Обратная связь
|
Оценка текущих и будущих целей конкурентов Благодаря пониманию целей или задач конкурентов можно обрести руководство к разработке стратегии на трех уровнях (рис. 8.3). Цели могут указывать на то, в каком направлении намерена развиваться компания и на каких рынках, с отраслевых позиций или в международном масштабе следует ожидать проявления серьезных инициатив. Сферы экспансии могут указывать на рынки, на которых, предположительно, конкуренция будет наиболее интенсивной, но, с другой стороны, по этому же признаку можно выявить компании, не стремящиеся к активному соперничеству.
Если намерение компании состоит в прибыльном сосуществовании, с ней, как правило, лучше конкурировать не напрямую, а в тех сферах, которые крупные компании считают второстепенными. Именно такая возможность появилась, когда компании General Motors и Ford вместе объявили о том, что рынок небольших автомобилей в Соединенных Шта-
тах Америки и в Европе в действительности является неприбыльным и потому не представляет для них особого интереса.
Рис. 8.3. Цели конкурентов
Интересно то, что обе компании в настоящее время активно работают на этом рынке по мере раскрытия его полного потенциала. Угроза, нависшая над окружающей средой из-за автомобильных выхлопов и пробок на дорогах, побудила правительства к рассмотрению мер, способствующих расширению эксплуатации автомобилей меньшего размера с более экономичными двигателями. Реакцией компании Ford на такие меры стал выпуск на европейский рынок модели Ка - небольшого, с экономичным расходом топлива автомобиля для пригородных поездок или второго автомобиля в семье. Это доказывает, что по мере изменения обстоятельств меняются цели, а конкурентов необходимо постоянно держать под наблюдением, поскольку они могут менять свои стратегические направления.
Цели также могут указывать на интенсивность деятельности и борьбы конкурента. Так, если компании, подобные Procter & Gamble или General Electric, объявляют о своей заинтересованности только в том, чтобы занимать первое или устойчивое второе место на тех рынках, на которых работают, можно предположить, что эти компании будут вести очень жесткую конкуренцию на любом новом рынке, на который проникнут.
И наконец, цели компании могут подсказать, на какие уступки она готова пойти, столкнувшись с неблагоприятными обстоятельствами. Одержимость многих зарубежных дочерних компаний сообщать в отчетах о "медленном, но верном" росте прибыли привела к тому, что они зачастую согласны были поступиться долей рынка, лишь бы выполнить свои краткосрочные цели, связанные с получением прибыли.
Цели компании могут быть связаны в целом с общим портфелем видов деятельности компании. Амбициозная конкуренция многоотраслевой компании в одном секторе может быть признаком того, что внимание, уделяемое другому сектору, постепенно угасает. В равной мере, очень крупные и занимающиеся различными видами деятельности компании зачастую неспособны выгодно воспользоваться своими огромными финансовыми преимуществами, что обусловлено нежеланием вносить стратегические изменения в сферу ресурсов. Также существует вероятность того, что компании, руководствующиеся в своей деятельности финансовыми интересами, неохотно принимают на себя риск, связанный с новыми начинаниями, а вместо этого предпочитают "довольствоваться объедками со стола" тех, кто пострадал, первым взяв на себя риск.
Выводы о целях и задачах конкурентов лучше всего делать, исходя из наблюдений за стратегиями, которым они следуют, а также за заявлениями, звучащими в их отчетах о деятельности компании, в пресс-релизах и т.д. Например, решения о строительстве дополнительных производственных помещений служат явным признаком наличия целей, связанных с ростом. Набор персонала, владеющего определенными навыками (о чем можно узнать, следя за объявлениями о найме на работу), может указывать на новые направления, в которых, вероятно, собирается двигаться конкурент.
Системы выплаты вознаграждений сотрудникам также могут указывать на наличие определенных целей. Если, например, специалисты по продажам получают вознаграждение в виде комиссионных, равных определенному проценту от объема продаж, практика подсказывает, что основной целью такой компании является наращивание объемов продаж (а не прибыльность) (Lehmann and Winer, 1991).
Дополнительным признаком, характеризующим будущие цели компании-конкурента, служит ее структура собственности. Стабильность пре доставления рабочих мест может считаться более приоритетной задачей в тех компаниях, собственниками которых выступают сотрудники и/или руководители, а не в компаниях, принадлежащих обычным акционерам. Подобным же образом компании, управление которыми связано с государственным сектором, могут рассматривать социальные цели как более важные по сравнению с прибыльностью. Компании, представляющие собой части многоотраслевых конгломератов, иногда используют ради быстрого получения наличных средств, а не имея в виду долгосрочные цели, связанные с положением на рынке.
Базовые предположения
Предположения, имеющиеся у фирмы относительно ее самой и рынка, оказывают влияние на цели и задачи, которые она ставит перед собой. За этими предположениями могут скрываться определенные возможности или угрозы. Существует множество примеров того, как некорректные предположения, сделанные компаниями, повлекли за собой ужасные последствия. В 1960-е гг. компанией Canard было сделано предположение о том, что люди предпочтут неторопливое путешествие высоким расходам на пересечение Атлантики за несколько часов. Следуя такой ошибочной логике, компания Canard и другие компании-операторы перевозок на пассажирских лайнерах резко увеличили грузоподъемность лайнеров в течение последних нескольких лет их эксплуатации. Аналогичным образом, предположение компании Danlop о своем неоспоримом превосходстве в сфере технологий резины для производства автомобильных покрышек стало причиной того, что компания упустила из виду разработанные компанией Michelin покрышки радиального типа с металлокордом. Результатом стало катастрофическое сокращение доли на рынке, сопровождающееся общим уменьшением размеров рынка сбыта в целом, что было обусловлено более длительным сроком службы нового продукта, разработанного компанией Michelin. Предположив, что она обладает превосходством на сформировавшемся рынке, компания Danlop не проявила гибкость и оказалась неспособной разрабатывать новые продукты.
Компании Danlop и Canard не одиноки в своем неумении увидеть изменяющиеся рыночные условия. Как утверждает Фостер (Foster, 1986), среди компаний-участников рынка существует тенденция отказываться от появляющихся новых технологий как от незначительных или, возможно, рассчитанных на обслуживание некоего недолговечного сегмента рынка. Именно это и произошло в случае со швейцарской часовой индустрией, когда она впервые столкнулась с конкуренцией со стороны альтернативных цифровых продуктов японского производства. Поэтому оценка предположений конкурентов, а также предположений, сделанных самой фирмой, может представлять собой стратегически важный момент для компании. Исходя из сказанного выше, можно отметить существование явного разрыва между потребностью фирмы в том, чтобы подвергать сомнению собственные предположения, и ее способностью сделать это. Анализ того, каким образом крупные фирмы обычно реагируют на технологические угрозы, означает, что они вряд ли способны изменить свою традиционную ориентацию. О'Шонесси (O'Shaughnessy, 1995) поясняет, что существующие участники нередко уходят от проблем вместо того чтобы попытаться уклониться. Он предполагает, что среди фирм существует тенденция искусственно добиваться соответствия между фактами и своими заранее сформированными мнениями; игнорировать любые доказательства, если они идут вразрез с их убеждениями; предсказывать наиболее пугающие конкурентные действия- это своего рода средство защиты на тот случай, если в будущем, после реализации таких действий конкурентами, будет проводиться анализ причин произошедшего; предсказывать такие действия конкурентов, эффективным способом противодействия которым является излюбленная стратегия данного руководителя - чтобы добиться поддержки этой стратегии.
|
|