Обратная связь
|
Прогнозирование будущего спроса и потребностей рынка Что это стучится в нашу дверь, маленькое и темное? Это будущее.
Греческая пословица
ВСТУПЛЕНИЕ
Экономист Ральф Харрис дал такое определение прогнозированию: "Вы притворяетесь, что знаете, что было бы, если бы не произошло то, что случилось на самом деле". Люди цинично относятся к прогнозам, и они заслуживают такого отношения, но прогнозирование лежит в основе маркетинговой стратегии и конкурентного позиционирования. В качестве элемента системы маркетинговой информации (см. главу 7), прогнозирование снабжает данными многие этапы формирования маркетинговой стратегии. Вряд ли есть смысл разрабатывать стратегии, приемлемые для прежних условий, следовательно, с помощью прогнозирования необходимо расширять анализ окружающей среды и отрасли (см. главы 4 и 5) с перспективой на будущее. Анализ портфеля (глава 3) начинается с изучения прошлой информации, но заканчивается проецированием портфеля в будущее, что способствует принятию решений о предстоящих действиях. С этого этапа и далее планы зависят от прогнозов. Целевые рынки выбирают, исходя из того, каковы прогнозы в отношении будущего этих рынков (глава 12), а программы разработки новых продуктов (глава 17) основаны на прогнозах, касающихся рынков и технологий.
Компании, пока не освоившие прогнозирование, скорее всего обречены занимать оборонительные позиции относительно вчерашних конкурентов или являются привлекательными для вчерашних клиентов. И все же прогнозированием нередко пренебрегают или выполняют его по наитию. Почему? Тому есть причины: кажущаяся сложность и огромное разнообразие методов прогнозирования. Но люди издавна пытались создать все более усовершенствованные способы достичь невозможного: заглянуть в будущее.
К счастью, чтобы быть эффективными, прогнозы не обязательно должны быть сложными. Но вам действительно необходимо понимать методы прогнозирования, если вы хотите извлечь из них пользу. В настоящей главе описаны альтернативные методы прогнозирования продаж, рынков, технологий и общества. Приводятся примеры их использования и предложения относительно того, что именно и когда следует применять.
Что прогнозируем?
Оценка рыночного спроса требует четкого понимания структуры соответствующего рынка. Рынок- это совокупность всех реальных и потенциальных покупателей продукта или услуги. Рынок - это совокупность покупателей, в то время как отрасль- это совокупность продавцов. Размеры рынка зависят от возможного количества существующих покупателей конкретного рыночного предложения. Потенциальных покупателей чего-либо характеризует: интерес, доход и доступ.
Компании обычно применяют состоящую из трех этапов процедуру получения прогноза продаж. Сначала проводится прогнозирование окружающей среды,затем - прогнозированиеотраслевого спроса,после чего составляют прогноз объема продажкомпании. Прогнозирование окружающей среды включает изучение темпов инфляции, уровня безработицы, процентных ставок, потребительских расходов и сбережений, коммерческих инвестиций, правительственных расходов, экспорта за вычетом импорта, а также прочих факторов окружающей среды, важных для данной компании. Результатом является прогноз использования валового национального продукта наряду с другими признаками, необходимыми для прогнозирования объема продаж в отрасли. Затем компания составляет собственный прогноз продаж, исходя из определенной доли, принадлежащей ей в объеме отраслевых продаж.
Компании применяют множество методов прогнозирования объемов своих продаж. Все они построены на одной из четырех информационных основ: что имеет место сейчас, что произошло, что и когда происходит или что произойдет согласно существующему мнению. Для каждой цели имеется множество методов прогнозирования с использованием каждой из перечисленных информационных основ (Saunders et ai, 1987). На рис. 9.1 представлены наиболее важные методы прогнозирования.
Рис. 9.1. Методы прогнозирования
ПРОГНОЗЫ НА ОСНОВЕ ТЕКУЩЕГО СПРОСА
Компаниями разработаны разнообразные практические методы оценки суммарного рыночного спроса (Barnett, 1988), проиллюстрируем три из них.
Метод рыночного накопления
Метод рыночного накопленияпозволяет устанавливать всех потенциальных покупателей на каждом рынке и оценивать объем их потенциальных покупок.
Предположим, компания Polygram хотела бы оценить суммарный объем продаж компакт-дисков с записями. Обычно суммарный рыночный спрос определяют следующим образом:
Q = n x q x p, где Q - суммарный рыночный спрос;
n = количество покупателей на рынке;
q = количество, покупаемое средним покупателем в год;
р = средняя цена за единицу.
Если имеется 10 млн покупателей компакт-дисков в год, и средний покупатель приобретает шесть компакт-дисков в год по средней цене за один диск, равной 15 фунтам стерлингов, следовательно, суммарный рыночный спрос на компакт-диски составит 10 000 000 х б х £15,00 = = 900 млн фунтов стерлингов.
Методу структуры рынка свойственна та же проблема, что и всем остальным методам оценки спроса: он позволяет оценить настоящее, а не будущее. Чтобы определить, каким будет рынок в дальнейшем, авторы прогноза должны оценить количество покупателей в будущем, покупаемое ими количество и цены. У такого разделения на составляющие есть свои преимущества. Упомянутые три компонента легче предсказать, чем отдельно взятый объем продаж. Например, судя по существующей демографической ситуации, можно без труда предсказать увеличение спроса на медицинские услуги по мере старения населения.
Коэффициенты цепочек
Метод коэффициентов цепочекоснован на умножении базового значения на ряд корректирующих процентных показателей. Например, в Великобритании нет государственной воинской повинности, поэтому британской армии необходимо набирать по 20 000 новобранцев ежегодно. Здесь возникает проблема, поскольку армия уже достаточно укомплектована, а количество юношей в возрасте 16-19лет среди населения уменьшается. Маркетинговый вопрос состоит в том, является ли разумным упомянутый плановый показатель относительно рыночного потенциала. Армия оценивает рыночный потенциал, применяя описанный ниже метод:
Такая цепочка значений указывает на рыночный потенциал, равный 1 200 000 х 0,5 х 0,05 х 0,6 = 18 000 призывников, т.е. меньше, чем необходимо. Поскольку эта цифра ниже планового показателя количества новобранцев, британской армии следует больше внимания уделять маркетингу как таковому. Реакцией стало проведение мотивационного исследования, результаты которого показали, что существующая реклама не является привлекательной для целевой возрастной группы, хотя военная карьера и могла бы дать ее представителям то, к чему они стремятся в жизни. Поэтому новая кампания была направлена на то, чтобы подчеркнуть привлекательность военной карьеры.
|
|