Обязанности работников станции по использованию и содержанию Устройств СЦБ
Работники, связанные с движением поездов, должны хорошо знать аппараты сигнализации, централизации и блокировки, на которых они работают. Порядок пользования устройствами СЦБ при приеме, отправлении поездов и маневровой работе, и особенно в период нарушения их действия и выключения, с учетом местных условий излагается в специальной инструкции, разрабатываемой для каждой станции. На промежуточных станциях участка с типовыми устройствами СЦБ может быть одна инструкция.
ДСП, переводя рукоятки, нажимая кнопки, поворачивая ключи, не должен прилагать усилий сверх обычных, в противном случае он должен путем дополнительной проверки убедиться в правильности своих действий. Аналогично нужно поступить и в других случаях, когда устройства не исполняют задаваемую им программу действия прежде, чем делать заключение об их порче.
Аппараты СЦБ на станциях должны быть надежно закрыты и опломбированы, а в помещении, где они установлены, вывешены описи приборов, подлежащих опломбированию, с указанием числа пломб на каждом из них. Управляют приборами сигнализации, централизации и блокировки: на станции – ДСП или по его распоряжению оператор или дежурный стрелочного поста, на исполнительном посту - оператор поста централизации, при диспетчерской централизации - поездной диспетчер и начальник станции. Запрещается ДСП разрешать управление приборами другим лицам при приготовлении маршрута.
ДСП и дежурные по постам, сигналисты и дежурные стрелочных постов при вступлении на дежурство обязаны:
проверить наличие пломб на аппаратах согласно описи, обращая при этом внимание на ясность оттисков и целостность нитки; соответствие показаний приборов на аппаратах поездному положению на станции и перегонах;
просмотреть записи, сделанные ранее в Журнале осмотра формы ДУ-46, обращая особое внимание на то, устранены неисправности или нет;
получить доклад от подчиненных работников смены и при необходимости сделать запись о состоянии устройств СЦБ в Журнале осмотра формы ДУ-46.
За целостность пломб на аппаратах и кнопках несет ответственность ДСП. Работая у пульта управления, он должен следить по контрольным приборам за действием всех устройств, обращая особое внимание на контроль занятости изолированных путей и стрелочных участков, последовательность освобождения их при приеме и отправлении поездов, своевременное изменение показаний повторителей сигналов, возвращение возвратных кнопок в нормальное положение. Обо всех неисправностях устройств СЦБ ДСП обязан немедленно сообщить электромеханику или дежурному инженеру дистанции СЦБ и связи и оформить запись в Журнале осмотра формы ДУ-46.
Централизованные стрелки необходимо содержать в чистоте, своевременно очищать от снега и льда. В период весеннего таяния снега должен быть обеспечен отвод воды. ДСП, сигналист и дежурный стрелочного поста обязаны содержать в чистоте все доступные им части аппаратов СЦБ, находящиеся в их пользовании.
При опломбировании устройств СЦБ после осмотра или ремонта, прежде чем подписать запись электромеханика в Журнале осмотра формы ДУ-46, ДСП обязан вместе с ним проверить их действие и убедиться в том, что они исправны, а показания контрольных приборов соответствуют фактическому поездному положению, число навешенных пломб - описи.
Порядок действия в условиях нарушения нормальной работы
Устройств СЦБ на станциях
При возникновении каких-либо нарушений в работе устройств СЦБ ДСП должен прежде всего проверить, не является ли это следствием его неправильных действий или действий других работников, пользующихся устройствами. Так, например, дополнительно проверить:
свободность пути приема и изолированных участков по маршруту предполагаемого следования поезда;
контроль положения всех стрелок, в том числе охранных, входящих в маршрут, и правильность их установки;
не остаются ли путь и стрелки, входящие в требуемый маршрут, замкнутыми в других маршрутах;
не извлечен ли из аппарата ключ-жезл, правильно ли он установлен в аппарате;
не оказался ли включенным заградительный светофор на переезде, расположенном в пределах станции, или сигнал централизованного ограждения составов поездов – в зависимости от характера возникшего нарушения в работе устройств;
соответствие приготовленного маршрута направлению следования поезда и установленному направлению блокировки.
При отсутствии каких-либо ошибок в своих действиях ДСП обязан немедленно сделать соответствующую запись в Журнале осмотра формы ДУ-46 и сообщить о неисправности электромеханику или дежурному инженеру дистанции СЦБ и связи.
Впредь до устранения неисправности, проверки установленным порядком работы устройств и соответствующей отметки электромеханика в Журнале осмотра формы ДУ - 46 ДСП независимо от поездной обстановки запрещается пользоваться неисправными устройствами (управлять ими с пульта), в том числе и при возобновлении контроля свободности или занятости изолированных секций, положения централизованных стрелок или других изменениях на пульте управления.
В тех случаях, когда действие устройств восстановлено, а электромеханик находится на значительном расстоянии от помещения ДСП, запись о вводе этих устройств в действие может заменить регистрируемая в том же Журнале формы ДУ-46 телефонограмма с последующей личной подписью телефонограммы электромехаником. При этом проверка свободности пути, стрелок и приготовление маршрутов приема и отправления поездов должны производиться порядком, предусмотренным для таких случаев в ТРА станции.
В зависимости от характера неисправности ДСП, не ожидая прибытия электромеханика, должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для выяснения нарушения нормального действия устройств СЦБ внешним осмотром путей и стрелок, например:
при показании ложной занятости пути или стрелочного изолированного участка проверить, не замкнута ли рельсовая цепь посторонним предметом, в каком состоянии изолирующие стыки, рельсовые соединители, не допускается ли заколачивание рельсовой цепи при работах, нет ли подвижного состава за изолирующими стыками и предельными столбиками;
если стрелка не переводится с пульта управления, посмотреть, не попало ли что-либо между остряком между остряком и рамным рельсом.
Когда после такого осмотра ДСП точно выяснит и устранит причину нарушения нормального действия устройств, ему разрешается возобновить пользование устройствами. О причинах нарушения и устранения этих причин ДСП делается отметка в последней графе Журнала осмотра формы ДУ-46.
Получив сообщение о нарушении нормальной работы устройств, электромеханик обязан определить, требуется ли выключение неисправного устройства из централизации (из зависимости), с сохранением или без сохранения пользования сигналами и сделать об этом соответствующую запись в Журнале осмотра (формы ДУ-46).
Электромеханикам запрещается:
приступать к устранению неисправностей устройств СЦБ на станциях без ведома ДСП и без записи в Журнале осмотра формы ДУ-46, за исключением случаев, предусматриваемых специальными инструкциями в соответствии с требованиями пункта 6.48 ПТЭ;
по окончании ремонта или устранения неисправности вводить в действие устройства, работа которых временно прекращалась, без совместной с ДСП их проверки и не убедившись в исправности устройств и правильности показаний контрольных приборов на пульте управления.
При ложной занятости стрелочных изолированных участков соответствующие стрелки переводятся с помощью вспомогательной кнопки. Перед каждым переводом такой стрелки ДСП обязан убедиться в свободности ее от подвижного состава. Прием и отправление поездов по маршрутам, в которые входят такие стрелки, производятся при запрещающем показании входных или выходных сигналов.
При показании ложной занятости пути приема ДСП перед приемом поезда обязан лично или через соответствующих работников убедиться в свободности пути от подвижного состава. Прием поездов на такие пути должен производиться при запрещающем показании входного сигнала.
Если ДСП обнаружит, что при фактической занятости станционного пути, стрелочной секции или первого блок - участка удаления контрольные приборы на аппарате управления показывают их свободность (ложную), он должен немедленно сделать об этом запись в Журнале осмотра формы ДУ-46 и вызвать электромеханика. Впредь до устранения повреждения устанавливать маршруты, в которые входят эти пути и стрелки (в том числе охранные негабаритные участки), и открывать соответствующие сигналы разрешается только после того, как ДСП лично или через других работников убедится в свободности от подвижного состава изолированного участка, показывающего ложную свободность.
Если при открытом входном светофоре разрешающее его показание самопроизвольно изменится на запрещающее, ДСП обязан по показаниям приборов управления дополнительно убедиться в правильности установки стрелок, свободности изолированных участков и пути приема, после чего вновь открыть входной светофор. Если светофор откроется, пользоваться устройствами разрешается и в дальнейшем. О случаях самопроизвольного перекрытия сигнала ДСП должен сделать запись в Журнале осмотра формы ДУ-46 и сообщить электромеханику. Таким же порядком поступает ДСП в случаях самопроизвольного перекрытия выходного светофора при отправлении поезда на перегон, оборудованный автоблокировкой, при этом перед вторичным открытием светофора должна быть проверена свободность от попутных поездов первого блок - участка, а на однопутных перегонах и двухпутных, оборудованных двусторонней автоблокировкой, кроме того, и свободность перегона (пути) от встречных поездов.
Если после самопроизвольного изменения показания входного светофора на запрещающее при правильном положении стрелок, свободности изолированных участков и пути приема (по показаниям контрольных приборов) светофор вторично не изменит показания на разрешающее, прием поездов впредь до проверки и устранения неисправности должен осуществляться при запрещающем показании этого сигнала с проверкой маршрута установленным порядком. Аналогично должен поступать ДСП в случае повторного изменения показания входного светофора на запрещающее (независимо от показаний контрольных приборов). При самопроизвольном перекрытии и невозможности вторичного открытия выходного светофора ДСП на перегонах с автоблокировкой руководствуется пунктами 1.13, 1.14, а с полуавтоматической блокировкой пунктами 3.5, 3.6 ИДП.
При неисправности контрольного замка на стрелке, оборудованной ключевой зависимостью, электромеханик или электромонтер после снятия замка для ремонта (с сохранением пользования сигналами) передает ключ дежурному стрелочного поста. В маршрутах приема и отправления поездов такая стрелка после установки в соответствующее положение запирается на навесной замок. После доклада дежурного стрелочного поста ДСП о готовности маршрута ключ от контрольного замка по указанию ДСП вставляется в исполнительный аппарат на посту для обеспечения замыкания маршрута.
Перед приемом или отправлением поезда по пригласительному сигналу или по соответствующим разрешениям при запрещающих показаниях сигналов на станциях, оборудованных электрической централизацией, ДСП, прежде чем нажать кнопку пригласительного сигнала или выдать разрешение на прием или отправление поезда, обязан:
установить стрелочные рукоятки (кнопки) в положение, соответствующее положению стрелок в маршруте, и убедиться в правильности установки маршрута по контрольным приборам. На все стрелочные рукоятки (кнопки) стрелок, входящих в маршрут, и охранных надеть красные колпачки.
Правильность установки стрелок, положение которых не контролируется на табло, должна быть проверена на месте, стрелки заперты на навесные замки, а в электроприводах выключены блок - контакты.
После установки маршрута и проверки положения стрелок должна быть установлена свободность пути по маршруту следования поезда (лично ДСП или по его указанию сигналистом, дежурным стрелочного поста или другим работником станции), а также свободность изолированных стрелочных участков, смежных с негабаритными, входящими в маршрут;
набрать при наличии маневровых маршрутов соответствующий маршрут приема или отправления поезда с открытием маневровых светофоров. При этом стрелочные рукоятки (кнопки) индивидуального управления (при маршрутной централизации) поставить в положение, соответствующее положению стрелок в маршруте, и надеть на рукоятки красные колпачки. Свободность пути по маршруту контролируется белой светящейся полосой, а при ее отсутствии после установки маневрового маршрута - порядком, указанным в пункте «а».
Когда невозможно открыть маневровый светофор по маршруту следования поезда, действия по подготовке этого маршрута выполняются в соответствии с пунктом «а». Такой же порядок установки маршрута распространяется и на участки, не имеющие маневровых маршрутов;
на станциях, оборудованных электрической централизацией с кодовым управлением, переводить стрелки в положение, соответствующее положению в маршруте, только с пульта резервного (местного) управления с навешиванием красных колпачков на рукоятки. Правильность положения стрелок в маршруте проверяется по контрольным приборам на пульте резервного (местного) управления, а свободность пути по маршруту - ДСП или по его указанию другим работником станции. Пользоваться частью табло центрального поста, относящейся к району кодового управления, запрещается.
Детальный порядок выключения и включения устройств СЦБ при их неисправности, осмотре и ремонте устанавливается специальными инструкциями.
Устройства связи
Устройства связи на железнодорожном транспорте обеспечивают быструю передачу распоряжений о приеме и отправлении поездов и маневровой работе.
Магистральная, дорожная и отделенческая связь. К этим видам связи относятся:
Связь совещаний для проведения оперативных совещаний руководящих работников с подчиненными им работниками структурных подразделений железнодорожного транспорта.
Магистральная и дорожная распорядительная связь для оперативного руководства работой Компании и отделений дороги.
Дорожная диспетчерская связь служб электрификации и энергетического хозяйства, пути, сигнализации и связи для оперативного руководства работой предприятий соответствующих служб в пределах Компании.
Диспетчерская поездная связь для соединения поездного диспетчера с работниками станций, входящих в его участок. В провода поездной диспетчерской связи допускается включение только телефонов ДСП, маневровых диспетчеров, операторов, дежурных по локомотивным депо, подменным пунктам, дежурных инженеров дистанций сигнализации и связи. На участках с диспетчерской централизацией в провода поездной диспетчерской связи допускается включение телефонов дежурных по переездам порядком, установленным МТиК РК.
На станциях, где нет дежурных работников станции или не предусмотрено их круглосуточное дежурство, разрешается включать в поездную диспетчерскую связь телефоны, установленные в квартирах начальников станций, электромехаников и электромонтеров СЦБ. Включение телефонов, установленных в квартирах, производит поездной диспетчер специальным прибором и только на время переговоров.
Допускается временно включать в провода поездной диспетчерской связи на перегонах переносные телефоны дрезин (при вынужденной остановке поездов), начальников восстановительных и пожарных поездов, электромехаников СЦБ и руководителей восстановительных, путевых работ и работ по устройствам электроснабжения.
Поездная радиосвязь для служебных телефонных переговоров по организации движения поездов и обеспечения безопасности движения.
Поездная межстанционная связь для служебных переговоров между дежурными смежных раздельных пунктов по движению поездов.
Перегонная связь для переговоров находящихся на перегоне работников с дежурными раздельных пунктов, ограничивающимися перегон, поездным и энергодиспетчером, диспетчерами дистанций пути, сигнализации и связи.
Энергодиспетчерская связь для оперативного руководства работой энергетического хозяйства.
Линейно-путевая связь для переговоров работников дистанции пути по вопросам содержания путевого хозяйства.
Служебная диспетчерская связь для служебных переговоров работников дистанций сигнализации и связи с линейными электромеханиками (организуют в пределах дистанции сигнализации и связи).
Вагонная диспетчерская связь для контроля за продвижением подвижного состава и состоянием погрузочно - разгрузочных работ.
Информационная (телеграфная) связь для передачи сообщений (натурных листов) о подходах поездов к сортировочным станциям. Ее предусматривают между сортировочными станциями, а также сортировочными и грузовыми станциями своей и других дорог.
Постанционная связь для служебных переговоров работников промежуточных станций (разъездов и остановочных пунктов) между собой и с работниками участковых и отделенческих станций.
Связь дежурного по охраняемому переезду с дежурным ближайшей станции и поездным диспетчером для переговоров по обеспечению безопасности движения по железной дороге и переезду, а также для контроля внешнего состояния поездов.
Связь транспортной военизированной охраны для оперативного управления подразделениями военизированной охраны.
Станционная оперативно-технологическая связь. Для оперативного руководства технологическим процессом работы железнодорожных станций предусматриваются:
Станционная распорядительная телефонная связь, в комплекс которой входят отдельные оперативно-технологические связи для руководителей технологического процесса работы железнодорожных станций.
Стрелочная телефонная связь для переговоров, связанных с движением поездов. Включение нескольких телефонных аппаратов стрелочной связи в одну цепь не допускается, за исключением случаев параллельного включения группы стрелочных постов, расположенных в одном стрелочном районе. Включение в цепи стрелочной связи каких - либо других абонентов, кроме исполнительных постов централизации, стрелочных постов и ДСП, запрещается. Вызов по стрелочной связи должен дублироваться работой звонков громкого боя, устанавливаемых снаружи помещений стрелочных постов.
Информационная связь сортировочных станций (без УВЦ) для передачи сведений о подходах поездов. Кроме информационной связи, крупные сортировочные станции оборудуются связью списчиков вагонов и передачи сортировочных листков.
Двусторонняя парковая связь для переговоров между руководителями (ДСП, ДСЦ, ДСПГ, ДСПФ, ОМР, ПТО, ВОХР) и исполнителями технологического процесса работы железнодорожных станций.
Связь громкоговорящего оповещения для информации пассажиров. Этот вид связи проектируется на крупных станциях с большим числом транзитных пассажиров дальнего следования и на станциях пригородного сообщения.
Станционная радиосвязь для организации оперативно-технологической связи в пределах станции или железнодорожного узла. В нее входят радиостанции стационарных объектов, подвижного состава и носимые.
Промышленное телевидение для наблюдения и контроля отдельных технологических процессов работы железнодорожного транспорта. Промышленное телевидение может использоваться для:
наблюдения за работой отдельных районов станции (контейнерной площадки, сортировочной платформы, грузового двора, пунктов коммерческого осмотра, льдоэстакады);
проверки прибытия на станцию поездов в полном составе;
обзора сортировочных парков и районов маневровой работы станционным или маневровым диспетчером, дежурным по горке, дежурным по сортировочному парку;
проверки хода выполнения маневровой работы, свободности путей для приема поездов и правильности приготовления маршрутов;
обзора охраняемых крупных железнодорожных мостов и другие;
наблюдения за обстановкой при скоплении большого числа пассажиров в кассовых залах и на платформах прибытия и отправления пассажирских поездов.
Телефонная связь общего пользования предназначена для ведения служебных переговоров между работниками различных подразделений железнодорожного транспорта в пределах всей сети железных дорог РК. К телефонной связи общего пользования относятся: магистральная, дорожная и местная автоматическая связь.
Секции связи и коммутаторы.Секции связи предназначены для организации основных видов связи ДСП и устанавливаются на аппаратах - пультах управления станций, оборудованных электрической централизации с выносным табло и аппаратах, на которых размещены кнопки и табло.
Коммутаторы станционной связи предназначены для организации связи: ДСП на станциях, оборудованных маршрутно-контрольными и другими устройствами СЦБ, станционных диспетчеров, дежурных по паркам, маневровых диспетчеров.
Коммутатор перегонной связи предназначен для включения двух линий перегонной связи и трех линий участковой связи (диспетчерской, энергодиспетчерской, служебной связи электромехаников).
Радиосвязь. Устройства поездной радиосвязи должны обеспечивать непрерывную двустороннюю связь между:
дежурным поездным диспетчером и машинистами локомотивов, находящихся в пределах диспетчерского участка;
машинистом локомотива, находящегося на перегоне, и дежурным по ближайшей станции; машинистами локомотивов.
Устройства маневровой радиосвязи должны обеспечивать надежную двустороннюю связь маневрового диспетчера (ДСП, составителя поездов) с машинистами маневровых локомотивов в пределах всей территории станции, а на крупных станциях - в пределах маневрового района.
Устройства громкоговорящего оповещения должны обеспечивать хорошую слышимость в пределах парка. Они должны иметь направленное действие для уменьшения шума за территорией железной дороги.
Устройства радиосвязи и громкоговорящего оповещения, применяемые для передачи указаний и сигналов о маневровых передвижениях, должны быть включены постоянно, обеспечивать непрерывное действие каналов связи, иметь контроль включенного состояния и удовлетворять техническим требованиям и нормам содержания, установленным в инструкции МТиК РК.
Устройства поездной и станционной радиосвязи на крупных станциях и
диспетчерских участках должны оборудоваться системой автоматизированной регистрации переговоров. Порядок оборудования и пользования этой системой устанавливается МТиК РК.
Запрещается при эксплуатации пользоваться устройствами радиосвязи, когда слышимость нечеткая, так как в этих случаях указания могут быть неправильно поняты исполнителями.
Порядок пользования радиосвязью, обеспечивающий безопасность движения поездов с учетом возможных случаев отказа ее работы, должен быть изложен в ТРА станции.
Поездная радиосвязь предназначена для служебных телефонных переговоров по организации движения поездов и обеспечения безопасности движения.
Поездная радиосвязь применяется в случаях, предусмотренных ПТЭ и ИДП, а также в других необходимых случаях, связанных с регулированием движения поездов, например, при вынужденной остановке поезда на перегоне для предупреждения об этом машинистов поездов, идущих по перегону, ДСП, ограничивающих перегон, и поездного диспетчера; при изменениях в движении поезда, нарушающих установленный график; при необходимости предварительного доклада машиниста дежурному по депо о техническом состоянии локомотива; для передачи сообщений об обнаружении препятствий, угрожающих безопасности движения поездов; при авариях, обвалах, снежных заносах, пожарах, занятости переездов застрявшим автогужевым транспортом; для передачи на локомотив указания об остановке в случае обнаружении неисправности в поезде и другие.
Поездной радиосвязью пользуются машинисты и помощники машинистов, поездные, локомотивные и энергодиспетчеры, ДСП и локомотивным депо, операторы контрольных радиостанций и электромеханики контрольных и контрольно-ремонтных пунктов поездной радиосвязи.
Разрешается пользоваться радиостанциями поездной радиосвязи руководителям ремонтных работ, машинистам снегоуборочных машин и восстановительных дрезин, начальникам восстановительных дрезин, начальникам восстановительных и пожарных поездов и вагонов – лабораторий.
У работников всех служб, связанных с использованием устройств поездной радиосвязи и их обслуживанием, необходимо проверять знание правил эксплуатации поездной радиосвязи при назначении на работу и периодически одновременно с проверкой знаний ПТЭ. Работники, допустившие нарушение правил, могут быть подвергнуты внеочередной проверке.
Запрещается при эксплуатации радиостанций поездной радиосвязи:
передавать сведения, не подлежащие передаче по радио;
применять произвольные коды и сокращения, кроме установленных правилами;
вести частные переговоры.
На сети железных дорог Республики Казахстан применяется система с групповым взаимно избирательным вызовом, при которой поездной диспетчер или ДСП после посылки вызова должен назвать номер вызываемого поезда (локомотива), так как вызывной сигнал принимается группой поездов, находящихся в пределах действия данной стационарной радиостанции.
Машинист вызывает дежурного по ближайшей станции посылкой вызова с последующим названием требуемой станции. Радиосвязь машиниста с поездным диспетчером устанавливается непосредственно при посылке вызова или при помощи ДСП.
Включение и выключение аппаратуры поездной радиосвязи, посылка вызова и ведение переговоров по радио производятся порядком, установленным заводскими инструкциями, прилагаемыми к аппаратуре, и местными инструкциями о порядке пользования поездной радиосвязью на определенном участке железной дороги, учитывающими особенности местных условий участка и типа применяемой аппаратуры.
Все стационарные радиостанции и шкафы радиопроводной связи должны быть включены на непрерывное действие, иметь индикаторные устройства, отражающие их включенное состояние, опломбированы. Пломбы должны быть внесены в опись.
Радиостанции локомотивов и моторвагонного подвижного состава, находящихся в работе, также должны быть включены на непрерывное действие, иметь индикаторные устройства, отражающие их включенное состояние, и опломбированы.
Самовольное выключение радиостанций в период их работы запрещается. В случаях повреждений, угрожающих целости аппаратуры, радиостанции могут быть выключены ДСП и машинистами до прибытия электромеханика или электромонтера на промежуточный пункт и до захода локомотива и моторвагонного подвижного состава в депо.
Поездные диспетчеры, дежурные по депо, ДСП, машинисты и другие работники, пользующиеся устройствами поездной радиосвязи, обязаны следить за постоянной их готовностью к действию, сообщать о каждом случае неисправности работникам, обслуживающим радиосвязь, и делать записи соответственно: на графике исполненного движения (у диспетчера), в Журнале осмотра формы ДУ-46 (у ДСП).
Каждый случай срыва пломб, неисправности устройств радиосвязи, вызывающий нарушение работы или выключение этих устройств, а также преднамеренное их выключение машинистами, ДСП или поездным диспетчером в трехдневный срок должен рассматриваться начальниками станций, депо, дистанции сигнализации и связи или соответствующих отделов отделений дороги для принятия необходимых мер.
При вызове по радиосвязи надлежит придерживаться следующих форм ведения разговора:
машинист вызывает ДСП, поездного или локомотивного диспетчера:
«ДСП (наименование станции), поездной (или локомотивный) диспетчер, ответьте»; услышав ответ, продолжает: «Вызывает машинист локомотива номер, поезда номер…(фамилия)» - и далее текст вопроса или сообщения;
ДСП вызывает машиниста:
«Машинист поезда номер …, следующего к станции (наименование станции), ответьте»; услышав ответ машиниста, продолжает: «Я дежурный по станции (наименование станции, фамилия)»- и далее текст вопроса или сообщения;
поездной (или локомотивный) диспетчер вызывает машиниста:
«Машинист локомотива номер…, поезда номер….(фамилия), ответьте»; услышав ответ машиниста, продолжает: «Я, поездной (или локомотивный) диспетчер (фамилия)»- и далее текст вопроса или сообщения.
При повреждении телефонной цепи поездной диспетчерской связи и установлении временной связи поездного диспетчера с промежуточными станциями по другим резервным телефонным цепям диспетчер может вызвать машиниста требуемого локомотива через ДСП.
При ответе на вызов по радиосвязи надлежит придерживаться следующих форм ведения разговора:
машинист поезда:
«Я, машинист локомотива номер…, поезда номер…. (фамилия), слушаю»;
дежурный по станции:
«Я, дежурный по станции (наименование станции и фамилия), слушаю»;
поездной (или локомотивный) диспетчер:
«Я, поездной (или локомотивный) диспетчер (фамилия), слушаю».
В случаях угрозы безопасности движения поездов разговор по радиосвязи прерывается сообщением:
«Прекратите разговор, авария».
Это сообщение при необходимости повторяется несколько раз.
При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист остановившегося поезда
обязан немедленно объявить об этом по радио машинистам поездов, следующих по перегону, и ДСП, ограничивающим перегон, по форме:
«Внимание, внимание, внимание! – я машинист поезда номер… (фамилия), остановился на … километре (при двухпутных участках указывает, на каком пути) перегона…. (название перегона)».
При наличии препятствия для движения по соседнему пути к тексту добавляется: «Имеется препятствие на соседнем пути». Все машинисты поездов, находящихся в зоне действия радиостанции на данном перегоне, услышав сообщение, начатое словом: «Внимание!», должны внимательно его выслушать и принять меры к обеспечению безопасности движения поездов, то есть вести их с особой бдительностью, снижать в необходимых случаях скорость и быть готовым к немедленной остановке при наличии препятствий к немедленной остановке при наличии препятствий для дальнейшего движения.
ДСП, ограничивающим перегон, услышав сообщение, и немедленно докладывают о случившемся дежурному поездному диспетчеру.
Если при неоднократном (но не менее трех раз) вызове ни один из вызываемых абонентов (машинисты, дежурные по станциям и поездной диспетчер) не ответят и причина, вызвавшая остановку поезда, не может быть устранена в течение двадцати минут, машинист остановившегося поезда должен руководствоваться пунктом 16.43 ПТЭ.
В дальнейшем при отсутствии явных признаков неисправности локомотивной радиостанции машинист по возможности должен периодически повторять вызовы.
В случае получения заявления от машиниста, другого работника Компании или постороннего лица о замеченном ими повреждении, препятствии, неисправности пути или контактной сети и сооружений ДСП при наличии поездов на перегоне обязан по радио дать указание машинисту соответствующего поезда об остановке и принять меры в соответствии с пунктом 12.19 ИДП.
Порядок использования поездной радиосвязи машинистами, ДСП и поездными диспетчерами при организации движения соединенных поездов устанавливается специальной инструкцией МТиК РК.
Лицами, ответственными за сохранность радиоаппаратуры, являются:
в помещении диспетчера - дежурный диспетчер;
на промежуточном пункте - дежурный по станции;
на подвижных средствах железнодорожного транспорта - машинист;
на пожарном или восстановительном поезде - начальник поезда;
на ремонтных работах - руководитель ремонтных работ.
Содержание устройств радио - и телефонной связи.
Хорошая слышимость и четкая работа телефонной аппаратуры и радио, установленных в помещении ДСП, во многом зависят от правильного пользования ими и бережного отношения к ним.
При вступлении на дежурство ДСП должен проверить работу устройств связи и радио, обо всех обнаруженных недостатках сделать запись в Журнале осмотра формы ДУ-46 и сообщить электромеханику связи. При пользованииаппаратурой нельзя рывком снимать телефонную трубку или ударять ею о рычаг после разговора, скручивать и вытягивать шнур трубки, без надобности держать ее снятой с рычага.
Необходимо следить, чтобы после окончания переговоров аппаратура связи (контрольные и вызывные лампочки) приходила в нормальное положение.
При ремонте помещения нужно сообщать электромеханику, а при необходимости и лично принять меры для сохранности аппаратуры и проводки, не допуская попадания влаги на аппарат, шнур телефонной трубки и коммутаторы. Не допускать резкого изменения температуры и влажности в помещении, где установлены телефонные аппараты. В сыром помещении аппараты связи работать не могут.
|