Соответствует ли позиции Ф. Бэкона положение, согласно которому могущество человека не зависит напрямую от знания? A) Да.
B) Нет.
7. Философы эпохи Просвещения понимали человека как:
A) отдельного, изолированного индивида;
B) образ и подобие Бога;
C) субъекта предметно-практической деятельности;
8. Суть антропологического принципа Фейербаха заключается в признании:
A) что человек есть чувственное существо;
B) что любовь к Богу есть форма подлинной любви;
C) что человек есть историческое существо.
9. Идея, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, что в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений, принадлежит:
A) Г. Гегелю,
B) К. Марксу,
C) К. Ясперсу,
D) 3. Фрейду.
10. Смысл любви, по Вл. Соловьеву, заключен:
A) в любви к Богу;
B) в индивидуальной любви;
C) в спасении в человеке человеческого через «жертву эгоизма».
11. Учение, согласно которому единственной подлинной действительностью является бытие человеческой личности, это:
A) феноменология,
B) герменевтика,
C) экзистенциализм,
D) прагматизм.
12. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное», он тем самым хотел сказать, что:
A) только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека;
B) политика - главное дело в жизни человека;
C) человек - существо полисное, т.е. общественное.
13. Для средневековой антропологии характерно утверждение:
A) человек есть низшая ступень в иерархии разумных существ;
B) человек - выше космоса, он должен быть господином природы, «повелевать стихиями»;
C) человек есть образ и подобие Бога;
D) человек не может преодолеть свои греховные влечения без благодати;
14. Для понимания человека в эпоху Возрождения характерно:
A) человек есть прежде всего животное, т. е. живое тело, наделенное разумной душой;
B) человек есть образ и подобие Бога;
C) человек есть творец самого себя и в этом его отличие от других природных существ;
D) утверждение, что человек есть низшая ступень в иерархии разумных существ;
15. Философы эпохи Просвещения понимали человека как:
A) образ и подобие Бога;
B) субъекта предметно-практической деятельности;
16. Мысль о том, что человек по своей природе добр, принадлежит:
A) Ж.Ж. Руссо,
B) Т. Гоббсу,
C) К. Марксу,
D) М. Веберу.
17. Понятие личности впервые сформулировано:
A) в эпоху античности;
B) в средние века;
C) в эпоху Возрождения;
D) в Новое время.
18. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит:
A) Д. Локку,
B) Б. Спинозе,
C) Т. Гоббсу,
D) Р. Декарту.
19. Высказывание «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» принадлежит:
A) Г Гегелю,
B) К. Марксу,
C) М. Веберу,
D) Э. Дюркгейму.
20. Состояние переживания человеком своей зависимости или причастности некоторому большему или высшему порядку называется... (напишите как).
21. Характеристика своеобразия личности, ее неповторимости и уникальности черт называется... (вставьте слово).
22. Способность человеческого духа в единичном видеть всеобщее, согласно М.Шелеру, называется... (напишите как).
23. Положение, что человек есть единственный, универсальный и высший предмет философии, впервые выдвинул:
A) Г. Гегель,
B) К. Маркс,
C) Л. Фейербах,
D) М. Шелер.
24. Свойство потока сознания быть направленным вовне, на внешний мир, в феноменологии называется... (вставьте слово).
25- Внимание на абсурдности человеческого бытия акцентировал:
A) Л. Фейербах,
B) К. Маркс,
C) М. Хайдеггер,
D) А. Камю.
26. Способность человека добиваться сознательно поставленных целей, преодолевая естественную необходимость, называется...(вставьте слово).
27. Совокупность психических функций, процессов и комплексов, о содержании и влиянии которых на самого себя человек непосредственно не отдает себе отчета, называется ... (вставьте слово).
28. Целеполагающая и обязательно предметно-преобразующая деятельность человека называется... (напишите как).
29. Основными проблемами, рассматриваемыми в персонализме, являются:
A) проблема свободы и нравственного воспитания человека;
В) проблема бессознательного;
С) проблема коммуникации как вовлечения людей в преобразование мира;
D) доказательство бытия Бога.
30. Учение, согласно которому единственной подлинной действительностью является бытие человеческой личности, это:
A) феноменология;
B) герменевтика;
C) экзистенциализм;
D) позитивизм.
31. Высказывание «Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке» принадлежит:
A) И. Канту,
B) Ф. Ницше,
C) А. Шопенгауэру,
D) А. Камю.
32. Одна из основных модальностей сознания, свидетельствующая о принадлежности человека полноте или целостности Мира, форма непосредственного сопричастного знания - это:
A) вера,
B) мышление,
C) чувство.
33. Вина - это:
A) экзистенциальное переживание своего унижения от осознания того, что не сделал чего-то, хотя мог и должен был сделать как человек;
B) бессмыслица, то, что не имеет смысла, т. е. не связано с целым, а потому непонятное;
C) позиция моральной ответственности за то целое, которому человек принадлежит (семье, роду, обществу, человечеству, Миру), выражающая то онтологическое обстоятельство, что человек есть существо, открытое миру и поэтому «отвечающее за все».
34. Моральное сознание начинается с того момента, когда субъект понимает:
A) относительность этих категорий и необходимость личного свободного выбора;
B) абсолютность этих категорий и необходимость подчиняться им;
C) бессмысленность этих категорий и право на свободу воли.
35. Содержанием «категорического императива» является моральный принцип:
A) поступай с другим как хочешь;
B) поступай с другим так же, как с тобой поступают;
C) поступай только так, будто принцип твоего поступка есть всеобщий закон.
36. Автором понятия «категорический императив» является:
A) Г.-В. Гегель;
B) И. Кант;
C) Л. Фейербах.
Тест ( к теме №12)
1. Культура есть универсальный способ или форма существования человеческого сообщества, основанного на ... (впишите три основных способа существования культуры).
2. Общей чертой всех этих аспектов культуры является то, что каждый из них выражает способ достижения:
A) понимания,
B) знания,
C) умения.
3. Первоначальный смысл идеи культуры:
A) воспитание,
B) поклонение,
C) искусственная среда.
4. Исходная оппозиция культуры:
A) культура - натура;
B) культура - природа;
C) культура - жизнь.
5. Если в природе царствует необходимость и причинно-следственные зависимости, то в культуре:
A) свобода и смысловые отношения;
B) зависимость и абсурдность.
C) Нет.
8. Архетип - это:
A) культурные иллюзии;
B) культурные первообразы;
C) культурные изделия.
9. Автором понятия «архетип» является:
A) К.Г. Юнг,
B) О. Шпенглер,
C) 3. Фрейд.
10. Архетипы - это форма проявления:
A) коллективного бессознательного;
B) индивидуального бессознательного.
11. Форма речевого общения, в которой Истина (Смысл) возникает из единства различных высказываний - это:
12. Материальная (т.е. пространсгвенно локализованная) вещь, которая служит в качестве представителя некоторой другой вещи, выступает посредником между материальной и идеальной сторонами бытия, это:
A) символ,
B) знак,
C) артефакт.
13. Архетип культуры, выражающий принцип жизни, который противоположен труд это:
A) наслаждение,
B) творчество,
C) игра.
14. Область культуры (культурная форма), в рамках которой на основе творческого или эстетического отношения человека к миру происходит создание и восприятие художественных произведений, это... (впишите слово).
15. Социальная форма диалога - это:
A) обмен,
B) дар,
C) коммуникация.
16. К специфическим свойства мифа можно отнести:
A) единство желаемого и действительного, слова и вещи;
B) персонификацию природных сил;
C) синкретическое (внутренне нерасчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни;
D) все вышеперечисленное.
17. Правомерным определением мифологии можно считать:
A) систему научных представлений о мире, обществе и человеке;
B) бессознательно-стихийную ложь первобытного человека;
C) праформу (первую, исходную форму) духовной культуры человечества;
D) иррациональную составляющую человеческого бытия.
18. Образование - процесс усвоения индивидуумом знаний, умений и навыков (культурных образцов) в той мере, в которой результатом выступает:
A) общество,
B) личность,
C) культура.
19. Культурная норма поведения, разновидность традиции:
A) стереотип,
B) обычай,
C) этикет.
К какому типу относится религия, основанная на стремлении к установлению человеческого (народного или группового) всеединства на почве избранного «священного объекта»: царя, государства, идеологии, техники и т.п. (в рамках этого типа возникают разного рода культы: культ личности, культ знания (разума) и пр.)?
A) Эго-центрическому;
B) Социо-центрическому;
C) Космо-центрическому.
21. Теизмом называется:
A) полагание Абсолюта в качестве Бога и стремление к установлению (некогда разорванной) связи человека с ним;
B) полагание связи Бога и мира, которая представлена в форме тех законов, по которым живет человек и природа;
C) отрицание существования персонального Бога, замещение его неким безличным законом, энергетическим центром мироздания и т. п.
22. Культурный феномен, который призван представлять одно через другое, целое через часть, духовное через материальное, есть:
A) знак,
B) произведение искусства,
C) символ.
|