Обратная связь
|
Анализ вторичной статистической документации В ходе вторичного исследования используются данные, которые уже были опубликованы в различных источниках. Исследователь является "вторым" пользователем результатов исследования, проведенных другими. Вторичные данные обладают преимуществами относительной дешевизны и быстроты получения (если вы знаете, где искать!), а также они являются точными и надежными. К сожалению, вторичные данные нередко оказываются устаревшими и недостаточно конкретными для того, чтобы ответить на большинство вопросов, связанных с маркетингом. Например, из вторичных данных вы можете узнать, сколько клиентов приобретает товары каждого из конкурентов, но не узнаете, почему.
В Великобритании существует огромное количество источников вторичных данных; основная проблема, стоящая перед неопытным исследователем, заключается в том, чтобы найти их. Правительство публикует массу статистической информации об отраслевых, торговых, коммерческих и социальных тенденциях. Большая часть этой информации распространяется бесплатно или по цене, лишь покрывающей расходы на публикацию. Исходным источником для поиска нужной правительственной статистической информации является брошюра "Правительственная статистика: краткий справочник источников" (Government Statistics: a brief guide to sources). Все чаще становится возможным использование онлайновых информационных услуг, таких как Harvest (http://harvest. sourceforge.net/), с целью поиска альтернативных источников и беглого просмотра имеющихся данных.
Вторичные данные резко отличаются по своему качеству как в различных странах, так и в зависимости от поставщика информации даже в пределах одной страны. При оценке точности вторичных данных необходимо помнить о приведенных ниже вопросах:
1. Кто собирал эти данные и зачем?
(Какова вероятность субъективного отношения к информации?)
2. Каким образом производился сбор данных?
(Выборка или перепись? Метод выборки? Исследовательские инструменты?)
3. На какую степень точности претендует исследование? (Соответствует ли методология таким претензиям?)
4. Для чего авторы исследования использовали полученные данные? (Ограничена ли сфера этого использования?)
Первичное исследование
Первичное, или выездное исследование проводится, если вторичные источники не могут обеспечить наличие достаточно подробной информации, необходимой для решения определенной проблемы или в достаточной мере способствовать принятию решения. Первичное исследование подразумевает сбор новых данных зачастую непосредственно от клиентов или от посредников, занимающихся распределением (таких как розничные или оптовые торговые предприятия).
Объединенное исследование
Объединенное исследование проводится, когда группа заказчиков распределяет между собой затраты на проведение исследования и совместно пользуется его результатами. В основном такого рода услуги по проведению объединенных исследований предоставляют крупные агентства, специализирующиеся на маркетинговых исследованиях, а результаты этих исследований могут приобрести все желающие.
В Великобритании объединенные исследования проводятся на разнообразных рынках, хотя преобладают на потребительских. Наиболее широко используемыми услугами являются розничные аудиты (Retail Audits) компании A.C.Nielsen, телевизионный потребительский аудит (Television Consumer Audit - ТСА) компании AGB, индекс целевых групп (Target Group Index - TGI) Британского бюро рыночных исследований (British Market Research Bureau Ltd - BMRB), а также различные услуги по исследованиям на базе средств массовой информации, включая национальный читательский опрос (National Readership Survey), который в настоящее время проводит бюро исследований (Research Bureau Ltd -RBL), и опрос аудитории телезрителей BARB, который проводит и которым управляет компания AGB.
Существует множество источников объединенных исследований, охватывающих целый ряд разнообразных рынков. Основные преимущества этих исследований состоят в том, что используемая методология обычно является проверенной и надежной, выборки нередко более крупные, чем могла бы себе позволить одна компания, желающая провести опрос своими силами, к тому же результаты исследования стоят значительно дешевле по сравнению со стоимостью исследования, проводимого по заказу отдельной компании.
Недостатки заключаются в том, что полезность данных ограничена отслеживанием продаж во времени, выявлением тенденций на рынке и среди конкурентов, а также изучением влияния рекламы и других видов деятельности по продвижению товаров на рынок. Эти исследования не позволяют глубже изучить мотивы покупок и получить какие бы то ни было дополнительные ответы на вопросы, интересующие компанию.
Совместные исследования
Данный тип исследований классифицируется в качестве стандартного. Это исследования, часть расходов на которые несут несколько компаний, и выездная работа проводится совместно по заказу ряда компаний, но результаты не являются общими. Многоаспектные ("омнибусные") опросы - это регулярные исследовательские опросы, которые проводятся с использованием предопределенной (стандартной) структуры выборки и методологии. Затем отдельные заказчики "покупают билет" на место в омнибусе, внося в анкету интересующие их вопросы. Проводится опрос, в который включены вопросы различных заказчиков, а результаты систематизируются в форме таблиц по таким факторам, как социальная принадлежность, категория по ACORN (Classification of Residential Neighbourhoods - классификация жилых районов), возраст и т.д.
Типичные "омнибусные" опросы в Великобритании - это "омнибус" методом случайного выбора (Random Omnibus) компании NOP, в котором еженедельно участвует 2 000 взрослых, автомобильный омнибус (Motoring Omnibus) компании RSGB, в котором ежемесячно принимает участие 1 000 автолюбителей, и национальный детский опрос (National Children's Survey) бюро BMRB с участием 1 100 детей в возрасте от 7 до 17 лет ежемесячно. Основными достоинствами таких многоаспектных исследований является их низкая стоимость (поскольку затраты на выездную работу совместно несут все участвующие компании) и гибкость, поскольку каждый заказчик исследования может задать интересующие именно его вопросы, как правило, довольно широкому кругу респондентов. Впрочем, количество вопросов, которые могут быть включены в "омнибусный" опрос, обычно ограничено 6-10. Поскольку респонденту предстоит ответить на вопросы о различных видах продуктов в ходе одного анкетирования, лучше всего формулировать их как можно более кратко и конкретно.
В целом существует целый ряд разнообразных стандартных источников, из числа которых компания, желающая провести маркетинговое или социальное исследование, может выбрать подходящий. Все эти методы обладают преимуществами по сравнению с первичным исследованием, поскольку основаны на признанных методологиях, и воспользоваться ими можно относительно быстро при низких затратах. Недостатки связаны с ограниченным контекстом и количеством вопросов, которые можно задать в ходе исследования. Тем не менее, прежде чем приступить к дорогостоящему первичному исследованию, менеджерам по маркетингу настоятельно рекомендуется изучить возможности, имеющиеся в наличии благодаря стандартным методам исследований.
Заказные исследования
Заказные исследования, в противоположность стандартным, дают организации, проводящей исследование, гибкость в разработке ради достижения точного соответствия потребностям компании-заказчика. В зависимости от этих потребностей существует ряд доступных методов (см. рис. 7.3). Эти методы можно условно разделить на две категории: качественные и количественные.
Что касается качественных исследований, в центре внимания находится понимание и глубина данных, которые обычно не поддаются количественному измерению. Качественное исследование связано с поиском смысла, а не численных показателей. В нем обычно принимают участие небольшие выборки респондентов, зато проводится углубленное изучение их мнений, мотивов и отношений. С другой стороны, к количественным исследованиям привлекаются более крупные выборки, применяются более структурированные исследовательские инструменты (анкеты и т.п.), а полученные результаты поддаются количественному измерению. В крупных исследованиях могут использоваться оба метода. Качественные методы нередко применяются на ранних, предварительных этапах исследования (рис. 7.4), а количественные методы далее для количественной оценки общих качественных выводов.
Рис. 7.4. Цели применения методов качественного исследования
|
|