Обратная связь
|
Источники проблем на этапе внедрения Процесс признания того, что существуют проблемы внедрения стратегий, построенных на сегментации, можно проследить на протяжении ряда лет. Уинд (Wind, 1978) отмечал, что очень мало известно о том, как исследования сегментов трансформируются в маркетинговые стратегии; Янг (Young et al., 1978) осуждал специалистов по маркетингу за то, что они чересчур увлеклись методами сегментации и не уделяют внимания возможности реальных действий. Хулей (Hooley, 1980) винил в неудачах сегментации то, что аналитические методы использовались ради самого использования, и коммуникации между менеджерами и маркетинговыми исследователями были налажены плохо. Шапиро и Бонома (Shapiro and Bonoma, 1990) писали: "О стратегии сегментации написано много, но мало - о ее внедрении, управлении и контроле" - и похоже, этот вывод справедлив и сегодня.
Пирси и Морган (Piercy and Morgan, 1993) предприняли попытку составить каталог причин, по которым внедрение стратегий, построенных на основе сегментации, заканчивалось неудачей. Эти вопросы послужили средством последующей сортировки для того, чтобы оценить пригодность модели сегментации, созданной с помощью рыночных исследований. Оцениваются такие факторы, как:
■ Структура организации.Компании, как правило, бывают организованы в виде функциональных отделов и подразделений того или иного типа в зависимости от того, какая задача на них возложена и как они общаются с внешним миром. Метод определения рыночных целей в соответствии с полезностью для клиентов может выходить за пределы этих внутренних делений, - они могут не "подпадать" под полномочия подразделений или региональных организаций сбыта и маркетинга. Целевыми сегментами, которые оказываются между подразделениями или регионами, можно пренебречь, и не назначать "ответственных"; построенные на них стратегии будут неудачными. Необходимо составить подробную карту, отображающую, как целевые сегменты совмещаются с внутренней структурой организации
■ Внутренняя политика.Янг (Young, 1996) утверждает, что стратегическая сегментация является по сути своей деятельностью на стыке разных функциональных подразделений, требующей знаний и участия многих специалистов. Если сотрудничество или совместная работа подразделений невозможна из-за того, что люди борются за власть и предпочитают держать свои знания и опыт при себе, стратегия сегментации, вероятнее всего, потерпит неудачу. Если стратегия, построенная на основе сегментации, зависит от сотрудничества и объединенных действий внутри организации, необходимо быть уверенными в том, что это возможно, иначе она обречена на провал.
■ Корпоративная культура.В некоторых обстоятельствах сегментация в соответствии с полезностью для клиента неприемлема для людей, работающих в организации, потому что они видят мир по-другому. Организации, в которых доминирующее положение занимают сильные группы профессионалов, обычно ведут борьбу с сегментами, выделенными в соответствии с полезностью для клиентов. Примерами могут служить компании традиционных финансовых услуг и фирмы профессиональных услуг, таких как юридические и бухгалтерские. Проблема может заключаться в том, что для ориентации деятельности на нужды клиента банковским структурам придется преодолеть свое предпочтение "осторожному банкингу".
■ Информация и отчетность.Новаторские системы сегментации могут не согласоваться с действующими в компании информационными системами и системами отчетности. Это означает, что будет сложно оценить важность целевых сегментов или распределить обязанности и контролировать результаты ведения дел с ними.
■ Процессы принятия решений.Если системы сегментации выявят новые рыночные цели, отсутствующие в планах (они не являются на данный момент частью обслуживаемого рынка, или простираются через существующие целевые сегменты, за которые уже назначены ответственные, или находятся внутри существующего сегмента), то их можно проигнорировать в процессе планирования и на этапе выполнения планов. Аналогично на целевые сегменты, не включенные в планы распределения ресурсов, сложно будет получить ассигнования из маркетинговой сметы. Нам следует подробно разобраться, как можно объединить метод сегментации с планированием и составлением смет и включить его в системы оценки.
■ Корпоративные возможности.Для исследователей и аналитиков в области маркетинга не составляет труда разработать привлекательные рыночные цели, но компания может не иметь оснований для получения конкурентного преимущества просто потому, что у нее нет возможности работать с данным типом клиентов (см. главу 6).
■ Операционные системы.Стратегия сегментации может потерпеть неудачу потому, что недооценивает проблемы, стоящие на операционном уровне, которые связаны с трансформацией стратегии сегментации в эффективную реальность. Смогут ли продавцы работать с таким целевым клиентом? Есть ли доступ к необходимым каналам распределения? Есть ли опыт разработки и ведения рекламно-пропагандистской деятельности для каждого сегмента? Организованы ли рыночные исследования по целевым сегментам, чтобы определить их возможности и оценить достижения? Есть ли технические возможности для того, чтобы в случае необходимости устанавливать разные цены для разных типов клиентов? Мы должны очень тщательно рассмотреть, какие операционные возможности есть у нас в области продаж, рекламы, стимулирования сбыта и распределения, и задать себе вопрос, можно ли адаптировать их к новой стратегии, построенной на базе сегментации.
Рис. 10.6. Привлекательность сегмента рынка и прочность ресурсов организации
Многие из этих вопросов связаны непосредственно с организацией, и проигнорировать их - означает подвергнуть стратегию риску. Одно из предлагаемых решений состоит в том, что дополнительно к традиционной оценке рыночных целей необходимо проверить каждую потенциальную цель на внутреннюю совместимость, как показано на рис. 10.6.
Такой анализ может говорить о том, что некоторые рыночные цели непривлекательны для организации потому, что плохо "вписываются" в структуры и процессы компании. Или из него может следовать, что компания не способна в настоящее время внедрить стратегию, построенную на основе сегментации, или она может выявить области, которые требуют изменений, если компания стремится эффективно охватить целевой сегмент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях, когда рынки становятся все более фрагментированными, специалисты по маркетингу как на потребительском, так и на деловом рынке все больше обращаются к методам сегментации для установления своих главных рыночных целей. Приступая к рыночной сегментации, компании должны разобраться в методологии сегментации, которая подчас бывает чрезвычайно сложной, проверить выявленные рыночные цели и принять решение о стратегической сегментации, - как использовать модель сегментации для разработки своей рыночной стратегии.
Из сказанного следует, что одно из самых важных решений, которое должна принять организация, - это по какому признаку нужно сегментировать рынок. Мы ознакомились с тем, что существует великое множество оснований для сегментации на потребительских и деловых рынках и для маркетинга продуктов и услуг (а также некоммерческих видов деятельности).
Вероятно, ближе всех к расширению концепции маркетинга стоит метод сегментации в соответствии с использованием/полезностью, впервые предложенный около 30 лет назад Хейли (Haley, 1968). Хотя он и требует значительного объема первичных исследований, понимание полезности, которую получают клиенты от приобретения или потребления продуктов и услуг, является ключевым моментом для разработки интегрированной маркетинговой стратегии.
Существенные потенциальные выгоды получат те организации, которые построят свою маркетинговую стратегию на тщательно проработанной сегментации рынка. Вместе с тем необходимо оценить еще и внутренние вопросы организаций, влияющие на внедрение, чтобы проверить внутреннюю совместимость целевых сегментов и расходы на проведение изменений внутри организации, которых могут потребовать маркетинговые стратегии, построенные на основе сегментации.
В следующей главе, посвященной исследованиям в области сегментации, рассматривается методология разработки оснований для сегментации.
Исследователи стремятся найти волшебную формулу, которая позволит выгодно сегментировать рынок всегда и при любых обстоятельствах. Как и поиски средневекового алхимика, одержимого идеей найти философский камень, эти исследования тщетны.
Баумвол (1974)
ВСТУПЛЕНИЕ
Если предыдущая глава была посвящена базовым концепциям и принципам ключевых стратегических вопросов конкурентного позиционирования и рыночной сегментации, предметом рассмотрения данной главы являются методы исследования и моделирования, которые можно применить для оценки этих вопросов.
В первой части главы внимание сосредоточено на исследованиях в области сегментации, и, в частности, на критических вопросах, стоит или не стоит придерживаться подхода, построенного на базе сегментации, и, если стоит, - должны ли они априорно опираться на некоторую предопределенную систему сегментации или их необходимо разрабатывать специально на основе творческих, эмпирических исследований. Вторая часть посвящена исследованиям в области позиционирования, которые во многих случаях можно проводить параллельно с исследованиями в области сегментации, применяя качественные методы, такие как опросы целевых групп и углубленный опрос, наряду с количественными методами моделирования, такими как вычерчивание графика отношения к товару с помощью многомерного шкалирования.
Процесс установления потенциальных рыночных целей может быть одним из самых творческих аспектов маркетинга. Не существует единого "правильного способа" сегментации рынка. Разные конкуренты могут придерживаться разных подходов на одном и том же рынке. Все эти подходы могут в действительности быть правильными, но каждый может привести к формированию своего концептуального представления о рынке и затем все они - к разным методам маркетинга и разным стратегиям. Творческий аспект исследований в области сегментации заключается в нахождении нового способа формирования концептуального представления о собственном рынке, - способа, способного дать некоторое конкурентное преимущество над теми способами, которые изберут конкуренты.
Обычно придерживаются одного из двух широких подходов к исследованиям в области сегментации. Первый подход - априорный. Он предполагает использование "готовых" систем сегментации, таких как социально-экономическая или геодемографическая классификация. Главное в этом подходе то, что система сегментации известна заранее, и количество сегментов предопределено избранной системой. Априорная сегментацияпо самой своей природе такова, что в ней использованы общедоступные системы, а, следовательно, ею могут воспользоваться и конкуренты.
Второй подход к сегментации - выведенный впоследствии, или гнездовойметод. При данном подходе окончательная система сегментации заранее неизвестна, как неизвестно и подходящее количество сегментов. Критерии, в соответствии с которыми будет проводиться сегментация, определяются заранее, но, как правило, они бывают многомерными (например, данные об использовании и отношению к продукции). После этого в соответствии с установленными критериями проводится сбор данных (с применением качественных и /или количественных маркетинговых исследований) и их анализ с целью определения лежащих в основе моделей или структуры. Система сегментации вырисовывается в процессе анализа данных, отражающего модели, выстроенные на основе ответов. Анализ данных как таковой -это отчасти наука (использующая статистические методы анализа) и отчасти искусство (использующее суждение о том, какие критерии следует включать, и как интерпретировать результат). Если идти таким путем, то полученная система сегментации, вероятнее всего, будет уникальной для конкретного анализа. При этом открываются возможности взглянуть на рынок свежим взглядом и открыть для себя новые возможности, которые не всегда видят конкуренты. И конечно, здесь требуется тщательное тестирование любой полученной системы сегментации для гарантии того, что она - не просто продукт, созданный на основе конкретного набора данных или примененного аналитического метода исследований.
После рассмотрения методов сегментации в главе представлены альтернативные методы исследования и представления позиций на рынке. Речь идет о двух широких подходах. Первый - использование качественных методов исследования для раскрытия образов бренда, продукта и компании. Данные подходы особенно популярны в разработке программ рекламной деятельности. И, во-вторых, исследуются количественные подходы к моделированию позиций, - от простого составления профиля по семантической или другой аналогичной шкале до более сложного моделирования, достижимого такими методами, как многомерное шкалирование и анализ соответствия.
|
|