Мотивы потребителей и их ожидания в сфере спорта Активность всегда связана с появлением тех или иных мотивов деятельности. Мотивы возникают и формируются на основе потребностей, однако, при их осознании.
Мотивы всегда являются субъективным отражением потребностей. Мотивы индивидуально специфичны и изменчивы. Развитие их происходит под влиянием окружающей действительности и в процессе воспитания и обучения.
Можно выделить основные типы мотивов: физическое самосовершенствование, дружеской солидарности, соперничество, подражание, стремление добиться каких-либо значимых результатов, спортивные достижения.
На почве одного и того же мотива формируются разные цели. Так, мотив физического самосовершенствования побуждает к укреплению здоровья, устранению недостатков в телосложении, овладению жизненно важными двигательными и морально-волевыми качествами.
В мотивации занятий физической культурой и спортом еще нет единой точки зрения, поэтому существует общая структура мотивов занятий физической культурой.
Мотивы занятий физической культурой
(данные приводятся в порядке убывания значимости)
№
п/п
| Мотивы занятий физической культурой
| Взрослые, %
( место в структуре мотивов)
| Школьники, %
( место в структуре
мотивов)
| 1.
| Укрепление здоровья
| 87,2/1
| 75,2/1
| 2.
| Развитие физических качеств
| 56,3/2
| 49,7/3
| 3.
| Укрепление характера, воли
| 37,5/3
| 56,6/2
| 4.
| Испытание себя
| 29,2/4
| 42,4/4
| 5.
| Общение
| 20,8/5
| 22,6/7
| 6.
| Повышение уверенности в себе
| 14,2/6
| 22,7/6
| 7.
| Содействие интеграции, коллективизм
| 14,0/7
| 19,7/9
| 8.
| Воспитание мужества
| 12,6/8
| 20,2/8
| 9.
| Разнообразие жизни
| 12,4/9
| 26,5/5
| 10.
| Женщину делает женственной
| 10,6/10
| 16,5/10
| 11.
| Расширяет знания, кругозор
| 10,6/11
| 15,0/11
| 12.
| Повышает достоинство человека
Среди окружающих
| 7,2/12
| 11,6/12
|
Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствуют о наличии у человека действенного интереса.
Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
• С удовлетворением процесса занятия физкультурой и спортом
(эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и т.д.).
• С результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и
навыков, владения двигательными действиями, преодоления больших нагрузок, испытание себя, улучшения результата и многое другое).
У людей с широким физкультурно-спортивным кругозором наблюдается и распространенность интересов.
Основная задача – формировать у людей активные интересы, которые отличаются большим разнообразием, глубиной и устойчивостью.
Критерием сформированности потребности принято считать такой уровень самосознания, который активно направляет деятельность на физическое совершенство, здоровый образ жизни, обеспечивает выполнение социальных и профессиональных функций члена общества.
Потребность в физическом самосовершенствовании не появляется сама по себе, а воспитывается в учебном процессе, в семье и т.д.
Условно выделяют следующие уровни спортивной направленности:
• Пассивный - потребность в физическом самосовершенствовании выражена слабо или отсутствует. В активе личности лишь санитарно-гигиенические знания, умения и навыки, однако, они находятся вне связи с занятиями (вооружение людей знаниями, использования примеров, наглядно демонстрирующих изменения).
• Ситуативный – характеризуется неустойчивой заинтересованностью в физкультурно-спортивной деятельности. Активность в занятиях минимальна, личность находится как бы в плену различных внешних воздействий.
• Активный – отличается достаточно высокой активностью личности в занятиях физкультурно-спортивной направленности, ориентацией на требования общества в качестве руководства побуждения соперничества. • Спортивный – отличается единством характера спортивных целей, (звание, разряд, титулы), стремлением к достижению.
Тесты на сообразительность
1. Как-то Н.С.Хрущев, будучи в США, посетил автомобильный завод Генри Форда. Любивший давать указания и поучать, Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется человеческий труд. Хрущев показал на работниц тщательно моющих окна цехов: « Лучше, мол, занялись бы чем-нибудь более полезным. На это Форд ответил: « Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моем предприятии…»
Какую пользу от мытья окон отметил Форд?
2. Что больше: 5% от 70 долларов или 70% от 5 долларов?
3. Какое животное очень похоже на кота, но не кот?
4. Как разделить 5 яиц между пятью людьми так, чтобы одно яйцо оставалось в корзине?
5. Как увеличить число 666 в полтора раза, не прибегая к помощи арифметики?
6. Какой знак нужно поставить между 7 и 8, чтобы в результате получилось число больше 7, но меньше 8?
7. Может ли существовать дробь, числитель которой меньше знаменателя; равная дробь, у которой числитель больше знаменателя?
Задачи
1. Цены на товары повысились в 150 раз, а заработная плата в 100 раз.
На сколько процентов упала реальная заработная плата?
2. Предприниматель планирует ежегодно увеличивать выпуск продукции на 5%.
Чему будет равен выпуск продукции через 4 года, если сейчас он составляет 30 тыс.единиц?
Вопросы к семинарскому занятию
1. В чем заключается различие между покупателем и потребителем.?
2. Какие факторы влияют на поведение потребителей?
3. По каким признакам можно квалифицировать потребителя?
4. Чем высшие потребности отличаются от низших?
5. Дайте определение понятию мотивация.
6. Что такое мотивы и как они связаны с потребителями?
7. Какие потребности удовлетворяются в сфере физической культуры и спорта?
8. Почему люди занимаются физической культурой и спортом?
9. Какие мотивы «заставляют» студентов ВГУ учиться?
Физическая культура и спорт как сфера производства
Товаров и услуг
1. Общая характеристика продукта, производимого в сфере физической культуры.
2. Определение продукта.
3. Позиционирование товаров и услуг.
4. Жизненный цикл продукта.
Продукт – это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.
Продукт труда, созданный для обмена и потребления называют товаром, следовательно, обладает определенными свойствами:
- обладание стоимостью (количество труда, вложенного в производство товара);
- обладание меновой стоимостью (способностью обмениваться);
- обладание потребительской стоимостью (способностью удовлетворять потребности).
С потерей одного из свойств теряется сущность экономической категории «товары».
В теории маркетинга товар рассматривается как средство, при помощи которого можно удовлетворить конкретные потребности.
Покупатель приобретает не товар, а решение проблемы, которое может обеспечить товар. Широко известна фраза Теодора Левита, что люди «покупают не сверло диаметром 10 мм, а отверстие диаметром 10 мм»:
- разные товары могут удовлетворить одну и ту же потребность;
- каждый товар представляет собой определенную совокупность свойств;
- один и тот же товар может удовлетворить различные потребности.
Основными составляющими товара являются:
- набор физических и полезных свойств (укрепление здоровья);
- сопутствующие товары и услуги (спортивная сумка, теннисная ракетка и т.д.);
- марочное название (кроссовки фирмы «Puma» и т.д.);
- упаковка;
- сопутствующие услуги (гарантия качества, сервис и т.д.).
Результатом хозяйственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства является производство определенного продукта.
Однако, физическая культура и спорт является одной из отраслей непроизводственной сферы, результатом труда, в который выступают услуги.
По оценкам специалистов, рынок услуг весьма обширен и заметно влияет на формирование бюджета государства. Известно, что некоторые страны строят свою экономику исключительно на основе предоставления услуг (Швейцария предоставляет банковские и финансовые услуги, Испания – туристические услуги) и т.д.
Услуги классифицируются следующим образом.
Рынок физкультурно-спортивных услуг совершенно не похож на другие рынки. Это связано с огромным социально-политическим, экономическим, воспитательным потенциалом спорта не только в рамках отдельного предприятия, региона, страны, но и в мировом масштабе.
Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещевой формы, а потребительская стоимость которого, в отличие от овеществленного продукта (товара), заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления.
Как отмечает маркетолог Ф. Котлер, услуги – это объекты продаж в виде действий, удовлетворений. Соответственно, услуги в сфере физической культуры и спорта – это производство и представление таких мероприятий, которые связаны с физкультурно-спортивной деятельностью или ее обеспечением.
В отличие от товара, производство и потребление услуг происходит одновременно, поэтому они не могут быть накоплены. Вместе с тем, последствия потребления услуг отрасли «физическая культура и спорт» могут иметь материальный и долговременный характер (в виде повышения уровня здоровья, физической подготовленности и т.п.). Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Например, уровень физической подготовленности учащихся определяется не только квалификацией педагога и длительностью занятий, но и способностями самого занимающегося. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потребителя.
Развитие процессов индивидуализации массовой продукции приводит к взаимопроникновению сфер материального и нематериального производства. Следствием этого является разграничение услуг на материальные и социально-культурные.
Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.
К материальной услуге в отрасли «физическая культура и спорт» могут быть отнесены: ремонт спортивных товаров, индивидуальное производство спортивного инвентаря, прокат спортивного оборудования и т.п. Результатом производства и объектом потребления является материальная вещь – крайне индивидуализированный товар спортивного назначения.
Социально-культурная услуга – это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.
Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства.
Данным услугам присущ ряд специфических характеристик:
1. Он носит преимущественно педагогический характер, т.к. направлен на обучение и воспитание занимающихся физическими упражнениями и видами спорт.
2. Он крайне трудно поддается регламентации и нормированию, требует высокого уровня творчества, связанного с необходимостью принятия самостоятельных решений, направленных на улучшение учебно-тренировочного процесса, организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий и т.п.
3. Неосязаемость. Покупатель услуг вынужден верить продавцу на слово в том, что получит желаемый эффект в результате ее потребления (улучшение состояния здоровья).
4. Неотделимость услуг от источника. Болельщики идут на матч с участием своей команды. В случае замены команды услуга будет иметь другой характер.
5. Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени и других факторов. Результат спортсмена зависит зачастую от состояния их самочувствия, климатических условий, остроты спортивной борьбы и т.д.
6. Несохраняемость. Услугу невозможно сохранить во времени. Приобретенный билет на спортивное соревнование и не использованный по каким-либо причинам, повторная услуга не предоставляется.
Перечисленные особенности социально-культурных услуг как основного вида продукта отрасли «физическая культура и спорт» требует от их производителей и продавцов использования специальных подходов, позволяющих эффективно организовать производство и сбыт этого своеобразного продукта.
Социально-культурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в связи с чем рост спроса на нематериальные услуги и неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары.
Определение продукта
В маркетинге товаром является продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Это означает, что каждая фирма, прежде чем выходить на рынок, должна создать и изготовить некоторый продукт.
Создаваемый продукт должен ответить на вопрос, для удовлетворения какой именно потребности данный товар предназначен (на фабрике шьют платье, а в магазине продают «надежду» стать более привлекательной). Такой продукт называют товаром по замыслу.
Изготовленный продукт может быть предложен рынку, если он имеет соответствующий уровень качества, эффектную упаковку, также марочное название. Представляемый рынку и обладающий указанными свойства продукт называется товаром в реальном исполнении.
Чтобы формировать эффективную продажу товара, следует создать дополнительные выгоды (послепродажное обслуживание, кредит, бесплатная доставка, упаковка), а также реализовать соответствующее маркетинговое обеспечение. Поэтому услуга является подкрепляющей к товару составляющей и представлена в виде товара с подкреплением.
Многоуровневая модель товара – это общая концепция характеристики товара.
В реальной жизни существует огромное количество различных товаров. Чтобы создать благоприятные условия для приобретения необходимых товаров покупателям, разработаны различные классификации товаров: потребительские товары, товары производственного назначения, товары повседневного спроса.
|