Обратная связь
|
Метод индекса рыночных показателей Метод индекса рыночных показателейпозволяет оценить потенциал рынка потребительских товаров. Производитель мужских сорочек хотел бы оценить потенциальные показатели объема продаж своей продукции в Шотландии. По существующим данным, суммарный потенциал продаж сорочек по стране составляет 400 млн фунтов стерлингов в год. Текущий объем продаж компании в масштабах всей страны равен 4 800 000 фунтов стерлингов в год, то есть около 1,2 процента от суммарного потенциального рынка. Объем продаж по Шотландии составляет 1 200 000 фунтов стерлингов. Компании хотелось бы узнать, является ли ее доля шотландского рынка больше или меньше, чем ее же доля рынка в целом по стране. Для этого в первую очередь необходимо рассчитать рыночный потенциал Шотландии. Одним из способов расчета является умножение численности населения на доход на душу населения по региону и на среднюю долю дохода, расходуемую на приобретение сорочек. Затем полученное произведение необходимо сравнить с соответствующим показателем для страны в целом. Следуя такому методу расчета, производитель определил, что на Шотландию приходится 8 процентов суммарного потенциального спроса на мужские сорочки, существующего в Великобритании. Поскольку суммарный потенциал по стране равен 400 млн фунтов стерлингов в год, суммарный потенциал по Шотландии составляет 0,08 х £400 млн = = 32 млн фунтов стерлингов. Следовательно, исходя из объема продаж компании в Шотландии, равного 1 200 000 фунтов стерлингов, ее доля в рыночном потенциале данного региона равна £1 200 000/£32 млн = = 3,75 процента. Сравнив этот показатель со значением доли на общегосударственном рынке, равном 1,2 процента, компания обнаружила, что ее коммерческая производительность по Шотландии гораздо лучше, чем по другим регионам Соединенного Королевства.
ПРОГНОЗЫ НА ОСНОВЕ СПРОСА В ПРОШЛОМ
Для проведения анализа временных рядов используются прошлые показатели продаж или других аспектов деятельности с целью оценки будущего. Хотя в основном этот способ можно назвать элементарным, по качеству прогнозирования он нередко превосходит более усложненные методы. Одной из причин успешности этого метода является его объективность. Анализ временных рядов является настолько механическим, что вряд ли остается возможность управленческого вмешательства, из-за которого результаты могут быть искажены.
Анализ временных рядов
Многие фирмы в своих прогнозах исходят из прошлых показателей продаж - метод, который наш циничный Ральф Харрис назвал "живо сопоставимым с управлением кораблем по следу, остающемуся от него на волнах". Предполагается, что статистический анализ позволяет выявить причины прошлых продаж. Затем чтобы предсказать объемы будущих продаж, аналитики могут воспользоваться причинно-следственной связью.
Анализ временных рядовсостоит из деления продаж на четыре составляющие: тенденция, цикличность, сезонность и непостоянные факторы (рис. 9.2). Затем выполняется рекомбинация этих составляющих с целью формирования прогноза продаж:
1. Тенденция- это долгосрочный основополагающий фактор роста/ падения объема продаж в результате базовых изменений численности населения, формирования капитала и технологий. Тенденцию определяют, соединяя показатели продаж за прошлые периоды прямой или кривой.
2. Цикличность- это среднесрочные волнообразные колебания продаж в результате общих изменений в экономической и конкурентной деятельности. Цикличность может использоваться для прогнозирования в рамках средних по длительности периодов. Циклические колебания тем не менее трудно поддаются прогнозированию, поскольку они не происходят на регулярной основе.
' Рис. 9.2. Анализ временных рядов
3. Сезонностьобусловлена последовательным изменением объема продаж на протяжении года. Термин "сезонность" может относиться к любым повторяющимся ежечасно, еженедельно, ежемесячно или ежеквартально колебаниям объемов продаж. Компонент сезонности может быть связан с погодными факторами, праздниками и торговыми обычаями. Принцип сезонности определяет стандарт прогнозирования объемов продаж в рамках кратких по длительности периодов.
4.К непостоянным факторамотносятся веяния моды, забастовки, восстания, пожары и прочие нарушения обычного порядка. Эти компоненты по определению являются непредсказуемыми и должны быть исключены из данных о прежних объемах продаж, чтобы выявить колебания объемов продаж в нормальных условиях. Одна британская компания розничной торговли обнаружила, что лучшим признаком для предсказания дневного объема продаж была глубина снежного покрова! Реальный, но совершенно бесполезный результат!
Согласно этому методу, объем продаж Vt , за период t рассчитывают путем перемножения всех составляющих: объема продаж продукта за прошлый период Vt-1, тенденции Тt цикличности Ct и сезонности St .
Vt =Vt-1 х Тt х Сt х St.
Продав в этом году 12 000 страховых полисов (Vt-1=12 000), компания, специализирующаяся на страховании жизни, хотела бы предсказать объем продаж на декабрь следующего года. Согласно долгосрочной тенденции, темп ежегодного роста составляет 5 процентов (Tt = 1,05). Таким образом объем продаж в следующем году составит £12 000 х 1,05 = £12 600. Тем не менее в следующем году ожидается спад деловой активности, в результате которого суммарный объем продаж, вероятно, составит не более 90 процентов от ожидаемого объема продаж, определенного согласно существующей тенденции (Ct = 0,90). Следовательно, объем продаж в следующем году скорее всего составит £12 000 х 1,05 х 0,90 = £11 340. Если бы объем продаж был одинаковым в каждом месяце, то составил бы £11 340/12 = £945. Но в декабре обычно объем продаж страховых полисов превышает среднемесячный, т.е. индекс сезонности Sl2 равен 1,30. Следовательно, объем продаж в декабре может достичь £945 х 1,30 = £1 228.
Основную проблему в анализе временных рядов представляет оценка составляющих сезонности, цикличности и тенденции. Простой подход к решению данной проблемы - это вычисление средних показателей за несколько лет, хотя он и не позволяет придать дополнительный вес последним событиям, и остается нерешенным вопрос о том, по какому именно количеству периодов следует вычислять средний показатель. Метод скользящего среднего с экспоненциальным взвешиванием позволяет преодолеть эту проблему путем включения всех статистических данных за прошлые периоды с присвоением более высокого весового коэффициента только последним данным. Это позволяет избежать проблемы, связанной с отбрасыванием данных, зато возникает новый вопрос - определение скорости экспоненциального затухания при определении показателей за прошлые периоды. Было разработано множество методов автоматической корректировки весовых коэффициентов, но всем им свойствен тот же недостаток, что и любому виду анализа временных рядов: они основаны на предпосылке о повторении принципов колебаний, существовавших в прошлые периоды.
|
|