II. Работа с веществами и растворами Биологическая химия
Для бакалавров направления «Биология»
Рабочая тетрадь
Студент (ка) _______________________
Группа № ________________________
Москва
Издательство РГАУ-МСХА
Биологическая химия: Рабочая тетрадь / Составители: С.В. Савчук., Т.В. Саковцева, М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2015. 92 с.
В рабочей тетради изложен учебный материал для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Биологическая химия».
Предназначено для студентов очного отделения факультета зоотехнии и биологии, обучающихся по направлению «Биология»
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол №46 от 22 мая 2015 г.)
© Савчук С.В., Саковцева Т.В., 2015
© ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА
имени К.А. Тимирязева, 2015
© Издательство РГАУ-МСХА, 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА.. 3
Занятие № 1. «Введение в курс». 3
Занятие № 2. «Физико-химические основы биохимических процессов. Растворимость биогенных соединений». 3
Занятие № 3. «Физико-химические свойства углеводов». 3
Занятие № 4. «Физико-химические свойства липидов». 3
Занятие № 5. «Строение и физико-химические свойства аминокислот и белков» 3
Занятие № 6. «Ферменты». 3
Занятие № 7. «Ферментативный катализ». 3
Занятие № 8. «Роль витаминов в метаболизме». 3
Занятие № 9. «Гормональная регуляция обмена веществ». 3
Занятие № 10. Коллоквиум I: «Уровни организации биогенных соединений. Ферменты. Витамины. Гормоны». 3
Занятие № 11. «Обмен веществ и энергии». 3
Занятие № 12. «Цикл трикарбоновых кислот». 3
Занятие № 13. «Обмен углеводов (часть 1)». 3
Занятие № 14. «Обмен углеводов (часть 2)». 3
Занятие № 15. «Обмен липидов (часть1)». 3
Занятие № 16. «Обмен липидов (часть 2)». 3
Занятие № 17. «Биологические свойства клеточных мембран». 3
Занятие № 18. Коллоквиум I I: «Обмен веществ и энергии». 3
Занятие № 19. «Белковый обмен (часть 1)». 3
Занятие № 20. «Белковый обмен (часть 2)». 3
Занятие № 21. «Биохимическая детоксикация». 3
Занятие № 22. «Обмен нуклеиновых кислот и молекулярные механизмы синтеза белка» 3
Занятие № 23. «Контроль практических навыков биохимического анализа». 3
Занятие № 24 - 25. Семинар на тему: 3
«Биологические основы, опыт и перспективы использования в животноводстве ферментных препаратов, витаминов и микроэлементов. Взаимосвязь углеводного, липидного и азотистого обменов. Биохимическая адаптация». 3
Приложение 1. 3
Приложение 2. 3
Введение
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Биологическая химия» состоит в подготовке студентов направления «Биология» к комплексному подходу при решении таких профессиональных задач как эксплуатация животных, проведение научных исследований.
В задачи дисциплины входит формирование системных знаний о свойствах дисперсных систем и растворов биополимеров; энергетике и кинетике химических процессов в организме; обмене веществ и энергии в организме; обучение студентов правилам техники безопасности при работе с лабораторной посудой и техникой; получение навыков выполнения биохимических анализов; стимулирование учебно-исследовательской работы студентов; привить умение оценивать информативность результатов анализа на базе знания теоретических основ биологической химии.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестр 4
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
| Аудиторные занятия
|
|
| Лекции
|
|
| Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ)
|
|
| Коллоквиум (К)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Вид итогового контроля
| | Диф. зачет
|
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Текущий контроль:рейтинговая оценка знаний студентов,
отчет о лабораторной работе.
Промежуточный контроль: коллоквиумы.
Итоговый контроль –дифференцированный зачет.
Система рейтинговой оценки
Соответствие баллов текущей проверки знаний
традиционным оценкам
| Оценки:
| «Удовлетворительно»
| «Хорошо»
| «Отлично»
| Баллы:
| 6,0 - 7,4
| 7,5 - 8,9
| 9 - 10
|
Система итоговой оценки знаний
(правомерно для студентов не имеющих пропусков лекций и ЛПЗ)
Виды учебной
деятельности
| Количество
| Максимальный балл
| Максимальная сумма баллов
| Лабораторная
работа
|
|
|
| Контрольная
работа
|
|
|
| Коллоквиум
|
|
|
| Семинар
| 1
| 100
| 100
| Всего:
|
|
|
| 90% и выше от максимальной суммы баллов – зачет автоматом (отметка 5);
85% – зачет автоматом (отметка 4);
Студенты, набравшие менее 60% от максимальной суммы баллов – к сдаче диф. зачета не допускаются.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/п
| Автор, название, издательство, год издания
| ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА *
|
| Березов Т.Т. Биологическая химия. М.: Медицина, 2012 г.
|
| Метревели Т.В. Биохимия животных. С.П. Лань. 2005 г.
| ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА *
|
| Григорьев В.С. Лекции по биохимии с основами физической и коллоидной химии. Самара. 2002 г.
|
| Кольман Я., Рем К. Наглядная биохимия. М: Мир, 2000 г
|
| Ленинджер А. Основы биохимии (в 3-х томах). М.: Мир, 1985 г.
|
| Пустовалова Л.М. Практикум по биохимии. Ростов-на Дону: Феникс. 1999 г.
|
| Северин Е.С., Николаев А.Я. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. М. ГЕОТАР-МНД. 2013 г.
|
| Эллиот В., Эллиот Д. Биохимия и молекулярная биология. М.: изд. НИИ биомед. Химии РАМН, 2000 г.
| | | | | * - в алфавитном порядке
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА
НА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Каждый студент имеет в лаборатории постоянное место. Степень подготовленности к занятию систематически проверяется путем опроса в течение 15 мин с использованием контрольных вопросов из рабочей тетради. Проверку результатов лабораторных заданий, выполненных студентами, преподаватель начинает за 10 мин до конца занятия. Пропущенные или не зачтенные занятия студент должен отработать в течение ближайших двух недель.
Правила техники безопасности при работе
В биохимической лаборатории
Работа в биохимической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества, используемые в ходе практических занятий, в той или иной степени ядовиты, огнеопасны или взрывоопасны. Существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работающего в лаборатории независимо от характера эксперимента.
I. Общие требования к поведению студентов в аудитории
1. Соблюдениетребований настоящих Правил обязательно для студентов, работающих в аудитории.
2. Посторонние лица допускаются в аудиторию в момент проведения эксперимента только с разрешения преподавателя.
3.В лабораториизапрещенонаходиться в верхней одежде.
4. В биохимической лаборатории студенты обязаны находиться в халатах, проявлять осторожность в движениях, быть внимательными к указаниям преподавателя и лаборанта.
5. Запрещается загромождать проходы и лабораторные столы сумками.
6. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо подробно изучить порядок ее проведения.
7. Следует соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с оборудованием, реактивами, нагревательными приборами и методами нагревания реактивов, наполнению сосудов и т.д.
8. Без разрешения запрещается проводить опыты, не предусмотренные планом занятия.
9. Запрещается прием пищи в биохимической лаборатории.
10. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д. необходимо ставить в известность преподавателя или лаборанта.
11. Уборку рабочих мест по окончании работы следует произвести с указаниями преподавателя.
12. По окончании лабораторных работ студенты должны вымыть руки с мылом.
13. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии студенты должны немедленно сообщить об этом преподавателю или лаборанту.
14. При возникновении в аудитории во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и следовать указаниям преподавателя.
II. Работа с веществами и растворами
15. Насыпать или наливать вещества можно только над столом или специальным подносом. Для опыта следует брать только указанное количество вещества.
16. Без разрешения нельзя ошибочно взятый излишек реактива сыпать (сливать) обратно в склянку или банку.
17. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые химические вещества без разрешения преподавателя.
18. Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, проводить только в вытяжных шкафах при включенной принудительной вентиляции.
19. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок, но не руками. Измельчение твердых веществ разрешается проводить только в фарфоровой ступке с помощью пестика.
20. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нельзя закрывать отверстие пальцем при встряхивании.
21. Растворение щелочи следует проводить в фарфоровой посуде путем добавления к воде небольших порций вещества, при непрерывном помешивании. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипчиками.
22. При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, нельзя вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.
23. Пролитую кислоту или щелочь следует засыпать чистым сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жидкости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации.
24. Обо всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных веществах, реактивах нужно сообщить преподавателю или лаборанту.
25. Растворы из реактивных склянок необходимо наливать так, чтобы при наклоне, этикетка оказывалась сверху (этикетка в ладони). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем посуды, куда наливается жидкость.
26. Жидкие реактивы отбирать чистыми пипетками при помощи груши, либо автоматического дозатора.
27. При попадании на кожу растворов кислот или щелочей необходимо смыть их (после стряхивания видимых капель) сильной струей холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2%-ным раствором уксусной кислоты или гидрокарбонатом той же концентрации) и ополоснуть водой.
28. Без разрешения запрещается выливать в канализацию отработанные растворы и любые химические реактивы. Необходимо сливать их в склянки, предназначенные для этой цели.
|