Обратная связь
|
Область взаимодействия с управляющими Информационная система должна быть полезной лицу, принимающему маркетинговые решения, этот человек должен обладать доступом к такой системе, гарантирующим удобство и простоту ее использования. Область взаимодействия между руководителем и информационными системами (MIS) может включать отдельное лицо (сотрудник, ответственный за маркетинговую информацию), отчет или серию отчетов, составляемых на регулярной или периодической основе, или все более распространенное средство взаимодействия - компьютерный терминал или микрокомпьютер. Благодаря соответствующему программному обеспечению для использования MIS непосредственный практический доступ лица, принимающего решения, к информации способствует более широкому ее применению и проведению экспериментов с различными разрабатываемыми моделями.
Системы поддержки
Принятия маркетинговых решений
В 1990-е гг. в сфере маркетинга произошло смещение акцентов: на смену информационным системам (MIS) пришли системы поддержки принятия маркетинговых решений (MDSS). Такое нововведение имеет фундаментальное значение. В то время как MIS существуют главным образом для предоставления информации, в первую очередь в форме фактов и цифр, в центре внимания MDSS находятся процессы, способствующие принятию решений путем предоставления вопросов и ответов. Другими словами, MDSS позволяет проводить анализ, а не просто получать информацию.
Системы поддержки принятия решений выдают разные типы выходных данных. Можно выделить два типа систем: ориентированные на данные и ориентированные на модели:
1. Системы поддержки принятия решений, ориентированные на данные,предназначены в основном для получения информации и проведения простого анализа с помощью статистических методов. Это может быть, например, непосредственное получение данных по такому показателю, как уровень товарных запасов. Системы этого типа фактически являются информационными, а не системами поддержки принятия решений согласно приведенному выше определению.
2. Системы поддержки принятия решений, ориентированные на модели,наоборот, предназначены для моделирования и отображения аспектов реального мира. Например, модели учета позволяют рассчитать влияние запланированных действий на финансовую производительность компании. Репрезентативные модели позволяют оценить последствия действий того или иного рода. Рекламная модель предназначена для определения эффективности проведения конкретной рекламной кампании. Оптимизационные модели дают руководство к действию путем формулировки оптимальных решений в зависимости от ряда ограничивающих факторов. Например, исходя из определенной суммы рекламного бюджета, целевой аудитории и необходимой средней частоты просмотра рекламных роликов, с помощью оптимизационной модели можно выбрать наиболее эффективное сочетание средств массовой информации и рекламных вставок.
Тем не менее внедрение MDSS в маркетинге происходило медленнее, чем ожидалось, но благодаря появлению ПК и программ, удобных для пользователей, применение систем поддержки принятия решений в сфере маркетинга сейчас стремительно развивается. Стоит подчеркнуть от дельные характеристики MDSS, отличающие их от ранее существовавших систем (информационные системы 1970-х гг.):
1. MDSS поддерживают решения! Это не просто системы для извлечения данных. Они разработаны специально для того, чтобы активно помогать менеджерам в принятии обоснованных решений. К тому же эти системы способствуют принятию управленческих решений, но не замещают этот процесс.
2. MDSS, по своей сути, интерактивны. Они позволяют менеджеру задавать вопросы, получать входные данные и экспериментировать с решениями с целью оценки вероятных результатов. Как таковые, эти системы более эффективны, если менеджер имеет возможность непосредственно пользоваться системой.
3. MDSS должны быть гибкими и простыми в использовании. Простота в использовании - это основная характеристика, необходимая для того, чтобы такая инновация, как MDSS, получила широкое распространение во многих организациях. Гибкость желательна для того, чтобы система могла справиться с разнообразными видами информации и была пригодна для удовлетворения различных потребностей в процессе принятия решений.
Экспертные системы
Для поддержки маркетинговых решений
Новейшие разработки аппаратного и программного компьютерного обеспечения открывают безграничные возможности перед теми, кто руководит маркетинговой деятельностью компании. Разработки экспертных систем и искусственного интеллекта, которые дают возможность моделировать не только маркетинговые ситуации, но и процессы принятия решений "экспертами" в данной области, предвещают революционные изменения в сфере поддержки принятия решений в целом.
Сейчас трудно предсказать, в каких направлениях будут двигаться эти разработки в дальнейшем (Hooley and Hussey, 1999). Впрочем, ясно, что маркетинговые решения станут еще в большей степени основанными на данных (в маркетинге уже сейчас наблюдается информационный взрыв). К тому же появится более острая потребность в организации этих данных значимым образом, чтобы ими можно было пользоваться быстро и эффективно. В частности, увеличение вычислительной мощности и расширение возможностей моделирования позволит тестировать решения в смоделированных средах до воплощения их в реальном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понимание клиентов - это основополагающий фактор для разработки последовательной стратегии позиционирования. В настоящей главе были рассмотрены типы информации о клиентах, полезные для определения конкурентного положения; затем изучены методы маркетинговых исследований, которые применяются для сбора этой информации. После этого описан процесс, обычно имеющий место при определении потенциальных сегментов рынка и их потребностей. И наконец, проанализированы разработки в сфере сбора и представления данных.
Анализ конкурентов 8
Никогда конь не бежит так быстро, как в том случае, когда ему предстоит догнать и обойти других.
Овидий "Наука любви"
ВСТУПЛЕНИЕ
Сун-Цзы (см. хороший и понятный перевод у Клавеля, 1981), великий китайский генерал, живший в VI - V вв. до н.э., в нескольких словах выразил значимость анализа конкурентов:
"Зная своего врага как самого себя, вы можете не опасаться за результаты сотен битв. Если вы знаете себя, но не знаете своего врага, то на каждую завоеванную вами победу придется одно поражение. Если же вы не знаете ни себя, ни своего врага, вы обречены на поражение в каждой битве".
Утверждение, бывшее справедливым в отношении искусства войны в четвертом веке до нашей эры, сегодня в равной мере остается справедливым в отношении бизнеса. Тем не менее проблема, стоящая перед современным предприятием, заключается в том, что его основным конкурентом, клиентом и партнером вполне может быть одна и та же компания! Например, компании Kodak и Fuji являются заядлыми конкурентами в сфере производства фотопленки, но в 1996 году они сотрудничали с целью реализации программы выпуска на рынок передовой фотографической системы (Advanced Photographic System), не прекращая при этом вести в Японии судебные разбирательства по вопросам защиты рынков. Аналогичным образом, в программе эффективного потребительского реагирования (Efficient Consumer Response) принимают участие группы конкурирующих производителей, совместно работающих с розничными компаниями над упорядочением цепочек поставок - это пример сотрудничества между конкурентами, клиентами и партнерами. В строительной индустрии многие крупные капитальные проекты сейчас требуют того, чтобы фирмы, привыкшие конкурировать между собой, активно сотрудничали ради получения взаимной выгоды. Сложность и неоднозначность проблем, с которыми сталкиваются исполнительные руководители на многих современных рынках, еще больше убеждает в необходимости выявления и понимания конкурентов.
Не зная сильных сторон своих конкурентов и их вероятных действий, невозможно найти основополагающий элемент маркетинговой стратегии - группу клиентов, в отношении которой компания обладает конкурентным преимуществом по сравнению с соперниками. Точно так же, поскольку конкурентное преимущество - это понятие относительное, компания, недостаточно хорошо понимающая своих конкурентов, очевидно, не обладает реальным пониманием собственных достоинств и недостатков.
Ведущие японские компании, как и генерал Сун-Цзы, по-прежнему одержимы идеей проведения анализа конкурентов. Хотя преуспевающие восточные и западные компании во многом похожи между собой (Doyle et ai, 1986), нацеленность японских компаний на сбор информации считается их главной отличительной особенностью (Kotler et ai, 1985). Например, как сообщают Леманн и Вайнер (Lehmann and Winer, 1991), разведывательное подразделение компании Mitsubishi в США занимает целых два этажа в административном здании в Нью-Йорке. В действительности, еще в начале 1980-х гг. газета Business Week писала о том, что японские компании создают наблюдательные пункты в самом сердце компьютерной индустрии США - в Силиконовой Долине, штат Калифорния, отслеживая американские технологические разработки путем найма американских экспертов в сфере программного обеспечения.
В настоящей главе вы познакомитесь с концептуальной основой важнейших видов деятельности по сбору, распространению и практическому использованию информации о конкурентах. В главе описаны четыре сферы деятельности:
1. Сравнение с контрольными показателями конкурентов.
2. Параметры анализа конкурентов.
3. Выбор "хороших" конкурентов.
4. Происхождение, источники и распространение информации о конкурентах.
КОНКУРЕНТНЫЙ БЕНЧМАРКИНГ
Конкурентный бенчмаркинг - это процесс оценки стратегий и действий вашей компании относительно компаний, "лучших в своем классе", работающих как в вашей отрасли, так и за ее пределами (Swain, 1993).Цель состоит в том, чтобы выявить лучшие практические методы, которые могут быть непосредственно или после соответствующей адаптации взяты на вооружение с целью совершенствования производительности вашей компании. Бенчмаркинг, или процесс сравнения с контрольными показателями, обычно состоит из четырех основных этапов, рассмотренных ниже.
Выявление объектов,
|
|