Обратная связь
|
Отклик на элементы программы мероприятий маркетинга Использование гибкости отклика на изменения в переменных, составляющих план мероприятий маркетинга, в качестве основания для сегментации имеет особую привлекательность, поскольку с ее помощью можно получить новые сведения, указывающие, куда лучше всего направлять маркетинговые ассигнования, что открывает больше простора для действий. Например, компании было бы очень интересно выявить потребителя, склонного к заключению сделки, или рыночный сегмент, отзывчивый на рекламу. Однако в исследованиях с целью определения таких факторов, как степень изменения спроса в ответ на изменение цены, есть методологические проблемы.
Характеристики стремления к отношениям
Характеристикой, используемой для сегментации и связанной с маркетингом (см. главу 16), является потребность клиентов в отношениях (Piercy, 1997). Одна из первичных моделей исходит из того, что стремление к отношениям у разных клиентов отличается по типу отношений, которые клиенты хотят установить с поставщиками (например, долгосрочные, краткосрочные или одноразовые), а также по степени близости таких отношений (например, близкие или отстраненные). Это дает основания разделить рынок на такие группы в увязке с другими переменными:
■ клиенты, стремящиеся к отношениям,- это те, кто хочет установить близкие отношения с поставщиком или розничным торговцем на долгое время;
■ клиенты, стремящиеся воспользоваться отношениями,- это
те, кто стремится лишь к временным отношениям с поставщиком, но будут рады близким отношениям, которые смогут использовать для извлечения всей выгоды из предложения;
■ лояльные покупатели- те, кто стремится к долгосрочным отношениям, но на расстоянии;
■ клиенты, проводящие сделки, не строя никаких отношений,-
это те, кого не интересуют близкие отношения с поставщиками и кто будет присматриваться и искать самую выгодную сделку, потому что не видит пользы от долгосрочных отношений.
Примером комплексных исследований характеристик потребителей в глобальном масштабе служит работа, проведенная американским агентством Roper Starch (Shermach, 1995). Для международного бизнеса очень важно, выходят ли потребительские сегменты за пределы национальных границ и могут ли они иметь большую практическую ценность, чем традиционные географические методы планирования маркетинга. На основе данных, полученных от 40 000 респондентов из 40 стран, установили следующие сегменты:
■ идущие на сделки:лица с хорошим образованием в возрасте немного за 30 со средним достатком и неплохой работой (29 процентов от выборки);
■ искатели выгодных цен:большая часть пенсионеров и людей с самым низким уровнем образования и средним достатком; женщин больше, чем мужчин (23 процента от выборки);
■ верные сторонники бренда:преимущественно мужчины в возрасте примерно 35 лет со средним образованием и неплохой работой; наименее состоятельная группа (23 процента от выборки);
■ первые покупатели предметов роскоши:группа самых богатых людей с самым лучшим образованием; преимущественно мужчины, ведущие специалисты и руководители; они стремятся открыть новые престижные бренды (21 процент от выборки).
В разных географических районах доля потребителей в указанных группах варьировалась примечательным образом: лица, идущие на сделки, составили большинство в США, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке; искатели выгодных цен были преимущественно на развитых конкурентных рынках, таких как Европа и Япония. Несмотря на то, что исследования выводят лишь стереотипы, они позволяют говорить о том, что поведение и характер покупок потребителей могут служить более точными параметрами, прогнозирующими стиль совершения покупок, чем традиционные определения национального рынка, которые используются в экспортной деятельности и международном маркетинге.
Выводы по поведенческим признакам, служащим основанием для сегментации
В качестве оснований для сегментации потребителей были изучены многие переменные, в том числе поведенческие характеристики, отношения потенциальных потребителей и общие сведения о потребителях. В этих целях чаще всего берутся такие характеристики, как использование продукта и бренда, а также демографические/социально-экономические. Главная причина тому - их легко получить из вторичных источников. Но если рассматривать вопрос по существу, то для того чтобы система сегментации была полезной с точки зрения управления маркетингом, она должна не только описывать различия между потребителями, но и объяснять их. С этой точки зрения сегментация по отношениям может оказаться гораздо перспективнее.
СЕГМЕНТАЦИЯ ДЕЛОВЫХ РЫНКОВ
Что касается деловых рынков, то для них, также как и для потребительских, было предложено множество факторов, в соответствии с которыми можно проводить сегментацию. Но по существу переменные для сегментации деловых рынков можно рассматривать в тех же категориях, что и для потребительских:
■ общие сведения о компании;
■ характеристики, связанные с ее отношениями;
■ характеристики, связанные с ее поведением.
Однако необходимо отметить, что вопрос сегментации рынка в деловом маркетинге проработан гораздо меньше, чем в потребительском, а это может отразиться как на приемлемости разных подходов для компаний, так и на возможности получения информации и поддержки для применения конкретного подхода. Следует отметить еще и то, что в деловом маркетинге гораздо чаще устанавливаются личные отношения между поставщиком и клиентом. В таких условиях метод сегментации лучше всего применять к организации клиента. Описанная ниже структура сегментации следует модели, разработанной Шапиро и Бонома (Shapiro and Bonoma, 1990).
Общие характеристики компании
Демографические характеристики компании могут служить полезной отправной точкой для сегментации, когда речь идет об отношениях между организациями. На самом деле они характеризуют подходы, чаще всего используемые организациями, осуществляющими маркетинг. Здесь можно рассматривать такие факторы, как демографические характеристики (например, тип отрасли, размер и местонахождение организации клиента), переменные, связанные с операционной деятельностью (например, технологии и возможности организации клиента, различные виды закупочной политики), а также ситуативные факторы, в том числе применение продукции.
Тип отрасли
Первым этапом анализа служат такие факторы, как Стандартная промышленная классификация (SIC). Ею пользуются для определения целевых отраслей, а также для деления их на группы компаний с различными потребностями или с различными подходами к совершению закупок, что может служить основой для вертикального маркетинга в отраслях промышленности. Например, и организации розничной торговли, и больницы покупают компьютеры, но для разных целей и следуя разным стратегиям закупки.
Размер компании
Размер также может иметь большое значение, если, например, потребности и покупательские предпочтения мелких компаний заметно отличаются от потребностей и предпочтений крупных компаний. Стандартными критериями могут служить такие переменные, как численность сотрудников и товарооборот. Размер может быть чрезвычайно существенным фактором, поскольку он влияет на такие параметры, как потребность в объемах, средний размер заказа, расходы на покрытие продаж и распределения и рыночная позиция клиента, которые могут изменить привлекательность различных сегментов как рыночных целей.
Размер компании можно анализировать одновременно с другими демографическими характеристиками. Например, компании, продающие ингредиенты для производства красок в Соединенном Королевстве, могут вначале разделить рынок в соответствии со Стандартной промышленной классификацией (SIC), установив при этом производителей краски, а затем провести сегментацию по размеру компании, исходя из численности ее персонала. (Лишь в семи таких компаниях численность штата превышает 750 человек, а на их долю приходится более 60 процентов рынка краски.)
Местонахождение клиента
Географическое расположение организаций клиентов может быть действенным фактором для сегментации рынка продукции производственного назначения в силу ряда причин. С точки зрения внутреннего рынка расположение организации внутри страны может влиять на расходы, связанные с продажей и распределением, и степень конкуренции может варьироваться, если в некоторых районах будут работать сильные конкуренты. Спрос на продукцию также может колебаться, - спрос на химические продукты для смягчения воды в производственном холодильном и теплообменном оборудовании работающих предприятий будет варьироваться в зависимости от жесткости воды в данном районе. На международном рынке предпочтение тех или иных продуктов также будет варьироваться в зависимости от расположения организации. Так, например, средства медицинской диагностики в Соединенном Королевстве охотно покупает государственная служба здравоохранения, а в Соединенных Штатах - частные центры медицинских исследований и специалисты врачебной практики, в то время как в развивающихся странах - клинические лаборатории при больницах. И все они предъявляют абсолютно разные требования к продуктам и ценам.
Технология компании
Уровень технологического развития компании отражается непосредственно на ее производственной технологии и технологии продукции, а, следовательно, на ее потребности в различных типах продуктов. Традиционным предприятиям, применяющим комбинированные технологии и методы сборки, необходимы разные продукты и сборочные узлы (например, испытательная аппаратура, инструментальная оснастка, компоненты) в отличие от автоматизированного производства. Для высокотехнологичных предприятий могут потребоваться самые разные методы распределения, - компании Tesco необходимо взаимодействие с поставщиками путем электронного управления запасами, чтобы не прибегать к складированию продукции у розничных торговцев. Высокотехнологичные компании начинают все настоятельнее требовать, чтобы поставщики были включены в их компьютерные системы на всех этапах процесса покупки.
Возможности клиентов
Деловые клиенты могут существенно отличаться между собой по внутренней прочности, а, следовательно, по своим потребностям в различных типах продуктов и услуг. Например, в химической промышленности клиенты, вероятно, будут отличаться по уровню технической грамотности. Одни больше других будут рассчитывать на помощь поставщиков в разработке состава и на их техническую поддержку. Долгое время компьютерная компания Digital Equipment специализировалась на продаже миникомпьютеров клиентам, которые могли сами разрабатывать собственные программные средства и системы и не нуждались в полнофункциональных предложениях IBM и других фирм: она выбрала своей рыночной целью сегмент в соответствии с технической грамотностью в области вычислительной техники.
Организация закупок
Существенные различия между клиентами могут определять и принятый у них способ организации закупок. Например, для централизованных закупок может потребоваться, чтобы поставщики имели возможность вести национальные и международные счета, тогда как для децентрализованных закупок, возможно, понадобятся более широкие операции на местах. В зависимости от преимуществ и недостатков поставщика тип организации закупок может быть важным способом сегментации рынка. Например, компания IBM всегда сохраняла за собой прочные позиции в компаниях с централизованным отделом информационных технологий, тогда как другие поставщики сосредоточили свою деятельность на компаниях с менее централизованными службами ИТ.
Структуры власти
Результат действия самых влиятельных подразделений организации также может служить действенным фактором сегментации рынка, способствующим выявлению рыночных целей, которые соответствуют преимуществам поставщика. Компания Digital Equipment традиционно нацеливала свою деятельность на клиентов, использующих достижения техники, в работе с которыми технические разработки обеспечивали ей конкурентное преимущество.
Закупочная политика
Источником информации может служить то, как разные клиенты подходят к закупкам. Вот примеры, как можно разделить клиентов. Клиенты, желающие арендовать, и клиенты, желающие купить. Клиенты, ведущие политику конструктивных действий, и клиенты, озабоченные вопросами цены. Клиенты, предпочитающие снабжение из одного источника, и клиенты, которые хотят организовать важные поставки из двух источников. Клиенты государственного сектора и аналогичные им организации, при работе с которыми предложение цены является обязательным, и клиенты, которые предпочитают договариваться о цене. Клиенты, активно идущие по пути сокращения контингента своих поставщиков, и все остальные клиенты. На самом деле, предложенная выше модель использования потребности клиентов в отношениях в качестве основания для сегментации может оказаться даже более полезной на деловом рынке, где необходимость в партнерских отношениях между поставщиками и клиентами определяет подходы многих крупных компаний к покупкам.
Применение продукта
Применение продукта может оказывать огромное влияние на процесс и критерии совершения покупки, а значит и на выбор поставщика. Требования к небольшому электродвигателю для использования в повторно-кратковременном режиме с небольшой нагрузкой на нефтеочистительном заводе будут отличаться от требований к небольшому электродвигателю для работы в постоянном режиме.
|
|