Диспетчерское руководство движением поездов Движением поездов на участке руководит поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов на обслуживаемом участке. Он имеет связь с ДСП, работниками локомотивного депо и тяговых подстанций, а также с энергодиспетчером. Кроме того, в распоряжении поездного диспетчера имеется поездная радиосвязь.
Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению всеми работниками, непосредственно связанными с движением на поездов на данном участке. Помимо диспетчера, кому бы то ни было запрещается давать оперативные распоряжения по движению поездов на участке.
Все указания об очередности формирования и отправления поездов, о прицепке к поездам вагонов, погруженных на данной станции, об отцепке и прицепке порожних вагонов, о скрещениях и обгонах поездов и много других указаний ДСП получает от поездного диспетчера.
В зависимости от обстановки на участке поездной диспетчер принимает меры для устранения нарушений графика движения поездов, дает указания об изменении порядка и пунктов скрещения и обгона поездов, отправлении поездов по неправильному пути, о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие. Наиболее важные приказы поездного диспетчера ДСП или оператор записывает в Журнал диспетчерских распоряжений формы ДУ-58. Обязательна запись в Журнал формы ДУ-58 следующих приказов:
об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);
о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;
о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие;
об отправлении поездов по неправильному пути;
об отправлении поездов с разрядными и негабаритными грузами;
о приеме и отправлении пассажирских, почтово - багажных, грузо - пассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций ТРА станции;
о назначении поездов, не предусмотренных графиком, с указанием порядка их следовании и об отмене поездов, за исключением выпуска на участок одиночных локомотивов, автодрезин несъемного типа и хозяйственных поездов, назначение и порядок следования которых можно не регистрировать приказами;
некоторых других приказов, связанных с движением поездов на участке (по усмотрению диспетчера).
Приказы об отправлении по неправильному пути пассажирских поездов поездной диспетчер дает с разрешения дежурного по отделению.
Кроме того, ДСП без получения регистрируемого приказа поездного диспетчера запрещается:
выдавать машинистам письменные разрешения или передавать им приказы по радиосвязи для отправления поезда при запрещающем показании выходного светофора на однопутный перегон, оборудованный автоблокировкой. Поездной диспетчер дает такой приказ лишь после того, как предварительно проверит свободность перегона от встречных поездов. Блок - система при этом должна быть установлена в направлении отправляемого поезда;
изменять с помощью рукояток (кнопок) вспомогательного режима направление автоблокировки на однопутном перегоне и на двух путном с двусторонней автоблокировкой.
Необходимо каждый раз получать устное разрешение поездного диспетчера в случаях:
отправления поезда на однопутный перегон, оборудованный автоблокировкой, или по неправильному пути на двухпутный перегон, оборудованный двусторонней автоблокировкой;
необходимости подачи блокировочного сигнала прибытия посредством вспомогательной кнопки или после искусственного срабатывания педальной замычки (при полуавтоматической блокировке);
необходимости выезда маневрового состава за границу станции по правильному пути на двухпутный перегон. При выезде за границу станции на однопутный перегон или на двухпутный перегон по неправильному пути, помимо устного согласия поездного диспетчера, должно быть установленным порядком получено согласие дежурного по соседней станции.
VI. Прием и отправление поездов
Общие требования
Пользование устройствами СЦБ и связи.Для того чтобы надежно обеспечивать бесперебойное и безопасное движение поездов, причастный работник должен твердо знать принцип действия этих устройств, в том числе: расположение, назначение, внешний вид кнопок и рукояток, предназначенных для перевода стрелок и открытия сигналов; показания контрольных приборов на пульте управления; порядок приготовления маршрутов приема, отправления и пропуска поездов; порядок разделки или отмены заданных маршрутов; признаки основных нарушений нормальной работы устройств маршрутов; признаки основных нарушений нормальной работы устройств СЦБ и порядок действий при тех или иных нарушениях; порядок пользования вспомогательными рукоятками и кнопками, кнопками пригласительных сигналов; порядок и способы выключения и включения в централизацию (зависимость) отдельных элементов устройств СЦБ.
Операции по приготовлению маршрутов.Перед приемом или отправлением поезда ДСП обязан обеспечить приготовление маршрута приема или отправления. К числу основных элементов, связанных с выполнением операций по приготовлению маршрута, относятся:
прекращение маневров с выходом на путь и маршрут приема или отправления. Руководитель маневров, а через него машинист маневрового локомотива должны быть предупреждены о предстоящем приеме или отправлении поезда, в том числе в тех случаях, когда маневровая работа производится не непосредственно по маршруту следования поезда, а на путях и стрелках, с которых возможен выход подвижного состава на маршрут;
проверка свободности пути по маршруту следования поезда и свободности перегона (для отправляемых поездов);
установка стрелок и надлежащее положение и их запирание;
проверка правильности установки стрелок в заданном маршруте.
операции по приготовлению маршрута выполняются лично ДСП или по его распоряжению оператором поста централизации или дежурными стрелочных постов.
Приготовлению маршрутов на станциях с централизацией стрелок осуществляется лично ДСП или под его непосредственным руководством оператором поста централизации. При наличии исполнительных постов централизации ДСП передает операторам этих постов словесное распоряжение о приготовлении того или иного маршрута, подтверждая это распоряжение соответствующими действиями на аппаратах управления. Детальный порядок действий соответствующих работников по приготовлению маршрутов приема отправления поездов на станциях с централизованным управлением стрелками и сигналами устанавливается в инструкциях о порядке пользования устройствами СЦБ станции.
На станциях с нецентрализованными стрелками распоряжение о приготовлении маршрута приема или отправления поезда ДСП должен передавать одновременно на все стрелочные посты, участвующие в приготовлении маршрута. Если дежурство старших дежурных стрелочного поста на станции не установлено, то это распоряжение должно быть передано четко и ясно с соблюдением установленного регламента переговоров. Во время передачи распоряжения о приготовлении маршрута приема или отправления поезда ДСП запрещается вести переговоры, не связанные с передаваемым распоряжением.
До передачи распоряжения, связанного с приготовлением маршрута приема или отправления поезда, а также до получения доклада о выполнении такого распоряжения ДСП должен убедиться, что его слушают или ему докладывают те лица, которые имеют на это право. Запрещается передавать указанные распоряжения или получать доклады о их выполнении от лиц, которые не имеют на это право.
В приготовлении маршрутов приема и отправления поездов должны участвовать стрелочные посты и районы, расположенные на входной горловине и на противоположном конце пути приема, а также все посты, через стрелочные переводы которых возможен выход подвижного состава на эти маршруты. Перечень таких постов указан в ТРА станции.
Распоряжение о приготовлении маршрута приема или отправления поезда ДСП должен передать исполнителям с таким расчетом, чтобы они успели выполнить и доложить о готовности маршрута настолько заблаговременно, чтобы прибывающий поезд не снизил скорости перед входным сигналом и не был задержан перед выходным сигналом отправляемый поезд. Для этого ДСП должен учитывать время: хода поезда по перегону; необходимое для прекращения маневров и уборки маневрового состава с маршрута следования поезда; на проверку свободности пути; на установку стрелок в нужное положение, их запирание, проверку правильности маршрута.
Контроль за правильностью приготовления маршрута.На станциях с нецентрализованными стрелками ДСП убеждается в правильности приготовления маршрута при исправности устройств СЦБ по показаниям приборов управления. Правильность выполнения отдельных распоряжений по приготовлению маршрутов приема и отправления поездов на станциях с нецентрализованными стрелками ДСП контролирует по докладам лиц, которым оно было передано. Во время такого у телефона должны обязательно присутствовать одновременно все работники, которым было передано распоряжение о приготовлении маршрута. На станциях, имеющих аппараты управления, позволяющие контролировать положение стрелок в заданном маршруте, ДСП, кроме получения соответствующего доклада, убеждается в правильности приготовления маршрута по показаниям приборов этих аппаратов. На станциях, где таких устройств нет и не установлено дежурство старших дежурных стрелочных постов, ДСП обязан лично проверять правильность приготовления маршрута и отбирать у дежурных стрелочных постов ключи от запертых стрелок.
За правильность приготовления и проверки маршрута приема или отправления поезда должен отвечать работник, выполнявший эти операции. Поэтому после доклада о готовности маршрута приема или отправления поезда ДСП, операторам постов централизации, стрелочных постов и сигналистам запрещается передавать дежурство другим работникам до тех пор, пока поезд, для которого приготовлен маршрут, не прибудет на станцию или не отправится со станции. Если по каким - либо причинам это сделать трудно, вступающий на смену работник может принять дежурство, лично убедившись установленным порядком в правильности приготовленного маршрута, и в дальнейшем не ссылается на работника, сдавшего дежурство. Если входной сигнал для приема поезда или выходной сигнал для отправления поезда уже открыт, ДСП не имеет права давать исполнителям указания об изменении маршрута. В исключительных случаях прием поезда на другой свободный путь или отправление поезда с другого пути может осуществляться лишь после закрытия соответствующего сигнала, отмены ранее заданного маршрута, передачи установленным порядком распоряжения о приготовлении нового маршрута и получения доклада о выполнении этого распоряжения.
Прием поездов на пути или отправление их с путей, которые не предусмотрены для этого ТРА станции,допускается лишь в исключительных случаях по разрешению дежурного поездного диспетчера.
В этих случаях при отсутствии у ДСП аппаратов управления, позволяющих ему контролировать положение стрелок в маршруте, правильность приготовления маршрутов приема и отправления пассажирских, почтово - багажных, грузо - пассажирских и людских поездов, проверяет начальник станции или его заместитель, ДСП, дежурный по посту или парку. Грузовой поезд, стоящий между пассажирским зданием и пассажирским поездом на станции, где нет переходного моста или тоннеля, должен быть расцеплен и для пассажиров сделан проход.
При необходимости пропуска поездов, маневровых составов и локомотивов по путям между стоящим на станции пассажирским поездом и пассажирским зданием ДСП обязан принять меры, обеспечивающие безопасность посадки и высадки пассажиров, а именно: заблаговременно предупредить об этом локомотивные бригады, оповестить по станционной радиосвязи пассажиров, использовать для такого оповещения станционных работников (дежурных по перрону, вокзалу, носильщиков). Порядок пропуска поездов и маневровых составов по путям, расположенным между пассажирским зданием и стоящим на станции пассажирским поездом, предусматривается в ТРА станции.
Информация о прибытии и отправлении поездов.Время прибытия, отправления или проследования каждого поезда должно быть обязательно отмечено в Журнале движения поездов формы ДУ-2 и немедленно сообщено дежурному по соседней станции и поездному диспетчеру. Это обеспечивает бесперебойный прием поездов на соответствующие пути, предусмотренные ТРА станций, предупреждает возможность ошибок при подаче блокировочных сигналов прибытия (особенно с применением вспомогательных кнопок) и при изменении направления блокировки, а также в других случаях.
Регламент переговоров.Примерный регламент переговоров ДСП с дежурными стрелочных постов о приготовлении маршрутов приема и отправления поездов приведен в Перечне примерных сообщений и указаний между ДСП, машинистом поезда и поездным диспетчером, утвержденный приказом № 17-Ц от 12 января 2006 года.
Прием поездов
Подготовка путей для приема поезда.Прием каждого поезда на станцию должен производиться при открытом входном светофоре на свободный путь, предназначенный (специализированный) для этого ТРА станции. Нельзя принимать поезда на пути, не соответствующие специализации и назначению поезда, например нечетный поезд - на путь, предназначенный для приема четных поездов, пассажирский поезд - на путь, предназначенный для приема грузовых поездов, пассажирский поезд дальнего следования - на путь, предназначенный для приема пригородных поездов.
ДСП обязан обеспечить готовность свободных путей для своевременного приема поездов. С этой целью, руководствуясь информацией о подходе поездов, он обязан заранее планировать последовательность занятия путей прибывающими поездами и в соответствии с этим своевременно готовить путь для приема каждого поезда.
Занимать приемо - отправочные пути отдельными вагонами или группами вагонов, отцепленными от проходящих поездов для подачи под погрузку, выгрузку, ремонт и другие операции, запрещается. На промежуточных станциях временное занятие приемо- отправочных путей отдельными вагонами или группами вагонов может быть допущено только по разрешению поездного диспетчера.
За всякую невызванную необходимостью задержку поезда у закрытого входного сигнала ДСП несет строгую ответственность.
Учет занятости путей.Чтобы в любой момент отчетливо представлять свободен или занят приемо - отправочный путь, ДСП, не надеясь на свою память, обязан вести учет положения (свободности или занятости) этих путей. Такой учет может осуществляться: на станционных графиках исполненного движения (на больших станциях) проставлением номера пути приема поезда в Журнале движения поездов (формы ДУ-2) (для промежуточных станций без маневровой работы), навешиванием табличек о занятости пути на схематических планах изображения путей, отметками на листе бумаги против номера каждого пути, чем он занят в каждый данный момент (после освобождения пути эта отметка зачеркивается), и другими методами, наиболее удобными для конкретных условий работы той или иной станции. На станциях с электрической изоляцией приемо - отправочных путей ДСП, кроме того, при определении свободности или занятости путей должен руководствоваться показаниями контрольных приборов на пульте управления. Следует, однако, помнить, что при сильных снегопадах, метелях, загрязнении головок рельсов балластом, битумом, мазутом контрольные приборы при постановке на путь отдельных единиц подвижного состава могут давать неправильные показания (ложную свободность пути при фактической его занятости), а поэтому независимо от показаний таких приборов ДСП должен учитывать занятость путей отдельными единицами подвижного состава.
Проверка свободности пути. На станциях, где нет электрической изоляции приемо - отправочных путей, проверка их свободности перед приемом поезда – одна из важнейших и трудоемких операций в процессе приготовления маршрутов приема поездов. Она может быть организована одним из следующих способов:
за каждым стрелочным постом закрепляется определенная часть пути приема, за проверку свободности которой этот пост несет ответственность, для проверки дежурный стрелочного поста проходит до места, откуда обеспечивается хорошая видимость всей проверяемой части пути;
дежурный стрелочного поста или специально выделенный работник проходит вдоль пути приема;
по хвостовым сигналам поездов, проходящих станцию без остановки;
по контрольным приборам аппаратов управления на станциях, оборудованных электрической изоляцией приемо - отправочных путей.
В зависимости от наличия технических устройств, условий работы и расположения путей могут быть предусмотрены и другие способы проверки, исключающие возможность приема поездов на занятый путь.
Конкретный порядок проверки свободности пути перед приемом поезда на той или иной станции устанавливается ТРА станции, которым и руководствуется ДСП.
В необходимых случаях по распоряжению ДСП проверка свободности одного или нескольких путей приема может быть произведена заблаговременно. При этом каждый проверенный путь ограждается с обеих сторон переносными красными сигналами, которые снимаются только после приготовления маршрута приема поезда на этот путь.
Открытие входного сигнала.ДСП запрещается открывать входной светофор или давать другое разрешение на право следования поезда с перегона на станцию до тех пор, пока он не убедится, что маршрут приема поезда готов, стрелки заперты, путь приема поезда свободен, маневры на путях и станциях по маршруту приема прекращены.
Входной светофор открывается лично ДСП или по его распоряжению в каждом отдельном случае оператором поста централизации. Входной светофор закрывается автоматически после прохода его первой колесной парой прибывающего поезда, а на станциях, не имеющих электрических рельсовых цепей ДСП или оператором поста централизации после прохода сигнала всем составом прибывающего поезда.
Контроль за прибытием поезда.Прибывающий поезд должен остановиться между выходным светофором и предельным столбиком пути приема, а там, где нет выходного светофора между предельными столбиками, при этом машинисту грузового поезда вменено в обязанность, останавливать локомотив у предельного столбика или выходного сигнала. Не доезжая до них, машинист может остановить поезд только в том случае, если он убежден, что весь состав установлен в пределах пути приема.
В случае если хвост поезда останется за предельным столбиком, оператор поста централизации, дежурный стрелочного поста, сигналист обязаны немедленно доложить об этом ДСП, который принимает меры к установке поезда в границах пути приема (передачей машинисту соответствующего указания по радиосвязи или через других работников). Если поезд установить в границах пути приема невозможно, ДСП принимает меры, обеспечивающие безопасность передвижений подвижного состава по смежным путям. Если ДСП заранее известно, что на станцию прибывает поезд, не устанавливающийся в границах полезной длины пути приема, то он может разрешить машинисту этого поезда безостановочно проследовать выходной (маршрутный) светофор по лунно - белому огню на мачте этого светофора. С этой целью машинисту прибывающего поезда заблаговременно передается по радиосвязи приказ:
«Машинисту поезда № ……Я, дежурный по станции….., разрешаю Вам до получения сигнала остановки безостановочно проследовать выходной (маршрутный) светофор с ….пути при лунно-белом и погашенном красном огне этого светофора».
ДСП встречает прибывающие поезда, следит за их состоянием, наличием на них сигнальных приборов и правильным показанием сигналов. На некоторых станциях, где пути приема поездов удалены от рабочего помещения ДСП или где ДСП по каким-либо другим местным условиям не может встречать поезда, последние должны встречаться сигналистами или дежурными стрелочного поста. На станциях, расположенных на участках с автоблокировкой, где ДСП не может встречать поезда и нет других работников, которые могли бы осуществлять эту операцию, прибытие поездов контролируется по показаниям приборов управления.
Если поезд прибывает с перегона, не оборудованного автоматической блокировкой, контроль за его прибытием в полном составе должен осуществляться только по наличию хвостового сигнала. В этих случаях на станциях с централизованными стрелками для контроля за прибытием поезда в полном составе могут привлекаться также составители поездов, главные кондукторы поездов, находящиеся на станции, дежурные по переездам и другие работники в соответствии с порядком, устанавливаемым директором отделения дороги.
О всех замеченных ненормальностях встречающие работники немедленно сообщают ДСП, а в случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей, кроме того, самостоятельно принимают меры к остановке поезда.
Дежурный стрелочного поста, в район деятельности которого входят стрелки, ограничивающие путь приема, обязан по наличию хвостового сигнала проверить прибытие поезда в полном составе, его установку в границах предельных столбиков и доложить об этом ДСП.
В ТРА каждой станции обусловливается, кто должен встречать поезда и как ДСП контролирует прибытие поезда. Этими указаниями ДСП должен руководствоваться в работе.
ДСП встречает поезда на станциях, где ему вменено это в обязанность, и если прибывающий поезд следует безостановочно и ему готов маршрут сквозного пропуска, показывает машинисту этого поезда: днем - поднятый вертикально в вытянутой руке ручной диск, окрашенный в белый цвет с черным окаймлением, или свернутый желтый флаг; ночью - поднятый ручной фонарь с зеленым огнем.
Если прибывает пассажирский, почтово-багажный или грузопассажирский поезд, не имеющий на станции остановки по расписанию, но по сложившимся обстоятельствам его необходимо задержать на станции, ДСП, где ему вменено в обязанность, встречать поезда, должен показывать машинисту этого поезда: днем - ручной красный диск или развернутый красный флаг; ночью - красный огонь ручного фонаря.
На станциях, где рабочее место ДСП вынесено на стрелочный пост, ДСП в случае приема поезда на боковой путь или при приеме поезда с остановкой на станции (вне зависимости от расписания) показывает машинисту днем развернутый флаг, а ночью - желтый огонь ручного фонаря.
Одновременный прием на станцию поездов противоположных направлений.Одновременнопринимать на станцию поезда противоположных направлений (то есть открывать одновременно входные светофоры) запрещается в случаях, когда подход к станции хотя бы с одной стороны расположен на затяжном спуске и при этом маршрут приема поезда со стороны, противоположный этому спуску, не изолирован от маршрута приема другого поезда предохранительным тупиком или взаимным расположением путей. Значение затяжных спусков указано в ПТЭ (термины).
На промежуточных станциях двухпутных и многопутных линий одновременный прием поездов противоположных направлений, кроме того, запрещается, когда продолжение маршрута приема поезда, следующего со стороны, имеющей на протяжении тормозного пути спуск круче 0,006, пересекает маршрут приема пассажирского почтово-багажного, грузо - пассажирского или людского поезда. Это касается тех редких случаев, когда при приеме на станцию такого рода поездов маршруты их следования пересекают главные пути противоположного направления. Эти случаи указываются в ТРА соответствующих станций, где одновременно предусматривается, какой из прибывающих поездов в этой обстановке должен приниматься первым.
Прием поезда на станцию при запрещающем показании входного сигнала.Прием поезда на станцию при запрещающем показании входного (маршрутного) светофора допускается лишь в исключительных случаях:
когда невозможно открыть входной светофор из-за неисправности;
если поезд принимается на путь, не предусмотренный для этого ТРА станции и в связи с этим невозможно открыть входной светофор;
при приеме на определенные участки путей подталкивающих локомотивов,
локомотивов, следующих в расположенное на станции депо, под составы поездов;
при приеме на свободные участки станционных путей восстановительных и пожарных поездов, вспомогательных локомотивов, локомотивов без вагонов, снегоочистителей, автодрезин несъемного типа, а также хозяйственных поездов и путевых машин, прибывающих на станцию после производства работ с закрытием перегона.
К этим случаям относится также и прием на станцию поезда, следующего по неправильному пути, когда на этом пути нет входного сигнала.
Поезда при запрещающем показании входного (маршрутного) светофора принимают на станцию:
по пригласительному сигналу. Нельзя использовать для приема поезда, следующего по неправильному пути, на котором нет входного светофора, пригласительный сигнал входного светофора, установленного по правильному пути;
по приказу ДСП, передаваемому машинисту (после остановки поезда перед входным светофором) по специальному телефону, установленному у входного светофора).
Приказы ДСП о приеме поезда на станцию при запрещающем показании входного светофора, передаваемые машинистам прибывающих поездов по специальному телефону или радиосвязи, должны регистрироваться в Журнале движения поездов формы ДУ-2. Установлена следующая форма этих приказов:
для поездов, следующих по пути, на котором есть входной светофор, «Машинисту поезда № … Я, дежурный по станции…., разрешаю Вам с ….неправильного пути следовать на ….путь. Маршрут приема готов».
Перечисленные разрешения (кроме пригласительного огня на входном светофоре) применяются также и в тех случаях, когда из-за внезапного перекрытия входного сигнала на запрещающее показание машинист, восприняв перекрытие, остановит поезд уже после проезда входного сигнала. Если же, восприняв внезапное перекрытие входного светофора, машинист остановит поезд перед перекрывшимся сигналом, разрешением для входа его на станцию может служить открытый светофор и любое разрешение, предусмотренное для случаев приема поезда на станцию при запрещающем показании входного сигнала.
Любое из этих разрешений может быть передано машинисту лишь после того, как ДСП убедится в готовности маршрута приема.
Для поездов, принимаемых на станцию при запрещающем показании входного светофора (по любому из установленных для этих случаев разрешений), скорость следования при входе на станционные пути установлена не более 20 километров/час. Машинист обязан в этом случае вести поезд с особой бдительностью и готовностью немедленно остановить его, если встретится препятствие для дальнейшего движения. Это обстоятельство ДСП всегда должен учитывать при определении времени освобождения прибывающим поездом входных стрелок.
Прием поезда на свободные участки станционных путей. Для отдельных категорий поездов ПТЭ предусмотрена возможность приема их на станцию на свободные участки путей. Это значит, что эти поезда в необходимых случаях могут быть приняты не на полностью свободные пути, предусмотренные для этой цели ТРА станции. ДСП должен твердо помнить, что такой прием может осуществляться только при запрещающем показании входного светофора.
Возможность такого приема предусмотрена для следующих поездов:
подталкивающих локомотивов. Порядок работы подталкивающих локомотивов устанавливается инструкциями, утвержденными начальником дороги для каждого пункта подталкивания. На подталкивающих локомотивах работают специально выделенные локомотивные бригады, хорошо знающие условия работы на станциях, ограничивающих перегон подталкивания. Место остановки подталкивающего локомотива на таких станциях обозначается специальным указателем с надписью «Остановка подталкивающего локомотива». Разрешением на въезд подталкивающего локомотива на установленный участок пути может служить пригласительный сигнал на входном светофоре, разрешающее показание специально установленного маневрового светофора, указание ДСП, передаваемое машинисту подталкивающего локомотива по радиосвязи, ручной сигнал дежурного стрелочного поста или сигналиста соответствующего района, подаваемый по указанию ДСП, и другие средства в зависимости от имеющихся технических устройств и местных условий работы станции. Установленный порядок указывается в ТРА станции и объявляется всем машинистам подталкивающих локомотивов. Специально установленные маневровые светофоры могут быть использованы также для приемки на станцию поездных локомотивов, следующих под сформированные поезда со станций, где расположено локомотивное депо, а также для приема локомотивов, следующих из-под прибывших на соседнюю станцию поездов в депо;
восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов. Машинисты локомотива каждого из этих поездов в соответствии с выданными им разрешениями на следование знают, куда и для какой цели они следуют. В ряде случаев любой из этих поездов в сложившейся обстановке целесообразно остановить на входной горловине или на определенном отрезке станционного пути. Въезд их на станцию в этих случаях может быть осуществлен по любому из разрешений, предусмотренных для приема поездов при запрещающем показании входного сигнала. При входе на станцию со скоростью, предусмотренной для этих случаев (не более 20 километров/час), машинисты должны руководствоваться сигналами или указаниями, которые им будут передаваться дежурными стрелочных постов, сигналистами или ДСП;
хозяйственных поездов, прибывающих с перегона, который закрыт для производства ремонтно-путевых работ. На закрытом перегоне (пути) может работать несколько хозяйственных поездов и путевых машин. Возвращение их на станции, ограничивающие перегон, производится по указанию руководителя работ, при этом машины и поезда следуют друг за другом на определенном расстоянии. Подготовка маршрута приема и открытие входного сигнала для первого поезда производятся обычным порядком. Каждый последующий хозяйственный поезд, машина или агрегат, возвращающийся с перегона, вводятся на станцию при запрещающем показании входного сигнала по одному из разрешений, предусмотренных для этих случаев. При входе на станцию машинист каждого поезда должен соблюдать особую бдительность, быть готовым к немедленной остановке, если встретится препятствие для дальнейшего движения;
снегоочистителей и автодрезин несъемного типа. В некоторых случаях локомотив, следующий со снегоочистителем, или автодрезину целесообразно принять и остановить на входной горловине или определенном отрезке станционного пути. При входе на станцию при запрещающем показании входного светофора машинист или водитель дрезины должен руководствоваться сигналами или указаниями, которые будут передаваться дежурными стрелочных постов, сигналистами или ДСП;
локомотивов без вагонов. Возможность приема локомотива без вагонов на какой - либо свободный участок станционного пути предусмотрена для тех случаев, когда для приема такого локомотива нет полностью свободного пути или когда прибывающий локомотив целесообразно остановить в районе входной горловины станции. Такой прием осуществляется обязательно при запрещающем показании входного сигнала, когда ДСП твердо уверен, что локомотив следует без вагонов, и он может обеспечить передачу машинисту локомотива указания или сигнала об остановке локомотива в нужном месте.
На отдельных станциях, где для приема электропоездов на входных или маршрутных светофорах применяются три желтых огня, это показание светофора может быть использовано и для приема на станцию одиночных локомотивов и дрезин несъемного типа.
Отправление поездов
Проверка свободности перегона. ДСП перед отправлением поезда должен быть твердо убежден в том, что перегон до соседнего раздельного пункта свободен.
При отправлении поезда на однопутный перегон или по неправильному пути на двухпутный перегон ДСП, кроме того, должен установленным порядком получить разрешение (согласие) от станции, на которую отправляется поезд. При отправлении поезда на однопутный перегон, оборудованный автоблокировкой, ДСП не получает предварительного разрешения от дежурного по соседней станции и может отправлять поезд отправлением каждого поезда он обязан предварительно согласовать с поездным диспетчером право занятия перегон.
Отправление поезда на двухпутный перегон по правильному пути производится после получения установленным порядком с соседней станции уведомления о прибытии туда ранее отправленного поезда, а при автоблокировке - после освобождения первого блок - участка, при этом предварительного согласия ДСП станции, на которую отправляется поезд, не требуется.
Разрешение на право занятия перегона.Разрешением поезду занять перегон служит разрешающее показание выходного светофора, жезл или письменное разрешение установленной формы (путевая записка, заполненный бланк зеленого цвета и другие).
ДСП запрещается открывать выходной светофор или давать другое разрешение на занятие перегона, не убедившись в том, что маршрут для отправления поезда готов, стрелки заперты, маневры на стрелках маршрута отправления прекращены, техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава закончены, а на станциях формирования и смены хвостовых сигнальных приборов - и в наличии хвостового сигнала.
Выходной светофор открывается лично ДСП или по его распоряжению в каждом отдельном случае оператором поста централизации. Выходной светофор должен закрываться автоматически после прохода его первой колесной парой отправляющегося поезда, а на станциях, не имеющих электрических рельсовых цепей, - ДСП, оператором поста централизации или дежурным стрелочного поста после прохода светофора всем составом отправляющегося поезда.
Разрешение на отправление поездов со станции. Открытое положение выходного светофора является для машиниста ведущего локомотива одновременно и разрешением на отправление со станционных путей. Если же поезд отправляется с путей, не имеющих выходных светофоров, или с путей, где выходные светофоры есть, но при запрещающем их показании, машинисту ведущего локомотива, даже при наличии любого разрешения на занятие перегона, запрещается приводить поезд в движение, не получив указания ДСП. Такое указание ДСП передает машинисту по радиосвязи или сигналом об отправлении, показываемым в сторону машиниста отправляющего поезда. Такой сигнал по указанию ДСП может быть подан дежурным по парку, оператором поста централизации, дежурным стрелочного поста, сигналистом или главным кондуктором порядком, установленным в ТРА станции.
Однако ДСП во всех случаях запрещается давать указание или сигнал об отправлении поезда или передавать разрешение на подачу такого сигнала соответствующим работникам станции, не убедившись установленным порядком в готовности маршрута отправления. До готовности маршрута отправления запрещается вручать машинисту жезл или письменное разрешение на занятие перегона на ходу поезда. При отправлении поезда по пригласительному огню на выходном светофоре или по приказу ДСП, передаваемого машинисту ведущего локомотива по радиосвязи, подавать дополнительный сигнал или указание об отправлении не требуется. Наличие такого рода разрешения автоматически является для машиниста правом на отправление.
|