Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Динамика культуры (культурные процессы) 13 глава

Самыми древними следует назвать домашнее воспитание, в ходе которого ребенок проходит первичную социализацию и инкультурацию (см.) и процессы коммуникации культурной (см.), в ходе которых также трансли­ру­ет­ся существенная часть опыта. Именно таким путем и в древности, и в на­ши дни транслируется неинституционализированная часть опыта – тра­ди­ции, обы­­­­­чаи, нравы, ценностные ориентации, этикет.

Хронологически следующим средством трансляции опыта стали мифология и религия. Здесь особый акцент делался на таких ком­понентах социокультурного опыта, как общее мировоззрение, нравственность, нормы межлич­ностных отношений, система ценностей. Спецификой этого средства трансляции было то, что опыт транслировался не в систематизированном виде (как, например, при передаче традиций и обычаев), а на частных примерах локальных коллизий, которые благодаря сакральному авторитету мифа или религиозного учения становились эталонными.

В эпоху аграрных цивилизаций, причем сравнительно рано – в 1 тысячелетии до н.э. – появляется такая практика, как образование, ставшее играть заметную роль в трансляции социокультурного опыта. Поначалу образование реализовывалось в виде домашних учителей в аристократических семьях. Эта форма продержалась до начала XX в. параллельно с массовой общеобразовательной школой, которая появилась в XVIII в. Парадоксально, но раньше, чем общеобразовательная шко­ла были созданы высшие специальные учебные заведения – универ­ситеты (в XIII в.) и военные училища (в XVII в.). Это не означает, что специализированные фрагменты социального опыта начали транслироваться раньше, чем обыденный социальный опыт. На самом деле их трансляция всегда шла параллельно. Просто передача специализированного опы­­­та (профессионального) получила организованные формы раньше.



Следующим средством передачи опыта стали искусство и художественная литература. Хотя как формы деятельности изобразительное искусство появилось еще в верхнем палеолите, литература и музыка – со становлением первых аграрных цивилизаций, театр – тогда же, но несколько позже, и лишь кино стало изобретением XX века. Но при этом следует помнить, что до XVIII в. искусство и литература были в основном религиозными и транслировали социальный опыт в основном в рамках соответствующих религиозных доктрин, хотя бывали и немногочисленные исключения (в эпохи Античности, Ренессанса и постренессансного времени). Пожалуй, только театр во все времена был сугубо светским. Так или иначе, но мы можем выделить искусство как самостоятельный инструмент трансляции социокультурного опыта только с периода перехода о Средневековья к Новому времени.

Следует отметить, что и по составу сегментов социокультурного опыта и по форме их трансляции искусство и литература унаследовали то, что было характерным для религии. Точно так же акцент делался преимущественно на нравственности межчеловеческих отношений, а опыт передавался в форме локальных примеров из частной жизни героев произведений. Конечно, у искусства не было такого сак­раль­ного авторитета, как у религии, но эмоциональное впечатление, которое производило художественное творчество, способствовало тому, что и его герои становились эталонными образцами одобряемых или осуждаемых посту­п­­­ков или суждений. Помимо того искусство и литература дополнили массив социокультурного опыта огромным числом придуманных коллизий, существенно расширив его сюжетный ассортимент.

Примерно в это же время (XVII-XVIII вв.) к числу средств передачи социокультурного опыта подключились наука и секулярная философия (философия пользовалась авторитетом еще и в Античную эпоху). Разумеется, речь идет о христианском мире, поскольку на Востоке секулярной философии не было до XX в., а границы между религиозным и светским искусством были не­четкими тоже до XX в. Наука и философия транслировали социокультурный опыт в наиболее систематизированном виде, но только очень небольшому числу высоко образованных людей. В XX в. этот круг значительно расшири­л­­­ся за счет активной популяризации научных знаний и роста числа людей с высшим образованием (с 1% на­селения в начале века до 20% в конце – в развитых стра­нах).

И, наконец, еще одно средство трансляции социокультурного опыта появилось тоже в XVII-XVIII вв. Это были средства массовой информации (СМИ) – поначалу в виде газет, а затем журналы (XVIII в.), радио, телевидение и Интернет (XX в.). СМИ как средство передачи социокультурного опыта повторяю опыт литературы, транслируя его на примере частных случаев из жизни, только не придуманных, а взятых из сегодняшней актуальной информации о событиях. Специфика СМИ в этой функции заключается в том, что герои информационных репортажей редко становятся эталонными социокультурными образцами, зато обилие подобной информации позволяет потребителю достаточно точно представлять себе вероятностную статистику тех или иных коллизий.

Важным представляется отметить и такой аспект трансляции социокультурного опыта, как то, что этот процесс во всех формах своего осуществления все больше и больше превращается в манипуляцию сознанием людей. Хотя, по всей видимости, такие прецеденты встречались и в глубокой древности, но они не имели такого массового характера и не становились самоцелью тех, кто регулирует эти процедуру.

Таким образом, мы можем разделить средства трансляции социокультур­ного опыта на те, которые передают его в систематизированной форме (воспитание, образование и наука) и передающих его в виде локальных примеров из жизни (межличностные социальные контакты, религия, искусство, СМИ).

Единственным исключением из описанного процесса является ситуация, когда общество – носитель некой культуры, по каким-то причинам физически гибнет, но как донор успе­вает передать свою культуру (или ее существен­ную часть), т.е. часть социального опыта другому обществу-реципи­енту. Такие случаи нередки в истории, по крайней мере, на уровне частичного трансферта культурных черт. Например: Римская империя – Византии и Западной Европе; Византия – Руси и др. Случаев стопроцентной трансплантации культуры на почву иной популяции в истории не зафиксировано.

Иной пример трансляции культуры «без людей» – ее музеефикация, археологиче­ские и исторические (на основании документов) реконструкции. Однако в этих случаях воспроизводится далеко не вся культура исчезнувшего об­щества, а лишь некоторая ее часть, преимущественно – материальная. При всей объемности наших знаний об эпохах Античности или Средневековья, мы в состоянии реконструировать преимущественно динамику их истории и лишь в очень ограниченных объемах – статику культуры.

В заключение следует сказать следующее. С позиций этнографов и культурологов, социальный опыт – это и есть культура, во всей своей полноте (см., например, Семенов Ю.И. Философия истории. М., 1989; Конев В.А. Культура и общественно-экономическая формация: Культура как система хранения соци­ального опыта //Методологические проблемы развития науки и культуры. Куйбышев, 1976), а передача социального опыта – это и есть процессы воспроизводства культуры в следующих по­ко­лениях.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – процесс, представ­ляющийся основным в деле трансляции социального опыта новым поколениям и социального воспроизвод­ства общества.

Несмотря на то, что культура является порождением сообщества в целом и его отдельных социальных сегментов в особенности, реальным исполнителем этих культурных установлений, норм и традиций, а также их интерпретатором (из собственных вкусовых или мировоззренческих соображений или же, адаптируясь к сло­жившимся обстоятельствам) остается индивид – член этого общества и того или иного его социального сегмента. При этом индивид почти никогда не может воспроизвести положенную форму в ее идеально тождественном образцу или эталону виде, а всегда как-либо творчески интерпретирует ее. Тем не менее, общество готовит этого индивида к идеальному (механичес­кому) воспроизведению культурных образцов, на что собственно и направлены процессы его социализации и инкультурации.

Социализация – это процесс введения человека в систему социального функцио­нирования общества: в разделение труда и функций, в нормы политической лояльности существующему порядку и социальной адекватности как члена социума, в систему раз­деления и исполнения разнообразных (по ситуации) социальных ролей, в коды и языки социальной коммуникации, в знания, умения и навыки какой-либо специальности и т.п. В конечном счете, общество заинтересовано в том, чтобы социализированный индивид превратился в социально конкурентоспособную и мобильную личность, проявляющую необходимую инициативу и достигающую успеха на общесоциальном рынке разделения труда, занял определенную социальную нишу, более или менее удовлетворяющую его социальные притязания и амбиции, но не противоречащую интересам сообщества.

По ходу истории комплекс средств и инструментов социализации расши­рялся и совершенствовался. Поначалу это было общесоциальное воспитание, которое в первобытном обществе выполняли мать ребенка и старейшины рода, потом эта функция перешла к нуклеарной семье. Следующим этапом на аграрной стадии развития стало профессиональное образование, которое не разделя­лось с общим и включало в себя многие его элементы. Эту функцию выполняли мастера соответствующих профессий, которым в обучение отдавались ученики. В аристократических семьях основными учителями оставались родители, хотя по отдельным предметам нанимались специальные учителя. Перелом произошел в высоком средневековье, когда появились первые университеты и образование разделилось на общее и специальное. Функции социализации, естественно, остались за общим образованием, которое также реализовывалось в семье, и только в XIX в. появились первые публичные школы. С появлением СМИ (особенно электронных) они также активно включились в процессы соци­ализации и в настоящее время, пожалуй, выполняют эту функцию более эффективно, чем средняя школа. Все эти нововведения отнюдь не отменили и не понизили роли семьи в процессе социализации, так же как и внешних социальных контактов ребенка (дворовых компаний, друзей и т.п.) и произведений искусства и литературы, с которыми он знакомится по мере развития.

Инкультурация – это процесс придания личности общей культурной ком­петент­ности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет. Сюда входит освоение прежде всего системы ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе, этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях, более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям, знаком­ство с основами социально-по­литического устройства государства и законопослушного поведения в нем, определенные познания в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрения, обычаев, обрядов, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях и т.п., знакомство с господ­ствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими тече­ниями, политической и культурной историей данного народа, основными символами на­ционального достоинства, гордости и пр.

Средства обретения индивидом всех этих многочисленных знаний также сосре­доточены преимущественно в домашнем воспитании и общем (в мень­шей мере специальном) образовании, а также всей совокупности социальных контактов личности со своим окружением. При этом следует помнить и все вре­мя учитывать, что индивид не в состоянии регулярно контактировать со всем обществом сразу и получать необходи­мую куль­турную информацию от всех социальных сословий, специализированных групп; он не может осилить даже тысячную часть накопившихся в национальном наследии «культурных текстов» и вариантов интерпретаций и оценок, содержащихся там; тем бо­лее он не в состоянии воспринять и запомнить существенную часть исторического на­ционального культурного опыта, а также культурных черт других народов, хотя общая эрудированность и в этих вопросах представляется для культурно развитого человека весьма желательной. Все это является предметом знаний, как правило, более или менее узких специалистов.

Фактическая инкультурация «рядового гражданина» происходит глав­ным образом в семье (с учетом особенностей ее социального статуса и уро­вня общей культурной ком­петентности родителей), в дошкольных воспи­та­тельных учреждениях и системе общего среднего образования (высшее специальное об­разование, если оно не является специализированным гума­нита­рным или художественным, как правило, мало что добавляет к уровню общей культурной компетентности личности), а также в процессах комму­ни­цирования и взаимодействия с друзьями, коллегами по работе, начальст­вом и т.п., что придает процессу инкультурации во многом случайный и непредсказуемый ха­рактер.

Следует отметить, что до сих пор речь шла о социализации и инкульту­рации преимущественно the middle man (среднего человека), не отличающегося какими-либо особенными талантами или недостатками. Но в каждом обществе всегда имеется определенный процент неординарно ода­рен­ных людей или, напротив, людей с ограниченными возможностями в пра­к­тической и интеллектуальной (и особенно комму­никативной) деятель­ности, по отношению к которым процессы социализации и инкультурации приобретают порой весьма специфические формы, темпы, методику.

Так или иначе, но очевидно, что общество воспроизводит себя, транс­ли­руя свой социальный опыт преимущественно через социализацию и инку­ль­ту­р­­ацию отдельной личности; групповые формы решения этих задач (например, через средства СМИ) обла­дают определенной эффективностью, но лишь в отдельных ограниченных областях (по­литические кампании, рекла­ма продуктов массового потребления, массовая художест­венная культура и др.); к тому же социальные результаты и цена подобной социализации и инкультурации еще не прошли проверку временем и не могут быть оценены с должной объективностью.

КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ – условное название совокупности инструментальных средств культуры, с помощью которых (или посредством которых) реализуются ее основные социальные функции. Рас­смот­рен­ные ниже специфические «механизмы культуры», безусловно, взя­ты выборочно, и их перечень весьма далек от подлинного числа важнейших инструментальных форм культуры, регулирующих социальное бытие обществ и лич­­­но­стей. Однако произведенная выборка не преследовала цели дать исчерпывающий реестр такого рода средств, а скорее акцентировать внимание читателя на тех элементах культурного инструментария, которые оказывают наиболее значимое воздействие прежде всего на формирование человеческой личности как основного «действующего лица на сцене» как истории, так и культуры.

Для более полного ознакомления со списком имеющегося в распоряжении культуры «инструментария» читателю стоит открыть Толковый словарь рус­­ского (или какого-либо иного) языка и выписать все глаголы, означающие какие-либо практические или интеллектуальные действия, производимые человеком по правилам (или в интересах) социального об­щежития, а также все су­ществительные, стимулирующие такого рода про­цессы. Сумма этих глаголов и существительных и будет исчерпывающим перечнем составляющих «инструментария» культуры.

Не будем забывать, что в человеческой культуре ни одно социально зна­чимое действие или результат не остаются без названия; отсюда всякий имеющий специальное название акт человеческой деятельности уже по оп­ре­деле­нию является одним из способов достижения какого-то культурно обу­­­с­­­­лов­лен­ного результата, который в свою очередь также приобретает свое специфическое название. Культура – это в том числе и набор слов, которые обозначают все неисчислимые акты и продукты культурной дея­тельности. Представляется, что за вычетом 3-5% слов лексикона, означающих предметы и события, не соз­данные и не инициированные человеком (т.е. весь остальной мир), прочий сло­варный запас всякого языка – это перечень явлений культуры, или их черт, или элементов, или процессов, или технологий и т.п.

Ниже рассматриваются лишь те области культурной практики, которые, по нашему мнению, играют (или играли в истории) наиважнейшую роль в регуляции культурной жизни, ее творческого развития и, разумеется, трансляции от поколения к поколению.

ПОЛИТИКА КУЛЬТУРНАЯ – направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением куль­­­­турной жизни госу­дарства и общества. В нашей стране в советский пери­од культурная политика была неот­делима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним из частных исполнителей этой поли­тики. Сей­час куль­­­турная поли­тика в России сводится к сравнительно автономной и мало скоординированной между собой деятельности различных ведомств, имеющих отношение к ох­­ране культуры, художественной деятельности, СМИ и т.п.

Разумеется, под культурной жизнью и культурой вообще в рамках государственной культурной политики подразумевается гораздо более частный сег­мент общественной практики, нежели это трактуется наукой и даже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политики практически не входят задачи об­щей социокультурной регуляции жизни лю­дей, вопросы их обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формирования культурной компетентности личности (за исключением специализиро­ванных уче­б­ных заведений Министерства культуры), ра­бота со сферой религии и т.п. Как правило, к компетен­ции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная поли­тика, относят:

- систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, за­щиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, об­ладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-прост­ран­­ственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и ве­щест­вен­ных раритетов, археологических памятников, а также заповедных по тем или иным причинам территорий культурно-исторического значения);

- систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекцио­нерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организации профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художе­ственной критики и публицистики, издание специализированной фундаментальной, учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусств, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т.п.);

- систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская работа, как общего, так и специализированного профиля, организация спортивно-массо­вых и празд­нично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-про­свети­тель­ский» туризм по истори­ческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного само­развития личности и т.п., одним из активно развивающихся направлений этой функциональной системы является социальная педагогика как институционализирован­ная методика общей социализации личности);

- популяризация классических и этнографических образцов культуры (культур­ных ценностей) в средствах массовой информации;

- международное и межнациональное культурное сотрудничество;

а также ряд иных, более мелких направлений деятельности.

Среди объектов, непосредственно управляемых средствами культурной политики, можно перечислить, , Основными органами, планирующими и принимающими решения по во­просам направленности культурной политики являются органы государ­ствен­ной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также ху­дожественной общественностью или изб­ран­ными кори­феями в области искусства и ли­тературы), а основными органами, реализующи­­ми культурную политику государства, являются куль­ту­р­ные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функ­ционально привязанные к перечисленным выше основным задачам культурной по­литики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения куль­турного наследия, являются архивы, художественные и нехудожественные му­зеи, выставки и историко-культурные заповедники, библиотеки и т.п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки и другие зрелищные организации. К числу культурных институтов относятся также разнообразные монопрофильные и мно­гопро­филь­ные культурно-досу­го­вые учреждения, вся система среднего специального и высшего художественного об­разования, вузы культуры, научные искусствоведческие и культурологические институты и некоторые другие. Культурная политика также патронирует и об­щественную (самодеятельную) художественную, историко-патрио­тическую и культурно-досуговую практику.

Независимо от институтов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурной политики в обществе (ранее эффективно решавшаяся посредством системы народных традиций) заключается во все той же межпоколенной трансляции со­циального опыта (в данном случае воплощенного в комплексе объектов культурного на­следия).

Представляется принципиально важным, чтобы культурная политика не отрыва­лась от основных направлений общесоциальной политики государства, работала как одна из ее подсистем. С этой точки зрения, основная цель культурной политики – трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности; пропаганда норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу.

ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНЫЙ 1) В расширительном смысле (иногда говорят «институция») – стихийно сложившийся и функционирующий порядок осуществления какой-либо культурной функции, как правило, никем не регулируемой специально. Таковы традиции, нравы, обычаи, ри­туалы, мифология и религия, художественные стили и философские течения, школы и направления в науке и т.п. Сле­дует помнить, что под понятие «институт культурный» попадают не только ста­ционарные коллективы людей, исполняющие что-либо, но и сами процедуры исполнения этого (например, институт инициации, институт похорон, институт богослужения и т.п.).

2) В широком смысле – любая структура, занимающаяся производством «культурных текстов», их распространением и поддержанием всей системы ценностных ориентаций населения (в первую очередь – религия, искусство и идеология).

3) В ведомственном смысле – государственная или общественная органи­зация, выполняющая какие-либо функции в сфере, отнесенной к куль­туре как отрасли (см. Культурная политика).

Создание какой-либо классификации и типологии культурных институтов – до­вольно сложная задача, поскольку институты реализуют культурные функции. Количество самих культурных функций прак­тически неисчислимо.Их можно диф­ферен­цировать на культуропорождающие – создающие какие-либо новации; культурорегулирующие порядок исполнения действующих норм; культуросохраняющие какие-либо раритеты исторического социального опыта; и куль­­­­туротранслирующие этот социальный опыт в синхронном или диахронном режиме. Следует помнить и о том, что некоторые функции обеспечиваются по частям разными институтами, а некоторые культурные институты выполняют сразу по множеству различных культурных функций.

Культурные институты можно делить на государственные, общественные и частные, религиозные и светские, а также классифицировать по иным ос­нованиям. Во всех этих типологизациях неизменным остается лишь то, что куль­турные институты (и институции, если говорить о сфере обыденной культуры) представляют со­бой основные инструменты коллективной и в той или иной мере планируемой и органи­зованной деятельности по производству, использованию, хранению и трансляции куль­турных продуктов (ценностей), что принципиально отличает их от аналогичной деятельности, произ­водимой лю­дь­­ми в индивидуальном порядке. Сложно определить, насколько сильно раз­ли­чаются культурные продукты, производимые тем или иным способом. Видимо, часть продуктов оказывается более эффективным производить коллективно (например, этни­ческие черты культуры), другую часть – индивидуально (произведения искусства). Существенным представляется еще и то, что продукты, произведенные как коллективно, так и индивидуально, примерно с равной частотой оказываются базо­выми формами культурными (см.), а вот интер­претирующие их артефакты куль­турные (см.) гораздо чаще производятся в по­рядке индивидуальной деятельности специалистов.

Исторически первые институты культурные появились еще в средневековье как артели строителей, иконописцев, монастырские общины. Зарождение первых частных институтов, занимающихся сохранением культурного на­­­­­­следия можно отнести к XVIII в. Государственные культурные институты (как культуротворческие, так и культуроохранные) появились в XIX в., тогда же распространилась практика создания крупных культуроохранных институтов (музеев) и исследовательских обществ на частные или общественные пожер­твования. Эта практика продолжилась и в XX в., но к перечню культур­ных институтов добавились управленческие, научные, культурно-досу­говые и некоторые иные.

Так или иначе, культурные институты (наряду с индивидуальным твор­чеством) представляют собой основные «мастерские» по производству и обе­с­печению культуры, и их организационная структура, характер деятельности и пр. мало чем отличаются от ана­логичных характеристик любых других производств; разве что научно-технический про­гресс здесь менее актуален, нежели развитие методов интеллектуально-образного позна­ния мира и упорядочивания представлений о нем.

ОБРАЗОВАНИЕ – одно из наиболее значимых средств социального воспроиз­водства сообщества, повышения потенциала его адаптивных воз­мо­жнос­тей и перспектив социокультурного развития. Основные социальные и культур­ные функ­ции образования связаны с решением задач социализации и инкуль­­­­турации личности (см.) обучаемого по­средством трансляции ему фраг­ментов общего и специализированного социального опыта, накопленного че­лове­че­с­т­вом в целом и собственным сообществом в частности, вве­дением человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности обществу и обучением его специализированным знаниям, умениям и навыкам продуктивной де­­я­тельности в рамках осваиваемой им социально-функ­цио­наль­ной роли (спе­­­­­­­циальности) в общественном разделении труда. Именно процессы инкуль­турации личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих коллективную жизнедеятельность членов сообщества и поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированно­сти людей, ведут к непос­ред­ственному социальному воспроизводству общества как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им норм и технологий исполнения определенных социально-функциональной роли преследуют цель под­готовки квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сообщества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструмен­тария и т.п.

Образование традиционно делится на общее и специализированное (про­фессио­нальное), причем на более низких уровнях образования домини­ру­ет ре­ше­ние задач об­щего образования (просвещения), а по мере повышения уровня начинают преобладать функции специализированного обуче­ния. В числе основных задач, решае­мых общим образованием, можно перечислить:

- просвещение учащихся, усвоение ими наиболее общих научных знаний о при­роде, человеке, обществе, основных языках и кодах социальной коммуникации, обобщенного исторического социального опыта людей;

- формирование мировоззренческих установок учащихся, их взглядов на сущность природы, человека и общества, а также на системный харак­тер их взаимодействия;

- развитие креативных способностей учащихся, их умений решать нестандартные задачи и приращивать новые знания, в дополнение к уже имею­щимся;

- социализация учащихся, ознакомление их с основными принципами осуществле­ния социального взаимодействия, разделения общественного труда, социально-функциональными ролями человека и способами его вхождения в общественную прак­тику;

- инкультурация учащихся, введение их в систему основных ценно­стно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры, критери­ев оценок и принципов отбора социально приемлемых форм и способов осуществления деятельности, принятых в об­ществе проживания;

Что касается профессионального образования, его общеобразова­тельная составляющая в принципе преследует аналогичные цели, только решаемые на более высоком интеллектуальном уровне и, как правило, привязанном к особенностям осваиваемой специальности. Но главное – это обучение технологиям осуществления профессиональной деятельности и основным положениям данной профессиональной культуры.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.