Обратная связь
|
Анализ цепочки начисления стоимости Портер (Porter, 1985) выделяет пять основных видов деятельности, способствующих добавлению ценности готовой продукции компании (рис. 8.5):
1. Логистика, направленная внутрь компании,состоит в управлении потоком продуктов, поступающих в компанию. Обострившееся в последнее время внимание к производству по принципу "как раз вовремя" показало, насколько важным может быть снабжение для эффективной работы компании, и как, управляя своими поставщиками и их качеством, компания может повысить качество своей продукции.
2. Операциина протяжении длительного времени считались основным видом деятельности предприятий. Сюда входят процессы, при помощи которых поступающие материалы меняют свою форму, помещаются в упаковку и проходят тестирование на пригодность для продажи.
Рис. 8.5. Цепочка начисления стоимости и калькуляция себестоимости готовой продукции
Традиционно считается, что именно на этом этапе продукты компании приобретают дополнительную ценность. На этой стадии ценность можно увеличить не только путем обычных капиталовложений и трудозатрат, но и поддерживая высокое качество, гибкость, сохраняя дизайн.
3. Логистика, ориентированная на внешнюю среду,- это движение продукта от места производства к покупателю. Следовательно, сюда входит хранение, распределение и т.д. На этом этапе дополнительная ценность формируется за счет быстрой и своевременной доставки, низких показателей повреждений, а также благодаря созданию механизмов доставки, соответствующих операциям потребителей. Например, в отрасли производства удобрений компания /С/ увеличила ценность своей продукции, предлагая составы, соответствующие конкретным потребностям покупателей в определенные месяцы года, и систему модульных поставок, приспособленную под существующие у фермеров собственные системы. Следующим этапом развития может быть доставка прямо на поле, а не на ферму, или еще лучше - разбрасывание или разбрызгивание удобрений.
4. Маркетинг и продажи- это виды деятельности по информированию покупателей о продуктах и услугах и предлагающие обоснования для совершения покупки. К этим видам деятельности может относиться обратная связь. Она даст компании, пользующейся ею, возможность приспособить к требованиям потребителей собственную систему логистики, ориентированную на внешнюю среду, или поможет клиентам компании осознать экономическую ценность предлагаемых им продуктов. Вернувшись к примеру о компании ICI, скажем, что частью ее маркетинговой деятельности является демонстрация того, как некоторые продукты можно использовать для выравнивания объема работ на ферме в течение года и, следовательно, более рационально использовать рабочую силу в целом.
5. Обслуживаниевключает в себя виды деятельности, необходимые для того, чтобы продукт или услуга эффективно работали на благо покупателя уже после продажи и доставки. Сюда можно отнести обучение, политику возврата товаров, консультационные "горячие линии" и проч. Поскольку удовлетворенность клиентов является основным фактором, способствующим заключению повторных сделок и непосредственному распространению информации из уст удовлетворенных клиентов, очевидно, послепродажное обслуживание представляет собой важнейшую часть добавленной стоимости.
Кроме основных видов деятельности в цепочке начисления стоимости, Портер (1985) также выделяет вспомогательные: снабжение, развитие трудовых ресурсов, развитие технологий и инфраструктуры. Конечно же, все это необходимо на каждом этапе цепочки начисления стоимости, состоящей из основных видов деятельности.
Существует несколько способов, позволяющих путем анализа цепочки начисления стоимости получить более полное представление о деятельности конкурентов:
■ Выявить преимущества в сфере затрат, возможно, существующие у конкурентов благодаря рациональному производству и эффективным системам логистики, направленной внутрь или наружу. Также можно определить, как при лучших системах маркетинга, продаж и обслуживания компания, выпускающая по сути аналогичную продукцию, может добиться формирования более высокой дополнительной ценности благодаря своим операциям.
■ Многие компании с традиционной ориентацией считают операции основным источником дополнительной ценности. Тем самым такие компании дают шансы на успех своим конкурентам, которые придерживаются более широких взглядов на формирование и предоставление дополнительной, с точки зрения клиентов, ценности.
■ При эффективном расчете затрат можно выявить экономичные способы предоставления дополнительной ценности клиенту. Нередко существует множество путей к достижению этой цели. Это, например, рациональное управление единым источником поставок и система логистики, направленная внутрь компании и основанная на принципе поставок "как раз вовремя"; контроль качества, являющийся неотъемлемой частью всех операций, способствующий уменьшению потребности в обслуживании и, возможно, увеличению привлекательности продукции при ее маркетинге и продаже благодаря предоставлению более длительных гарантий; целенаправленная деятельность по маркетингу и продажам, которая гарантирует передачу клиенту максимальной осознанной ценности при одновременном сокращении объема таких работ по сравнению с попытками ведения полного комплекса работ по сбыту продукции.
Предположения компании относительно того, каким образом распределены ее затраты между продуктами и элементами цепочки начисления стоимости, могут стать четким руководством к ведению конкурентной борьбы. Например, многие компании начисляют большую часть своих накладных расходов на производственные операции, затраты по которым обычно поддаются подсчету. Это происходит независимо от того, что с производством различных продуктов связаны совершенно разные суммы затрат на внутреннюю и внешнюю логистику, маркетинг, продажи и обслуживание. В результате, возможно, окончательная рыночная цена продукта едва ли имеет отношение к общей сумме затрат на его производство и цепочке начисления стоимости.
Аналогичным образом, если накладные расходы равномерно распределены по всем видам продукции, ценообразование позволяет выявить те продукты, на которые принудительно начисляется дополнительная сумма накладных расходов, а ведь для конкурента это - возможность проникнуть на рынок и эффективно соперничать на основе цены. Когда компания конкурирует на нескольких рынках, вполне вероятно, что ее распределенные затраты на производство продукции совершенно не соответствуют условиям отдельных рынков. Это может быть фактором, полностью ограничивающим стремление компании к поддержке таких продуктов или способствующим ослаблению ее внимания к ним. Компания IBM столкнулась с этой проблемой, занимаясь маркетингом персональных компьютеров, когда надбавки на прибыль не покрывали суммы распределенных накладных расходов, начислявшиеся по тому же принципу, что и для универсальных компьютеров-мейнфреймов и мини-ПК. Особенно справедливой эта истина оказалась, когда компания IBM вышла на рынок домашних компьютеров с моделью Peanut, которую отличало совершенно несоответствующее соотношение производительность/цена.
|
|