Обратная связь
|
Чрезвычайная экологическая ситуация Это понятие впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., определившей зоны чрезвычайной экологической ситуации как участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружаю-
шей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Российское законодательство использует также ряд смежных понятий: «зона экологического бедствия», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение», «угроза безопасности», «бедствие», «стихийное бедствие», «экологический риск», «зона экологического риска» и пр.
Чрезвычайная ситуация определяется как обстановка, реально угрожающая жизни значительного числа людей или их здоровью с необратимыми последствиями для трудоспособности, с существенным материальным ущербом, негативными социально-политическими, экономическими, военными, экологическими и иными послед-[ ствиями. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. в ст. 1 устанавливает, что чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Элементами чрезвычайной ситуации являются: а) наличие угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной); б) последствия (необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные); в) необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий. Ситуация признается чрезвычайной, когда она приобретает новые черты и тенденции, характеризуется кризисно-стью положения.
Классификация чрезвычайных ситуаций проводится по различным единичным и комплексным критериям. По источнику возникновения они делятся на внешние и внутренние (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»), межнациональные конфликты, массовые беспорядки, блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, крупные аварии (ст. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.); по своим последствиям - на вызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либо социально-политические, экономические, экологические и иные последствия, по степени остроты — на реальные и потенциальные (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»), требующие введения чрезвычайного положения немедленно и без предупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры; по скорости развития — на ситуации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие; по сфере проявления — на техногенные, экологические, природного происхо-
ждения, биогенного, зоогенного и фитогенного характера. Так, чрезвычайные ситуации экологического характера вызываются воздействием измененной в результате деятельности человека окружающей среды, состояния почв, недр, ландшафта и проявляются в просадках, оползнях, обвалах, массовой гибели рыбы, покрытии пленкой трети площади водоема и более при общей его поверхности до 6 кв. км, переполнении хранилищ промышленными и бытовыми отходами и др. Биогенные и зоогенные чрезвычайные ситуации — это эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания экзотическими или невыясненной этиологии болезнями, массовые отравления водой, . продуктами питания, массовое появление животных - разносчиков опасных инфекций и т. п. По своим масштабам они разделяются на глобальные и локальные; по происхождению - на природные и техногенные.
В зависимости от нескольких показателей, взятых комплексно, (размеров ущерба, количества пострадавших, границ распространения поражающих факторов) чрезвычайные ситуации делятся на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материачьный ущерб составляет не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, а ее зона не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10 человек, но не более 50, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района. К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ. К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедея ельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ. К федеральной от-234
носится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более двух субъектов РФ. К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ либо которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ (Положение о классификации |чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 13 •сентября 1996 г.-СЗ РФ, 1996, №39, ст. 4563).
Для иллюстрации см. данные о природных и биолого-социальных чрезвычайных ситуацях в России:
| 1996 г.
| 1995 г.
| Природные чрезвычайные ситуации, в том числе:
|
|
| землетрясения с магнитудой более 4 баллов, извержения вулканов, обвалы
|
|
| ураганы, циклоны, сильные дожди и ветры, снегопады
|
|
| наводнения, половодье, маловодье
| .31
|
| загрязнение водных бассейнов
|
|
| крупные лесные пожары (площадью свыше 100 га)
|
|
| засуха, заморозки, гибель растений
|
|
| Биолого-социальные чрезвычайные ситуации, в том числе:
|
|
| групповые инфекционные заболевания и отравления людей
|
|
| эпизоотии
|
|
| социальные
|
|
| В Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды в РФ в 1999 г. приводятся данные о чрезвычайных ситуациях с наиболее значимыми негативными экологическими последствиями, произошедших в России (т. е. по другому критерию): в 1998 г. их было 138, в 1999 г.- 136. Это только техногенные, а чрезвычайных ситуаций природного характера зафиксировано в 1997 г. 360, в 1998 г.-465, в 1999 г.-263.
Анализ статей гл. 26 УК РФ «Экологические преступления» показывает, что возникновение и наличие чрезвычайной экологической ситуации имеют уголовно-правовое значение в двух случаях: а) когда преступные действия привели к возникновению и развитию такой ситуации; б) когда преступление совершено в зоне чрезвычайной экологической ситуации, объявленной указом Президента РФ в установленном законом порядке с учетом заключения Госкомэколо-
гии РФ (ныне — Министерство природных ресурсов РФ). Практически любое преступление, влекущее .наступление тяжких последствий, например существенное изменение радиоактивного фона, массовую гибель животных, отравление источников водоснабжения и пр., может привести к обострению кризиса и быстрому развитию чрезвычайной экологической ситуации. Во многих статьях прямо указано в качестве квалифицирующего признака совершение преступления в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ст. 247, 250, 254) или обязательного признака объективной стороны - места совершения деяния (ст. 256 и 258).
3. Экологическое бедствие
Это понятие введено ст. 59 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. .Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
Экологические бедствия, как и чрезвычайные экологические ситуации, могут быть природного и техногенного происхождения. Стихийные бедствия — это землетрясения, извержения вулканов (например, в результате начавшегося после сильнейшего землетрясения на Камчатке и длившегося почти весь 1996 г. извержения двух вулканов - Карымского и Академии наук, входящих в Камчатский вулканический пояс, произошли выброс пепла и газа на 'высоту 8 км, излияния лавы, вулканические взрывы и землетрясения, в результате окрестности покрылись слоем пепла, изрыты вулканическими бомбами, вода в расположенном на этой территории озере глубиной 60 м и диаметром около 4 км отравлена, рыба погибла, пойма реки Карымской залита грязевыми потоками); ураганы (шквалы, смерчи), ливневые дожди, сопровождающиеся, как правило, усилением скорости ветра, в результате чего происходят подъем уровня воды в реках, затопление населенных пунктов, расположенных по берегам рек, скотомогильников, мест хранения пестицидов, топлива и т. п. с
последующим смывом в водные источники и значительным загрязнением вод; оползни, лесные пожары, наводнения и др.
Экологические бедствия техногенного характера могут быть результатами крупных аварий (например, на нефтепроводах), масштабного загрязнения окружающей среды и т. п. Наиболее известны экологические бедствия в результате аварий на предприятиях, связанных с атомной энергетикой (авария в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» со сбросом радиоактивных отходов в реку Теча и загрязнением значительных территорий, авария на Чернобыльской АЭС), ядерных испытаний (на Семипалатинском полигоне, Новой Земле) и др. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 г. (Ведомости РФ, 1992, № 32, ст. 1861) устанавливает правовой статус населения и территорий в зоне экологического бедствия, права государственных органов, граждан и т. п., в частности, выделяет по ряду показателей (загрязнение цезием— 137, стронцием — 90, плутонием —239, 240, ландшафтных и геохимиче-• ских особенностей почв и т. д.) различные участки территории, объявляемые соответственно: зоной отчуждения, зоной отселения, зоной проживания с правом на отселение, зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом, границы которых пересматриваются Правительством РФ не реже одного раза в три года с учетом изменения радиационной обстановки и других факторов.
4. Общественное бедствие
Понятие экологического бедствия следует отличать от других смежных с ним понятий, например «общественное бедствие», «бедствие на море». Так, понятие «общественное бедствие» ассоциируется в первую очередь с текстом уголовного закона.
В уголовном законодательстве данный термин употребляется в перечне обстоятельств, отягчающих наказание (ответственность). Статья 63 УК РФ признает отягчающими обстоятельствами в п. «д» совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках.
В общепринятом смысле общественным бедствием является наличие экстремальной ситуации, вызванной техногенными катастрофами или авариями, стихийными бедствиями, массовыми беспорядками, межнациональными конфликтами и т. п. Анализ текста ст. 63 УК РФ показывает, что уголовно-правовое содержание данного понятия ограничивается, во-первых, негативным юридически значимым признаком—отсутствием чрезвычайного положения, оформленного в уста-
новленном законом порядке, поскольку «чрезвычайное положение» указано законодателем специально; во-вторых, самим содержанием ситуации, так как массовые беспорядки также указаны особо, как л стихийные бедствия. Следовательно, общественным бедствием здесь признаются все те ситуации, связанные с нарушением нормального течения жизни, созданием угрозы для безопасности населения и тер. риторий, которые не вызваны стихийными бедствиями или не связаны с массовыми беспорядками и не потребовали введения режима чрезвычайного положения. К ним могут относиться чрезвычайные экологические ситуации, экологические бедствия, межнациональные конфликты, военные действия, эвакуация населения, эпидемии, эпизоотии и др. Таким образом, понятие общественного бедствия можно считать родовым, а экологического — видовым.
|
|