Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Образование как действительность и как понятие

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО.. 7

1.1. Образование как действительность и как понятие. 7

1.2. Образование как общественно-исторический феномен. 10

1.3. Образование как социокультурный феномен. 14

1.4. Образование как гуманистический феномен. 18

1.5. Функции образования в современном мире. 20

1.6. Образовательные парадигмы.. 28

1.7. Ценности и цели современного образования. 33

1.8. Система образования в России. 36

1.9. Гуманизация образования. 45

1.10. Информатизация образования. 48

Проблема 1. Делает ли образование нас образованными?. 52

Проблема 2. Что такое качественное образование?. 57

Проблема 3. Может ли образование быть сферой услуг?. 64

Проблема 4. Как влияет школа на здоровье детей?. 68

Проблема 5. Какие риски влечет информатизация образования?. 74

Проблема 6. Как совершенствуется система образования?. 79

Резюме по первой главе. 85

Вопросы и задания. 87

Рекомендуемая литература. 89

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА.. 90

2.1. Предмет, задачи и методы педагогики. 90

2.2. Развитие научно-педагогического знания. 94

2.3. Формы научно-педагогического знания. 99

2.4. Категории педагогики. 107

2.5. Внутренняя структура педагогики. 113

2.6. Педагогика в системе наук. 118

2.7. Взаимосвязь педагогической науки и практики. 121

2.8. Педагогическая деятельность. 124

Проблема 7. Научно ли педагогическое знание?. 129

Проблема 8. Педагогика – самостоятельная наука?. 136

Проблема 9. Куда движется педагогика?. 142

Проблема 10. Можно ли считать педагогику искусством, и нужна ли педагогу-практику наука?. 145

Проблема 11. Как стать настоящим педагогом?. 150

Резюме по второй главе. 155



Вопросы и задания. 157

Рекомендуемая литература. 159

ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ.. 160

3.1. Цели и содержание воспитания. 160

3.2. Способы воспитательного влияния. 168

3.3. Методы воспитания. 176

3.4. Воспитание как развитие ценностно-смысловой сферы личности. 180

3.5. Воспитание как формирование готовности к саморазвитию.. 188

3.6. Реализация воспитания в образовательных организациях. 195

3.7. Воспитание ребенка в семье. 203

Проблема 12. Что делать, если ребенок не слушается?. 211

Проблема 13. Для чего нужен воспитательный коллектив и как его
создать?. 217

Проблема 14. Есть ли «рецепт» правильного семейного воспитания?. 226

Проблема 15. Нужно ли воспитывать студентов?. 231

Резюме по третьей главе. 238

Вопросы и задания. 240

Рекомендуемая литература. 242

ГЛАВА 4. ОБУЧЕНИЕ.. 243

4.1. Обучение как передача знаний. 243

4.2. Обучение как организация учебно-познавательной деятельности. 247

4.3. Личностно-развивающее обучение. 254

4.4. Содержание обучения. 261

4.5. Формы обучения. 270

4.6. Методы обучения. 277

4.7. Средства обучения. 286

4.8. Контроль результатов обучения. 290

Проблема 16. Как обеспечить результативность обучения?. 301

Проблема 17. Какие предметы должен изучать ученик средней школы?. 310

Проблема 18. Что делать, если ребенок не хочет учиться?. 321

Проблема 19. Как обучать особых детей?. 327

Проблема 20. Для чего нужен единый государственный экзамен?. 335

Резюме по четвертой главе. 340

Вопросы и задания. 342

Рекомендуемая литература. 344

 


 


ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО

Человек – это целый мир. Может быть, назначение мира образования состоит в образовании мира у своего субъекта (субъектов). Желательно, чтобы этот мир был человеческим и человечным ...

В.П. Зинченко

Перед тем как перейти к педагогике как специальной науке, изучающей образование, в первой главе зададим более широкий контекст. Рассмотрим образование как объективно существующий феномен, создаваемую обществом систему и целенаправленно организованный процесс в единстве его исторического, культурного, социального, личностного аспектов, с позиции его роли в развитии общества. Именно это даст возможность определить базовые ценности и целевые ориентиры современного образования, характеризующие его с точки зрения системообразующих основ, задающие «матрицу» концептуального видения образования, способы дальнейшего анализа подходов, моделей, способов обучения и воспитания. Рассмотрение образовательной реальности не только с позиции педагогики, но и в философских, психологических, культурологических ракурсах позволит лучше понять специфику научного отображения образования, сложность объекта педагогической науки, ее особенности и отличие от других наук, обсуждаемые во второй главе.

Образование как действительность и как понятие

Рассматривая термин «образование», обратимся к истокам. Корень слова имеет славянское происхождение и является производным от «образити» – изобразить, нарисовать. Исходно образование означает появление, создание, придание образа.

В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля это слово дается в контексте родового понятия «ображать» – придавать чему-либо образ, обрабатывать, выделывать вещь (камень сразу не образишь, надо походить около него); придавать должный, красивый вид, убирать, украшать (ображать избу); обтесывать или слагать, составляя нечто целое, отдельное (из глины, образуют посуду); устраивать, учреждать, основывать, создавать, сводя в одно целое (образовать армию, войско); совершенствовать, улучшать духовно, просвещать (науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце).

В толковом словаре русского языка Ушакова дается четыре значения слова «образование»: 1) действие по глаголам образовать-образовывать и образоваться-образовываться (образование горных пород); 2) то, что создалось, образовалось в результате какого-нибудь процесса (жировые образования под кожей). 3) процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (ум развивается образованием); 4) совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения (получить высшее образование).

Этимологически близкими словами к слову «образование» являются образ, образа, образец, образный, изображение, воображение, соображение, разнообразие и другие, а синонимами – выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование, организация, устройство, воспитание, просвещение, культура.

Образование Человека в самом широком смысле можно трактовать как появление, становление, формирование из совокупности предпосылок индивида некоторой целостности более высокого уровня, обладающей новыми свойствами – собственно человеческими качествами, способностью жить и эффективно функционировать в мире людей, управлять своей жизнью, развивать и реализовать свой духовный потенциал. В контексте наших задач необходимо ограничить, установить пределы, то есть о-предел-ить понятие «образование» с педагогических позиций. В силу многоплановости данного феномена, сразу ввести однозначное и полное определение не представляется возможным. Начнем с общего понимания образования как некоторой части действительности, а затем, рассматривая эту часть в различных ракурсах, будем уточнять исходное понятие.

Поскольку новорожденный ребенок имеет лишь предпосылки для становления собственно человеческих качеств (даже речь и прямохождение существуют в качестве задатков, которые могут и не преобразоваться в актуальные способности), необходимым условием его формирования как человека являются другие люди, вступающие с ним в общение, включающие его в систему отношений и совместную деятельность. Сама жизнь человека в обществе способствует его психическому, личностному, духовному развитию, однако не настолько продуктивно, чтобы не нужна была специальная целенаправленная деятельность по поддержке, направлению и ускорению такого развития.

Образовательная реальность(или образование в самом общем смысле) – совокупность явлений, предметов, субъектов, событий, процессов, связанная с целенаправленным формированием опыта человека, его психическим, личностным и духовным развитием.

Говоря о целенаправленных процессах нельзя не затронуть понимание цели. Для образования цель есть некоторый образ человека, совершенного с точки зрения культуры, общества, его самого. От того, каков этот образ-идеал, зависит то, чему мы должны научить растущего человека, то, что мы должны у него сформировать и развить, и то как мы это будем делать. Важность корректного определения целей образования трудно переоценить. Поскольку это серьезная социальная, философская, педагогическая проблема, рассмотрим ее отдельно (см. §1.7), ограничившись пока общим рассмотрением образования как феномена действительности.

В соответствии с определением в образовательную реальность из всего многообразия действительности включим лишь то, что непосредственно относится к специально организованным людьми социальным структурам, процессам, формам деятельности, методам, средствам, условиям становления человека. Это внешняя сторона образования. Внутренняя связана с процессами, происходящими в самом образовывающемся человеке под влиянием созданных условий: приобретением и развитием опыта, формированием мировоззрения, развитием психических структур, качеств, изменениями во внутреннем мире человека: в отношениях к миру, к себе, к другим людям, к образованию. Когда говорят об образованности человека, как правило, акцент делается на внутренней стороне, на результатах образования, имеющих психологический характер.

С внутренней и внешней сторон также можно представить процессы формирования и развития. Так, развитие с внутренней стороны может рассматриваться как естественный процесс необратимых и направленных психологических изменений в человеке, а с внешней – как создание необходимых условий, целенаправленное влияние на естественные процессы с целью их активизации, направления, усиления, поддержки, коррекции. Последний подход предполагает рассмотрение развития не столько с точки зрения закономерных внутренних изменений и их механизмов, сколько с позиции целенаправленной деятельности воспитания, «развивания», сопровождения, содействия естественному развитию. Как будет показано ниже (проблема 8), выделение внешней и внутренней сторон образования позволит развести педагогическое и психологическое его представление.

Рассматривать образовательную реальность можно по-разному:

· с позиции социальных явлений, поскольку образование – это часть общественной жизни, в которой отражаются все ее характеристики, а в первую очередь, общественные приоритеты и ценности (образование в социальном и историческом контекстах);

· во взаимосвязи с культурой как источником целей, форм организации образования и содержания формируемого у ребенка опыта (образование в культурном контексте);

· с точки зрения средства и основного условия развития общества, культуры, государства, цивилизации, а также благополучия самого человека (образование как ценность);

· как структурированный, управляемый, характеризующийся специфическими целями, содержанием, формами, методами, средствами процесс взаимодействия между людьми (педагогами и обучающимися/воспитанниками), в котором последними осваивается новый опыт и происходит их развитие (педагогический процесс, обучение, воспитание); при этом в обучении, как правило, акцент делается на формировании знаний и умений учащегося, а в воспитании – на личностном и духовно-нравственном развитии ребенка (см. §2.4);

· как особую, целенаправленную, социально и личностно детерминированную деятельность профессионалов по организации освоения растущим человеком социокультурного опыта и развитию его психических, личностных, духовных качеств (педагогическая деятельность);

· как специально создаваемую и управляемую систему социальных структур и субъектов, разрабатывающих стратегию и реализующих целенаправленный процесс формирования опыта человека, его психического, личностного и духовного развития (система образования).

Из данного перечня видна недостаточность рассмотрения образования с одной позиции. Для того чтобы лучше понять современную образовательную реальность и тенденции ее развития, обратимся к истории.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.