Оценка привлекательности рынка Рынок – это система экономических, политических, правовых и социальных отношений.
Привлекательность рынка:
1. Право всех производить, продавать, покупать все (в рамках закона).
2. Право установления свободной цены, на которую найдется потребитель.
3. Свободный доступ ( в рамках закона) в любые отрасли производства или оказания услуг.
Рынок – регулятор процесса производства и потребления и координации процесса купли-продажи.
Особенности анализа рынка
Необходимо отметить, что те, кто больше всего нуждаются в данном продукте, составляют незначительную по численности группу потребителей, а приобретают подавляющая часть поступившей на рынок продукции.
Объем продаж характеризуется таким понятием, как спрос. Спрос – это форма выражения рыночной потребности, обеспеченная денежными средствами. Размер спроса зависит от цены продукции и платежеспособности потребителей. Уровень спроса, определяемый продолжительностью и условиями жизненного цикла товара, характеризует объем потребности на продукцию. Существуют следующие виды спроса: отрицательный, отсутствие спроса, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный.
Величина рынка характеризуется понятием – совокупность существующих и потенциальных покупателей. Как уже говорилось, не все потенциальные покупатели совершают покупки, поэтому реализуется на весь объем товаров, поступающих на рынок.
Объем реализуемой продукции в течение определенного отрезка времени называется емкостью рынка.
Если на каком-то сегменте рынка найден небольшой участок «группа потребителей», то это называется нишей рынка.
Потенциалом рынка называется спрос, который может, быть достигнут маркетинговыми усилиями всех поставщиков данного вида продукции за какой-то определенный период времени.
Емкость рынка – объем реализуемой продукции в течение определенного отрезка времени.
При определении емкости рынка товаров народного потребления анализируются уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень ткущих цен и другие факторы, определяющие покупательской спрос населения.
Емкость рынка и тенденции ее изменения являются важными факторами, которые должны учитывать производители при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла выходить на исследуемый рынок, если емкость его невелика или она станет таковой в ближайшем будущем.
Доля рынка – это часть рынка, охваченная продукцией конкретной фирмы, один из показателей, отражающих работу предприятия на рынке.
Конъюнктура товарного рынка – экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени. Конъюнктура рынка формируется под влиянием различных факторов; постоянно действующие (научно-технический прогресс, кредитно-денежная ситуация) и временные (сезонность, стихийные бедствия).
Состояние общества, в свою очередь, в любой промежуток времени определяется совокупностью общественных потребностей и их уровнем, которые и обусловливают необходимую производственную деятельность.
Особенности рынка физкультурно-спортивных товаров и услуг
В основе спроса на услуги физической культуры и спорта лежат потребности. Однако в условиях рыночной экономики между потребностью и возможностью потреблять лежит необходимость оплатить конкретную услугу. Поэтому объем спроса связан как с существованием определенных потребностей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта и т.д., так и с наличием достаточных средств для их удовлетворения. На практике рынок услуг отрасли «физическая культура и спорт» представляет собой сложную совокупность рыночных сегментов, объединяющих потребителей со схожими потребностями и близкими по уровню доходами.
Сегментация рынка отрасли «физическая культура и спорт» может осуществляться с использованием критериев:
• региональной демографии (расположение региона, климат, численность, плотность населения, динамика развития региона);
• критерия персональной демографии (возраст, пол, уровень образования, уровень доходов, профессии, семейное положение);
• критерия стиля жизни (социальный статус, приверженность к определенным формам досуга);
• частотного критерия (систематичность и длительность занятий физическими упражнениями).
Тесты на сообразительность
1. Из семи горевших свечей две потухли. Сколько свечей осталось?
2. Утверждают, что самолет изобрели оптимисты. А что же тогда изобрели пессимисты?
3. Утверждают, что сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания решения. В чем же главная особенность этих решений?
4. В какой момент ситуации становится необратимой?
5. Один из законов Мэрфи гласит: «В любой организации всегда найдется человек, знающий, что там на самом деле происходит», Как лучше всего распорядиться этим сотрудником?
6. Утверждают, что для ухудшения ситуации времени необходимо потратить значительно меньше, чем для ее улучшения. Может ли вы подтвердить это примерами.
Задачи
1. Товар хороший, но дорогой – 300 руб. за штуку. Поэтому покупали его редко, и товар стал залеживаться. Если продавать его дешевле, наверняка бы расхватали. Вот как это можно сделать. Надо установить цену товара в три раза меньшую - по 100 руб. за штуку. Но каждого покупателя обязать оплатить, помимо стоимости товара, еще два талона на право его приобретения стоимостью 100 руб. каждый. Покупателя можно объяснить, что, поскольку товар очень хороший и дешевый, эти талоны легко будет реализовать – всегда найдутся двое желающих купить талоны с правом приобретения на них дешевого товара. Не успеете вы и оглянуться, как ваш залежалый товар буквально расхватают. В этом замечательном предложении есть она неувязка: вы продаете единицу товара за 300 руб., а покупатель тратит на нее 100 руб.
Кто оплачивает разницу?
2. Вам предлагают на выбор куриные яйца двух размеров. Длина окружности первого яйца – 15 см, второго – 18 см. Второе, однако, в полтора раза дороже первого.
Какое яйцо выгоднее?
3. Эйфелева башня в Париже сделана целиком из железа и весит около 8 тыс. тонн. Высота башни – 300 метров.
Какой высоты должна быть точная копия башни весом в 1 кг?
4. В семейном предприятии участвуют братья и сестры. У одного из братьев число братьев и сестер одинаково, а у одной из его сестер вдвое меньше сестер, чем братьев.
Сколько в семейном предприятии братьев и сестер?
Вопросы к семинарскому занятию
1. Дайте определение понятию рынок. Какие дополнительные признаки более полно определяют этот рынок?
2. Дайте определение понятию «рынок спортивных услуг»
3. Какие цели достигает предприятие с помощью сегментации рынка?
4. Каковы основные критерии сегментации рынка?
5. Каковы основные признаки сегментации рынка и в чем заключается содержание каждого?
6. Сегментируйте по демографическим признакам рынок оздоровительных услуг, выберите какой-то сегмент и опишите основные характеристики этой услуги для данного сегмента?
7. Что представляет собой целевой рынок?
8. В чем отличие рыночной ниши от сегмента рынка?
9. Выберите товар, с которым ваша организация выйдет на рынок. Проведите сегментацию рынка и оцените емкость выбранного сегмента, его доступность, защищенность от конкуренции, существенность, прибыльность.
|