Основы маркетинга физической культуры и спорта
1. Введение в маркетинг
2. Логика маркетинга
3. Основные виды маркетинга
4. Маркетинг, ориентированный на потребителя физкультурно-спортивных услуг.
Менеджмент – учит, как руководить отдельным человеком, или организацией чтобы они работали с максимальной эффективностью и производили товары и услуги высокого качества. Но чтобы фирма процветала, этого недостаточно. Мало произвести качественный товар, необходимо еще и успешно их реализовать на рынке. Также необходимо искать потребителей и удовлетворить их запросы и потребности. Можно производить и иметь хороший товар, но не уметь его продавать или наоборот. Но в результате хорошо поставленного продвижения его на рынок и соответствующей работы с потребителем получить прибыль. Прежде всего, за счет хорошо реализованных маркетинговых программ.
В основе понятия маркетинг, лежит термин «рынок» и подразумевается рыночная деятельность, которая является основой современного общества со специализацией производства и обмена.
Рынок – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей товара, это место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт доказывает свою значимость, приобретает признание у потребителей.
Маркетинг, как неотъемлемая категория рынка, в обобщенном виде конкретизирует реальную деятельность фирмы по управлению спросом на результаты своей деятельности. Это управление включает в себя изучение потребности общества в выпускаемой продукции (предоставление услуг) основанных на результатах анализа действий. Последние направлены либо на приспособление к существующему опросу, либо на манипулирование им и поведением потенциальных клиентов, либо на то и другое одновременно.
Маркетологи выделяют два вида рынка: рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок продавца – это такой рынок, на котором больше власти имеют продавцы.
На рынке продавца спрос превышает предложение, формируется дефицит; покупатели должны прилагать активные усилия для того, чтобы приобрести желаемый товар; производители озабочены только получением спроса и производством товаров, вся продукция у них покупается без проблем.
Рынок покупателя – это такой рынок, на котором, соответственно, покупатели имеют больше власти.
На рынке покупателя напротив, предложения господствует над спросом; покупатели имеют возможность выбирать, и проблема для них состоит только в том, могут они позволить себя это потребление или нет, удовлетворены ли они качеством товара и услуги этого продавца или надо обратиться к другому. Продавцы, в свою очередь, должны активно стараться сбыть товар: исследовать характер спроса, убедить покупателя в преимуществах своего товара и добиваться дифференцированных преимуществ по сравнению с другими продавцами.
Маркетинг - это наука о том, какой товар в соответствии с запросами и потребностями потенциальных потребителей и в каком количестве произвести, как продвинуть его на рынок и реализовать с максимальной эффективностью.
Современный маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена. В современных определениях основное внимание уделяется потребителю, удовлетворению их потребностей.
Предпосылки возникновения маркетинга следует искать в общественном разделении труда, при котором продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи. Маркетинг ассоциировался со сбытом и назывался сбытовым.
Маркетингу всегда отводилось важное место. Отсутствовал или мог отсутствовать термин «маркетинг», но всегда в нем была потребность. Маркетинг как система позволяет предприятиям работать эффективно, оптимально сочетая свои возможности и ресурсы, при этом ориентируясь на потребности потребителей на рынке.
Первой исходной идеей маркетинга является идея человеческих нужд. Нужда – это чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Они не создаются чьими-то усилиями, а являются природными особенностями человека.
Второй идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность – это нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребность, в принципе, существует объективно.
В основе маркетинга лежит простая исходная идея: производит то, что хочет покупатель и что, в общем, сможет удовлетворить его нужды, потребность и запросы, и по той цене, которую он готов при этом заключить.
Маркетинг – это целенаправленная деятельность. Она, так или иначе, затрагивает интересы покупателей, производителей, продавцов, просто граждан. С точки зрения общественной значимости можно сформулировать четыре альтернативные цели системымаркетинга: достижение максимально возможного потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.
Сравним традиционную и маркетинговую ориентацию деятельности предприятий. При традиционной ориентации продавец реализует товар, который уже произведен. Соответственно в этом случае продавец не может оказать влияние на характеристики товара. Его задача максимально эффективно использовать складывающуюся на рынке ситуацию. Традиционная сбытовая деятельность предприятия начинается тогда, когда товар уже произведен, и заканчивается, когда товар приобретен покупателем. Ориентация на существующие возможности и потребности самого предприятия выпускать такой товар, какой удается произвести с минимальными издержками, приводит к следующему: ассортимент продукции на предприятии, как правило, узкий; производственный процесс не гибкий; цена на товары формируется исходя из издержек производства; конкурентоспособность товара рассматривается через уровень продажной цены. У руководства предприятия обычно стоят технические специалисты, инженеры.
Маркетинговая ориентация предприятия затрагивает все сферы деятельности предприятия и начинается до процесса производства товаров с изучением потребителей на рынке. С учетом полученных при исследовании результатов осуществляется процесс производства товаров. Продукция, произведенная предприятием, носит адресный характер, т.е. четко ориентирована на вкусы, запросы, предпочтения конкретной группы потребителей.
Маркетинговая ориентация предприятия – это качественно более высокая ступень развития: производится только то, что, безусловно, будет куплено. Ассортимент продукции широкий, производственный процесс гибкий. Продажная цена товара, определяется состоянием рынка конкурентоспособность товара, определяется его соответствием потребностям потребителей. Руководство предприятием осуществляют экономисты, отвечающие за продажу продукции.
Логика – это последовательность действий при реализации маркетингового подхода в сфере физической культуры и спорта.
Поэтому первый вопрос. Кто будет потребитель? Технология состоит в том, чтобы узнать своего потребителя и удовлетворить его интересы и запросы. Речь идет о потребителях.
Второй вопрос: «Что надо произвести?» Речь идет о товарах и услугах, которые нужны потенциальным покупателям, способных удовлетворить их запросы.
Третий вопрос: «Где мы будем продавать? товары и услуги? Речь идет о понятии рынок, где встречаются покупатель с необходимым ему товаром.
Четвертый вопрос: Как будем доставлять (продвигать) товар или услугу на рынок?
В этом случае необходимо понять механизм функционирования каналов продвижения и распределения.
Следующий вопрос пятый, «А кто же торгует рядом с нами и какой товар
он продает?» Речь пойдет о конкурентах. Мы должны знать особенности конкурентной борьбы.
Шестой вопрос: « Какую цену необходимо установить на товар или услугу?» Речь пойдет о ценовой политике, принципах ценообразования.
Седьмой вопрос: «Какой поддержки наших товаров и услуг мы выбираем? т.е. об организации сервиса и его обеспечении. Здесь уместны категории предпродажный, послепродажный сервис, стандарты обслуживания. Стремиться сделать так, чтобы покупка и эксплуатация товаров не доставляли покупателям забот, а были для них приятны и выгодны.
Восьмой вопрос: «Как мы будем разрабатывать рекламную компанию, стимулирующую покупку наших товаров и услуг? То есть проблемы формирования спроса и стимулирования сбыта.
Девятый вопрос связан с организацией сбора маркетинговой информации. Мы должны владеть информацией о внешних условиях, о потребителях, о запросах, о ценах, о политике конкурентов и т.д. Для того необходимо владеть методикой и техникой маркетинговых исследований.
Десятый вопрос: « Как управлять маркетингом?» Мы будем говорить о разработке системы планирования, системы организации службы маркетинга и т.д. Данный подход позволяет представить маркетинг как систему взаимосвязанных и логически дополняющих друг друга элементов.
Маркетинг вначале был связан со сферой предпринимательства, коммерческой деятельностью предприятий по продаже потребительских товаров. В настоящее время он используется во всех видах деятельности, направленных на удовлетворение запросов потребителей.
Маркетинг организаций – это деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа предприятия. Традиционно занимаются подразделения ответственные за связь с общественностью.
Маркетинг отдельной личности – это деятельность, предпринимаемая с целью создания или изменения позиций и поведения по отношению к конкретным личностям. Многие личности в целях повышения своей популярности и расширения бизнеса используют персональный маркетинг: политические деятели, артисты, спортсмены.
Под маркетингом места понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания или изменения отношений или поведения клиентов применительно к отдельным местам. Следует выделить: маркетинг зон хозяйственной деятельности (месторасположение заводов, магазинов, офисов и т.п.), маркетинг места отдыха (привлечение отдыхающих туристов в конкретные города, районы, страны), маркетинг жилья и инвестиций в земельную собственность. В последнее время все чаще используется маркетинг, направленный на привлечения капитала и обеспечение устойчивого развития.
Маркетинг идей – это разработка, претворение в жизнь и контроль над выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой общественности идеи движения или практики. Обычно используется применительно к социальным идеям, как снижение уровня курения, потребление спиртного, защита окружающей среды.
Некоммерческий маркетинг – это деятельность, предпринимаемая с целью создания или изменения позиций и отношения целевых аудиторий к определенным организациям и их профессиональной активности. Маркетинг применяют некоммерческие организации типа университета, колледжей, больниц, музеев.
Сфера физической культуры и спорта, как и любая отрасль промышленности, что-то производит. В ней производятся спортивные зрелища, которые имеют своих потребителей в лице болельщиков и рекламодателей; спортсмены соответствующего уровня, на которых имеется спрос, как в стране, так и за рубежом; в ней производятся оздоровительные услуги для этой отрасли, строятся разнообразные спортивные сооружения, изготавливаются устройства, инвентарь, оборудование, без которых немыслима эффективная спортивная подготовка. А поскольку в отрасли физической культуры и спорта что-то производится, то и сбывать или реализовывать это необходимо по определенным законам, которые рассматривает и изучает маркетинг.
Поэтому, спортивная школа, воспитывая здоровых детей или подготавливая спортсменов высокого класса, должна применять в своей деятельности методы маркетинга, так же как и тренер, пытающийся привлечь к себе в спортивную школу или секцию как можно больше объектов – потребителей его продукции.
Тесты на сообразительность
1. Что можно противопоставить сложной и непонятной истине?
2. Как следует говорить о коррупции?
3. От чего больше всего зависит точка зрения?
4. Что нужно делать, когда все вокруг теряют голову?
5. Во время деловых переговоров рекомендуется не только самому посматривать на свои часы, но и наблюдать за тем, как это делает собеседник. Для чего?
6. В сравнительной характеристике предприятий было сказано, что предприятие, А по своим показателям – одно из первых, а предприятие В – предпоследнее. Какое предприятие имеет более высокие показатели?
7. Как менеджер может организовать свой день, чтобы он составил 26 часов?
8. Из юмора «новых русских», чем отличается бедный идиот от богатого идиота?
9. Человек учится говорить примерно 2 года. Что он делает по «разговорной части» всю остальную жизнь?
Задачи
1. На собрании трудового коллектива число отсутствующих ровнялось 20% от числа присутствующих. Уход с собрания еще 10 человек привел к тому, что процент отсутствующих вырос до 30%.
Сколько всего членов в трудовом коллективе?
2. По договору работнику в первый день работы выплачивается одна тысяча рублей, во второй - две, в третий - три и т.д.
Сколько денег он зарабатывает за сто дней?
3. В результате умелого стимулирования труда 80% рабочих предприятия стали работать на 25% производительнее. На сколько процентов вырос выпуск продукции на предприятии.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Что такое маркетинг? Когда возник маркетинг?
2. Можно ли рассматривать науку «маркетинг» как систему и почему?
3. Каковы основные условия функционирования рынка?
4. Назовите виды маркетинга?
5. Нарисуйте структуру маркетинга в виде логической последовательности вопросов?
6. Нарисуйте все группы потребителей того, что производится в Вашем виде спорта?
7. Назовите общие принципы маркетинга?
8. В каких ситуациях возможно применение некоммерческого маркетинга
|