Обратная связь
|
Понятие бедствия на море или водном пути Его также следует отличать по пространственному признаку от понятий «экологическое бедствие» и «чрезвычайная экологическая ситуация». Дело в том, что оно охватывает чрезвычайные происшествия, имеющие место только в акваториях (водном пространстве), независимо от их правового статуса, и связанные с угрозой (риском) для безопасности людей и окружающей среды. Бедствие на море или водном пути может быть вызвано различными причинами, например столкновением судов или каким-либо иным навигационным инцидентом с судном в открытом море, вызванным ненадлежащим исполнением своих обязанностей лицом (лицами), управляющим судном, либо техническими неисправностями; иной морской аварией; актом пиратства, т. е. неправомерным насилием, задержанием или любым грабежом, совершаемыми с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата, военного корабля, государственного судна, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем; экологического бедствия, вызванного опасным загрязнением морской или водной среды, в том числе в результате деятельности по захоронению опасных (радиоактивных, химических и др.) отходов либо морской аварии; угрожающим безопасности судна (или судоходства) в данном районе актом насилия, направленного против другого судна в открытом море; разрушением или повреждением судна, помещением на судно устройств или веществ, угрожающих разрушением судна или безопасному плаванию данного судна, разрушением морского навигационного оборудования и др., а также при захвате стационарных платформ, совершении актов насилия против лиц на стационарной платформе, если таковое угрожает ста-
ционарной платформе, наносит ей повреждения или разрушает ее, помещении на платформе веществ или устройств, угрожающих ее безопасности.
УК РСФСР в ч. 4 ст. 223' предусматривал также уголовную ответственность за несообщение ответственными за то должностными липами судов и иных плавучих средств, платформ и других сооружений и пр. сведений о готовящемся или произведенном сбросе опасных для морской среды, ее биоресурсов, жизни и здоровья людей, безопасности судоходства веществ.
Бедствием на море или водном пути признается наличие ситуации, при которой жизни и здоровью людей угрожает реальная опасность, окружающая (морская) среда находится под угрозой, создаются помехи законным видам пользования водными или морскими путями.
Ежегодно в мире фиксируется значительное число аварий и иных бедствий на море или водных путях, нередко сопровождающихся причинением значительного материального ущерба, вреда окружающей среде, гибелью людей. Так, в России в 1995 г. только на маломерных судах было зафиксировано 13 аварий (в 1996 г.-23), получивших статус чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В акватории Балтийского моря за последние 10 лет произошло более 100 аварий, многие из которых привели к загрязнению морской среды.
Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), принятый 4 ноября 1993 г., указывает, что наиболее важными средствами предотвращения морских аварий и загрязнения моря с судов являются проектирование, строительство, оснащение и техническое обслуживание судов, а также их эксплуатация надлежащим образом обученными экипажами в соответствии с международными конвенциями и стандартами, относящимися к безопасности на море и.предотвращению загрязнения.
Источники права: Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) от 4 ноября 1993 г.-Российские вести, 1994, 1 сентября; Кодекс поведения при аварийном загрязнении трансграничных внутренних вод 1991 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г.; Конвенция по морскому праву от 10 декабря 1982 г.; Инструкция о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды; Приказ Министерства транспорта РФ от
26 июля 1994 г. «О мерах по повышению безопасности мореплавания»; Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии от 27 июня 1994 г., утвержденный приказом Минприроды РФ.
Совершение преступления в условиях стихийного или иного общественного бедствия является обстоятельством, отягчающим наказание (п. «д» ч. 1 ст. 63 УК РФ; см. также постановление № 17 Пленума Верховного Суда СССР «О рассмотрении судами дел, связанных с преступлениями, совершенными в условиях стихийного или иного общественного бедствия» от 23 декабря 1988 г.—Сборник постановлений пленумов верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., СПАРК, 1995, с. 345-346).
Правовое регулирование вопросов экологической безопасности, чрезвычайных экологических ситуаций, экологических бедствий и других, как уже отмечалось, осуществляется в актах различных отраслей права. Особое место в системе этих норм занимает регламентация чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение
В российском праве чрезвычайное положение понимается в двух смыслах: как угроза безопасности, специфическая кризисная ситуация, существующая объективно и представляющая опасность для населения, территорий, хозяйственных и других объектов, окружающей среды и т. п., и как особый правовой режим, осуществляемый в определенных пределах, основывающийся на конституционных нормах и международных обязательствах и устанавливаемый в определенных законом рамках с учетом особенностей и сферы проявления регулируемого кризиса (конфликта, чрезвычайной ситуации), интересов государства, общества и населения отдельных территорий, граждан. Правовой режим чрезвычайного положения, с одной стороны, направлен на достижение или восстановление нормальных условий жизнедеятельности в определенных границах и объявляется в целях скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи, а с другой — связан с принятием в особом порядке экстраординарных мер, ограничивающих права личности или возлагающих дополнительные обязанности на граждан, государственные структуры, правоохранительные органы и пр.
Режим чрезвычайного положения охватывает как социальные конфликты и кризисы, так и бедствия, вызванные иными причинами (стихийные, экологические, техногенные и пр.). Чрезвычайное по-240
ложение может быть объявлено на всей территории РФ сроком не более 30 дней, в отдельных регионах —не более чем на 60 дней указом Президента РФ с немедленным уведомлением Совета Федерации (к ведению которого относится утверждение указа) и Государственной Думы, а также с уведомлением в 3-дневный срок Генерального секретаря ООН об ограничении прав и свобод граждан, состоящем в отступлении от обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах, объеме отступлений и причинах решения. Ограничения, допускаемые при введении чрезвычайного положения, весьма широки и касаются многих политических, личных и других прав. При этом сохраняют свое действие такие гарантии соблюдения прав, как основные правовые институты (суды, прокуратуры, адвокатура, формы судопроизводства и т. д.), а создание чрезвычайных судов, внесудебных органов уголовного судопроизводства запрещается. В Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в г. Москве» от 5 октября 1993 г. содержится наиболее полный перечень правоограничений: комендантский час, особый режим въезда и выезда, ограничение передвижения автотранспорта, усиление охраны общественного порядка, запрещение собраний, митингов, уличных шествий и т. п., досмотр транспортных средств, проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей, жилища, запрет на продажу оружия и ядовитых веществ, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных движений и т. д.
Статья 87 Конституции РФ помимо чрезвычайного положения предусматривает военное положение.
Введение и осуществление чрезвычайного положения имеют уголовно-правовое значение: возникает вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших действия, вызвавшие необходимость введения чрезвычайного положения, противодействовавших порядку чрезвычайного положения либо превышавших власть и иным образом злоупотребивших своими служебными возможностями.
Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения является обстоятельством, отягчающим наказание (п. «д» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Анализ экологических рисков
Анализ экологических рисков в РФ представляет собой сложную, во многих случаях юридически оформленную интеллектуальную деятельность. Она осуществляется по плану, т. е. заранее, про-
ЙЙЙЗ гйёл
гностически или в зависимости от уже возникшей ситуации; свернуто или развернуто; на основе нормативно-правовых процедур или вне их. Эта деятельность, по общему определению, направлена; 1) на выявление существующего или потенциального риска; 2) на оценку ситуации риска, вида и интенсивности угрозы состоянию окружающей среды или конкретным объектам; 3) на установление степени неопределенности развития ситуации, т. е. предсказуемости или непредсказуемости; 4) оценку абстрактной и реальной возможности устранения угрозы; 5) на определение степени и стоимости устранения угрозы.
Предполагается, что анализ рисков должен завершаться принятием решений и их реализацией. Так в России, к сожалению, происходит не во всех случаях. Реально осуществляемый анализ рисков предполагает в методическом плане определение: а) понятия риска в его фактическом и правовом выражении; б) источников риска; в) ситуации риска; г) правовых основ анализа рисков (повода, процедуры); д) механизма управления рисками.
Понимание риска. В российское экологическое право и экологическую практику понятие риска пришло из математических наук, статистики, таких областей науки, как теория вероятности, теория игр, теория принятия решений и пр. Существенную роль в восприятии и усвоении использования этого понятия сыграли рекомендации различных международных органов, например Международной комиссии радиологической защиты.
В настоящее время понятие риска широко используется в различных отраслях права. Правда, оно определяется в них по-разному, в частности, в гражданском и уголовном праве — «обоснованный риск» и пр. В экологическом праве широко используется также понятие презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которое законодатель указал как принцип государственной экологической экспертизы. Все это привело к тому, что понятие риска в целях охраны окружающей среды анализируется: 1) в общенаучном смысле как исходное для права и 2) собственно в юридическом смысле, когда под риском понимается то, что таковым считает законодатель в тех или иных целях.
Правовое понятие оказывается при этом: а) целевым, поскольку оно формулируется для определения целей, например регулирования страховой деятельности, освобождения от уголовной ответственности, решения вопроса о возложении ответственности за экологические правонарушения и пр.; б) специфическим, так как оно отражает характер определенной деятельности, осуществляемой в определенном социально-биологическом контексте; в) правооцени-
вающим, поскольку оно должно дать признаки фактического соста-|ва риска и его последствий.
В экологическом праве, следует признать, понятие экологического риска чаще заменяется иными оборотами. Законодатель вообще нигде не определяет, что такое риск либо каковы условия признания риска, имеющие то или иное правовое значение. Такие формулировки содержатся в ст. 41 УК РФ «Обоснованный риск», где говорится, что риск признается обоснованным и исключает преступность деяния, если указанная цель не может быть достигнута не связанным с риском действием (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Риск не признается обос-- кованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.
Понятие риска в гражданском праве значительно разнообразнее. Так, по ч. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы: 1) риск утраты (гибели, недостачи) или повреждения определенного имущества; 2) риск ответственности по обязательствам, возникающий вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности; 3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменений условий этой деятельности, по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск.
Существенно положение ч. 1 ст. 1065 ГК РФ «Предупреждение причинения вреда». Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В доктрине экологического права могут быть выделены следующие признаки нормального риска: неопределенность ситуации в статике и динамике; опасность потерь; минимизация потерь; отсутствие вреда здоровью человека и необратимых изменений в окружающей среде; реальная возможность восстановления потерь; соразмерность вреда и эффекта.
Источники риска. Под ними понимается деятельность экологического характера, как правило, правомерная, поскольку в случае осуществления неправомерной деятельности она подлежит прекращению без установления риска, в силу его презумпции. В литературе
преобладает подход к рассмотрению любого вида экологической деятельности как связанного с риском.
Проблема, которую пытается решить российский законодатель, состоит в определении видов деятельности, в рамках которых понятие риска становится релевантным к праву, или правовым. Это относится к ситуациям, когда риск достигает такой степени, с которой могут быть связаны определенные правовые последствия, относящиеся: а) к субъективной стороне фактического состава, прежде всего к обязанности предвидеть, предпринимать особую заботливость, и б) к объективной стороне, когда предписаны либо разрешены особые действия, сопряженные с повышенным риском, либо когда эта деятельность разрешена как полезная и не имеющая альтернативы в настоящее время.
Ситуации экологического риска. Под ними понимается совпадение относительно устойчивых или быстро меняющихся природных, демографических, экономических, организационных, механических и иных обстоятельств (фактов, состояний, процессов), внутри и (или) под влиянием которых возникает и развивается риск, т. е. неопределенность, несущая в себе опасность того или иного характера. Указанные и иные обстоятельства выявляются на основе экологического мониторинга и оцениваются экологической экспертизой. Правовые средства управления экологическими рисками. Под ними понимаются способы воздействия на деятельность и субъектно определяемую ситуацию, которые состоят в применении или реализации норм права, т. е. осуществляются непосредственно на основе права и реализуют его потенциал. К указанным средствам относятся: а) государственная и общественная экологическая экспертиза; б) процедура принятия и согласования экологических решений, в частности оценки воздействия на окружающую среду в РФ; в) регламентирование отдельных показателей, которые используются в ходе анализа; г) лицензирование деятельности, связанной с использованием источников риска для окружающей среды; д) представление декларации безопасности; е) страхование риска; ж) сертификация; з) юридическая ответственность. Указанные правовые средства установлены в различных правовых актах и с разной степенью детализации регламентируют их содержание и процедуры (материальные и процессуальные вопросы). Экологическая экспертиза является наиболее важным правовым средством (инструментом, процедурой) осуществления анализа экологического риска.
Механизмы управления рисками. Их следует понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле вся экологическая деятельность есть источник риска и все меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов есть
управление рисками. Практически это важно. Удорожание энергоресурсов, в частности связанное со старением основных фондов и повышением цен на газ, объективно приводит к стремлению расширить производство электроэнергии на атомных электростанциях. Управление рисками тогда в первую очередь связано с рационализацией деятельности станции, продуцирующей электроэнергию, в расчете на уменьшение потребности в атомных электростанциях.
Рекомендуемая литература: Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ в 1999 г. М., 2000, с. 90-100, 288-230; Обеспечение безопасно.*™ населения и территорий /Под ред. О. Л. Дубовик, Н. Г. Жаворонковой. М., 1994; Кёк В. Менеджмент рисков в охране окружающей среды ФРГ.—Право и политика, 2000, № 5, с. 118—125; Хоружая Т. А. Методы оценки экологической опасности. М., 1998.
Ш№-
„;$ЙН5- ,.]у$
ОБЩИЙ ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ТТ----
| Начинать его следует с базового акта. Это Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (Ведомости РФ 1992. № 10, ст. 457), принятый Верховным Советом Российской Федерации. Он является комплексным актом прямого действия и устанавливает экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а также обеспечивает правовую основу сохранения, восстановления, улучше ния окружающей среды и усиления экологической безопасности населения и территорий, а также экологического правопорядка.
Закон состоит из 15 разделов, включающих 94 статьи. В них последовательно сформулированы: задачи и принципы охраны окружающей среды, дан перечень объектов охраны (естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, особо охраняемые природные территории; практически все они в той или иной мере дополнительно защищаются средствами административного, гражданского и уголовного законодательства), определена компетенция органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и органов местного самоуправления (раздел I «Общие положения»).
В Законе установлены экологические права граждан и их гарантии, а также полномочия граждан и их объединений в области охраны окружающей среды, включая их обязанности (раздел II «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду»).
Даны общие правоустанавливающие положения, касающиеся планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, учета и социально-экономической оценки природных ресурсов, разрешительного порядка на комплексное природопользование (договор и лицензия), лимитирования и платности природопользования, создания и функционирования экологических фондов, эколо-246
•ического страхования и способов экономического стимулирования •риродоохранительной деятельности (раздел III «Экономический Ьеханизм охраны окружающей природной среды»); перечислены и сформулированы понятия экологических нормативов (в том числе нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимых вредных воздействий, нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, выбросов и сбросов этих, веществ, а также нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиационного и иного вредного воздействия, предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сель-[ском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, экологические требования к продукции, предельно допустимые нагрузки на окружающую среду, нормативы санитарных и защитных зон) — в разделе IV «Нормирование качества окружающей природной среды». Данный раздел, не устанавливая конкретные нормативы, определяет их систему, зависимость друг от друга, порядок утверждения, цели разработки и введения, показатели (дозы), а его изучение позволит лицам,-применяющим правовые нормы, во-первых, представить всю систему, во-вторых, продолжить поиск нормативно-правовых актов, регулирующих конкретные нормативы, что необходимо, например, для установления объективной стороны составов практически всех экологических правонарушений, особенно для определения характера и размеров ущерба (последствий).
Общие начала проведения государственной и общественной экологической экспертизы сформулированы в разделе V Закона.
В разделе VI содержатся экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; они сопровождаются указанием Закона на возможность приостановления или прекращения этих видов деятельности и введением ряда запретов. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов подробнее формулируются в статьях, регулирующих правила охраны окружающей среды в сельском хозяйстве, при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ, при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов, при использовании радиоактивных материалов и химических веществ в народном хозяйстве, на военных, оборонных энергетических объектах, при разработке и реализации проектов, существенно влияющих на окружающую среду, а также в статьях, посвященных охране окружающей среды от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бы-
товых отходов (раздел VII). Нормы этого раздела определяют общие границы правового регулирования, впоследствии конкретизированные рядом специальных экологических законодательных актов, например федеральными законами об использовании атомной энергии, о мелиорации и др.).
Важные понятия содержатся в разделе VIII «Чрезвычайные экологические ситуации».
Понятие природно-заповедного фонда, порядок образования и режим особо охраняемых природных территорий, их виды определены в разделе IX «Особо охраняемые природные территории и объекты». К ним отнесены и редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные.
Задачи, субъекты экологического контроля, перечень их прав и обязанностей, виды контроля регламентируются в разделе X «Экологический контроль».
Общие принципы и начала организации экологического воспитания и образования, проведения научных исследований устанавливаются в разделе XI. Принципы и ориентиры для разрешения споров между различными субъектами сформулированы в разделе XII «Разрешение споров в области охраны окружающей среды».
Понятие экологического правонарушения и экологического преступления, их объекты, виды и субъекты юридической ответственности, перечень составов административных экологических проступков и санкции за них определяются в разделе XIII «Ответственность за экологические правонарушения». Объектами закон называет окружающую природную среду, здоровье людей, экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, за посягательства на которые наступает дисциплинарная, материальная, административная или уголовная ответственность.
Отдельным разделом XIV «Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением» установлены обязанность полного возмещения вреда и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, их имуществу.
Наконец, вопросы международного сотрудничества и его принципы, верховенство норм международно-правовых актов регулируются в разделе XV. Текст Закона целесообразно осваивать, пользуясь для этого имеющимися комментариями (например: Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. В. П. Варфоломеева и В. В. Петрова. М., 1993; более новый Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1996).
Сегодня нормы названного Закона воспринимаются как декларативные, ряд положений выглядит слишком общим, отдельные
предписания устарели, а язык Закона иногда архаичен. Но следует учитывать, что его принятие сыграло колоссальную роль в становлении современного экологического законодательства, фактически предопределив направления его развития. Многие разделы Закона развернуты в отдельных законодательных актах, например об экологической экспертизе, земельном кадастре. Отдельные нормы по-евлияли на содержание уголовно-правовых запретов в УК РФ и т. д.
Федеральным законом «О внесении дополнений в статью 50 Зако-| на РСФСР «Об охране окружающей природной серы» от 6 июня 2001 г. (10 июля 2001 г. № 93-ФЗ (СЗ РФ, 2001, № 29, ст. 2948) указанная статья была дополнена положением, коренным образом изменяющим политику в области экспорта опасных (радиоактивных) отходов в стране, т. е. разрешающим их ввоз в Россию. Теперь ввоз в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (т.е. разновидности радиоактивных отходов) для , осуществления временного технологического хранения и (или) их ; переработки разрешается. В Законе сформулированы условия такого ввоза. Это проведение государственной экологической экспертизы, иных государственных экспертиз соответствующего проекта, I обоснование снижения риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации ' проекта. Основанием ввоза являются международные договоры РФ (имеются в виду договоры, заключаемые между поставщиком отходов и Россией, а не международные конвенции об обращении с опасными (радиоактивными) веществами и отходами). Порядок ввоза определяется Правительством РФ. При этом оно должно исходить из основных принципов нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей природной среды и экономических интересов РФ, принимая во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство • происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение. Иными словами, ни Правительство РФ не обязывается возвратить радиоактивные отходы, ни его контрагент — их принять.
Федеральный закон от 19 июля 1995 г. (23 ноября 1995 г.) № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» — один из важнейших актов экологического законодательства (СЗ РФ, 1995, № 48, ст. 4556). Он состоит из 10 глав, объединяющих 38 статей. Глава I «Общие положения» определяет понятие, виды и принципы экологической экспертизы; гл. II «Полномочия Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления» регулирует права и обязанности всех ветвей власти разного уровня, возникающие в связи с организацией и проведением экологической экспертизы; гл. III «Государственная экологическая экспертиза» со-
держит важнейшие положения о перечне обязательных объектов экспертизы как федерального уровня, так и уровня субъектов Феде, рации, о порядке, условиях ее проведения, представляемой документации, организации и полномочиях экспертных комиссий, правовом статусе экспертов и заключения государственной экологической экспертизы, правовых последствиях отрицательного и положительного заключений; гл. IV устанавливает права граждан и общественных объединений в области экологической экспертизы; гл. V «Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе» содержит положения об обязанности осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение, и др.; гл. VI посвящена вопросам финансирования; наконец, гл. VII «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе» устанавливает ряд чрезвычайно важных положений о видах нарушений и наступающей за их совершение ответственности. Так, ст. 31-гласит, что лица, виновные в нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе, повлекшем тяжкие прямые или косвенные экологические и иные, последствия, несут уголовную ответственность.
При этом в ст. 30 перечисляются виды нарушений, сгруппированные по субъекту деяния и представляющие собой действия или бездействие разного характера: экологические, должностные, финансовые, которые могут квалифицироваться по различным статьям УК РФ и КоАП РСФСР. Например, заказчик и заинтересованные лица могут быть привлечены к ответственности за: непредставление документации на экологическую экспертизу; фальсификацию материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о ее результатах; принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения, создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; уклонение от представления уполномоченным государственным органам или общественным организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; реализацию объекта без положительного заключения; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Руководители экспертных комиссий и ее члены могут быть привлечены к ответственности за: нарушение требований законодательства об экологической экспертизе, об охране окружающей среды, стандартов и иных нормативно-технических документов; необоснованность и фальсификацию выводов заключения экспертизы; со-
^рытие сведений. Должностные лица государственных органов исполнительной власти, органов федерального надзора и контроля, органов местного самоуправления могут привлекаться за фальсификацию сведений и данных о результатах проведения экспертизы, выдачу разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, организацию и (или) проведение экспертизы неправомочными на то органами и организациями, прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной и общественной экологической экспертизы; незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы. Нарушениями законодательства банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения. Законом предусмотрена и ответственность руководителей специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, руководителей экспертных комиссий за нарушение правил и порядка проведения экспертизы, формирования экспертных комиссий, расходования средств и т. п.
Глава \Ш1 Закона регулирует споры в области экологической экспертизы, глава IX посвящена международным договорам РФ; глава X определяет порядок вступления Закона в силу и приведения нормативных правовых актов в соответствие с ним (СЗ РФ, 1995, № 48, ст. 4556). Для более углубленного изучения норм этого Закона следует использовать Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» (Под ред. Бринчука М. М. М., 1998).
Федеральный закон от 22 марта 1995г (24 апреля 1995 г.) № 52-ФЗ «О животном мире» состоит из 10 глав, объединяющих 61 статью (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1462). Важнейшими являются положения данного акта, регулирующие полномочия органов власти и управления в этой области (гл. I), принципы государственного управления, государственного учета, ведения кадастра и мониторинга объектов животного мира, государственного контроля в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и охраны среды их обитания (гл. II), вопросы организации охраны, порядок установления ограничений и запретов на использование
;^-^.^*';" и<'^>"<>--'-
-"^.•ч""-'(*ййЧ
?Ш-'
объектов животного мира, в том числе для сохранения среды щ обитания, редких и находящихся под угрозой исчезновения живот-ных, регулирования вопросов перенаселения, гибридизации, числен, ности объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации транспортных средств, линий связи ц электропередачи (гл. III).
|
|