Опыт 3. Получение эмульсии жира в воде. Эмульсией называется дисперсная система, состоящая из взаимно нерастворимых жидких фаз. Вещества, образующие различные фазы, должны сильно отличаться по своей полярности. Как правило, эмульсии являются грубодисперсными системами, устойчивыми только в присутствии эмульгаторов (стабилизаторов).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
Реактивы. 1. Дистиллированная вода.
2. Растительное масло.
3. Мыло, 5%-ный раствор.
1. Возьмите пробирку. До половины заполните ее дистиллированной водой. Добавьте несколько капель растительного масла.
2. Заткните пальцем и хорошенько встряхните пробирку до образования нестойкой (расслаивающейся) эмульсии.
3. Добавьте в пробирку 0,5 мл раствора мыла. После взбалтывания смеси образуется стойкая (нерасслаивающаяся) эмульсия.
Объясните, почему мыло стабилизирует эмульсию?
Опыт 4. Определение изоэлектрической точки белка (демонстрационный).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Стеклянная палочка.
Реактивы. 1. Дигидрофосфат калия, 0,2 М раствор.
2. Лимонная кислота, 0,1 М раствор.
3. Желатин, порошок.
1. Возьмите 7 пробирок одинакового диаметра.
2. Насыпьте в каждую пробирку меркой по 1 мл измельченного в порошок желатина.
3. Прилейте в каждую пробирку по 10 мл буферного раствора с определенной величиной рН (приготовление буферных растворов см. таблицу).
рН буферного раствора
|
|
|
|
|
|
|
| 0,2 М р-р КН2РО4(мл)
| –
|
|
|
|
|
|
| 0,1 М р-р лимонной к-ты (мл)
|
|
|
|
|
|
| –
|
Через 15-20 мин измерьте высоту каждого столбика набухшего желатина. Постройте график зависимости степени набухания от величины рН и определите изоэлектрическую точку желатина (рI). Аргументируйте ответ.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Занятие № 3. «Физико-химические свойства углеводов»
Цель занятия: изучить качественные реакции углеводов, лежащих в основе их количественного определения в биологическом материале.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1. Биологические функции углеводов.
2. Классификация углеводов.
3. Строение углеводов.
4. Физико-химические свойства углеводов.
5. Строение и свойства гетерополисахаридов. Биологическая роль данных соединений.
Дата выполнения______ Балл _____Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
Опыт 1. Качественная реакция Молиша на пентозную группировку.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Глюкоза, 1%-ный раствор.
2. Сахароза, 1%-ный раствор.
3. Крахмал, 1%-ный раствор.
4. a-нафтола, 0,1%-ный раствор.
5. Серная кислота, концентрированная.
6. Яичный белок, 10%-ный раствор.
7. Уксусная кислота, концентрированная.
1. В пробирку добавьте 0,5 мл 1%-ного раствора углевода (глюкозы или сахарозы).
2. Добавьте 2 капли свежеприготовленного 0,1%-ного спиртового раствора a-нафтола (или 1%-ного спиртового раствора тимола). Смесь слегка мутнеет из-за выпадения a-нафтола в осадок.
3. Осторожно из пипетки по стенке пробирки прилейте 1 мл концентрированной серной кислоты так, чтобы она опустилась на дно, не смешавшись с водным слоем. При наличии в исследуемой пробе углеводов на границе слоев появляется красно-фиолетовое кольцо.
4. Повторите пункт 1-3 с 0,5 мл раствора яичного белка.
5. Повторите пункт 1-3 с муцином слюны.
Муцин – вещество, входящее в состав слюны, которое увеличивает ее вязкость, загущает и способствует образованию пены.
Объясните результаты опыта.
Опыт 2. Качественная реакция Троммера на редуцирующие сахара.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Глюкоза, 1%-ный раствор.
2. Сахароза, 1%-ный раствор.
3. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.
4. Сульфат меди, 1%-ный раствор.
1. Возьмите две пробирки.
2. В одну из 2-х пробирок налейте 1 мл 1%-ного раствора глюкозы, во вторую – 1 мл 1%-ного раствора сахарозы.
3. В обе пробирки добавьте по 5 капель 10%-ного раствора гидроксида натрия и 2 капли 1%-ного раствора сульфата меди (II).
4. Нагрейте пробирки до кипения (не кипятите!).
Объясните, почему глюкоза дает положительную пробу Троммера (желтый или красно-коричневый осадок), а сахароза нет?
Опыт 3. Гидролиз крахмала в кислой среде.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Водяная баня, кипящая.
4. Секундомер.
5. Стеклянная палочка.
Реактивы. 1. Глюкоза, 1%-ный раствор.
2. Дистиллированная вода.
3. Крахмал, 1%-ный раствор.
4. Соляная кислота, концентрированная.
5. Люголя раствор.
1. В пробирку налейте примерно 3 мл 1%-ного раствора крахмала и 3 капли концентрированной соляной кислоты.
2. Поставьте пробирку в кипящую водяную баню.
3. Через 2 минуты возьмите 0,5 мл раствора пипеткой и вылейте в пробирку с 3-мя мл дистиллированной воды. Сюда же добавьте 1 каплю раствора Люголя или йода. Занесите в таблицу наблюдаемую окраску раствора.
4. Пробирку с раствором крахмала кипятите еще 3 минуты, и снова проведите такую же пробу с йодом.
5. Описанную последовательность действий проводите до тех пор, пока реакция с йодом не будет отрицательной (жидкость окрашивается в желтый цвет).
Время с момента начала кипения
| Цвет раствора крахмала с реактивом Люголя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. С гидролизатом крахмала (нейтрализованного по лакмусу) проведите реакцию Троммера (см. опыт 2).
Объясните результаты эксперимента.
Дата выполнения ______ Балл ______ Подпись преподавателя ____________
Занятие № 4. «Физико-химические свойства липидов»
Цель занятия: cформировать знания о физико-химических свойствах липидов.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1. Биохимические функции липидов в организме животных.
2. Классификация и строение липидов.
3. Физико-химические свойства липидов.
4. Строение и функции холестерина и животного воска.
5. Строение и функции фосфолипидов.
6. Строение и функции полиненасыщенных жирных кислот.
Дата выполнения ______ Балл ______ Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
Опыт 1. Образование жирной капли и её экстракция.
Приборы. 1. Фильтровальная бумага.
2. Капилляры.
Реактивы. 1. Диэтиловый эфир.
2. Ацетон.
3. Растительное масло.
4. Хлороформ.
1. На фильтровальную бумагу нанесите 3 отдельные капли масла, размером около 1 см.
2. К центру первой капли дотроньтесь стеклянным капилляром содержащим диэтиловый эфир (хлороформ), ко второй - ацетон, к третьей - воду.
3. Опишите результаты опыта и сделайте выводы.
Опыт 2. Изучение свойств насыщенных и ненасыщенных жирных кислот.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Жир.
2. Сливочное масло.
3. Растительное масло.
4. Хлороформ.
5. Йод, 0,001 н спиртовой раствор.
1. Возьмите три сухие пробирки.
2. В первую пробирку поместите 0,5 г свиного сала, в другую - 0,5 г сливочного масло, в третью - 0,5 мл растительного масла.
3. Нагрейте первые две пробирки, чтобы сало и масло было жидкими.
4. Ко всем пробиркам добавьте по 2 мл хлороформа.
5. Титруйте полученные смеси 0,001 н спиртовым раствором йода, считая количество капель, пошедших на титрование до появления отчетливой розовой окраски.
Запишите число капель йода, пошедшего на титрование каждого вида жира и расположите жиры в порядке убывания степени насыщенности. Объясните принцип определения степени ненасыщенности жиров.
|