Обратная связь
|
В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГИРЕВИКОВ-ЖОНГЛЕРОВ
По данным многочисленных исследований, музыка является системным стимулятором, воздействующим на организм при помощи ритма и вызываемых ею эмоций с возникновением физиологических сдвигов, повышающих физическую работоспособность человека. Установлено, что музыка выравнивает пульс, повышает остроту зрения, внимание, улучшает время реакции спортсмена, вызывает положительные изменения в работе желез внутренней секреции, поперечнополосатых мышц, желудка, печени и др. Показано, что музыка соответствующего содержания и ритма в определенных периодах повышает восстановительные способности организма при интенсивной двигательной деятельности (Кулагин С.И., 2002).
Тренировочная нагрузка гиревиков-жонглеров характеризуется преимущественно зоной большой мощности, поэтому как неизбежное следствие их интенсивной мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Одним из путей повышения физической работоспособности спортсменов во время тренировок, снятия избыточного напряжения центральной нервной системы, ускорения восстановительных процессов в организме является подобранное определенным образом музыкальное сопровождение (Ануров В.Л., 2004).
Практика показывает, что наибольший тренировочный эффект в СЖГ достигается при отработке элементов после выполнения определенного объема силовой нагрузки. Музыкальное сопровождение как фактор, воздействующий прежде всего на центральную нервную систему, позволяет повысить интенсивность и объем тренировок гиревиков-жонглеров, снизить или полностью устранить возникающие при этом нервно-психические напряжения (Ануров В.Л., 2004).
Важным фактором функциональной подготовки спортсмена-жонглера является степень осознанности проявления навыков и двигательных качеств. Высшей формой специализированного восприятия двигательных действий в СЖГ является чувственный уровень сознания (так называемые «чувства» ритма, расстояния, равновесия, высоты полета гири и т.п.). При этом контроль над параметрами двигательных актов при выполнении специализированных упражнений переходит от зрительного анализатора у новичков к многофункциональному анализатору (зрительному, слуховому, сенсорному, двигательному) у подготовленных спортсменов. Музыкальное сопровождение в данном случае ослабляет слуховой и сенсорный анализаторы, дополнительно нагружает и тренирует двигательный анализатор, который на вершине спортивного мастерства в СЖГ является основным, тем самым способствуя развитию специфических «чувств» гиревиков-жонглеров (Ануров В.Л., 2005).
Наиболее часто используемым музыкальным жанром в процессе тренировок гиревиков-жонглеров является рок-музыка - одна из самых мощных по воздействию на человека форм искусства. Установлено, что специальные качества, присущие СЖГ (сила, силовая выносливость, ловкость, скоростно-силовые характеристики спортсменов и т.д.) на 1-5 % быстрее развиваются с использованием музыки «тяжелых» направлений, а подвижность в суставах - «мягких» направлений Rock. Музыкальное сопровождение различных стилей Rock также приводит к положительным физиологическим и функциональным сдвигам в организме спортсменов (на уровне 1-3 %) (Кулагин СИ. 2002). Следует, однако, учесть, что для повышения эффективности воздействия музыкальное сопровождение необходимо использовать определенным образом подобранные музыкальные композиции различных направлений Rock на каждом отдельном этапе тренировочного занятия по СЖГ (Ануров В.Л.,.2005).
В связи с психофизиологическими особенностями деятельности организма в разминочной части тренировочного занятия работоспособность гиревиков-жонглеров далека от максимальной и ритмика их двигательной активности не совпадает с необходимыми ритмами выполнения разминочных упражнений. Музыкальное сопровождение в данном случае используется для ускорения нормализации физиологических процессов в организме спортсменов, снятия монотонности разминочных упражнений. Как показывает практика, беговую часть разминки в равномерном темпе на открытом воздухе (1,5-2,5 км с ЧСС 140-150 уд/мин) спортсмены с удовольствием выполняют с плеерами под музыку Disco и Techno. Общеразвивающие упражнения и упражнения на растягивание мышц целесообразно выполнять в спортивном зале под музыку Blues-Rock и Blues, поскольку ритм и темп данных упражнений и музыкальное сопровождение таких направлений хорошо совпадают. Разминочные упражнения с гирями следует выполнять под «жесткую» ритмичную музыку Hard-Rock. Как показывает опыт, во избежание чрезмерного возбуждения спортсменов громкость музыкального сопровождения во время разминки не должна превышать 50 Дб (Ануров В.Л., 2005).
Организующая функция музыкального сопровождения во время разминочной части тренировочного занятия проявляется еще и в том, что отдельные молодые спортсмены достаточно высокой квалификации (1 разряд, кандидаты в мастера спорта), в обычных условиях часто пренебрегающие разминкой и проводящие ее только под жестким контролем тренера, легко «заводятся» при прослушивании любимых музыкальных композиций и проводят разминку по плану без лишних напоминаний.
В практике СЖГ основная часть тренировочного занятия включает в себя силовую подготовку с нагрузкой различной степени объема и интенсивности, совершенствование исполнения отдельных элементов СЖГ, их комбинаций и соревновательных программ. Для достижения максимального эффекта использования музыки на различных этапах основной части занятия музыкальное сопровождение необходимо подбирать соответственно интенсивности тренировочной нагрузки, темпу выполнения упражнений, индивидуальной ритмике движений и музыкальным вкусам спортсменов.
Лучше всего стимулирует спортсменов во время выполнения силовых упражнений с нагрузкой в зоне субмаксимальной и максимальной мощности сильно экзальтирующая музыка сверхагрессивного характера - Death-Rock и Thresh-Rock. Однако частое применение такого музыкального сопровождения в силовой подготовке гиревиков-жонглеров истощает нервную систему спортсменов: повышаются нервозность и раздражительность, ухудшаются результаты в силовых упражнениях. По-видимому, это связано с тем, что сверхбыстрый ритм музыки крайних направлений Rock не совпадает с общим ритмом тренировочного занятия, а также с неполным восстановлением сердечно-сосудистой системы и нервной системы спортсменов во время отдыха между подходами под действием агрессивной музыки быстрого темпа. Согласно проведенным опросам спортсменов наилучшим музыкальным сопровождением для силовых упражнений является музыка Rock среднего темпа и классические произведения музыки Hard-Rock (группы Deep Purple, Rainbow, Led Zeppelin, Eagles, Uriah Hecp, Black Subbath, Metallica и др.).
Произведения Death-Rock и Thresh-Rock эффективны в качестве музыкального сопровождения при выполнении упражнений для преимущественного развития анаэробных способностей организма (подъемы гирь в максимальном темпе в течение 3-5 мин, выполнение элементов с утяжеленными гирями, с двумя гирями одновременно, сложных и сверхсложных элементов), когда требуются предельное волевое напряжение и максимальная концентрация для координации мышечных усилий в условиях выполнения сложных силовых двигательных действий.
В подготовительном периоде тренировок по СЖГ и гиревому спорту вместо силовых упражнений могут применяться упражнения для развития аэробной выносливости спортсменов (упражнения с облегченными гирями, кроссы, упражнения на гребных и велотренажерах) с продолжительностью до 2 часов и интенсивностью по ЧСС 60-80 % от максимальной. Музыкальное сопровождение в этом случае необходимо для снижения монотонности тренировок и нагрузки на нервную систему спортсменов. Практически установлено, что наилучшим музыкальным сопровождением для выполнения аэробных упражнений являются произведения стилей Disco, Techno, Techno-Rock, Hard-Rock. Плохо сочетается с аэробной нагрузкой музыка Heavy-Metal-Rock, Death-Rock и музыка медленных темпов.
Музыкальное сопровождение на этапе технического совершенствования отдельных элементов, их комбинаций и соревновательных программ является одним из основных компонентов СЖГ, поэтому к нему предъявляются жесткие требования соответствия размера, темпа, ритма, лада музыкального произведения, тембра и громкости звука темпераменту, морфофункциональным показателям, технической подготовленности, типу нервной системы и индивидуальным вкусам спортсмена.
Специфика ритмических характеристик элементов СЖГ предполагает использование в качестве произведений размером 2/4 или 4/4 среднего темпа; причем ни темп, ни размер не должны изменяться на протяжении исполнения всей тренировочной или соревновательной программы. Ярко выраженный четкий ритм без синкоп и пауз, необходимый для технически правильного и выразительного исполнения программы, экспрессивный, мобилизующий, жизнеутверждающий стиль - другое важное требование к I музыкальному сопровождению в СЖГ. Этим требованиям удовлетворяют большинство пользующихся мировой популярностью произведений Rock, а также некоторые композиции российской и зарубежной эстрады. Произведения симфонической и инструментальной музыки использовать в качестве музыкального сопровождения нецелесообразно, поскольку отсутствие дополнительно, стимулирующего словесного компонента музыкальной композиции снижает работоспособность спортсменов, а сложный ритмический рисунок музыкального сопровождения может нарушить координационную целостность исполнения программы.
Музыкальное сопровождение для женских программ СЖГ отличается значительно большим разнообразием, чем для мужских. Согласно проведенным, опросам девушек-жонглеров, эмоциональное воздействие: музыкального сопровождения, гармоничное сочетание музыкального сопровождения и образа, создаваемого на помосте, повышение выразительности выступлений для них значительно важнее, чем возможное темпо-ритмовое несоответствие музыкального сопровождения и исполняемой программы. Поэтому наиболее часто в женском СЖГ используются эстрадные композиции и фольклорная музыка, в том числе легкого и юмористического жанров.
В процессе спортивных занятий наиболее эффективно не сплошное музыкальное озвучивание всей тренировки, а дискретное, перемежающееся с работой в обычных условиях, что сохраняет мотивацию спортсменов, тонизирует нервную систему и способствует преодолению монотонности тренировки. Оптимальный процент времени музыкального сопровождения тренировок, найденный эмпирически, равен 70-80 %. Поэтому на время отдыха между подходами (в СЖГ - до 10 мин) следует иметь отдельный небольшой зал с хорошей звукоизоляцией, оборудованный музыкальной аппаратурой. Уровень громкости музыкального сопровождения в этом случае не должен превышать 50 Дб (Ануров В.Л., 2004).
С.И. Кулагиным (2002) экспериментально установлено, что восстановительные процессы протекают в организме гиревиков на 5-22 '% эффективнее с использованием специально подобранного МС стилей Rock-Ballads, Blues-Rock, Art-Rock, классической симфонической и инструментальной музыки, музыки для расслабления и релаксации, а также звуков природы.
Таким образом, применение подобранного определенным образом музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков-жонглеров позволяет существенно ускорить рост их спортивного мастерства за счет:
а) стимулирования центральной нервной системы спортсменов, что дает больший прирост специальной работоспособности;
б) повышения скорости восстановления спортсменов в перерывах между подходами во время тренировки, что дает возможность увеличить продолжительность занятия, интенсивность и объем тренировочной нагрузки;
в) снижения монотонности и однообразности тренировок.
|
|