Обратная связь
|
Динамика культуры (культурные процессы) 8 глава Таким образом, национальная культура является уже синтетическим типом культуры (с точки зрения доминантных основ социальной солидарности), где смешиваются самые различные основания интеграции людей, но отныне основой их организации и регуляции становится национальное государство с повышенной (по сравнению с прежними временами) стандартизированностью основных информационно-символических компонентов культуры, образа жизни, модой, потребительским спросом и существенно повысившейся эффективностью трансляции культурных образцов следующему поколению, т.е. социальному воспроизводству общества.
В отличие от этноса – преимущественно социокультурного образования, нация – это уже в большей мере политическое образование (хотя такое же территориальное по компактности своего размещения), которое кроме этнического ядра (государствообразующего этноса) обычно включает в себя и некоторое число иноэтнических групп. Хотя изначально еще Наполеоном Бонапартом был провозглашен принцип «один народ – одно государство», но реализация этого принципа состоялась далеко не везде и продолжается по сей день (характерные примеры, начало ХХ века: распад Российской, Австро-венгерской и Османской империй, отделение от Китая Монголии и Непала; середина века: распад Британской Индии; 1960-е гг. – распад мировой колониальной системы; конец века: распад СССР и Югославии, разделение Чехословакии, отделение Эритреи). В течение всего XIX и XX вв. в Европе шло перекраивание границ с целью их большего соответствия пределам национального расселения. Иногда этот вопрос решался и методом массовой депортации (например, немецкого населения из СССР, Польши и Чехословакии после II мировой войны) или изгнания под угрозой уничтожения (евреев из нацистской Германии и коммунистической Польши, индийцев из Пакистана, значительной части арабского населения из Израиля, белого населения из Родезии).
В каких-то случаях государство-нация приобретает полиэтнический характер потому, что исторически сложилось как многоэтничное (например, Китай, Индия, Афганистан, Россия, Испания, Великобритания) или потому, что в наиболее развитых странах постепенно скапливается значительная по численности многонациональная диаспора (арабская и сенегальская во Франции, индо-пакистанская и кенийская в Великобритании, турецкая и югославская в Германии). Особый случай – Соединенные Штаты Америки – нация, сформированная из эмигрантов, где нет территориального размежевания между этническими группами, но исторически преобладают английский язык и трансформированный вариант англо-голландской культуры. Близки к этой модели Канада и Южно-Африканская республика.
Следует отметить, что формирование наций включило в себя и элементы этнического и даже кровно-родственного типов. Например, французская нация образовалась из объединения полутора десятков феодальных народностей: собственно французов (Иль-де-Франс вокруг Парижа), бретонцев, гасконцев, провансальцев, лотарингцев, пикардийцев и др., многие из которых (преимущественно в сельской местности) сохранили немало специфических этнокультурных черт. Просто эти культурные атавизмы заняли маргинальное положение, сконцентрировавшись преимущественно в сфере приватной жизни граждан. Все перечисленные составляющие французской нации уже фактически слились в единое национальное образование, и только на уровне семейных обычаев сохраняют некоторые элементы исторической этнокультурной традиции. Показательно, что среди национальных движений, ведущих борьбу за политическое самоопределение, к числу высокоразвитых народов можно отнести только ирландцев и каталонцев; уже баски и корсиканцы – это сравнительно отсталые этнические группы, не говоря уже об этническом составе остальных национально-освободительных движений (в том числе и в бывшем СССР), относящихся по преимущественно к категории традиционных культур (см).
Таким образом, национальный тип культуры представляет собой более или менее полиэтничное образование, однако, как правило, благодаря наличию одного социально доминирующего государствообразующего этноса, использует его язык и культуру как основу для создания общенациональных стандартов, охватывающих большинство сфер социокультурного бытия. В случаях, когда такого доминирующего этноса нет (например, в Бельгии, где фламандцы и валлоны примерно равны по численности и социальной значимости), процессу национального слияния сопутствуют большие сложности.
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ представляет собой один из высоко специализированных типов культуры. Совершенно очевидно, что в основе этого типа лежат те или иные религии и наборы их мировоззренческих и социальных установок. Однако главная особенность религии как типа солидарности заключается в том, что она объединяет людей не столько проблемой жизни (хотя вопрос о «правильной» жизни ради грядущего спасения в любой религии остается предельно актуальным), сколько проблемой смерти, психологической адаптацией к ее неизбежности и возможной компенсацией за страдания, перенесенные человеком при жизни, перспективой какой-то формы счастья (спасением) после смерти. Любая религия, так или иначе, – это учение о смерти и посмертии. Не вдаваясь в философскую дискуссию по этому поводу, нельзя не отметить чрезвычайно важную психико-компенсаторную функцию любой религии по отношению к проблеме смерти.
Разумеется, в основе всякой религии лежит прежде всего вера в существование Бога или других высших сил, создавших видимый мир и управляющих им. Важнейшим элементом является и вера в ту или иную форму посмертия, благоприятный вариант которого требуется заслужить религиозно поощряемым поведением при жизни. При этом многие религии признают и существование антипода Бога – дьявола, представляющего собой совокупность всего греха и ответственного за несовершенство реального мира.
Играя на этой дихотомии Бог/дьявол, вечное блаженство/вечные муки, религия в существенной мере регулирует «посюстороннюю» жизнь человека, задает ему свои определенные нормы бытового аскетизма, презрения ко всему тварному (в предельном случае, ко всему материальному) во имя приобщения к высшим духовным ценностям. В разных религиях имеет место различный подход ко всем этим проблемам, в пределах дистанции между абсолютным преклонением перед всякой биологической жизнью и ее проявлениями (в джайнизме, а так же сакрализацией репродуктивных функций человека в тантризме и некоторых других религиях и культах) и существенным биологическим аскетизмом, целибатом, многочисленными постами и т.п. (как, например, в иудаизме и исламе, но в наибольшей мере – в христианстве, особенно для монашества).
Религиозные культуры принципиально отличаются от всех других типов культурных систем иным способом упорядочивания мира и представлений человека, выделением во всем этом зоны сакрального, принципиально непостижимого рациональным интеллектом, более того – зоны, запретной для рационального размышления и интерпретации человеком, не посвященным в таинство священства (в христианстве) или не прошедшего специального обучения (в ряде иных религий и особенно сект).
Хотя в религиоведческой традиции принято тесно смешивать происхождение и функционирование религии с мифологией, представляется, что следует отметить и различие этих явлений. Мифология (см.) – это одна из форм позднепервобытного социального сознания, где «правила игры» по вполне земным и актуальным проблемам дополнительно аргументировались мистическими образами, легендарными нарративами и эталонами. «Социальная конвенция», воплощенная в мифе, была в основном обращена в прошлое, к «золотому веку», и в меньшей мере касалась проблем смерти (хотя существует и противоположная точка зрения – М.Элиаде, К.Армстронг). В последующем многое из мифологии было заимствованно позднейшими религиозными практиками (но не учениями). В целом происхождение религий, по нашему мнению, с мифологией связано очень опосредствованно (мифология – это «объединяющее», холистическое мироощущение, а религия построена на оппозиции сакральное/мирское), но в гораздо большей мере – с философией и особенно натурфилософией середины 1 тысячелетия до н.э. – начала 1 тысячелетия н.э. Во всяком случае, мифологический тип сознания с его синтезом реального и воображаемого очень далек от религиозной культуры, где о синтезе сакрального и мирского не может быть и речи (единственное исключение – двуединая природа Христа). Другое дело, что нам приходится все время различать высоко специализированную религиозную культуру клира и обыденную «народную религиозность», в которой действительно сохранились многие традиции первобытной мифологии.
Исторически происхождение проторелигии (в первичных ее формах) и соответствующего типа культуры связано с появлением интереса к феномену смерти, первым захоронениям и украшением могил, что зародилось еще в эпоху неандертальцев. Затем, по мере развития родовой общины в ней стали формироваться анимистические и тотемистические культы, связанные с верой в духов и сакрализованную фигуру первопредка. Этап поздней первобытности и ранней стадии аграрных цивилизаций был связан с развитой мифологией (т.е. нарративами космогонического и эпико-героического характера), различными мистериями и разнообразными формами бытовой магии. Это был особый период «предрелигиозной культуры», характерной тем, что в религиозных обрядах принимали участие только жрецы; прочие присутствовали лишь как зрители. И только после периода осевого времени, относимого к первой половине 1 тысячелетия до н.э., началось формирование собственно религий (в современном понимании этого слова), как систематизированных теологических культур, отличавшихся системным теологическим мировоззрением, развитой догматикой, социальными установками, специфическими организационными формами и обрядовыми комплексами, а также (по мнению А.А.Пелипенко, разделяемому нами) более или менее выраженной дуалистичностью. Эти религии были рассчитаны уже на массовое непосредственное участие паствы в различных обрядах, а так же на соблюдение людьми определенных предписаний в их бытовой жизни и социальной практике.
Поэтому, хотя понятие конфессиональный тип культуры охватывает все описанные исторические формы, только с появлением систематических религий мы можем говорить о развитом многокомпонентном культурном комплексе, включающем в себя своеобразную философию (богословие), социальную доктрину, сложную организацию, развитую обрядово-ритуальную систему (культ), систему подготовки кадров, отработанную методику работы с паствой и многое другое.
Обобщая, можно перечислить в числе составляющих конфессиональной культуры следующие: собственно вера; корпус «священных текстов» и основанной на них догматики; богословие, представляющее собой по преимуществу комментарии к «священным текстам»; богослужебные процессы, проводимые в храмах; прочие культовые процедуры, осуществляемые как в храмах, так вне их; территориальную и должностную конфессиональную организацию; храмовые и иные культовые постройки; церковные одеяния и утварь; религиозное искусство; процедуру инициации приобщаемых к религии; систему погребальных обрядов и сооружений; корпус священнослужителей, систему его подготовки, иерархии и предписаний, регулирующих образ жизни; монашество и разнообразные его уставы; систему предписаний для паствы, регулирующих ее социальную жизнь и участи в различных культовых действиях; миссионерство и систему поведения священнослужителей в среде неверующих; а так же некоторые иные составляющие.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ. В рамках процессов разделения труда, проявившегося в выделении социальных функций, статусов и ролей, длящихся со времен неолита (10 тыс. лет тому назад), происходила и все более углубляющаяся их специализация в самых различных областях материального, интеллектуального, художественного и иного производства, коммуникации и пр. Эта тенденция углубления специализированности различных областей деятельности есть объективная составляющая общего социокультурного прогресса.
Подобное разделение культуры на профессиональные сегменты началось с разделения функций (и культуры) бродячих охотников и оседлых земледельцев, затем с выделения функций (и культур) скотоводов, шаманов, вождей, воинов, ремесленников и т.п. Вопрос не в том, какая профессиональная культура выделялась раньше или позже, а в том, что такое профессиональная культура вообще, как тип культурной системы.
Понятно, что в основе профессиональной культуры лежат не столько социально-бытовые элементы образа жизни (как в этнической культуре), а некоторые принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам той или иной профессии, зафиксированные в учебниках и навыках профессиональной подготовки. Сюда же входят элементы социальной этики, целей и социальной ответственности за последствия данной деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональный язык и т.п.
Уже в античную эпоху появились первые объединения ремесленников и торговцев, воинов и жрецов, в среде которых начали вырабатываться определенные специфические ритуалы поведения и этикета, внешние атрибуты принадлежности к такому объединению и пр. Еще большее развитие все это получило в эпоху средневековья, когда начали складываться специфические ремесленные цеха и гильдии, рыцарские и церковные ордена, существенно углубившие символико-ритуальные особенности своего быта, начавшие постепенно влиять и на обыденную сторону культуры подобных объединений, на их язык (профессиональный жаргон), стиль поведения и пр. В эпоху нового времени система цехов и гильдий, а также большинства орденов (за исключением церковных) преимущественно распалась, но понятие «профессиональной культуры» (военного или священника, финансиста или инженера) еще больше углубилось. Перечень подобных профессиональных культур вырос до многих сотен, особенно, если учесть и то, что на статус подобных субкультур с полным правом могли претендовать и десятки криминальных «профессий» (воры, грабители, террористы, проститутки и т.п.). В каждой из этих субкультур складывалась своя специфическая система поведения, этика отношений, суждений, оценок, статусно-ролевых положений, языка, символики и пр.
Но самое главное, – это то, что практически каждая из этих профессиональных культур со временем обрела свою систему профессионального воспроизводства, обучения, трансляции профессиональных и культурных навыков и образцов (начиная от системы профилированных вузов: военных, духовных, дипломатических, технических, медицинских, гуманитарных, художественных и т.п., а также профессиональных школ среднего звена и кончая «народными университетами» воровских притонов, тюрем и лагерей, ночлежек, лагерей наркоманов и пр.), где человек получал более или менее профессиональную подготовку по соответствующей специализации. Появилась такая категория изданий, как учебник по специальности, на страницах которого собственно и зафиксирован в достаточно систематизированном виде (наряду с фундаментальными и технологическими знаниями), комплекс знаний, образцов и эталонов соответствующей профессиональной культуры, к тому же хорошо «проиллюстрированный» описанием истории становления и развития профессии, эволюцией социального заказа на нее, описаны биографии и деяния корифеев данной области деятельности и т.д. Более убедительную картину и систему признаков выделения специальности в самостоятельную профессиональную культуру трудно себе представить. Сравните описанный процесс со становлением религии как культуры и вы увидите фактически аналогичную картину.
Другое дело, что в отличие от религиозных конфессий, профессиональные культуры, как правило (за исключением «силовиков»), не связаны с действием каких-либо централизованных органов управления ими. Вне зависимости от наличия каких-либо государственных министерств соответствующего профиля (управляющих результатами деятельности специалистов, но не их профессиональной культурой), происходит более или менее стихийный процесс культурного самоуправления на основе общественного мнения, суждений экспертов и прежде всего корифеев профессии (как например, это происходит у музыкантов или ученых).
СОЦИАЛЬНО-СОСЛОВНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. Исследование этого вопроса ведет традицию еще со времен классиков социологии середины XIX – первой половины XX вв. (К.Маркса, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М. и А.Веберов, П.А.Сорокина). В последние десятилетия разработкой этого вопроса занимались К.Поппер, Т.Парсонс, Э.Тоффлер, Э.А.Орлова и др. В научной и публицистической литературе последних десятилетий приходится сталкиваться со все нарастающим потоком новых определений тех или иных социальных субкультур – элитарная, народная, массовая, национальная и т.п. При этом в геометрической прогрессии возрастает путаница в вопросах их взаимосоотнесенности. Разумеется, все это многообразие определений разнообразных социальных субкультур имеет право на существование, но нуждается в каком-то упорядочении, разведении по разным типологическим рядам, базирующимся на различных основаниях.
Наиболее операциональное основание для типологизации субкультур задает методология структурно-функционального анализа. Система социальных функций и порождаемых ими субкультур базируется на объективных потребностях общества. (Разумеется, за скобками остаются первобытные общества с их принципиально неразделенными функциями и мифологическим сознанием людей, а имеются в виду сообщества эпохи развитых городских цивилизаций с более или менее рациональными миропредставлениями). Основываясь на этом, можно выделить, по крайней мере, пять такого рода социально-функциональных субкультур (часто называемых сословными).
Во-первых, это субкультура сельских производителей (крестьянская), решающая первостепенную задачу обеспечения людей продуктами питания, адаптированная главным образом к экологическим условиям существования сельского населения и сравнительно мало подверженная изменениям под воздействием различных исторических коллизий жизни этноса. Исторически эта субкультура сформировалась в эпоху поздней первобытности (на «варварской» стадии развития) и, несмотря на последующие трансформации под влиянием городской культуры, в наибольшей мере сохранила этнографическую культурную специфику своего этноса, и поэтому мы обычно отождествляем ее с народной.
Во-вторых, это субкультура городских материальных производителей (торгово-ремесленная, буржуазная, пролетарская и пр.), выполняющая важнейшую функцию обеспечения общества материальным инструментарием социальной деятельности (оружием, орудиями труда, средствами связи и транспорта, системами фиксации, хранения и распространения информации, инфраструктурой освоенных территорий, городами и городской средой, предметами быта и роскоши и т.п.), вещами и услугами бытового потребления, а также осуществляющая функции обмена и оборота денег. Эта субкультура адаптирована, прежде всего, к потреблению возрастающего потока собственной продукции и регулируется потребительским спросом, торговлей, модой, научно-техническим и иным прогрессом, рекламой и пр. Исторически она возникла на очень ранней стадии разделения труда, с появлением первых специализирующихся на ремесленном производстве деятелей (гончаров, домостроителей, резчиков по кости и камню), бурно развилась с появлением городов и государств, но социально возобладала, начиная с эпохи буржуазных революций и перехода к интенсивному промышленному производству, и ныне называется субкультурой финансово-предпринимательских кругов (в верхушечной части) и работников городской промышленности, сфер торговли и обслуживания (в низовой части).
В-третьих, это субкультура городских интеллектуальных производителей (научная, клерикальная, интеллигентская, гуманитарная, художественная, образовательная, информационная), вырабатывающая рациональные и образно-чувственные знания и представления о мире и интеллектуальные технологии, обеспечивающая психологическую адаптацию человека к самому себе, собственной смертности, сложности и многообразию окружающего мира, тем или иным способом систематизирующая эти знания и образы, хранящая и транслирующая их следующим поколениям. Исторически эта субкультура возникла также на исходе эпохи первобытности в лице первых шаманов, жрецов, мудрецов, старейшин и пр. На раннеклассовом этапе она реализовывалась преимущественно в формах мифологии и религии, а также обслуживавшего их искусства. Появление философии и естественной науки ознаменовало переход к более рациональным методам мироосмысления и мироотражения, современному образованию, информационной культуре и пр. Очень часто именно эту субкультуру называют элитарной, что в корне неверно; это сугубо интеллектуально-информационная субкультура, деятели которой, как правило, состоят на службе у правящей элиты, но реально к ней не принадлежат.
Собственно элитарная (в-четвертых) – это субкультура производителей социального порядка – тех, кому реально принадлежат властные полномочия над обществом, право судить и регулировать социальную жизнь, законно применять вооруженное насилие, проводить внешнюю и внутреннюю политику, распределять общественное богатство между теми или иными социальными слоями и т.п. Исторически элитарная субкультура ведет свой род от военно-административной верхушки варварских племен, ближневосточных царьков и их армий, «солдатских избранников» – римских императоров, феодальной земельной аристократии, рыцарства, дворянства. Мы привыкли к тому, что элитарная культура является особенно утонченной, эстетичной и т.п. Это действительно характерно для образа жизни европейской аристократии античной и постренессансной эпохи, которая активно привлекала на службу разночинцев-интеллектуалов и даже сама отчасти участвовала в художественной жизни (преимущественно в литературной). Но мы должны помнить обо всей истории человечества, а в ней полуграмотные (или совсем не грамотные) воины и их командиры никак не составляли интеллектуальный цвет наций. Да это и не требовалось. Социальные задачи элитарной культуры всегда состояли в поддержании и воспроизводстве существующего порядка (политического, идеологического, социального и иного). А это с равным успехом осуществляли как «утонченные» аристократы, так и неграмотные ландскнехты.
И, наконец, в-пятых, это субкультура нарушителей социального порядка, которую принято называть маргинальной, криминальной и т.п. Имеется в виду не только субкультура уголовно-лагерных кругов, но в равной мере и мир проституции, наркомании, бомжей, политического терроризма, революционного и национально-освободительного подполья и прочих проявлений нелегитимных в данном обществе способов существования, обогащения, захвата политической власти и пр. Понятно, что эта субкультура появилась на свет одновременно с субкультурой установления порядка и является ее зеркальным отражением. Многие, наверное, предпочли бы называть это явление «контркультурой» или «антикультурой». Но, увы, по всем показателям и характеристикам видно, что это вполне «нормальная» субкультура любого общества, обладающая не меньшей упорядоченностью, нормативностью, этикой и эстетикой, нежели любая из рассмотренных выше социально-функциональных субкультур.
Таким образом, социальная стратификация субкультур в существенной мере отражает отношения той или иной социальной группы (сословия) с господствующей в обществе системой порядков, совокупность которых и составляет его культуру в наиболее широком смысле.
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – обыденное выражение, характеризующее культуру обществ (или их локальных сегментов), не прошедших или отстающих в процессах индустриальной модернизации. Понятие традиционная культура не является общепринятой научной категорией с четко выраженными атрибутивными границами и поэтому никогда не изучалось в теоретическом аспекте в качестве специального феномена. К традиционной культуре принято относить общества позднепервобытного и аграрного уровней развития, но эти феномены обычно изучаются раздельно, а выражение «традиционная культура» чаще используется в публицистическом контексте. Так или иначе, под этим словосочетанием имеются в виду все общества доиндустриальной стадии развития или архаические проявления, встречающиеся в культурах и более развитых обществ.
В принципе элементы традиционной культуры присутствуют в культурных комплексах любых, даже наиболее развитых культур (язык, религия, ментальности, национальные традиции, нравы и обычаи, памятники истории и культуры, исторически сложившиеся ценностные предпочтения и т.п.). Точно так же в комплекс традиционной культуры могут быть интегрированы и отдельные элементы прогрессирующей цивилизации (самое современное оружие, средства СМИ, отдельные высокодоходные отрасли экономики и пр.), что мало отражается на общей традиционности данного общества в целом (классические примеры: Иран и Саудовская Аравия). Поэтому традиционной обычно называют ту культуру, в которой архаичные традиции общественного уклада и образа жизни доминируют над современными, модернизированными, характерными для индустриального или постиндустриального общества культурными чертами.
В числе наиболее характерных признаков традиционной культуры могут быть перечислены:
- преобладание экстенсивных технологий материального, социального и интеллектуального производства (за исключением отдельных областей – военной, нефтедобывающей);
- низкий уровень развития современной науки, образования и наукоемких сфер деятельности;
- низкий уровень разделения труда и дифференциации в специализациях;
- большой процент иностранных специалистов, замещающих отсутствующие национальные квалифицированные кадры;
- преобладание традиций и обычаев как основных механизмов социальной регуляции, социализации и трансляции социального опыта;
- отсутствие или формальная имитация основных институтов современного гражданского общества, сохранение выраженных сословных, конфессиональных или этнических ограничений;
- преобладание авторитета исторической укорененности над культом инноватики и креатива почти во всех сферах социальной практики;
- преимущественно патриархальный семейный уклад и образ жизни населения;
- преобладание коллективистских форм сознания и поведения над персонально-личностными;
- отсутствие гражданской свободы личности, честной конкуренции, приоритета знания над статусом и пр.
Наиболее сложную картину представляют общества, находящиеся в процессе модернизации, где элементы индустриальной культуры (сосредоточенные преимущественно в крупных городах с наиболее современным производством) соседствуют с традиционной культурой, доминирующей в сельской местности, небольших городах, среди малообразованного населения и этнических меньшинств. Характерными примерами таких обществ могут служить Индия, где уровень политической демократии не уступает западноевропейскому, но подавляющая часть населения неграмотна и живет по законам традиционной культуры; и Китай, где население крупных городов в культурном отношении готово к модернизационным процессам, но отсутствуют политические условия для их проведения. По своему специфична ситуация в России, где уже сделаны значительные шаги в сторону политической и экономической модернизации, но значительная часть даже хорошо образованного населения психологически не готово к модернизационному рывку и откровенно саботирует любые шаги в этом направлении.
Впрочем, в любом, даже самом развитом обществе всегда наличествует часть населения (постоянно пополняемая иммигрантами), которая активно пользуется всеми благами, предоставляемыми развитыми странами, но живет по установкам культуры традиционной.
По всей видимости, эта культура по определению неустранима, и речь может идти только о масштабах ее распространения или локализации.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры аграрного типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации и т.п. Особое место в жизни современных обществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй половины XX в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития.
Феномен массовой культуры начал изучаться еще с конца XIX в., однако, как чисто социальное последствие бурной урбанизации: факт появления многомиллионных армий, электоратов, массовых политических партий и движений, СМИ и т.п. В XX в. основным предметом исследования стала психология толпы (Х.Ортега-и-Гассет, С.Московичи и др.). Этому вопросу уделяли внимание и исследователи проблем массовой коммуникации (М.Маклюэн, Ю.Хабермас, Н.Луман). Собственно культурологическое изучение феномена массовой культуры пока что имеет фрагментарный характер и ведется преимущественно в рамках общих исследований современного постиндустриального общества (Э.Тоффлер, Д.Белл и др.). В России этим вопросом занимаются К.Э. Разлогов, Е.Н.Шапинская и некоторые другие.
|
|