Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Образование как общественно-исторический феномен

В данном параграфе представим образование как явление общественной жизни человечества, как целенаправленный общественно-истори­ческий процесс, заключающийся впередаче старшими поколениями и освоении подрастающими поколениями накопленного человечеством опыта.

На самом раннем этапе возникновения общества у людей появилась необходимость передавать жизненный опыт от одного поколения к другому. Поэтому и возникновение образования как общественного явления можно отнести к тем временам, когда зародилось само человеческое общество. Функции обучения и воспитания осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей. Процесс образования был неотделим от жизни общества, входил в него как обязательный компонент, осуществляющийся в процессе всей жизни, а в качестве педагога выступала вся община.

Выделение семьи как социальной общности людей привело к переходу от общественного воспитания к семейному. Усложнение социальной жизни, увеличение функций человека в обществе требовали усложнения и дифференциации воспитания детей. Стали различаться задачи и подходы к воспитанию мальчиков и девочек или детей из семей различного статуса. Развитие языка и общей культуры, расширение границ общения привели к увеличению опыта, подлежащего усвоению подрастающим поколением. Возникла необходимость создания общественных структур и социальных институтов, выполняющих функции накопления и распространения знаний. Уже в древности было осознано, что могущество государства может быть достигнуто только общественными формами образования[1].



Так, в Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская. Обе они определялись потребностями рабовладельческого общества: подготовка сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, умеющих держать рабов в страхе и повиновении, обладающих определенными познаниями и качествами для управления государством и защиты его от врагов. Разница этих систем воспитания определялась особенностями экономики, политики и культуры этих государств. Историки полагают, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, включающими семейные, государственные, храмовые формы, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения.

Движущей силой развития образованияявлялись противоречия между увеличивающимися объемами подлежащей усвоению информации, усложняющимися требованиями к человеку, с одной стороны, и формами, способами передачи культурного опыта от старшего поколения к младшему, с другой. Так, с изобретением письменности и математической символики существенно увеличилось время, затрачиваемое на освоение этих знаний, а также появилась необходимость в специально подготовленных людях для руководства этим процессом. Таким образом, произошло выделение образования из процесса воспроизводства общественной жизни. Цели образования, его функции, содержание и организация зависели от общественного устройства и, как правило, определялись взглядами видных деятелей эпохи и правящих классов.

В средневековье воспитание и обучение носили религиозно-догмати­ческий характер. Школа была сосредоточена в руках церкви, и ее целью была подготовка духовенства. Содержание образования составляли молитвы, письмо, чтение, счет. Для наиболее способных учеников со временем прибавлялись грамматика, риторика, диалектика (философия), а позже – арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки. Методы обучения основывались на подражании и механической памяти (заучивание), широко практиковались телесные наказания. Для мальчиков знатного происхождения имелась система рыцарского воспитания, содержанием которого были семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шашки, слагание и пение стихов. В эпоху Возрождения ослабление влияния церкви выразилось в развитии государственной школы, в изменении характера образования. На первый план вместо религии как центра всего образования выдвигалось изучение классической античной культуры, природы, общества. Гуманистические взгляды деятелей эпохи Возрождения нашли отражение и в образовании: изменялись принципы взаимодействия учителя и ученика, отвергалась суровая дисциплина, выдвигался принцип интереса в обучении.

Усложнение общественной жизни и государственного механизма привело к тому, что в XII–XIII веках в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

Возросшие потребности общества в образованных людях привели к переходу от индивидуального обучения к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах. Теперь дети обучались в одновозрастных группах (классах) специально подготовленными людьми по разработанным программам. Это упорядочило образовательный процесс и значительно повысило его эффективность.

Однако процессы расширения и углубления образования протекали весьма противоречиво. Формалистическая классическая школа не справлялась со своими задачами: ученик был достаточно пассивен, его функцией было лишь восприятие и усвоение информации; приобретаемый в школе опыт характеризовался абстрактностью, недостаточными связями с жизнью и практической деятельностью. Ориентируясь на передачу готовых знаний, обеспечив массовость и технологичность, образование превратилось в обучение, в значительной мере утратив возможность воспитательного влияния на формирование отношений учеников к действительности, становление общей культуры человека. Однако в XVII–XIX веках стали возникать экспериментальные школы, апробировавшие множество теоретических идей, связанных с совершенствованием обучения и воспитания. Организация работы в новых школах проводилась на принципах активности, свободы, самостоятельности, самодеятельности учащихся.

Если в докапиталистическую эпоху образование не оказывало существенного влияния на производство и экономику (по причине преимущественно гуманитарного содержания образования ему отводилась по отношению к массам, в основном, просветительская роль), то с зарождением капитализма, развитием математики, механики, естествознания, медицины, инженерного дела, ростом промышленности и экономики появилась необходимость широкого использования научного знания. Стали возникать реальные училища и технические школы, высшие технические учебные заведения. Объективные требования производства привели к тому, что постепенно всеобщее начальное, неполное, а затем полное среднее образование становятся основным условием воспроизводства рабочей силы. В процессе интенсивного производства научного знания и расширения на этой основе технико-технологической деятельности человечества в идеологию и мораль человеческого общества стали проникать технократические ценности, декларирующие всесилие науки и техники.

Технократизм не только предъявлял повышенные требования к профессиональной подготовке человека, но и посягал на его духовную сферу, культурную самобытность, образ жизни. Человек при таком подходе рассматривался как элемент единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование – не столько как средство приобщения человека к культуре, сколько как условие его технологической подготовки для выполнения инструментальных задач технического развития. Это проявилось в ориентации образования на рациональность, естественнонаучные и политехнические знания в ущерб эмоциональному, личностному, духовному развитию человека. Распространявшиеся в мире экономические принципы управления («хорошо то, что приносит прибыль») усиливали «выхолащивание» собственно человеческого начала из образования, постепенно ставя его на «рыночные рельсы» и переводя в сферу одной из многих социальных услуг. А поскольку технократический и экономический императивы чаще всего несовместимы с нравственным и экологическим, стало очевидно, что результатом такого подхода может стать духовная деградация, разрушение природной среды и самоуничтожение человечества.

Со второй половины XX века происходит переоценка сложившегося пути развития цивилизации, существенно меняется понимание факторов прогресса и роли человека в общественном развитии. В последние десятилетия происходят события, преобразившие мир: продовольственный и энергетический кризисы, экологические катастрофы, информационно-технологическая революция, интеграция мировой экономики. Как полагают философы, мы движемся к новому постиндустриальному, технологическому, информационному обществу, основным отличием которого от всех предыдущих станут место и роль в нем активной личности; информация и знания станут основным ресурсом современного производства, изменится характер человеческой деятельности – она трансформируется из трудовой в творческую. Безусловно, это находит отражение в системе образования, затрагивая и цели, и средства, и его организацию (подробнее см. §1.5).

Известный отечественный ученый-педагог И.А. Колесникова, анализируя образование как общественно-исторический феномен, выделяет три цивилизационные ступени образования[2], которые можно интерпретировать как пройденную, настоящую и будущую образовательные эпохи:

1) «природная педагогика», когда педагогическая деятельность была органично вплетена в жизнь общества;

2) «репродуктивно-педагогическая цивилизация», когда передача социокультурного опыта из поколения в поколение целенаправленно осуществляется через специально организованную систему образования специально подготовленными профессионалами – педагогами;

3) «креативно-педагогическая цивилизация», когда совокупным объектом-субъектом воспитания выступит все человеческое общество, произойдет возврат каждого человека к естественной педагогической деятельности как сотворчеству людей, универсальному способу их бытия.

Действительно, уже настоящий период характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования, переходом к всеобщему высшему образованию, а также включением в этот процесс в разных качествах каждого члена общества. Почему это происходит, каковы функции современного образования, приоритеты и тенденции его развития рассмотрим в следующих параграфах.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.