Маршрутно-контрольные устройства Маршрутно - контрольные устройства (МКУ)обеспечивают контроль ДСП за приготовлением стрелок в маршруте дежурным стрелочного поста и исключают возможность задания враждебного маршрута.
Входной и выходной сигналы открываются только при правильно приготовленном маршруте.
Маршрутно-контрольные устройствапри светофорной сигнализации имеют следующие особенности. Стрелки, входящие в маршруты приема и отправления, оборудованы контрольными замками. На стрелочных постах установлены исполнительные аппараты, которые осуществляют взаимозависимость стрелок, сигналов и маршрутов. В них находятся контрольные замки, запирающие ключи от стрелок в установленных маршрутах и маршрутные рукоятки на три положения; вертикальное (нормальное), повернутое вправо или влево, что соответствует определенному маршруту. Блок - механизм осуществляет станционную блокировку между аппаратами распорядительным, установленным в помещении ДСП, и исполнительным.
Распорядительный аппарат имеет:
блок механизмы – по одному на группу враждебных маршрутов;
маршрутные рукоятки на три положения (нормально отперты);
сигнальные рукоятки на три положения: вертикальное (нормальное), повернутое влево или вправо – открытое положение сигнала на соответствующий путь (нормально заперты);
ящик зависимости и индуктор.
При нормальном положении устройств, когда нет заданных маршрутов, все стрелки находятся в положении, которое установлено ТРА станции, и заперты замками. Ключи от них вставлены в централизатор. Маршрутные рукоятки на распорядительных и исполнительных постах занимает вертикальное положение. В блок - очках блок - механизмов виден белый свет, но состояние их различно: на распорядительных аппаратах они отблокированы - отперты, а на исполнительных заблокированы – заперты.
Действия ДСП при установке маршрутов.Получив от соседней станции сообщение об отправлении поезда и убедившись, что для его приема никаких препятствий нет, ДСП поворачивает маршрутную рукоятку на соответствующий путь и дает по телефону распоряжение стрелочным постам приготовить маршрут и проверить свободность пути. На станциях, где контрольные стрелочные замки есть, и на распорядительном аппарате дежурный по станции обязан прежде всего убедиться в правильном положении стрелок, запереть их, вложить ключи в централизатор и только после этого повернуть маршрутную рукоятку и дать распоряжение стрелочным постам приготовить маршрут для приема поезда.
Дежурный стрелочного поста, получив распоряжение о приготовлении маршрута, проверяет его свободность, устанавливает стрелки в нужное положение, запирает их, вкладывает ключи в централизатор и поворачивает их. Маршрутную рукоятку он сможет повернуть лишь в том случае, если в контрольные замки централизатора вложены и повернуты ключи от всех стрелок, входящих в маршрут. В результате ключи, а следовательно, и стрелки запираются. Затем дежурный стрелочного поста по телефону, в присутствии дежурного противоположного стрелочного поста, докладывает дежурному по станции о готовности маршрута и свободности пути приема. ДСП нажимает клавишу блок - механизма и вращает рукоятку индуктора. В результате этого действия блок механизм в распорядительном аппарате ДСП заблокируется, а на исполнительном аппарате стрелочного поста отблокируется, цвет блок - очков меняется на красный, маршрутные рукоятки на исполнительном и распорядительном аппарате запираются в переведенном положении. ДСП, убедившись в готовности маршрута и свободности пути приема и стрелок, дает дежурному стрелочного поста указание об охране маршрута и открывает входной сигнал нажатием кнопки. На пульте ДСП красная лампочка контроля закрытого положения входного сигнала гаснет и загорается зеленая лампочка. Дежурный стрелочного поста, убедившись, что поезд проследовал в полном составе и вошел на путь приема, докладывает об этом ДСП, который после перекрытия входного сигнала на запрещающее показание (на повторителе входного сигнала гаснет зеленая лампочка, а вместо нее загорается красная) дает распоряжение дежурному стрелочного поста разделать маршрут приема. Дежурный стрелочного поста нажимает до конца клавишу блок - механизма и вращает ручку индуктора. В результате этого действия блок - механизм исполнительного аппарата на стрелочном посту заблокируется, блок-механизм на распорядительном аппарате у ДСП - отблокируется, цвет в очках блок механизмов сменится с красного на белый. Маршрутные рукоятки распорядительного и исполнительного аппаратов отпираются. ДСП и дежурный стрелочного поста поворачивают маршрутные рукоятки в вертикальное положение, дежурный стрелочного поста извлекает ключи из контрольных замков и устанавливает стрелки в нормальное положение в соответствии с ТРА станции или на свободный путь. Порядок действий при приготовлении маршрута отправления аналогичен.
Разделка маршрута при неисправности устройств. Если разделать маршрут обычным путем невозможно, ДСП должен доложить поездному диспетчеру и получить от него разрешение искусственно деблокировать блок - механизмы. Об этом нужно сделать запись в Журнале осмотра формы ДУ-46, указав блок-механизм, аппарат и причину срыва пломбы с блок - очка. Сорвав пломбу, вывинчивают окошко и рукой при помощи специального приспособления деблокируют (отпирают) блок - механизм. На стрелочном посту эти действия выполняет дежурный стрелочного поста по телефонному распоряжению ДСП. До прибытия электромеханика разрешается пользоваться устройствами для приема и отправления поездов, проявляя особую бдительность при приготовлении маршрутов. Задавать маршрут путем искусственного срабатывания блок - очков запрещается. На станциях, где управление сигналами производится со стрелочного поста, в аппаратах при нормальном положении устройств, а также в блок - очках блок механизмов виден белый цвет, но состояние их различное: в распорядительных аппаратах они деблокированы - отперты, а в исполнительных заблокированы - заперты.
Электрическая централизация
Общие сведения
Электрической централизацией называются устройства, обеспечивающие при
помощи электрической энергии централизованное управление стрелками и сигналами и автоматический контроль их положения.
Внедрение электрической централизации ускоряет технологический процесс работы станций, увеличивает пропускную способность их горловин, повышает безопасность движения поездов и маневровых передвижений, значительно сокращает штат станционных работников.
Управление стрелками и сигналами в устройствах электрической централизации осуществляется из одного пункта- поста централизации, что позволяет более четко и продуманно организовать прием и отправление поездов и маневровые передвижения. Главные элементы электрической централизации: рельсовые цепи, стрелочные приводы, пульт управления, кабельная сеть, светофоры.
Проектируются и строятся только релейные централизации являющиеся наиболее совершенными системами электрической централизации и обеспечивающие не только безопасность движения поездов, но и создающие удобства и простоту управления стрелками и сигналами, а также обслуживание устройств, при которых зависимости между маршрутами, стрелками и сигналами осуществляются реле.
В соответствии с ПТЭ устройства электрической централизации не должны допускать открытия входного светофора, если маршрут установлен на занятый путь; перевода стрелки под составом; открытия светофоров, соответствующих данному маршруту, если стрелки не поставлены в надлежащее положение, а светофоры враждебных маршрутов не закрыты; перевода входящей в маршрут стрелки или открытия светофора враждебного маршрута при открытом светофоре, ограждающем установленный маршрут.
Устройства электрической централизации обеспечивают:
контроль взреза стрелки с одновременным закрытием светофора, ограждающего маршрут;
контроль положения стрелок и занятости путей и стрелочных секций на аппарате управления;
возможность маршрутного или раздельного управления стрелками и сигналами, а также производства маневровых передвижений по показаниям маневровых сигналов;
передачу стрелок на местное управление;
взаимное замыкание стрелок и светофоров.
Релейная централизация
Релейная централизация бывает двух видов: с индивидуальным управлением стрелками, когда маршрут на пульте готовится переводом каждой из них, и маршрутно-релейная, в которой готовится сразу весь маршрут нажатием только двух кнопок. Перевод стрелок в этом случае происходит одновременно.
Маршрутно - релейная централизация позволяет установить самый сложный маршрут в течение 8-10 секунд. Разделка его происходит также автоматически вслед за поездом посекционно, но стрелки остаются в том же положении. В маршрутно - релейной централизации, кроме автоматического, предусмотрено также индивидуальное управление стрелками с помощью стрелочных коммутаторов, установленных на аппаратуре. По сравнению с индивидуальным управлением стрелками она имеет следующие преимущества:
автоматизирует процесс установки маршрутов, что освобождает дежурного от необходимости перевода каждой входящей в маршрут стрелки, позволяя сосредоточить управление большим числом стрелок и сигналов в одном пункте, повышает производительность и улучшает условия труда дежурного; на крупных станциях позволяет сосредоточить управление движением поездов у одного дежурного;
разрешается работать на пульте управления одновременно двум дежурным только на крупных станциях, где в устройствах маршрутно - релейной централизации предусмотрены два комплекта наборных устройств. В этом случае на пульте табло должны быть указаны границы действия каждого дежурного.
|