Цели, задачи и значение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Это основная цель системы стандартизации. Эти правила должны соблюдаться независимо от условий проведения аудита. Разработка стандартов оказывает существенное влияние на развитие и укрепление методики проведения аудита.
Вследствие этого можно выявить задачи стандартизации аудита:
1. раскрытие сущности основных принципов аудита,
2. формализация аудиторской документации, что позволяет использовать единый подход к оценке качества аудита,
3. определение общего подхода к проведению аудиторских проверок,
4. раскрытие вопросов методологии, формирования отчетности по итогам проверки.
5. являются базой для формирования учебных программ подготовки аудиторов и единых требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.
Слово «стандарт» буквально означает «образец» то есть в данном случае набор общепринятых требований к работе аудитора, а также качества исполнения работы.
Значение стандартов состоит в том, что они:
‑ обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;
‑ способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
‑ помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
‑ повышают престиж профессии;
‑ облегчает аудиторам ведение переговоров с клиентами;
‑ обеспечивают взаимность отдельных элементов аудиторского процесса.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на следующие виды:
1. международные аудиторские стандарты;
2. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
3. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулируемых аудиторских организациях;
4. правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Международные стандарты аудита.
Международные стандарты аудита регулируют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности в мировом масштабе. Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, иной информации и оказании сопутствующих услуг.
Международные стандарты аудита не являются нормативными документами и имеют рекомендательный характер. Разработку стандартов осуществляет Международный комитет по аудиторской практике (IAPC), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC), в которую, в свою очередь, входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров Российской Федерации.
Международные аудиторские стандарты подразделяются на следующие 10 групп, что отражено в таблице3.2.1.
В первую группу, которая именуется «Введение» входят: предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА.
Предисловие к международным стандартам призвано способствовать пониманию задач и методике работы Международной федерации бухгалтеров (МФБ) и Комитета международной аудиторской практике (КМАЛ), а также статусу Международных стандартов аудита.
Таблица 1.3.2.1.
Классификация международных аудиторских стандартов
№ п/п
| код
| Название группы стандартов
| 1.
| 100-199
| Введение (Предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА )
| 2.
| 200-299
| Обязанности
| 3.
| 300-399
| Планирование
| 4.
| 400-499
| Система внутреннего контроля
| 5.
| 500-599
| Аудиторские доказательства
| 6.
| 600-699
| Использование результатов работы третьих лиц
| 7.
| 700-799
| Аудиторские выводы и заключения
| 8.
| 800-899
| Специальные области аудита
| 9.
| 900-999
| Сопутствующие услуги
| 10.
| 1000-1100
| Положения по международной аудиторской практике
|
Глоссарий – содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержания Международных стандартов аудита. Назначение глоссария – ввести единообразное толкование терминов используемых в МСА.
МСА – 120 «Концептуальные основы Международных стандартов аудита» устанавливает разграничение между аудитом и сопутствующими услугами, определяет уровни уверенности аудитора при формировании мнения по финансовой отчетности организаций, в том числе функционирующих в государственном секторе.
Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.
Третья и четвертая группа стандартов «Планирование и Система внутреннегоконтроля» посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня существенности и аудиторских рисков.
Документы пятой и шестой группы «Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц» содержат стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.
В стандартах седьмой и восьмой группы «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита» приведены правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации.
В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать, при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также при проведении согласованных процедур.
Десятая группа «Положения по международной аудиторской практике» (ПМАП) разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. ПМАП не имеют силы стандартов.
В разных странах применение международных стандартов аудита осуществляется с учетом ряда особенностей:
‑ в Австралии, Бразилии и Индии международные стандарты выступают в качестве базы при разработке национальных стандартов;
‑ в Малайзии, Нигерии, Шри-Ланке и на Кипре используются в качестве национальных стандартов;
‑ в наиболее развитых странах, имеющих свои национальные стандарты (Канада, Великобритания, Ирландия, США) международные стандарты принимаются к сведению;
Национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг, принятые во многих странах, различаются как по форме, так и по содержанию, что связано со спецификой аудиторской практики конкретной страны.
Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности создавались в основном, как аналог международных стандартов аудита. Следуя отечественным стандартам, российские аудиторы имеют возможность приблизиться, по качеству и характеру своей работы к международным требованиям.
К разработке федеральных аудиторских правил-стандартов в России приступили с принятием закона об аудиторской деятельности № 119 от 7 августа 2001 года.
|