.
Антропологическая модель развития — это противоположный предыдущим вариант диалектики, основанный на резкой критике науки и научных методов познания в процессе постижения духовной сущности человека. Выразителями данных представлений выступают концепции экзистенциализма, персонализма и т.п.
Равновесно-интеграционная модель — вариант трактовки развития, исходящий из абсолютизации параметров физических равновесных систем. Такая система подчиняется физическим закономерностям. Поскольку все другие системы являются частью физической, то законы последней объявляются всеобщими. Постепенно данный подход стал базироваться не только на физике, но н на данных биологии, информатики и других наук, которые подходят к исследованию объектов как систем различной степени сложности. Поэтому физическая «теория равновесия» стала рассматриваться как общий принцип объяснения мира, выражающий тенденцию любой системы к равновесию. Так, при объяснении общества противоречия или не учитываются, или рассматриваются лишь как негативный фактор, нарушающий общественное равновесие.
Диалектико-материалистическая концепция характеризуется обычно как политизированная модель диалектики.
Таким образом, вершиной в построении диалектической модели развития и проведения принципа развития была и остается концепция Гегеля.
Тема № 7
Вопросы для обсуждения:
1. Диалектика как учение о развитии. Объективная и субъективная диалектика.
2. Структура диалектики и её основные функции.
3. Детерминизм и индетерминизм.
4. Общее понятие универсальных законов диалектики.
5. Закон единства и борьбы противоположностей.
6. Закон единства перехода количественных изменений в качественные.
7. Закон отрицания отрицания.
8. Метафизика и релятивизм как альтернативы диалектики.
9. Основные категории диалектики как наиболее общие сущностные понятия.
10. Диалектика как логика, гносеология и теория познания.
Литература по теме № 7
1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2007. – с.446-491.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2010. – с.254-260.
3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник.-М.:Юристъ, 2007-с.262-277.
4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 240с.
5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.163-187.
6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.161-169.
Дополнительная литература
1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.
2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.
3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.
4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.
|