Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Образование как социокультурный феномен

В данном параграфе обратимся к образованию как процессу приобщения ребенка к культуре, средству включения его в жизнь общества; представим образование как часть социокультурного пространства, как важнейшее условие социального прогресса.

Для того чтобы новорожденный ребенок на основе биологической обрел свою вторую – культурную – природу и стал полноценным членом общества, необходимо его приобщение к человеческой культуре. Созидание культурного человека осуществляется при помощи созданных обществом материальных средств и форм общественного сознания (языка, науки, искусства, религии, идеологии), закрепляющих ценности, отношения, знания о мире. Культура является связующим звеном между личностью и обществом, так как выражает человеческую сущность последнего[3]. Включение ребенкав процессы общения с другими людьми, в выполнение разных видов деятельности запускает механизмы передачи – присвоения культуры как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, проявляющегося в мире знаков, материальных объектов и духовных ценностей.

Присвоение человеком культуры – не пассивный процесс «наложения», «прибавления» к нему культурных достижений, зафиксированных в социальных нормах, ценностях, образах, представлениях, языке, символах. Жизнь в культурной (человеческой) среде, взаимодействие с носителями культуры, предметами и объектами, освоение знаков (в первую очередь языковых знаков – слов), способствует формированию сознания, развитию психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Все это происходит не автоматически. В рамках общения, сотрудничества с взрослым ребенок преобразует существующие в культуре представления и способы деятельности в свои собственные знания и умения, научается осознанно управлять ими, тем самым преобразовывает, «окультуривает» себя. Это очень сложный процесс, ведущий к изменению структуры и обогащению психики. В процессе и результате развития присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается к культуре в виде определенных индивидуальных способов и результатов деятельности, проявления творческого потенциала, уникальной индивидуальности человека.



Почему образование – это феномен культуры? Во-первых, образование является отраслью массового духовного производства, где средства передачи опыта, формы взаимодействия людей, даже помещения, в которых осуществляется образовательный процесс, – часть культуры. Во-вторых, образование есть средство трансляции культуры. Именно культура является источником того опыта, который целенаправленно формируется у ребенка, именно в культуре находится тот образ-идеал, на который ориентируются педагоги. Осваивая культуру, образованный человек становится ее носителем. Таким образом, во взаимодействии образования и культуры можно выделить две линии: 1) «проникновение» культуры в образование, обретение им содержания и собственной формы и 2) воспроизводство культуры через ее реальное существование в человеке, обеспечивающее сохранение и развитие культурных достижений.

Как указывалось выше, жизнь в обществе способствует освоению культуры и социализации ребенка. Под социализацией понимается сложный процесс освоения личностью социальной реальности, активное вхождение человека в систему социальных связей. Этот процесс по своей сути близок образованию, поскольку в нем также происходит формирование опыта человека. Но если социализация предполагает становление опыта под влиянием всего спектра воздействий (факторы социализации могут быть управляемыми и неуправляемыми), то образование – процесс целенаправленный. И с этой точки зрения образование можно рассматривать как механизм управления социализацией[4], функциями которого являются, во-первых, упорядочивание всего спектра влияний на личность и, во-вторых, создание условий для ускорения процессов социализации.

Даже в том случае, если ребенок не посещает детский сад и школу, и родители (опекуны) не занимаются его обучением и воспитанием, он все равно, осуществляя социальные контакты, социализируется. Например, беспризорные дети, живущие на улице, стихийно научаются счету и чтению, однако существенно отстают в этих умениях от сверстников, обучающихся в школе. Систематизированное обучение, построенное на основе научно разработанных программ, ускоряет процесс освоения знаний и умений. Кроме того, образование формирует субъективную картину мира (мировоззрение), позволяющую понять и упорядочить разнообразие событий и жизненных факторов, противоречивость реальности и самого себя. Вне целенаправленного управления этим процессом у человека, так или иначе, сформируется сознание и самосознание, отношения, взгляды и ценности, однако насколько они будут нравственны, конструктивны, насколько эффективно они позволят ориентироваться в жизни, адаптироваться, действовать и самореализоваться, предсказать достаточно трудно. Именно образование выступает механизмом, придающим социализации определенное направление и обеспечивающим целенаправленное освоение подрастающим поколением опыта, воспитание и развитие детей в соответствии с определенным образом-идеалом.

Образование является частью социокультурного пространствастраны, и на его цели, стратегию, процессуальные характеристики и результаты оказывают влияние все аспекты общественной и культурной жизни: от политики и идеологии, менталитета и традиций до материально-бытовых условий жизни педагогов и детей. Так, если сравнить системы образования в разных странах, то нетрудно заметить, что даже в странах, близких друг другу как географически, так и по уровню социально-экономического развития, системы образования и принципы организации образовательного процесса обнаруживают значительное различие, а общие тенденции проявляются, как правило, в своеобразных национальных формах[5].

Взаимосвязь культуры, общества и образования проявляется и в динамике. Так, общественное развитие приводит к изменениям социокультурных условий, а также взглядов, идей, ценностей, что находит свое отражение в корректировке социального заказа к образованию и, как следствие, инициирует его преобразование, реформирование. Наиболее ярко это проявляется в историческом контексте во взаимосвязи общественных изменений и характеристик образования, в смене образовательных эпох и образовательных парадигм (см. §§1.2, 1.6).

Приведем пример, касающийся тенденций развития профессионального образования. В связи с резким увеличением объема накопленных обществом знаний, высокой динамикой развития технологии производства, современное начальное и среднее профессиональное образование не могут претендовать на окончательную подготовку к человека к профессиональной деятельности. Для работы в любой сфере кроме профессионально важных знаний и умений необходим определенный уровень общей культуры, фундаментальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере человеческих взаимоотношений. Даже высшее профессиональное образование не может рассматриваться как подготовка человека на всю жизнь. Поэтому от всего общества и каждого человека требуется понимание необходимости постоянного образования. А образование, в свою очередь, должно обеспечить широкое общекультурное развитие обучающихся, фундаментальность их профессиональной подготовки, непрерывность, преемственность ступеней, многообразие программ (основного профессионального образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и др.) и форм (очных, заочных, дистанционных и др.), вариативность и возможность обучаться в течение всей жизни. Эти задачи служат исходными основами современного реформирования систем профессионального образования во всех странах.

Однако не только социокультурные факторы влияют на образовательную реальность. Есть и обратное влияние. Без образования немыслимо устойчивое существование и развитие общества, так как оно состоит из людей, которые являются его «образующими» и «двигателями прогресса». Настоящая долгосрочная стабильность общества в первую очередь основывается на внутреннем состоянии человека и обеспечивается его целенаправленной социализацией. Именно образование является тем средством становления личности человека, которое и поддерживает равновесие общества изнутри[6].

Поскольку в общественном развитии трудно переоценить роль человеческого фактора, во многих странах совершенствование образования рассматривается как первоочередная задача национальной политики (см. §1.8). Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования заботу о его развитии и финансировании вводимых новшеств берет на себя государство. Причем любое общество заинтересовано в том, чтобы образование имело опережающий характер и ориентировалось не на настоящее его (общества) состояние, а на будущее. Учитывая, что разработка и внедрение реформ – длительный процесс, да и результаты (по новому подготовленные люди) проявятся не сразу, для этого необходимы долгосрочные прогнозы и учет тенденций развития общества (см. проблему 6).

Итак, рассматривая образование как социокультурный феномен, можно утверждать, что образование является значимой частью культуры и социальной системы. Управляя социализацией детей и приобщением их к культуре, передавая социокультурный опыт от поколения к поколению, оно становится эффективным средством воспроизводства культуры и социума. Реагируя на изменения в обществе и культуре и опережая их, постоянно обновляясь и совершенствуясь, образование выполняет важнейшие функции в обеспечении существования цивилизации и становится средством общественного прогресса.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.