Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики

Хозяйственная и любая другая деятельность имеет в своем составе контрольные действия, направленные на то, чтобы надежно обеспечить выполнение поставленных задач. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение — обеспечить соблюдение законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценить экономическую эффективность финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

В Российской Федерации сложилась следующая организационная структура экономического контроля (контролирующих органов):

‑ государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

‑ ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;

‑ внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые, непосредственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии);

‑ аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие сопутствующие услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.

Каждому контролирующему органу присущи свои задачи и функции. Государственный финансовый контроль обеспечивает интересы государства и общества. К основным задачам его относят:

‑ проверку законности, правильность распределения финансовых средств государства и ведение бухгалтерского учета различными хозяйствующими структурами;

‑ оценку эффективности и экономности использования государственных средств;



‑ проверку правильности расчета, полноты и своевременности уплаты налогов.

Ведомственный финансовый контроль распространяется на хозяйствующие субъекты, имеющие вертикальную структуру управления с традиционными взаимоотношениями между вышестоящей и подчиненной инстанциями. К основным задачам ведомственных контрольно-ревизионных служб относят:

‑ проверку сохранности хозяйственных средств (имущества и других активов) и законности хозяйственных операций;

‑ анализ эффективности и рациональности использования всех видов ресурсов подчиненных хозяйствующих субъектов;

‑ проверку правильности организации и ведения бухгалтерского учета;

‑ предупреждение и устранение бесхозяйственности и других негативных явлений финансово-хозяйственной деятельности.

Внутрихозяйственные контрольные службыявляются неотъемлемой частью системы управления предприятием и обеспечивают интересы собственников и трудового коллектива. Спектр задач и функций внутрихозяйственных контрольных служб определяются самим предприятием. В самом общем виде задачи внутрихозяйственного контроля можно свести к:

‑ проверке соответствия финансово-хозяйственной деятельности предприятий действующим нормативным актам;

‑ анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния, разработке предложений по совершенствованию методов организации производства, повышению эффективности программ развития;

‑ контролю правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;

‑ проверке наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Возникновение новых форм предпринимательской деятельности привело к необходимости появления аудиторского контроля — это внешний вневедомственный независимый финансовый контроль. В отличие от других контролирующих органов аудит выполняет роль советника, консультанта, помощника для всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации.

Потребность в услугах аудиторов возникает в связи со следующими обстоятельствами:

1) хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложными. При этом возникают трудности в правильном их документальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете. Пользователи финансовой информации для оценки таких операций нуждаются в услугах аудиторов;

2) принятие управленческих решений по финансовым вопросам (предоставление займов, получение кредитов, купля-продажа активов.) пользователями информации требует подтверждения достоверности и полноты информации со стороны независимых специалистов (аудиторов);

3) разделение интересов инвесторов и тех, кто занимается управлением хозяйственной деятельностью организаций, предприятий, где гарантом партнерских отношений этих субъектов бизнеса выступает институт аудиторства.

Аудит не заменяет функций и не решает задачи, которые выполняют другие контролирующие организации. В общем виде контрольные функции аудита можно представить следующими:

‑ оценка достоверности финансовой отчетности и законности совершенных хозяйственных операций;

‑ помощь в выявлении допущенных ошибок и их исправлении;

‑ рекомендации по организации такой системы учета, которая позволит в дальнейшем предотвращать и максимально избегать ошибок.

Развитие системы рыночной экономики, основанной на принципе частной собственности, требует планомерного развития различных форм контроля. Характеристикой данного развития является, то, что тотальный государственный контроль экономической сферы, характерный плановой экономике уступает место контролю общественному, существование которого обосновано законодательно и разработано методически. Одним из видов общественного контроля является аудит

 

Отличие аудита от других форм экономического контроля

Аудит отличается от такого вида финансового контроля, как ревизия: своими целями, составом методов и приемов работы; взаимоотношениями между проверяющим и проверяемым субъектами; выводами, сделанными по результатам проверки; методами реализации мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков в работе экономического субъекта. Различия между аудитом и ревизией характеризуют отличительные признаки, представленные в таблице 1.1.3.1.

Ревизионные формы проверки являются единственной формой контроля за государственным предприятием в условиях плановой экономики.

Вместе с тем в условиях рыночной системы хозяйствования тотальный государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий вряд ли возможен, кроме того подобный подход доказал свою неэффективность в мировой практике

Присутствие высококвалифицированных аудиторских работников позволяет организации устранить проблемы в системе учета клиента, внедрить современные технологии и методы управления финансами.

 

 

Отличие аудита от ревизии.

По цели:

Аудит– выражение мнения о достоверности финансовой отчётности, оказание услуги, помощи, сотрудничество с клиентом.

Ревизия – выявление недостатков с целью их устранения, наказание виновных.

По характеру:

Аудитпредпринимательская деятельность.

Ревизия– исполнительная деятельность, выполнение распоряжений.

По правовому регулированию:

Аудит – в своей основе гражданское право, хозяйственный договор.

Ревизия– в своей основе административное право, инструкции, приказы вышестоящих и государственных органов.

По объектам:

Аудит– выявляет всё то, что искажает финансовую отчётность, снижает платёжеспособность, ухудшает финансовое положение клиента.

Ревизия– выявляет всё, что нарушает действующее законодательство.

По управленческим связям:

Аудит– горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчёт перед ним.

Ревизия – вертикальные связи, принуждение, назначение, отчёт перед вышестоящим звеном об исполнении.

По результатам:

Аудит– аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации.

Ревизия – акт ревизии, передача информации вышестоящему звену и другим органам, взыскание, указание.

 

Таблица 1.1.3.1.

Независимый аудит и ревизия

Отличительные признаки Аудит Ревизия
Целевая установка Публичное высказывание независимого профессионального мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица Установление фактов несохранности имуществасобственника и размера причиненного ему ущерба, выявление виновных лиц иподготовка доказательств для установления степени их вины
Правовые основы Гражданское право: на основе законов и хозяйственных договоров Административное право: на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов
Принцип оплаты услуг Услугу оплачивает клиентили с егосогласия орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения Заработную плату специалисту за проведение ревизии выплачивает собственник, в том числе государственный орган, или вышестоящее звено – представитель собственника
Практические задачи Оценка финансового благополучия клиента и подтверждение достоверности его финансовой информации по конкретным разделам плана аудита Выявление фактов несохранности имущества собственника и сумм причиненного ущерба по конкретным разделам плана ревизии
Достаточность Принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов Принцип максимально возможной точности в подсчете размера ущерба и выявлении виновных лиц
Результаты Аудиторское заключение и рекомендации для клиента (в соответствии с договором) Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения

.

Таким образом, аудит это постоянно развивающаяся сфера предпринимательской деятельности, государственный контроль лишен такой динамики развития. Необходимо также различать принципы проведения независимого аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы. Судебно-бухгалтерская экспертиза – это процессуально правовая форма применения экспертно-бухгалтерских знаний в целях получения источника доказательств по уголовным и гражданским делам. Главное различие судебно-бухгалтерской экспертизы и независимого аудита заключается в том, что аудит проводится на основе гражданского законодательства в соответствии с договором возмездного оказания услуги. Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется только по решению судебных органов, когда характер нарушений, допущенных экономическим субъектом в системе бухгалтерского учета и отчетности, уже известен. Именно поэтому, сбор доказательств, осуществляемый экспертами и независимыми аудиторами преследует разные цели.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.