Обратная связь
|
Анализ технологической тенденции Анализ технологической тенденции направлен на прогнозирование результатов технологических совершенствований, а не объема продаж. Он проистекает из понимания того, что большую часть времени совершенствование технологий происходит равномерно. На рис. 9.5 показано, насколько это соответствует действительности; для примера приведена скорость компьютерных вычислений, которая за последние 40 лет резко изменилась.
Анализ тенденции развития технологий, как выяснилось, противоречит распространенному мнению о неожиданном научном прогрессе. Неожиданные научные прорывы происходят гораздо реже, чем принято считать. Часто упоминаемый пример об изобретении пенициллина - это скорее исключение, нежели правило. Большая часть нововведений, которые появятся в начале нового тысячелетия, будут основаны на научных и технологических знаниях, существующих сейчас. Модель технологического прогресса обычно неизменна, поскольку является результатом труда разработчиков, занимающихся выбором и интеграцией большого количества инноваций в различных технологических сферах с целью достижения как можно более высокой производительности.
Рис. 9.5. Анализ технологической тенденции
Нередко влияние радикальных нововведений гасится стабильным прогрессом эволюционных разработок в смежных сферах. Примером тому может быть изменение скорости вычислений. Данный период охватывает основные дискретные инновации (от электровакуумных приборов в 1950-м до транзисторов в 1960-м, кремниевых чипов в 1970-м и арсенида галлия в 1980 году), но развитие происходит на постоянной основе. Транзистор сам по себе является удачным примером влияния научных прорывов. С изобретением транзистора нередко связывают уменьшение размеров электронного оборудования, но все же без параллельного развития дополнительных технологий, согласно существующим оценкам, размеры электронного оборудования на базе транзисторов уменьшились бы лишь незначительно (примерно на 10 процентов) по сравнению с электровакуумными приборами.
Следовательно, анализ технологических тенденций основан на том же предположении, что и метод Фишера - Прая в отношении замены технологий. Оба метода являются результатом очень сложных процессов, но совокупный эффект, как правило, постоянен, а прежние тенденции могут служить неплохим признаком изменений, предстоящих в ближайшем будущем.
Признание S-образного графика развития технологического прогресса -это важнейшая особенность анализа технологических тенденций. Вначале технологический прогресс идет медленно, возможно, потому что в нем участвует немного людей, основные технологические знания еще только необходимо получить, а технические препятствия нуждаются в устранении. Традиционные знания и установленный порядок могут в течение длительного времени тормозить развитие. Технология военной авиации стремительно развивалась в течение Первой мировой войны, но затем была практически заморожена на 20 лет, поскольку военные бюджеты были урезаны, а военное руководство не было заинтересовано в совершенствовании летательных средств. Развитие стало постепенно ускоряться экспоненциальным образом после того как была осознана значимость технологии, расширены масштабы технологической деятельности, на нее стали выделять больше финансовых средств. Угроза Второй мировой войны стимулировала быстрое совершенствование летно-технических характеристик военной авиации, которое продолжалось и после войны с разработкой радикально новой технологии реактивных двигателей.
И, наконец, ускорение технологического развития прекращается. Есть две причины остановки технологического прогресса. Во-первых, у технологии может быть абсолютный предел. Например, максимальная скорость движения состоящих на вооружении вертолетов достигает уровня насыщения при показателе, немного превышающем 350 км/ч. В случае превышения этого предела либо концы лопастей несущего винта должны будут двигаться со сверхзвуковой скоростью и винт теряет подъемную силу, либо задний винт начнет оказывать тормозящее действие, что также приводит к потере подъемной силы. Если применить принципиально новые технологии, данную проблему можно преодолеть, но это будет не самым оптимальным и экономически оправданным решением даже в рамках бюджетов на военные исследования и разработки.
Иногда препятствуют развитию чисто экономические причины. Например, "звуковой барьер" не затормозил развитие военной авиации, так почему же гражданские самолеты не могут быть сверхзвуковыми? "Конкорд" и "Ту-144" (возможно) продемонстрировали отсутствие технологических препятствий, но все экономически эффективные гражданские самолеты летают на дозвуковой скорости. Практические технологии перестают развиваться, когда устанавливается тенденция быстрого сокращения доходов. На данный момент ограниченная экономическая цен ность для клиентов сверхзвуковых перелетов в сочетании с высокими экономическими и социальными затратами делает скорость экономическим препятствием. Даже в военной авиации, по-видимому, достигнут нетехнологический предел развития сверхзвуковых летательных средств. Создание более скоростных боевых самолетов возможно, но за счет значительных потерь по остальным летно-техническим характеристикам, к тому же скорость, как и размер, - это еще не все! В настоящее время гораздо лучше быть невидимым, а не быстрым, как в случае с самолетами-невидимками В-2 и F-117.
S-образная кривая технологических тенденций более подвержена неопределенности, чем кривая тенденций продаж. Медленный рост на начальном этапе не всегда наблюдается в случае быстрого осознания потенциала новой идеи. Технологии создания и вертолетов, и лазеров развивались стремительно с самого начала, поскольку их значимость была очевидна, и они не были угрозой существующим энергетическим основам. Выравнивание развития обычно происходит под влиянием сочетания технологических и экономических факторов. Нередко линия развития тенденции охватывает несколько важнейших технологических инноваций, но новые технологии иногда являются причиной стремительных изменений, как сейчас происходит в сфере телекоммуникаций, где с появлением спутников и отменой государственного регулирования нарушилась зависимость стоимости (если не цены) телефонных переговоров от расстояния.
Благодаря общей равномерности технологического развития анализ технологических тенденций становится полезным инструментом планирования. Он может способствовать постановке реалистичных плановых показателей производительности для новых разработок и предотвращению высоких затрат на технологии при снижении вероятных доходов. Тем не менее этот инструмент может стать опасным, если применять его бездумно.
Зачастую нельзя сразу определить, какие из тенденций в производительности являются основополагающими.
Производители авиационных двигателей в США и правительство Великобритании сначала отказались от реактивных двигателей для транспортной авиации, поскольку некоторые эксперты слишком большое внимание уделяли такому критерию, как удельный расход топлива. По удельному расходу топлива реактивные двигатели не выдерживают сравнения с поршневыми, но они превосходят их по стоимости пассажирских перевозок на один двигатель. Чтобы не выглядеть недальновидными, необходимо выявить как минимум половину, а то и весь десяток признаков. Затем необходимо применить к ним критерии, подлежащие периодическому сравнению и пересмотру.
Графики технологических тенденций нередко выстраивают сами, а не с помощью регрессивного анализа. Регрессивный анализ обладает недостатками, поскольку преобразования нередко не могут отразить быстрое насыщение, которое происходит в ряде случаев. Этот метод позволяет добиться неплохого статистического соответствия данным, но дает форму кривой без учета естественных или экономических препятствий. Другим недостатком регрессивного анализа является необходимость огибания точек данных, а не создание кривой с оптимальной аппроксимацией к ним. Обычно в центре внимания стоят экстремумы, а не средние значения. Тем не менее, последние достижения в разработке методов огибания позволяют избежать этой проблемы (Bultez and Parsons, 1998).
Направления и пределы тенденций нуждаются в тщательном изучении. Можно легко забыть о существующих пределах повышения производительности, если конкуренты в течение длительного времени концентрируют внимание на одном конкретном критерии. Следует рассматривать потенциальные технические, экономические, социальные, политические и экологические причины возникновения препятствий. Нередко, как это было с "Конкордом", достижение фактического предела обусловлено сочетанием нескольких факторов.
Опережающие индикаторы
Многие компании пытаются предсказать объемы своих продаж путем выявления одного или нескольких опережающих индикаторов:то есть других данных временного ряда, которые изменяются в том же направлении, но с опережением изменений объемов продаж компании. Например, компания, занимающаяся предоставлением сантехнических товаров, может обнаружить, что изменение объема ее продаж запаздывает примерно на четыре месяца относительно изменения индекса начала жилищного строительства. Следовательно, индекс начала жилищного строительства является ценным опережающим индикатором. Другие опережающие индикаторы, такие как показатель рождаемости и средняя продолжительность жизни указывают на значительные изменения на рынках нового тысячелетия. Многие развитые страны, включая Францию, Германию и Японию, столкнутся с серьезными проблемами, связанными с финансированием пенсионных выплат стареющему населению. В других странах, где существуют финансируемые программы пенсионного обеспечения, включая Нидерланды, США и Великобританию, стареющее население будет все более богатым. Несмотря на то, что страны по-разному подготовлены к такому демографическому изменению, предсказать которое можно было бы без особых усилий, во всех странах в течение нескольких ближайших десятилетий будет отмечен стремительный рост рынка похоронных услуг.
Опасно было бы предполагать, что указанные индикаторы, бывшие полезными в прошлом, останутся таковыми и в будущем, или что их можно перемещать с одного рынка на другой. Например, в компании Disney огромное внимание уделяется модели концентрических кругов вокруг тематических парков - в пределах этих кругов время, затрачиваемое на поездки, и численность посетителей являются индикаторами спроса. Отчасти причиной первоначального провала компании EuroDisney было то, что она цеплялась за эту модель, игнорируя тот факт, что европейцы отличаются от американцев уровнем своих затрат на отдых и отношением к путешествиям.
|
|