Обратная связь
|
ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОВ В рамках средних по длительности периодов времени анализ конкурентов должен быть в первую очередь направлен на те фирмы, которые относятся к той же стратегической группе, что и данная компания. Но в рамках более длительных временных интервалов подобная ограниченность анализа может таить в себе опасность. Необходимо изучить отрасль в целом, чтобы выявить косвенных конкурентов, которые могут располагать необходимыми ресурсами или испытывать потребность в преодолении препятствий на пути к проникновению в сложившуюся стратегическую группу. Препятствия на пути к доступу могут быть достаточно серьезными, но, несмотря на это, если существующая стратегическая группа на фоне остального рынка отличается высоким уровнем прибыли или потенциалом роста, она, вероятно, является привлекательной для новых участников.
Европейские производители автомобилей элитного класса проявили недальновидность, сосредоточив свое внимание на достижениях друг друга, а не на деятельности японских производителей массовых моделей. В течение длительного времени японские компании работали над созданием собственной репутации в плане качества и технологий, и теперь, наряду со своими огромнейшими ресурсами, пользуются преимуществами этой репутации для того, чтобы конкурировать с европейцами на рынке США.
Британский сектор финансовых услуг является примером в области, где традиционные участники уступили значительную часть объемов своего бизнеса проникшим на рынок конкурентам нового типа, обладающим мощным оружием: не только значительными источниками конкурентной дифференциации, но и существенными экономическими преимуществами. К таким конкурентам относятся компании, специализирующиеся на прямом маркетинге, как Direct Line, в основе деятельности которой лежит телефонный маркетинг, и компания Virgin Direct, использующая силу своего бренда и упрощенность предлагаемых продуктов для реализации новой формы прямого маркетинга. В сфере банковской деятельности развернули свое участие компании-владельцы сетей супермаркетов, Sainsbury's и Tesco, пользующиеся своей клиентской базой и существующими точками розничной торговли. Постепенно на рынок финансовых услуг проникают разнообразные фирмы, такие как British Gas, British Airways, и нефтяные компании, понемногу прибирающие к рукам лакомые кусочки рынка финансовых продуктов. Существует вероятность того, что подобная нестабильность окажется продолжительной. В 1996 году широко цитировалось высказывание Билла Гейтса, главы компании Microsoft: "Дайте мне долю на рынке финансовых сделок - и смерть всем банкам!" Этот вопрос пока открыт, но, возможно, реальной проблемой, связанной с конкуренцией, для банков и других традиционных участников рынка станет само существование в будущем финансового сектора как такового.
Следовательно, еще одним источником угрозы могут быть потенциально новые участники отрасли, или аналоги. Неудача компании EMI на рынке томографов для исследования человеческого организма частично обусловлена пренебрежением к новым участникам, а ведь нет ничего удивительного в том, что успех этой компании на новом рынке, обусловивший огромные прибыли, привлек внимание других фирм. Вместо того чтобы укреплять оборонительные позиции или создавать коалиции для борьбы против почти неизбежного нападения, компания решила продолжать эксплуатацию рынка так, как если бы была на нем единственным поставщиком. Наверное, самой крупной неудачей стало отставание по качеству и неспособность создать сетевую поддержку для своей продукции (Кау, 1993).
В рамках более длительных периодов времени основную угрозу для отрасли представляют заменители. Это означает не только появление новых процессов и продуктов, обладающих такими преимуществами, которые могут свести на нет возможности существующих участников (подобно тому, как томограф пришел на смену некоторым видам рентгеновских аппаратов), но и приход новых "голодных" конкурентов, стремящихся оспорить традиционно принятые в отрасли практические методы работы.
Когда компания IBM вышла на рынок персональных компьютеров, она была довольно преуспевающей в сравнении со своими целевыми конкурентами (Apple и Hewlett-Packard), но столкнулась с большими трудностями в борьбе против новых участников {Compaq, Toshiba и Dell), привлеченных появлением стандартизованного ПК.
Вот почему анализ конкурентов должен включать в себя рассмотрение нескольких концентрических кругов, в каждом из которых находятся противники: во внутреннем круге - прямые конкуренты, принадлежащие к той же стратегической группе, далее - компании, относящиеся к той же отрасли и стремящиеся преодолеть препятствия на пути к доступу в данную стратегическую группу, а ближе всего к внешней границе расположены потенциально новые участники и заменители (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Цели анализа конкурентов
Леманн и Вайнер (Lehmann and Winer, 1991) выделяют четыре основных этапа в процессе анализа конкурентов (рис. 8.2):
1. Оценка текущих и будущих целей конкурентов.Понимание того, чего стремится достичь конкурент, может помочь определить направление, в котором будет двигаться конкурент, и степень агрессивности, с которой он будет следовать намеченному курсу.
Рис. 8.2. Составляющие анализа конкурентов
2. Оценка текущей стратегии конкурентов.Благодаря пониманию стратегий, используемых конкурентами в стремлении к достижению своих целей и выполнению задач, фирма может выявить возможности и угрозы, вытекающие из действий конкурентов.
3. Оценка ресурсов конкурентов.Характеристика активов и возможностей конкурентов показывает, на что они способны в настоящий момент. Эти ресурсы, возможно, сейчас не используются в полной мере, но знание о них помогает более точно предвидеть, как будет действовать конкурент в дальнейшем или какова будет его реакция на угрозы.
4. Прогнозирование будущих стратегий конкурентов.Путем сочетания описанных выше видов анализа можно найти ответы на самый важный вопрос: что собирается делать данная фирма в будущем?
Каждый из этапов анализа конкурентов далее будет рассмотрен подробно. В частности, будут предложены потенциальные источники информации, а также возможные способы проведения анализа. Цель анализа состоит не просто в том, чтобы дать описание конкурента, а в том, чтобы уметь оценить его будущие намерения или, что еще более важно, определить, что скорее всего предпримет конкурент в ответ на действия вашей компании.
|
|