Обратная связь
|
Пробный маркетинг товаров на деловом рынке Специалисты по маркетингу рыночных отношений между компаниями применяют другие методы пробного маркетинга, к которым относятся:
■ Испытания, предполагающие пробное пользование продуктом.В данном случае специалист по маркетингу, работающий на деловом рынке, выбирает небольшую группу потенциальных клиентов, которые соглашаются пользоваться новым продуктом в течение определенного периода времени. Технические специалисты фирмы-производителя наблюдают за тем, как клиенты пользуются предложенным продуктом. По результатам таких испытаний производитель может судить о требованиях клиента к обучению и обслуживанию. После испытаний специалист по маркетингу выясняет мнение клиента о продукте и намерение приобрести его.
■ Отраслевые выставки.Эти выставки привлекают огромное количество покупателей в течение нескольких дней напряженной работы. Производитель определяет, как покупатели воспринимают различные особенности продукта, условия и сроки, а также может оценить интерес покупателя и его намерение приобрести продукт.
■ Демонстрационные залы для показа продукции дистрибьюторам/дилерам.Здесь новый продукт промышленного назначения может находиться рядом с другими продуктами компании и, возможно, рядом с продукцией конкурентов. Этот метод позволяет получить информацию, связанную с предпочтениями и ценообразованием в обычных условиях продажи продукта.
■ Стандартные или контролируемые испытательные рынки.
Используются для оценки потенциала новых продуктов промышленного назначения. Компания-продавец производит ограниченное количество продукта и предлагает своим специалистам по продажам продать его в нескольких географических зонах. Компания обеспечивает продукту полную рекламную поддержку, способствует продвижению его на рынок, проводит другие вспомогательные маркетинговые мероприятия. Такие испытательные рынки помогают компании протестировать продукт и свою маркетинговую программу в реальных рыночных ситуациях.
■ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ НАМЕРЕНИЙ И МНЕНИЙ ЭКСПЕРТОВ
Намерения покупателей
Один из способов прогнозирования действий покупателей состоит в том, чтобы непосредственно задавать им вопросы, то есть провести опрос. Опросы представляют собой особенно большую ценность, если покупатели имеют четко сформировавшиеся намерения, желание выполнить их и могут подтвердить это лицу, проводящему опрос.
Несколькими исследовательскими организациями проводятся периодические опросы покупательских намерений потребителей. Потребителям также задают вопросы об их теперешнем и будущем финансовом положении и об их ожиданиях, связанных с экономикой. Компании, специализирующиеся на потребительских товарах длительного пользования, оформляют подписку на получение результатов этих исследований. Такие данные помогают предвидеть существенные изменения в покупательских намерениях потребителей и позволяют соответствующим образом скорректировать свои производственные и маркетинговые планы. В сфере промышленных закупокмногочисленные агентства проводят опросы о намерениях приобрести производственные помещения, оборудование и материалы. Полученные результаты нуждаются в корректировке в том случае, если опросы проводятся в различных странах и в условиях разных культур. Степень завышения оценки покупательских намерений в Южной Европе выше, чем в Северной Европе и в США. В Азии японцы меньше склонны к завышенным оценкам, чем китайцы (Lin, 1990).
Мнение специалистов по продажам
Если опрос покупателей нецелесообразен, компания в своих прогнозах объемов продаж может исходить из информации, предоставляемой специалистами по продажам. В компании специалистам по продажам обычно поручают оценить объемы продаж по определенным продуктам для своих конкретных территорий. Затем подводят итоги индивидуальных оценок с тем, чтобы получить общий прогноз объемов продаж.
Очень немногие компании полагаются на оценки своих специалистов по продажам без некоторой корректировки. Продавцы в основном - это наблюдатели. Они, естественно, могут быть настроены пессимистично или оптимистично или впадать из одной крайности в другую, исходя из недавних успехов или неудач в продажах. Более того, продавцы зачастую не подозревают о крупных экономических достижениях и не всегда знают, каким образом планы маркетинговой деятельности компании повлияют на будущие объемы продаж на их территориях. Специалисты по продажам могут занижать спрос, чтобы компания установила более низкие плановые показатели продаж. Бывает, что им не хватает времени на тщательную разработку прогнозных оценок или же они не считают это стоящим занятием.
Зная о таком предвзятом отношении, можно получить массу преимуществ благодаря привлечению специалистов по продажам к прогнозированию. Они, возможно, обладают более глубоким, чем кто бы то ни было, пониманием тенденций. Приняв участие в процессе прогнозирования, специалисты по продажам могут обрести больше уверенности в своих плановых показателях и стать более заинтересованными в их достижении. К тому же такое прогнозирование, выполняемое "рядовыми служащими", способствует получению предварительных оценок с разбивкой по продуктам, территориям, клиентам и продавцам.
Мнение дилеров
Автомобильные компании проводят периодические опросы своих дилеров, требуя от них краткосрочных прогнозов спроса. Хотя оценкам дилеров присущи те же достоинства и недостатки, что и предварительным оценкам специалистов по продажам, точность прогнозирования можно повысить с помощью ролевых игр с участием и специалистов по продажам, и дилеров (Armstrong and Hutcherson, 1989).
Мнение экспертов
Компании могут получить результаты прогнозов, обратившись к экспертам: дистрибьюторам, поставщикам, консультантам по маркетингу, а также в отраслевые ассоциации. Эксперты могут дать глубокую проницательную оценку, но могут и выдавать оценки, не имеющие ничего общего с реальностью. В 1943 году президент компании IBM Томас Дж. Уотсон предсказал "мировой рынок объемом в пять компьютеров". Вскоре после этого другой эксперт, глава компании Twentieth Century Fox Дэрилл Ф. Занук заявил, что "телевидение не сможет удержать ни один из захваченных им рынков по прошествии первых шести месяцев. Людям скоро надоест каждый вечер сидеть, уставившись глазами в ящик из клееной фанеры". Если это возможно, компании следует подтверждать мнение экспертов другими существующими оценками.
Метод Делфи
Время от времени компании приглашают специальную группу экспертов для составления прогноза. Эксперты обмениваются мнениями и формируют коллективную оценку (метод коллективного обсуждения). Или же они могут предоставить свои оценки в индивидуальном порядке, а аналитик компании составит по ним сводную оценку (объединение индивидуальных мнений). Или же эксперты могут предоставить индивидуальные оценки и предположения, пересмотренные аналитиком компании, которые вновь им рассматриваются, после чего проводятся следующие циклы оценки по методу Делфи (Cassino, 1984).
Такой систематический сбор субъективных мнений значительно повышает надежность субъективного прогнозирования (Armstrong, 1985). Этот процесс является не столь дорогостоящим, в плане оплаты труда экспертов, как это могло бы показаться на первый взгляд. Метод Делфи предназначен для сбора мнения людей, удаленных друг от друга географически, поэтому нет необходимости в организации встреч экспертов. К тому же требуются услуги всего, как правило, 5-20 человек, а люди, располагающие скромными опытом и знаниями, работают так же хорошо, как и настоящие эксперты (Hogarth, 1978). Как ни странно, но истинный профессиональный опыт становится проблемой в случае применения метода Делфи, поэтому имеет смысл привлечь к процессу людей, не имеющих отношения к продукту-объекту прогнозирования, чтобы избежать предвзятого отношения (Tyebjee, 1987).
Самостоятельное прослеживание
Метод самостоятельного прослеживания служит для превращения суждений в объективные критерии. Одним из способов, позволяющих сделать это, является изучение протоколов работы экспертов. Протокол -это описание процесса, по которому эксперт формулирует прогноз. Затем этот процесс подлежит преобразованию в набор правил, используемых для составления прогнозов. Другой метод состоит в том, чтобы создать несколько ситуаций и предложить эксперту составить прогноз для каждой из них. Такие прогнозы, основанные на суждениях эксперта, затем подлежат изучению в обратном порядке в соотнесении с данными, которыми пользовался эксперт для прогнозирования. Этот метод позволяет оценить, каким образом эксперт связывает каждую переменную с объемом продаж. Составление моделей на основе метода самостоятельного прослеживания представляет собой недорогую процедуру, позволяющую сделать дополнительные прогнозы. Они, как правило, вносят мелкие, но полезные коррективы с целью повышения точности прогнозов, основанных на суждениях экспертов.
Составление сценариев
По мнению Корнелиуса Куикона, главы компании Shell по вопросам стратегического анализа и планирования, причиной того, почему так много фирм разочаровывается в планировании, является их чрезмерное доверие к конкретным прогнозам. Чтобы преодолеть эту проблему, компания Shell и многие другие, включая GE, сейчас применяют планирование сценариев для того, чтобы создать целый ряд возможных вариантов будущего развития, относительно которых можно разрабатывать различные стратегические планы.
Множество индивидуальных прогнозов, подлежащих объединению в сценарий, выбирают разными способами. Анализом взаимного влияния факторов можно воспользоваться для того чтобы создать один "наиболее вероятный" сценарий, хотя этот метод является ограниченным, поскольку зависит от результатов прогнозов, объединенных в матрицу. После выбора наиболее вероятного сценария можно составить другие граничные сценарии путем изучения отклонений от основного направления. Альтернативным образом автоматически или по группам можно выбрать "отдельные тематические сценарии". Одними из первых методом создания сценариев начали пользоваться военные. Процесс, выбранный ими, состоял в произвольном сочетании событий и тенденций с целью формирования альтернативных вариантов. Более популярный управленческий подход заключается в проведении собрания экспертов, одаренных богатым воображением, для обсуждения нескольких предварительно описанных тенденций, тем и гипотез. Затем по каждой теме составляется сцена рий под названием, явно подчеркивающим его наиболее характерные особенности. Например, сценарий под названием "Неистовое общество" предполагает развитие ситуации, в которой наблюдается экспоненциальный рост показателей преступности и гражданского неповиновения; сценарий "Пределы развития" отражает ситуацию краха мировой экономики и падения численности населения в случае достижения материальных пределов.
Сколько нужно составить сценариев? Мы бы сказали, несколько. Одному наиболее вероятному сценарию, скорее всего, будут присущи слишком многие недостатки, связанные с проблемой недальновидного планирования. Очевидно и то, что процесс стратегического планирования был бы просто смешон в случае создания дюжины сценариев и тестирования стратегий относительно каждого из них. Поэтому определяясь с количеством составляемых сценариев, нужно найти компромисс между стремлением к безопасности и потребностью в простоте.
|
|