ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ. 1. Предмет и функции философии.
2. Философские проблемы политики. Категории «политика», «политическая власть», «политическая система».
3. Философия и мировоззрение. Их соотношение.
4. Сциентизм и антисциентизм. Их особенности и соотношение.
5. Основной вопрос философии и его стороны.
6. Философская и научная картины мира.
7. Материализм и идеализм как основные идейные направления философии.
8. Проблема истины в философии и науке.
9. Философское понимание мира. Категории «бытие», «материя», «субстанция».
10. Политическое сознание и его роль в жизни общества.
11. Категория «материя» и её фундаментальное значение для философии и науки.
12. Общество как продукт взаимодействия людей, как саморазвивающаяся система.
13. Понятие движения. Противоречивость движения, основные формы движения материи. Понятие развития.
14. Религия: её происхождение, сущность, функции.
15. Пространство и время как основные атрибуты материи. Современные естественнонаучные представления о пространстве и времени.
16. Сущность и проблема человека в философии.
17. Сущность материального единства мира. Данные современной науки о единстве мира и его многообразии.
18. Мировые религии. Их роль в развитии культуры, нравственности, государственности.
19. Сознание. Его возникновение, сущность и функции.
20. Диалектика взаимодействия общества и природы.
21. Природа как предмет философского осмысления. Экологические проблемы и пути их развития.
22. Всеобщие категории диалектики. Их понятие и сущность.
23. Идеи В.И.Вернадского о ноосфере. Их актуальность сегодня.
24. Религиозное сознание. Причины усиления влияния религии в современном мире.
25. Общественное и индивидуальное сознание. Их соотношение.
26. Диалектика, метафизика и релятивизм. Их сущность и особенности.
27. Общественный прогресс, его сущность и критерии. Соотношение научно-технического, социального и духовного прогресса.
28. Сущность «линии Демокрита-Платона» в философии.
29. Сущность познания. Субъект и объект познания. Понятие истины.
30. Структурные представления о формах живой и неживой материи.
31. Научное познание. Специфика науки и её функции. Прогнозирование и футурология.
32. Основные принципы, законы и категории диалектики.
33. Эстетическое сознание: его специфика и функции.
34. Гуманистическая мера прогресса.
35. Мораль как единство нравственного сознания, нравственных отношений, нравственного поведения.
36. Движение, пространство и время как основные атрибуты существования материи.
37. Культура как мера развития человека, как «вторая природа».
38. Основные этапы развития философии. Их специфика и особенности.
39. Материя, основные формы её движения.
40. Демократия как форма проявления власти (воли). Демократические ценности.
ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
Тест ( к теме №1)
1. Знание, которое предшествует любому опыту и не зависит от него, есть знание:
A) абстрактное;
B) априорное;
C) интуитивное.
2. Мировоззрение есть:
A) универсальная познавательная форма, в которой человек достигает знания о своем незнании;
B) философское учение о мире;
C) наиболее общие представления людей о мире и месте человека в нем, выступающие в виде ориентиров при решении жизненно важных вопросов.
3. Соотношение философии и мировоззрения следующее:
A) философия и мировоззрение тождественны;
B) философия шире мировоззрения;
C) философия - теоретическая основа мировоззрения.
4. На способности человеческого сознания устанавливать различия базируется метод:
A) диалектический;
B) герменевтический;
C) критический.
5. Этот метод(дидукция) получил свое наивысшее развитие в философии (имя):
A) Платона;
B) И. Канта;
C) Р. Декарта.
6. Согласно Г. Гегелю, философия это «... в своей собственной стихии»:
A) человек;
B) бытие;
C) мышление.
7. Полагание человека в качестве центральной проблемы философии называется:
A) космоцентризмом;
B) теоцентризмом;
C) антропоцентризмом.
8. Философская система, которая исходит из идеи единой природы или Космоса, это:
A) пантеизм;
B) антропоцентризм;
C) теоцентризм.
9. Метод мышления, который позволяет видеть единство противоположного, называется:
A) герменевтика;
B) диалектика;
C) редукция.
10. Философское направление, которое занимается проблемой смыс-лообразования и истолкования структур сознания, называется:
A) антропология;
B) экзистенциализм;
C) феноменология;
D) герменевтика.
11. Категория, которая обозначает процесс конструирования образа в сознании, называется:
A) объективированием;
B) конституированием;
C) моделированием.
12. Безусловное доверие обыденного сознания к существованию внешнего мира и к непосредственным данным опыта его восприятия называется:
A) мировоззрением;
B) верой;
C) естественной установкой.
13. Суть философского материализма заключается:
A) в учении о стремлении человека к материальным благам;
B) в признании первичности материи и вторичности сознания;
C) в признании независимости материи от сознания.
14. К представителям материализма можно отнести:
A) Платона,
B) Л. Фейербаха,
C) Д. Юма,
D) К. Маркса.
15. Отметьте правильное суждение. Идеализм:
A) опровергает возможность познаваемости мира;
B) утверждает, что в основе мира лежит духовное начало;
C) признает, что мир есть объективная реальность, данная человеку в ощущениях.
16. Термин, используемый для обозначения философии как учения о первоначалах и первопричинах сущего (природы), «первая философия» в смысле Аристотеля, это... (вставьте слово).
17. Гносеология - это учение:
A) о бытии,
B) о познании,
C) о человеке.
18. Полагание человека в качестве центральной проблемы философии называется... (вставьте слово).
19. Онтология - это:
A) раздел богословия;
B) учение о познании;
C) учение о бытии.
20. Согласно Аристотелю, философия начинается... (вставьте слово).
21. К представителям Милетской школы относится:
A) Гераклит,
B) Фалес,
C) Анаксимандр,
D) Демокрит.
22. Основной вопрос античной философии:
A) о соотношении души и тела;
B) об истинности наших знаний;
C) об исходных началах всего сущего.
23. Основоположником идеализма является:
A) Фалес,
B) Платон,
C) Плотин,
D) Аристотель.
24. Аврелий Августин является основоположником:
A) теоцентризма,
B) антропоцентризма,
C) гуманизма.
25. Философия Дж. Бруно относится к периоду философии:
A) средневековому;
B) Возрождению;
C) Новому времени.
26. Основоположником философии Нового времени является:
A) Ф. Бэкон,
B) Р. Декарт,
C) Г. Лейбниц.
27. Основоположником феноменологии является:
A) Г. Гегель,
B) Э. Гуссерль,
C) М. Хайдеггер.
28. Ф. Ницше сближал философию:
A) с искусством;
B) с наукой;
C) с религией.
29 Ф. Вольтер является философом:
A) Просвещения;
B) Возрождения;
C) современности.
30. Стремлению философии И. Канта соответствует:
A) утверждение идеи бессознательного как основополагающего мотива человеческой жизнедеятельности;
B) исправление недостатков социальной реальности;
C) обоснование идеи свободы, которая заключается в его разуме.
31 Философии Фомы Аквинского соответствует утверждение:
А) Рационализм;
В) Патристика;
С) Схоластика;
D) Сенсуализм
32. Философия Ж. Деррида относится:
A) к прагматизму;
B) к позитивизму;
C) к психоанализу;
D) к постмодернизму.
33. В.Соловьев называл свое учение:
A) философией «всеединства»;
B) «философией жизни»;
C) натурфилософией.
34. Франкфуртсткой школе характерно внимание к проблемам:
A) современной культуры;
B) античной культуры;
C) средневековой культуры.
35. Центральным понятием философии Ю. Хабермаса является:
A) экзистенция,
B) коммуникативность,
C) диалектика.
36. Положение, что фундаментальное настроение философствования - стремление (ностальгия) к миру в целом, чтобы понять свое собственное присутствие в нем, принадлежит:
A) М. Фуко,
B) М. Хайдеггеру,
C) К. Ясперсу.
Тест (к теме №2)
1. Философское учение о сосуществовании двух независимых начал - материального и духовного:
A) плюрализм,
B) дуализм,
C) монизм.
2. Философская позиция, в соответствии с которой мир имеет единое начало, называется... (вставьте слово).
3. Мысль о том, что все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей, первому в истории философии принадлежала:
A) Фалесу,
B) Анаксимену,
C) Гераклиту.
4. Особенная часть сущего - все, что отличает себя от окружающей среды или выделено в качестве объекта познания или действия, называется:
A) субстанция,
B) материя,
C) вещь.
5. Понятие, которое было выработано философией для характеристики тех процессов, которые влекут за собой изменения, будь это изменения во времени или в пространстве:
A) движение,
B) прогресс,
C) жизнь.
6. По определению, процессом называется:
A) последовательность состояний естественных и искусственных систем;
B) отношение, которое связывает в единство противоположные стороны какой-либо вещи;
C) то, что свойственно самой вещи как ее собственная способность независимо от того, проявляется эта способность или нет.
7. Понятие, которое выражает единство на основе взаимосвязей некоторой группы элементов, существование каждого из которых обусловлено той функцией, которую он исполняет в данной целостности, это:
A) природа,
B) структура,
C) система,
D) сущее.
8. Категория, которая позволяет помыслить одновременно различие и единство (различие в едином), называется:
А) отношение,
В) противоречие.
С) тождество.
9. Укажите правильное определение принципа причинности:
A) необратимое во времени взаимодействие тел (вещей);
B) обратимое во времени взаимодействие вещей, когда изменение состояния данного тела имеет своим источником некоторое внешнее воздействие;
C) когда изменение состояния данного тела имеет своим источником некоторое внутреннее воздействие.
10. Понятием «Жизнь» обозначается:
A) способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, который отличается от бытия тех сущностей, которые нуждаются во внешнем источнике движения;
B) бытие, которое отсутствует;
C) сфера разума, которая образуется вслед за биосферой в силу закона эволюции Вселенной;
D) сугубо человеческое бытие.
11. Определение: «одно из «измерений» бытия, характеризующее назначение и определенное им содержание чего-либо (вещи, события, знака) в рамках какой-либо целостности; вся совокупность отношений с целым, позволяющая данному сущему быть», принадлежит понятию:
A) событие,
B) феномен,
C) смысл,
D) эйдос.
12. Основание существования или «суть бытия» вещи, то, благодаря чему вещь есть устойчивое целое, называется:
A) форма,
B) содержание,
C) структура,
D) сущность,
13. Понятием «хаос» определяется:
A) первооснова всего сущего;
B) все, что существует;
C) неупорядоченное бытие;
D) неограниченные возможности бытия.
14. Бытие и мышление тождественны, - так из античных авторов утверждал:
A) Гераклит,
B) Парменид,
C) Демокрит,
D) Плотин.
15. Мысль о том, что все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей, принадлежит:
A) Фалесу,
B) Анаксимену,
C) Гераклиту.
16. Взгляды элеатов характеризуют следующие положения:
A) движение может быть мыслимо,
B) движение не может быть мыслимо,
C) все связуется в действительности благом и должным,
D) есть только единое, и нет много,
E) есть только неподвижное, и нет движения.
17. Началом всего сущего пифагорейцы считали:
A) огонь,
B) апейрон,
C) число;
D) воду
18. Согласно учению Демокрита атомы - это:
A) неделимые мельчайщие частицы;
B) атомы - делимые мельчайшие частицы;
C) первоначало всего сущего.
D) только физические частицы.
19. Идея вещи существует в самой вещи, - считал:
A) Парменид,
B) Сократ,
C) Платон,
D) Аристотель.
20. Согласно учению Платона:
A) идеи находятся вне (физического) пространства;
B) идеи находятся в (физическом) пространстве;
C) идея есть то, что существует само по себе, чувственно не воспринимаемо и даже бесформенно;
D) существование идеи чувственно, ограниченно и подвержено разрушению.
21. Иерархический мир идей Платона завершается идеей... (вставьте слрво)
22 Согласно Аристотелю, матера это:
A) активное начало;
B) пассивное начало;
С) инертное начало.
|