Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Исторические предпосылки развития сервисной деятельности в России

Экономическая история общества в нашей стране в дооктябрьский период распадается на две эпохи, соответствующие феодальному и капиталистическому способам производства. Каждой из них прису­щи свои черты и особенности в удовлетворении бытовых потребно­стей населения. Однако, несмотря на эти различия, для бытового об­служивания и феодальной, и буржуазной социально-экономических формаций были характерны такие общие закономерности, как узкий круг оказываемых населению бытовых услуг и приспособление бы­тового обслуживания к запросам господствующих классов России помещиков и капиталистов.

В условиях, когда в экономике господствовали натуральные от­ношения, и дворяне и крестьяне удовлетворяли свои бытовые нуж­ды почти исключительно за счет домашнего хозяйства. Дворянскому классу оказывали также свои услуги и свободные, вольнонаемные специалисты в области бытового обслуживания (парикмахеры, мо­дистки, ювелиры и т. д.), значительную часть которых составляли иностранцы.

Постепенно в недрах натурального феодального хозяйства стало развиваться ремесло как «производство изделий по заказу потреби­теля». Этот процесс особенно усилился в период централизации го­сударства и в XVIII — первой половине XIX века. Развитие ремесла приводит к его отделению от сельского хозяйства и образованию особой категории населения — ремесленников, изготовляющих (из своего пли чужого материала) предметы, как правило, по заказу определен­ных лиц за денежное или натуральное вознаграждение. Рост ремес­ленного производства, т. е. работы на заказ, означал расширение гра­ниц бытового обслуживания населения в условиях феодализма.



Одним из наиболее распространенных видов бытового обслужива­ния в феодальный период были услуги бань. На Руси, как во многих других странах, бани были известны с древних времен: упоминание оних встречается еще в летописях, относящихся к периоду древнерус­ского (Киевского) государства. Однако в условиях крепостнической России бани, как идругие виды услуг, в основном служили потреб­ностям привилегированного класса. Народные же бани отличались антисанитарными условиями, кроме того, они были центрами раз­личного рода махинаций и наживы.

В послереформенный период возрос спрос на услуги бань. Если представителей высших слоев общества обслуживали первоклассные банные предприятия, такие как, например, Сандуновские и Централь­ные бани в Москве, то для обслуживания трудящихся создавались так называемые торговые бани, сооружаемые в целях извлечения мак­симальных прибылей и отличавшиеся примитивностью обстановки и оборудования. Наряду с частными банями в России функциониро­вали и общественные бани, находившиеся в ведении муниципалите­тов. В ряде районов страны, особенно на территории национальных окраин, банное обслуживание находилось на крайне неудовлетвори­тельном уровне. Так, например, на весь Новогрудский уезд Минской губернии в 1876 году имелась только одна баня.

Дальнейшее развитие структуры бытового обслуживания связано с появлением фотографии (называемой в народе карточкой). К на­чалу 1870-х годов в Петербурге и Москве было уже несколько десят­ков фотографических ателье. Возникают фотографии и в провинции. В 1882 году в России насчитывалось 800 портретных фотографиче­ских заведений с несколькими тысячами работников. Возрастает спрос на фотобумагу, аппараты и фотопринадлежности. В связи с этим в стране закладываются основы фотопромышленности.

На рубеже XIX и XX веков капитализм в России перерос в импе­риализм — стадию, для которой характерно господство монополийв области экономики. Значительная часть сверхприбылей, получаемых монополистическими объединениями, стала расходоваться на удовлетворение различного рода потребностей владельцев картелей и синдикатов. В начале XX века вырос спрос на бытовые услуги и со стороны сельского зажиточного населения, существенно укрепившего свои позиции в результате проведения столыпинской аграрной ре­формы.

Накануне Первой мировой войны министерством внутренних дел царской России было проведено обследование ремесленного произ­водства 214 городов страны. Было установлено, что большинство городских ремесленников, занимающихся обработкой дерева, изго­товлением предметов одежды и мебели, обработкой минеральных веществ и строительным делом, работали на заказ, т. е. фактически осуществляли бытовое обслуживание населения. Увеличение город­ского населения Российской империи с 20,1 млн. человек в 1897 году до 30,6 млн. человек в 1913 году явилось материальной предпосыл­кой того, что в начале XX века в ряде городов страны выросло коли­чество бытовых мастерских, удовлетворяющих повысившийся спрос на бытовые услуги со стороны монополистической буржуазии и раз­личных категорий жителей города и деревни.

Число портновских мастерских с количеством наемных рабочих свыше двух человек увеличилось в ряде городов России за период с 1900 по 1910 год включительно с 15,9 тыс. до 20,2 тыс., число са­пожных мастерских — с 10,4 до 13,7 тыс., кузнечно-слесарных — с 6,0 до 8,8 тыс., столярных и паркетных — с 5,7 до 7,5 тыс., ювелирных — с 2,0 до 2,4 тыс., часовых - с 0,6 тыс. до 1,0 тыс., мастерских по хими­ческой чистке и окраске одежды — с 74 до 141, прачечных — с 407 до 510. Кроме того, в городах было значительное количество ремеслен­ников-бытовиков, работавших единолично или с одним наемным ра­бочим.

В XX веке в Российской империи развитие бытового обслужива­ния населения получило еще более беспорядочный и вместе с тем ги­пертрофированный характер. Если объемы бытовых услуг, потреб­ляемых высшими классами страны, стихийно росли, причем в ряде случаев довольно быстро, то бытовое обслуживание широких трудя­щихся масс в силу их низкой покупательной способности и реакци­онной социально-экономической политики царского правительства находилось в застойном, бедственном состоянии. Расходы государст­венного бюджета, связанные с удовлетворением бытовых нужд трудя­щихся, были ничтожно малы. Немногочисленные общественные бы­товые предприятия иорганизации, финансируемые государственной казной, влачили жалкое существование. Одной из важных бытовых проблем была стирка белья, однако на всю царскую Россию в канун Первой мировой войны приходилось 11 технически отсталых и неблагоустроенных городских обществен­ных прачечных. Весьма примечательна в этой связи история одной из них — одесской городской прачечной. Она была построена в 1886 году, но длительное время не ремонтировалась, хотя эксплуатировалась усиленно. Впервые вопрос об экстренном ремонте был поставлен еще в 1893 году. Однако Одесская городская управа всячески оттягивала его решение, ссылаясь на нехватку средств. Это побудило одного го­рожанина, инженера по машинному делу, представить в 1897 году в Управу г. Одессы специальный доклад онеобходимости срочного ремонта и переустройства прачечной. Автор доклада, в частности, пи­сал: «Сим имею честь сообщить, что, по моему мнению, вопрос о ка­питальном переустройстве прачечной вполне назревший и едва ли его можно откладывать, так как прачечная окончательно не удовле­творяет своему назначению ни по количеству стираемого белья, нипо качеству стирки». Но и доклад не возымел своего действия. И толь­ко после того, как в 1902 году общественность города выступила вза­щиту прачечной на страницах печати, городской Управе пришлось уступить и выделить определенные средства на ее ремонт и рекон­струкцию.

Неудовлетворительно обслуживали население и общественные бани, на которые городские власти дореволюционной России смот­рели, прежде всего, как па источник прибыли и стремились сделать их как можно более доходными. Перед Первой мировой войной муниципальные бани были в 72 городах страны; чистая прибыль от этих бань составила 250% по отношению к затратам на содержание.

Итак, анализ состояния бытового обслуживания населения в на­шей стране в дореволюционный период свидетельствует о том, что оно находилось на крайне низком уровне и являлось результатом об­щей экономической и социальной отсталости России.

Первый этап развития бытового обслуживания населения в период социализма начался сразу после Великой Октябрьской социалисти­ческой революции. Первоочередным мероприятием советской власти в области бытового обслуживания была национализация (преимуще­ственно муниципальная) наиболее крупных бытовых предприятий, находившихся в частной собственности и использовавших наемную рабочую силу. Были национализированы некоторые бани, прачечные, парикмахерские, швейные ателье, фотографии и другие предприятия бытового обслуживания, принадлежавшие, главным образом, иностран­ным капиталистам. Этим было положено начало обобществленному сектору в коммунально-бытовом хозяйстве страны.

Начавшаяся летом 1918 года иностранная военная интервенция и вспыхнувшая Гражданская война привели к чрезвычайным эконо­мическим трудностям в стране. Одной из главных трудностей воен­ного хозяйственного снабжения в годы Гражданской войны была ост­рая нехватка обмундирования (шинелей, гимнастерок, сапог и т. д.). В связи с этим особенно актуальным стал вопрос о реставрации и изго­товлении обмундирования и других бытовых и хозяйственных пред­метов для бойцов Красной армии.

К выполнению ремонтно-починных работ и производству различ­ных вещей для нужд фронта было привлечено большое количество кустарей-ремесленников и многочисленные учреждения и организа­ции. В годы гражданской войны ремесленники-кустари, стараясь избавиться от эксплуатации владельцев частных бытовых предприятий и улучшить условия своей работы, стали создавать общественные мас­терские. Значительное число таких мастерских было создано, напри­мер, в портновских промыслах Архангельской и ряда других губер­ний страны. Имея в виду указанное обстоятельство, Центральный совет Всероссийского союза портных в 1918 году разработал и разо­слал на места инструкцию об организации общественных мастерских, возглавляемых представителями рабочих.

С введением нэпа коммунальные и бытовые услуги стали платны­ми. Чтобы не ущемить интересы большинства населения, В. И. Ленин отправил 4 июня 1921 года телефонограмму в Наркомзем, Наркомфин, ВСНХ, Внешторг, Наркомпочтель, Наркомвнудел, Наркоминдел, Наркомфин, в которой требовал созвать «совещание компетентных представителей... по вопросу оплаты услуг, оказываемых населению государством...». В июле 1921 года при Наркомате рабоче-крестьян­ской инспекции была создана Комиссия содействия хозяйственным органам. Ленин в письме к члену коллегии Наркомата РКИ А. А. Коростелеву пишет: «Основная задача комиссии: поднять хозяйство, улучшить постановку дела, добиться реальной личной ответственно­сти. Надо бы взять для этого еще несколько учреждений: столовку, баню, прачечную, общежитие и т. п.».

Новая экономическая политика, заменившая собой политику «во­енного коммунизма», признавала существование в стране различных социально-экономических укладов и временно допускала частнособ­ственнические и частнокапиталистические элементы в народном хо­зяйстве. Это объективно не могло не привести к росту частного секто­ра в системе бытового обслуживания населения. Не случайно 7 июля 1921 года ВЦИК и Совнарком приняли Декрет «О кустарной и мел­кой промышленности». Этот документ, который касался и кустарей, оказывающих бытовые услуги населению, разрешал частное предпри­нимательство в кустарно-ремесленных промыслах.

Всего в СССР, по данным Всесоюзной переписи населения 17 де­кабря 1926 года, насчитывался 1 млн. 866 тыс. человек, занятых в мел­кой и ремесленной кустарной промышленности.

Социалистический сектор в области бытового обслуживания по­сле введения в стране новой экономической политики укрепился не только путем создания кооперативов, но и за счет расширения сети государственных бытовых предприятий. В марте 1921 года на заседа­нии представителей Наркомпрода, Главкожи, Центроутиля, Москов­ского губернского СНХ и РКИ было решено: «принять все возможные меры к поощрению уже существующих и образованию ряда новых пошивочных мастерских». 23 июня 1921 года Совнарком РСФСР за подписью В. И. Ленина принял постановление «О ремонтно-почи-ночных мастерских», согласно которому промышленным предпри­ятиям разрешалось для нужд работающих открывать ремонтно-починочные, портняжные, сапожные и другие мастерские, а при более крупных заводах, фабриках, учреждениях — также и пошивочные мастерские: одежные, обувные и др.

С переходом к мирной жизни в стране все больше стало строиться бань и прачечных. Только за 1921-1922 годы было построено 30 госу­дарственных (коммунальных) бань. С 1923 года началось сооруже­ние и коммунальных прачечных. К концу 1927 года 9,7% общего чис­ла прачечных составили прачечные, построенные в 1923-1927 годах. Большинство из вновь введенных в действие прачечных были меха­ническими.

С 1922 года в СССР стали создаваться государственные ломбарды, находившиеся в ведении местных Советов. Задачей советских лом­бардов являлось оказание трудящимся временной заимообразной де­нежной помощи. Кроме того, ломбарды принимали за небольшую плату на временное хранение предметы домашнего обихода (напри­мер, меховые изделия, ткани ипр.). На 1 июля 1927 года на территории Российской Федерации функционировало 22 коммунальных ломбарда.

Таким образом, начальный период развития бытового обслужива­ния в нашей стране, охватывающий время от Великой Октябрьской социалистической революции до конца 1920-х годов, характеризовал­ся прежде всего тем, что в это время возник обобществленный сектор в области удовлетворения бытовых нужд трудящихся.

Однако па первом этапе развития службы быта в СССР домини­рующую роль в оказании бытовых услуг населению играли все же частнособственнические и мелкотоварные предприятия. Экономиче­ская разруха, возникшая в результате Первой мировой и Граждан­ской войн, острая нехватка материальных иденежных средств не дали возможности государству в первые годы советской власти наладить обобществленное бытовое обслуживание населения в крупных мас­штабах.

Второй период развития службы быта можно условно определить Временем довоенных пятилеток, индустриализации. Тогда необходимо было наладить обслуживание бытовых нужд городского населения, в первую очередь рабочих и служащих индустриальных новостроек. Перестройка сельского хозяйства, его коллективизация и массовая организация строительства совхозов также предъявили повышенные требования к бытовому обслуживанию. Задачи, вставшие перед служ­бой быта, не могли быть решены на основе кустарного и мелкого производства товаров и услуг. Необходимо было обобществить быт в широких масштабах, создать широкую сеть предприятий обслужи­вания населения. Альтернативы такому курсу развития сферы быто­вого обслуживания не было. По этому поводу в 1926 году А. В. Луна­чарский в одном из своих выступлений перед рабочими Ленинграда говорил: «Я не случайно избрал тему о быте... Большой интерес к этой теме является, с моей точки зрения, совершенно объяснимым идаже закономерным... Пройдут год-два, и эти вопросы станут на самом первом месте нашего строительства, потому что настоящая цель революции есть именно полное пересоздание быта».

Серьезное внимание вопросу перестройки быта трудящихся и по­вышению уровня обобществленного бытового обслуживания было уделено на состоявшемся в 1930 году XVI съезде ВКП(б). Съезд под­черкнул, что «в пятилетке и во всех планах нового строительства долж­но обязательно предусматриваться строительство жилищ, культурных и социально-бытовых учреждений (столовые, клубы, ясли, прачеч­ные, бани ит. п.), в первую очередь в важнейших фабричнозаводских районах». Вопросы, связанные с бытовым обслуживанием населе­ния, были специально поставлены на XVIII съезде партии (193 ди­рективы этого съезда предусматривали широкое развертывание про­мыслов по услугам населению в рамках третьего пятилетнего плана). 7 января 1941 года вышло Постановление Совнаркома СССР иЦК ВКП(б) «О мероприятиях по увеличению производства товаров ши­рокого потребления и продовольствия из местного сырья». В этом постановлении еще раз было указано на необходимость всемерно уве­личивать сеть предприятий и мастерских, оказывающих различного рода бытовые услуги населению.

В годы довоенных пятилеток переустройство быта проводилось, главнымобразом, на кооперативных началах. Наиболее существен­ную роль в бытовом обслуживании стала играть промысловая коопе­рация, вобравшая в себя основную массу бытовых кооперативных предприятий в стране. Еще в начале 1920-х годов был организован Всероссийский союз промысловойкооперации — Всекопромсоюз, од­на из функций которого заключалась всоздании артелей, занимав­шимися бытовым обслуживанием. Работа, проделанная Всекопромсоюзом, и связи, установленные им с союзными республиками, дали возможность в1928 году создать Всесоюзный совет промысловой коо­перации — главный руководящий орган системы промкооперации, в том числе и кооперативных предприятий по бытовому обслужива­нию. Бытовые предприятия и промысловые кооперации в основном стали специализироваться на выполнении ремонтно-починочныхра­бот и индивидуальных заказов населения. К выполнению работ бы­тового характера были привлечены также Всесоюзный совет лесохимической и деревообрабатывающей промысловой кооперации и Всероссийский металлический союз промысловой кооперации. Об­служиванием бытовых нужд в довоенный период занималась и по­требительская кооперация.

Важное значение в бытовом обслуживании населения имела Все­российская кооперация инвалидов и деятельность республиканских центров инвалидов.

Значительное число новых предприятий, оказывающих населению бытовые услуги, в 1949 году было открыто именно кооперацией ин­валидов. В 1950 году в ремонтно-бытовых мастерских начали вне­дрять метод горячей вулканизации, что по тем временам позволило значительно поднять качество обслуживания населения но ремонту обуви.

Третий период связан с эпохой развитого социализма (1951-1956 годы).

В 1950-е годы, когда вырос жизненный уровень населения, возрос­ли и потребности людей, в том числе бытовые запросы. Это обуслови­ло необходимость более полного их удовлетворения, более быстрого и гармоничного, чем раньше, развития службы быта. На высших пар­тийных форумах — съездах КПСС, проходивших в 1950-х годах, во­просам бытового обслуживания населения всегда уделялось большое внимание.

На рубеже 1940-1950-х годов в бытовом обслуживании населе­ния СССР, как и в предшествующий период, главную роль играли кооперативные организации и, прежде всего, промысловая коопера­ция, которая оказывала большую часть бытовых услуг. В 1950 году была осуществлена перестройка кооперативной системы страны. При Совете министров СССР были организованы Центральный союз по­требительских обществ СССР и Центральный совет промысловой коо­перации.

В 1950-е годы значительное место в бытовом обслуживании зани­мали также предприятия и организации государственной местной промышленности и коммунального хозяйства. Предоставление насе­лению бытовых услуг осуществляли в той или иной мере и многие другие ведомства и учреждения.

В 1960 году в области бытового обслуживания населения про­изошли существенные организационные сдвиги: система промысло­вой кооперации, игравшая в службе быта доминирующую роль, была упразднена. Предприятия бытового обслуживания, находившиеся в системе промкооперации, были переданы государственной про­мышленности — преимущественно управлениям местной промыш­ленности Советов министров автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся.

Местные Советы лучше знали запросы населения в услугах быто­вого характера, более комплексно и эффективно могли использовать местные возможности для улучшения работы предприятий службы быта. Однако и после передачи большинства промкооперативных предприятий бытового назначения государственной промышленно­сти ведомственная «распыленность» службы быта не была устранена. В 1960 году, например, бытовые предприятия различных ведомств и организаций, не подчиненных местным Советам, оказали услуг насе­лению Российской Федерации на сумму в 225,6 млн. рублей, что со­ставило около 30% от общего объема бытовых услуг, предоставлен­ных населению республики. Совнархозы, организованные в 1957 году, имели предприятия по индивидуальному пошиву обуви, трикотажных изделий и пр. Предприятия бытового обслуживания министерств связи осуществляли ремонт радиоприемников и телевизоров. Стан­ции технического обслуживания министерств автомобильного транс­порта производили ремонтные и профилактические работы автомо­билей личного пользования.

Обслуживанием жителей городов (особенно по индивидуальному пошиву одежды) занимались бытовые предприятия торгующих ор­ганизаций министерств торговли союзных республик. Жителям села оказывали услуги по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви предприятия бытового обслуживания потребительской коопе­рации.

Четвертый период развития структуры бытового обслуживания населения приходится на начало 1960-х годов. В это время правитель­ство ставит очередную задачу по реформированию и совершенство­ванию бытового обслуживания и принимает решение о превращении службы быта в самостоятельную отрасль народного хозяйства и со­вершенствовании ее организационной структуры.

В 1960-е годы окончательно сформировалась и определилась главная социально-экономическая функция службы быта — оказа­ние услуг, удовлетворяющих семейно-бытовые потребности. В это время существенно повысилась роль специализированных крупных бытовых предприятий. Были созданы необходимые кадры службы быта и апробированы новые формы и методы управления предпри­ятиями бытового обслуживания населения.

Все более насущной становилась и проблема упразднения ведом­ственной разбросанности бытовых предприятий. Существование боль­шого количества различных ведомств, организаций и учреждений, причастных к обслуживанию бытовых нужд населения, не могло спо­собствовать целенаправленному развитию бытового сервиса. Отсут­ствие единых, централизованных органов руководства предприятиями бытовых услуг болезненно сказывалось на развитии бытового обслу­живания. Выход был один — организационно превратить службу бы­та в единую самостоятельную отрасль экономики.

Еще на рубеже 1950-1960-х годов, после ликвидации системы про­мысловой кооперации и передачи большинства бытовых предпри­ятий местным Советам, в некоторых регионах страны, в частности в ряде областей Российской Федерации, были созданы управления бытового обслуживания населения. Так, например, в 1960 году было организовано Управление бытового обслуживания населения Пен­зенского облисполкома, в состав которого были включены 27 район­ных бытовых комбинатов.

Радикальное значение для оформления службы быта в самостоя­тельную отрасль имело постановление ЦК КПСС и Совета минист­ров СССР от 10 августа 1962 года, в котором говорилось о необхо­димости рассмотрения вопроса об организации системы бытового обслуживания в союзных республиках. Это позволило создать во всех союзных республиках самостоятельные отрасли бытового обслужи­вания.

Специальными постановлениями партийных органов создавались целые отрасли бытового обслуживания населения в больших горо­дах и регионах: объединение бытовых услуг «Чайка» в Москве, фир­ма по индивидуальному пошиву одежды «Казахстан» в Алма-Ате, фирмы «Химчистка» и «Нева» в Ленинграде.

Винтересах обеспечения научно-технического прогресса на пред­приятиях службы быта и повышения эффективности производства и реализации населению услуг была начата исследовательская и кон­структорская работы. Так, при Министерстве бытового обслуживания населения РСФСР был образован Научно-исследовательский технохимический институт бытового обслуживания на правах голов­ного научно-исследовательского института в области службы быта в целом по стране. Помимо того, в составе этого Министерства стали функционировать Государственный институт по проектированию предприятий бытового обслуживания населения, Центральная опытно-техническая швейная лаборатория, Республиканский центр по науч­ной организации труда и управления производством и организован­ное в 1966 году Центральное бюро научно-технической информации.

Чтобы обеспечить подготовку квалифицированных кадров инже­нерно-технических работников и экономического персонала в системе службы быта страны, был открыт ряд техникумов и основан Москов­ский технологический институт бытового обслуживания населения (в последующие годы были основаны также Шахтинский, Владиво­стокский, Хмельницкий и Омский технологический институты бы­тового обслуживания населения).

Таким образом, к середине 1960-х годов в нашей стране сформи­ровалась еще одна самостоятельная отрасль народного хозяйства — бытовое обслуживание населения.

В последующие годы возросла роль специализированных пред­приятий и производственных объединений, превратившихся в веду­щее структурное звено службы быта. Это был закономерный процесс, поскольку создание крупных специализированных бытовых предпри­ятий не только вело к существенному росту эффективности произ­водства, но и создавало благоприятные условия для рациональной организации оказания многочисленных бытовых услуг, сосредоточе­ния производства и реализации близких групп бытовых услуг на одно­типных предприятиях. Например, в системе Минбыта РСФСР было организовано свыше 200 отраслевых производственных объединений и ремонтно-строительных трестов по различным видам услуг. Уро­вень специализации производства в российской службе быта в 1980 году составил 82,1%.

В это же время большое распространение получили дома быто­вых услуг. Особенно много их было возведено в районных центрах страны. Особой нужды в таком количестве домов быта страна не ис­пытывала, о чем свидетельствует статистика тех лет. Большинство из них не располагали в полном объеме производственными мощно­стями, но решения партии и правительства были превыше всего. На 1 января 1981 года только на территории Российской Федерации функционировало 5017 домов бытовых услуг.

Вместе с тем такие высокие темпы развития бытового обслужи­вания, специализация и концентрация производства в отрасли бытового обслуживания населения вызвали к жизни производственную кооперацию.

Углубление специализации в отрасли и постоянно возрастающий спрос на самые разнообразные бытовые услуги потребовали измене­ний в организации приема и изготовления заказов для населения, особенно для жителей сельской местности. К этому времени в служ­бе быта сложилось два подхода к организации производства услуг и обслуживания потребителей. Первый подход — когда производст­венная деятельность по оказанию одних и тех же услуг населению осуществляется одновременно как райбыткомбинатами, так и спе­циализированными бытовыми предприятиями; второй — когда поч­ти все производство бытовых услуг сосредоточено на специализиро­ванных предприятиях и в объединениях.

В результате апробирования этих двух подходов было установле­но, что второй является более эффективным и перспективным, так как даже самые большие и лучшие многоотраслевые комбинаты бы­тового обслуживания, призванные удовлетворять в первую очередь бытовые нужды жителей села, не в состоянии были обеспечить необ­ходимый уровень исполнения многих видов услуг.

В связи с этим в службе быта стали активно развиваться процес­сы разделения функций обслуживания (прием и выдача заказов) и производства услуг. Комбинаты бытового обслуживания в боль­шей степени стали заниматься организацией обслуживания населе­ния, а специализированные бытовые предприятия стали использо­вать свои производственные мощности для выполнения заказов. Это и создало объективные предпосылки для развития в отрасли быто­вого обслуживания так называемого внутрисистемного коопериро­вания, когда предприятия, организующие обслуживание населения, кооперируются с другими родственными предприятиями и расши­ряют ассортимент бытовых услуг.

Одной из особенностей внутрисистемного кооперирования яви­лось то, что кооперативы располагают другим видом собственности и сами работники осознают это. Члены кооператива — сами хозяева своего предприятия.

Развитие новой кооперативной собственности было связано с раз­витием товарно-денежных отношений, с участием работников в управ­лении предприятием. Кооперативное движение повлекло за собой раз­витие предпринимательской деятельности, в том числе и в службе быта. Дальнейшее развитие сферы бытового обслуживания в России оп­ределялось социально-экономическими и политическими реформами рубежа 1980-90 годов. В процессе реформ и формирования рыноч­ного механизма хозяйствования происходила перестройка управле­ния и организации предприятий бытового обслуживания.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.