Основные руководящие документы по работе ДСП МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «ҚАЗАҚСТАН ТЕМІР ЖОЛЫ»
ДИРЕКЦИЯ ПЕРЕВОЗОК
ЦД/448-08
Справочник
Дежурного по станции
АСТАНА -2008г
Согласовано: Утверждаю:
И.о. управляющего Управляющий директор
Дирекцией перевозок по перевозочному процессу
АО "НК"КТЖ" АО "НК"КТЖ"
___________Б.П.Урынбасаров ________К.Е.Альмагамбетов « 12 » ноября 2008г. « 13 » ноября 2008г.
ЦД/448-08
Справочник дежурного по станции
I. Обязанности, права и ответственность дежурного по станции
Характеристика должности дежурного по станции
Дежурный по станции (далее - ДСП) – это сменный помощник начальника станции, который во время дежурства единолично распоряжается всеми операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуском поездов, а также всеми маневровыми передвижениями подвижного состава по главным и приемо - отправочным путям, а там, где нет маневрового диспетчера, - и по остальным путям станции.
На крупных станциях может быть несколько ДСП, дежурных по постам или паркам, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких станциях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого ДСП, дежурных по посту или парку указываются в техническо-распорядительном акте станции (далее - ТРА станции).
Никто, кроме ДСП, не может отдавать распоряжений о приеме, отправлении и пропуске поездов и производстве маневровых работ на путях, по которым следуют поезда или с которых возможен выход подвижного состава на пути или маршруты следования поездов.
Машинисты ведущих локомотивов (электропоездов), водители всех типов моторно-рельсового транспорта и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиняются на станции распоряжениям ДСП.
Назначение на должность
На должность ДСП назначаются лица в возрасте не моложе 18 лет, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения на железнодорожном транспорте, а также лица, подготовленные к занятию должности ДСП и имеющие при этом не менее года стажа работы на железнодорожном транспорте в должностях, связанных с движением поездов (составителя поездов, дежурного стрелочного поста, оператора).
Все лица, назначаемые на должность ДСП, должны пройти медицинское обследование для определения годности их к выполнению работы ДСП согласно положению о медицинском осмотре. Принятые на работу ДСП, периодически один раз в год, проходят медицинский осмотр.
Лица, назначаемые на должность ДСП, должны выдержать испытания и в последующем периодически, один раз в два года, проверяться в знании: Правил технической эксплуатации железных дорог Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года №109-I (далее – ПТЭ), Инструкции по сигнализации на железных дорогах Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 17 августа 2001 года №364-I (далее – ИСИ), Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 17 августа 2000 года
№ 364-I (далее – ИДП), Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки №ЦШ-530-I, утвержденной приказом Министром транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 23 июня 2003 года № 209-I, Инструкция по техническому обслуживанию устройств СЦБ № ЦШ-720-I, правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, должностных обязанностей.
Эти испытания проводятся для:
ДСП, ДСП по посту и парку станций внеклассных, I и II классов - комиссиями на этих станциях под председательством начальника станции;
ДСП III, IV и V классов - комиссиями на этих станциях под председательством ревизора движения отделения дороги (далее - ДНЧ).
Испытания в знании правил и инструкций проводятся в производственных условиях. Выдержавшими испытания считаются работники, показавшие твердые знания и умение правильно применять правила и инструкции на практике.
Работникам, не выдержавшим испытаний, экзаменационная комиссия устанавливает дополнительное время (не более месяца) для подготовки к повторным испытаниям. Лица, не выдержавшие испытаний вторично, переводятся на работу, не связанную с движением поездов, или на такую работу, которая связана с движением поездов, но требует меньшего объема знаний и соответствует уровню подготовки работника.
Независимо от проведения периодических испытаний, лица начальствующего и ревизорского состава в случаях (при проверках на станциях состояния хозяйства и дисциплины, при допущении работником нарушений должностных обязанностей) могут дополнительно проверять знания ДСП и умение применять правила и инструкции.
Назначение ДСП на работу производится приказом начальника станции (внеклассной и I класса) или директором филиала Компаний - отделения дороги (станции со 2 по
5 классы). Все вновь назначаемые на должность ДСП должны не менее шести дежурств (в зависимости от сложности работы) проработать в качестве вторых лиц под наблюдением и ответственностью закрепленных ДСП, после положительного прохождения испытаний.
Допуск ДСП к самостоятельной работе оформляется приказом начальника станции (далее – ДС), на основании акта испытании заполненного и подписанного комиссией (всеми членами комиссии, в том числе электромеханика филиала Компании - дистанции сигнализации и связи).
Назначенный на должность ДСП работник должен знать местные особенности станции, уметь управлять устройствами сигнализации, централизации, блокировки и связи и правильно действовать при неисправности этих устройств.
Рабочее время и отдых ДСП
Начало и окончание работы, а также еженедельные - или дни отдыха ДСП определяются сменным графиком дежурства. Фактическая продолжительность рабочей недели не должна превышать 41 часов, а средняя продолжительность ежедневного рабочего времени – 7 часов.
Для дежурных постов маршрутно-релейной централизации, работающих на станциях внеклассных и I класса, установлено нормальное рабочее время 36 часов в неделю.
Один раз в год ДСП предоставляется оплачиваемый отпуск без учета праздничных дней.
Право на отпуск ДСП получает по истечении 12 месяцев непрерывной работы. Отпуска во второй и последующий годы предоставляются в любое время в соответствии с графиком, предусматривающим распределение их равномерно в течение года,
чтобы не усложнять работу станции. Очередность отпусков устанавливает руководство станции.
Работникам ряда должностей, связанных с движением поездов, в том числе и ДСП,
установлена форма одежды и знаки различия. ДСП внеклассным, I, II, III классов относятся к среднему начальствующему составу; ДСП IV и V классов - к младшему составу.
Основные руководящие документы по работе ДСП
ПТЭустанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Точное и неуклонное выполнение ПТЭ обеспечивает слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения.
ПТЭ утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - МТиК РК) и обязательны для всех работников железнодорожного транспорта.
ИСИустанавливает систему видимых и звуковых сигналов для передачи при помощи их приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе. Эту инструкцию утверждает МТиК РК. Все работники и структурные подразделения железнодорожного транспорта обязаны выполнять требования ИСИ всеми возможными средствами. Точное и беспрекословное соблюдение сигналов, установленных ИСИ, обеспечивает бесперебойность и безопасность движения поездов и маневровой работы.
ИДП в соответствии с основными положениями, установленными ПТЭ, конкретизирует правила:
приема, отправления и пропуска поездов при различных средствах сигнализации и связи, как в нормальных условиях, так и в случаях производства ремонтно-строительных работ на перегонах;
производства маневров на станциях;
выдачи предупреждений на поезда и другие положения и правила, непосредственно относящиеся к деятельности ДСП. ИДП утверждается МТиК РК. Твердое знание ДСП указанной инструкции и четкое выполнение требований, которые в ней предусмотрены, - одно из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов и производства маневров.
Техническо-распорядительный акт станции (далее – ТРА станции) на основании требований, предусмотренных ПТЭ, ИСИ и ИДП определяет порядок использования технических средств на той или иной станции, регламентирует основные требования, которые должны соблюдаться каждым работником с целью обеспечения безопасного и бесперебойного приема, отправления и пропуска поездов, а также безопасности внутристанционной маневровой работы.
Для крупных грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых станций ТРА станции утверждается Главным инженером Компании, Управляющим Дирекцией перевозок в соответствии с перечнем станций, утверждаемых приказом Президента Компании.
Для остальных станций, не включенных в перечень станций, ТРА станции утверждаются руководителями филиалов Компании – отделений дороги.
Помимо общих сведений о станции и ее технической оснащенности, в ТРА станции есть разделы, определяющие порядок действий ДСП и других работников при приеме и отправлении поездов (порядок проверки свободности приемо – отправочных путей, приготовления маршрутов для приема и отправления поездов, вручения машинистам ведущих локомотивов разрешений на занятие перегона), при производстве маневров, по соблюдению техники безопасности.
Форма ТРА станции (ДУ – 41) и порядок его разработки предусматривается
Инструкцией по составлению ТРА станций, утвержденной приказом Президентом Компании
от 06 октября 2005 года № 852-Ц.
ДСП без проверки знаний ТРА станции к работе на той или иной станции не допускается.
Другие правила и инструкции.
ДСП обязан, в определенном объеме необходимом для практической деятельности, также знать: Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки №ЦШ-530-1; утвержденной приказом Министром транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 23 июня 2003 года №209-I, Инструкцию по обеспечению безопасности движения при производстве путевых работ; Инструкцию о пропуске негабаритных, длинномерных тяжеловесных (на транспортерах грузов по магистральной железнодорожной сети Республики Казахстан, утвержденной Президентом Компании от 26 июля 2006 года № 556-Ц; Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам.
ДСП должен также руководствоваться Законом «О железнодорожном транспорте», графиком движения и планом формирования поездов, соблюдать правила техники безопасности и неуклонно выполнять приказы и распоряжения, издаваемые МТиК РК, Компанией, Дирекцией перевозок и филиалом Компании - отделения дороги (далее - отделение дороги) по вопросам, имеющим отношение к его работе.
Прием дежурства
ДСП обязан явиться на работу своевременно, отдохнувшим и одетым по форме, пройти текущий инструктаж, согласно нормативного акта «О системе менеджмента безопасности и охраны труда в АО "НК"КТЖ" и его зависимых акционерных обществах», утвержденного приказом Президента Компании от 21 марта 2008 года № 125-Ц.
Для того, чтобы непосредственно после вступления на дежурство уверенно руководить приемом, отправлением и пропуском поездов и маневровой работой и обеспечивать безопасность движения поездов, ДСП перед вступлением на дежурство должен пройти инструктаж по технике безопасности и всесторонне ознакомиться с обстановкой на станции. Для этого он обязан:
ознакомиться с планом предстоящей работы, имеющимися указаниями и распоряжениями, касающимися приема и отправления поездов и маневров, с наличием и расположением подвижного состава на приемо - отправочных путях, с положением (свободностью или занятостью) прилегающих перегонов (блок - участков). Способ ознакомления в зависимости от характера работы на станции может быть различен. Так, например, характер предстоящей работы может быть установлен на основе преподанного сменного плана работы, указаний, полученных от начальника станции, или отдельных приказов поездного диспетчера. Свободность или занятость приемо - отправочных и других путей устанавливается личным их осмотром (на малых станциях), на основе информации ДСП, сдающего дежурство, по показаниям приборов управления.
Свободность или занятость прилегающих перегонов устанавливается по показаниям приборов управления, на основе записей в Журнале движения поездов (формы ДУ-2 и ДУ-3), а при телефонных средствах связи - по записям в Журнале поездных телефонограмм
(формы ДУ – 47);
убедиться в исправности приборов управления устройствами сигнализации, централизации и блокировки (далее – СЦБ) и связи, наличии на них пломб в соответствии с описью, а также в исправности обслуживаемых им лично стрелочных переводов. Если при осмотре будут обнаружены какие-либо неисправности, об этом необходимо сделать соответствующую запись (если она уже не сделана работником, сдающим дежурство) в «Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети» (формы ДУ-46) и известить обслуживающего эти устройства работника (электромеханика СЦБ, дорожного мастера, диспетчера связи (далее – ШЧД), поездного диспетчера (далее - ДНЦ);
проверить наличие на рабочем месте исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и инвентаря строгого учета.
По установленным нормам в рабочем помещении ДСП должны быть: ручной сигнальный фонарь желтого, зеленого, красного и прозрачно - белого огня, желтый и красный сигнальные флаги в кобурах, ручной сигнальный диск;
ознакомиться с записями в Журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58, Журналах формы ДУ-2 и ДУ-3, Книге для записи предупреждений на поезда формы ДУ-60, Журнале формы ДУ-46, Журнале поездных телефонограмм формы ДУ-47, которые ведутся ДСП.
Вступление на дежурство оформляется записями в Журнале формы ДУ-2 или на сменном графике исполненного движения.
Расписка ДСП о приеме дежурства свидетельствует, о том, что он полностью ознакомился с обстановкой, в том числе с содержанием записей во всех книгах и журналах, которые ведутся ДСП, и в дальнейшем, вступив на дежурство, не имеет права ссылаться на незнание тех положений, которые записаны в этих Книгах и Журналах и касаются его работы.
При наличии на аппаратах управления устройствами СЦБ (счетчиков искусственного срабатывания устройств контроля прибытия, КГУ, УКСПС, ПОНАБ, ДИСК, КТСМ, пригласительных сигналов или искусственной разделки маршрутов) перед приведенным текстом о приеме и сдаче дежурства в Журнале формы ДУ-2 записываются также показания счетчиков. Каждое искусственное срабатывание счетчика является следствием нарушения нормальной работы соответствующих устройств СЦБ, которое вызывается неисправностью этих устройств, приемом поездов на неспециализированные пути или отправлением поездов с таких путей, ошибочным заданием маршрутов приема или отправления поездов и другими причинами.
Количество таких срабатываний за смену, определяемое разностью между показаниями счетчика при приеме и сдаче дежурства, позволяет делать выводы о степени устойчивости или неустойчивости работы устройств СЦБ, а также о четкости руководства ДСП операциями по приему, отправлению и пропуску поездов.
Заступив на дежурство, ДСП обязан проверить явку на работу работников смены (составителей поездов, дежурных стрелочных постов, сигналистов), выслушать их доклады о состоянии рабочих мест, а при наличии недостатков принять необходимые меры по их устранению.
|